13 Июня 2006 00:00

Величие тайн Божественных

Автор: Виктория БЕЛОВА (по книге Гермогена Шиманского «Литургика: таинства и обряды»)

Месяц январь знаменит не только Рождеством Христовым, но и Крещением. Некоторые россияне исполняют это таинство, будто соблюдают историческую традицию, зная о его значении. А между тем это великое событие, преисполненное особым смыслом.

ТАЙНА ОБРЯДА

Польза от совершения обрядов будет только тогда, когда они будут исполняться не машинально, а осмысленно. Поэтому священники, сознавая всю высоту и значение совершаемых таинств и сопровождающих их обрядов, хранят себя от небрежного, невнимательного их совершения, от поспешности и неразумных сокращений.

Господь так устроил, что мы становимся причастными совершенному Им спасению не буквальным повторением Его Креста, Его крестной смерти, а иным путем, путем крещения в Его смерть, не нарушая естественного течения нашей жизни на земле. Как же это совершается? Каждому из нас по закону природы в определенное время предлежит смерть.

Но умереть естественной смертью еще не значит стать причастным спасительной смерти и воскресению Господа Спасителя. В таинстве Крещения дан нам некий способ подражания Началоположнику нашего спасения Господу Иисусу Христу, «приводя в действие, что Им прежде было совершено», то есть спасительные смерть и воскресение. Прививаясь Христу верою, мы с Ним, «добровольно умершим за нас, умираем иным образом, а именно: погребаясь в таинственной воде чрез крещение, чтоб вслед за уподоблением смерти последовало и уподобление воскресению» (святитель Григорий Нисский).

Все умершие имеют свое место – землю, в которой погребаются. Земля же имеет ближайшей к себе стихией воду. И так как смерть Спасителя сопровождалась погребением в землю, то и наше подражание смерти Христовой изображается в ближайшей к земле стихии — воде. Мы вместо земли наливаем воду и, троекратно погружаясь в этой стихии (во имя Святой Троицы), «подражаем благодати воскресения».

Таким образом, усвоение нами смерти и воскресения Христовых в крещении имеет главным образом действие в онтологическом смысле (то есть изменяет все бытие человека, его естество), а не только нравственное и символическое (как учат протестанты, сектанты). В человеке происходит совершаемое благодатью Божьей изменение во всем его существе и бытии.

Для чего же за крещением следует миропомазание? В образе умерщвления, представляемом посредством воды, производится уничтожение примешавшегося порока, некоторое пресечение непрерывности зла.

Порок теперь как бы гнездится на периферии. Борьба с ним будет всю жизнь. Во втором таинстве, таинстве Миропомазания, крещенный получает «Божественное освящение», дары Святого Духа, возвращающие и укрепляющие в жизни духовной: благодатью Святого Духа подается крещенному «утверждение в вере», избавление от козней «лукавого», соблюдение души «в чистоте и правде» и благоугождении Богу, чтобы быть «сыном и наследником Небесного Царствия».

То есть Крещение есть таинство, в котором человек при троекратном погружении в воду с произнесением слов: «Крещается раб Божий (или раба Божия) во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь», — очищается от грехов и возрождается для жизни духовной, благодатной.

ИСТОРИЯ ОБРЯДА

Таинство Крещения, как и все другие таинства, установлено Иисусом Христом, незадолго пред Его вознесением на небо. Господь дал заповедь апостолам сначала научать людей вере, а потом крестить их во имя Святой Троицы. На основании данных Иисусом Христом наставлений апостолы определили чин и порядок крещения и передали это своим преемникам. В век апостольский (I—II век) крещение отличалось простотою. Оно состояло из наставления в вере Христовой, или оглашения, покаяния, или отречения от прежних заблуждений и грехов, открытого исповедания веры во Христа и самого крещения чрез погружение в воду с произнесением слов «во имя Отца и Сына и Святаго Духа».

В конце II века и в III веке в чин крещения введен был ряд новых действий. Подготовка к крещению и испытание (оглашение) совершались в более продолжительный срок времени (от нескольких дней до нескольких лет). Это происходило из-за того, чтобы не принять слабых в вере, которые во время гонений могли бы отречься от Христа или предавать христиан язычникам.

III веке были введены пред крещением заклинания, отречение от сатаны, сочетание Христу, после этого помазание всего тела елеем. Перед погружением в воду было освящение воды. После крещения новопросвещенного облачали в белые одежды и надевали венец (на Западе) и крест.

Восполнение чина крещения, начавшееся во II веке, значительно усилившееся в III веке, продолжалось и в эпоху IV и V веков, хотя и не в такой степени, как прежде.

В это время литургическая сторона достигла наиболее полного развития и оформления. В IV—VIII вв. составлены многие молитвы, которые и теперь существуют в чине оглашения, освящения воды и крещения.

Крещение совершалось преимущественно в определенные дни, особенно в праздники Пасхи, Пятидесятницы, Богоявления, а также в дни памяти апостолов, мучеников и в храмовые праздники. Этот обычай существовал уже в III веке, но в IV веке получил особое распространение.

О древности всех обрядов и действий оглашения и крещения свидетельствуют древнейшие письменные памятники: Апостольские постановления, Правила святых апостолов и соборов (Второй Вселенский Собор), писания отцов и учителей Церкви (Тертуллиана, Кирилла Иерусалимского, Григория Богослова), древнегреческие Требники, начиная с VII—VIII вв.

Как таинства, так и другие священнодействия сопровождаются соответствующими обрядами. Святые отцы, просвещенные благодатью Святого Духа, хорошо понимали, что человеку, погруженному в чувственную жизнь, необходимы внешние возбудители, чтобы ему возвышаться к предметам невидимым, Божественным. Для этого они установили разные обряды при совершении таинств и вообще богослужения, чтобы тем яснее изобразить величие тайн Божественных, возбуждать умы верующих посредством видимых знаков к созерцанию духовных предметов, пробуждать чувства веры, благоговения, умиления и благодарности Богу за Его благодатные дары и благодеяния, явленные в Искуплении.


Партнёры