В крестный ход за верой и покаянием
Фото: Первоиерарх Русской Православной Церкви За Рубежом митрополит Лавр и Патриарх Московский и всея Руси Алексий II во время подписания «Акта о каноническом общении»
Одним из знаменательных событий церковной жизни в этом году стало воссоединение Русской Православной Церкви. В праздник Вознесения, 17 мая 2007 года, в храме Христа Спасителя первоиерархи Патриарх Алексий II и митрополит Лавр (Русская Православная Церковь За Границей) подписали «Акт о каноническом общении», согласно которому восстановлено литургическое единение расколотой революцией русской Церкви.
Вознаменование этого события через всю территорию России, от Владивостока до Москвы, пройдет уникальный крестный ход «Под звездой Богородицы». Первые его участники уже преодолели около 600 км по территории Приморья и передали эстафету Хабаровской епархии. Так от епархии к епархии крестный ход дойдет до Москвы. Также пройдут еще семь пеших крестных ходов, которые начнутся из Барнаула, Якутска, Ростова-на-Дону, Санкт-Петербурга и Архангельска, Иерусалима и Афона – центров Вселенского православия. Все эти торжественные шествия будут символизировать восемь лучей звезды Богородицы. В июне 2008 года участники крестных ходов встретятся в Москве.
В крестном ходу, отправившемся из Владивостока, приняли участие сотни верующих. Что же заставляет людей отправляться в нелегкий путь с хоругвями и крестами?
КРЕСТНЫЙ ОТ СЛОВА «КРЕСТ»
Свое название крестные ходы получили от слова «крест», поэтому и произносится «крестный» ход, а не «крёстный», как можно иной раз услышать. Шествие с крестом впереди прежде всего напоминает нам о пути на Голгофу, когда Спаситель нес крест на своих плечах. Но духовный смысл крестного хода далеко не исчерпывается образом страданий Господа и крестного пути как пути мученического.
Еще до рождения Христа, в Ветхом Завете, уже даются прообразы крестных ходов. К таковым можно отнести исход израильтян из Египта в Землю обетованную; переход сынов Израилевых через Иордан, когда они несли впереди «ковчег завета Божия» и текущая вода для них остановилась, так что люди смогли по ней пройти (Иисус Навин, 3, 9-17). Описан в Библии и такой эпизод, когда обход людьми стен города помог им сокрушить твердыню: так совершилось чудесное падение стен Иерихона. Сам Господь говорит народу: «Пойдите вокруг города все, способные к войне, и обходите город однажды в день и это делайте шесть дней. И семь священников пусть несут семь труб юбилейных перед ковчегом; а в седьмой день обойдите вокруг города семь раз, и священники пусть трубят трубами. Когда затрубит юбилейный рог, когда услышите звук трубы, тогда весь народ пусть воскликнет громким голосом; и стена обрушится до своего основания, и весь народ войдет в город…» (Иисус Навин, 6, 2-4) Возможно, именно к этому библейскому событию восходит традиция совершать молебен и крестный ход перед началом битвы. Пример такого крестного хода прекрасно показан в фильме Сергея Бондарчука «Война и мир», когда русское войско молится перед Бородинским сражением. Не прервалась эта традиция и в советское время. Сегодня доподлинно известно, что во время Великой Отечественной войны перед решающими битвами под Москвой, Сталинградом также совершались крестные ходы, правда, несколько необычные: самолет с иконой Казанской Божьей Матери, именно она считается покровительницей Руси, облетал перед началом военных действий всю линию фронта.
В Новом Завете мы встречаем и несколько иной образ торжественного шествия. Вход Господень в Иерусалим – образец крестного хода, данный самим Господом. Народ приветствует Христа пальмовыми ветвями, устилает его путь дорогими одеждами, восклицает: «Осанна вышних!» Вслед за Христом мы совершаем крестные ходы в праздничные дни. Особенно если это храмовый, или как еще говорят, престольный праздник, когда мы отмечаем событие, в честь которого названа та или иная церковь. Как правило, в такой день прихожане во главе с настоятелем храма торжественно, с хоругвями и иконами или иными святынями, совершают обход подворья. С этим праздником также связана традиция паломничества, путешествия к святыням. Считается, что слово «паломник» произошло от слова «пальмовник», то есть несущий пальмовую ветвь.
Особенный крестный ход – Пасхальный. Он восходит к другому евангельскому событию, когда женымироносицы приходят к гробу Господню и не находят там мертвого Христа (Матф. 28, 1-8). Так же как и эти женщины, мы перед началом пасхального богослужения обходим храм в сумраке ночи. Но вот священник отворяет двери храма, точно камень, которым был завален вход в пещеру, и сквозь дверной проем на нас льется поток света. Из темноты кажется, что все внутреннее убранство храма сияет. Раздаются радостные возгласы: «Христос воскресе!», в напоминание о том, как ангел возгласил эту радостную весть святым женам. На Светлой седмице крестные ходы совершаются после каждого утреннего богослужения, и многие верующие стремятся участвовать в них именно в эти святые дни, считая их особо благодатными.
НАРОДНАЯ ТРАДИЦИЯ: КРЕСТНЫЙ ПУТЬ К ВОЗРОЖДЕНИЮ
Традиция проведения крестных ходов была любима и почитаема на Руси со времен принятия христианства. Всенародное шествие с иконами и крестами стало одним из символов России, недаром к этому сюжету обращались многие выдающиеся русские художники:
и Репин («Крестный ход в Курской губернии»), и Нестеров («Крестный ход с явленной иконой Божией Матери»), и многие другие.
По-своему наивная народная вера в заступничество святых угодников, которых чествовали во время крестного хода, была безгранична. Известно, что в России христианство было тесно переплетено с земледельческими традициями, зачастую восходящими к языческим обрядам. Крестные ходы устраивались по случаю начала и окончания сельскохозяйственных работ, первого весеннего выгона скота, в дни засухи или во время проливных дождей. В Бобровском уезде Воронежской губернии крестный ход во время засухи проходил следующим образом: «В назначенный день все собираются в церковь и, отстоявши утреню и литургию, поднимают образа и хоругви и обходят кругом все поле. Впереди идут с иконами, за ними – священник несет крест; сопутствующий клир поет богородичны гласы и разные духовные песни; за клиром следует народ разного пола и возраста. В пяти местах, вперед избранных, весь ход останавливается, и служат молебны с водоосвящением.
Первый молебен посвящали Спасителю; по окончании молебна все прикладывались ко кресту, и священник кропил каждого святой водой; оставшуюся воду выливали на пашню. Второй молебен посвящали Божией Матери; третий – святителю Николаю; четвертый – пророку Илье. Пятым служили молебен о бездождии».
С приходом советской власти традиции проведения крестных ходов постепенно уходят в прошлое.
Сначала в 1918 году вместе с декретом «Об отделении церкви от государства» выходит специальная инструкция, где говорится, что «религиозные шествия, а также совершение каких бы то ни было религиозных обрядов на улицах и площадях допускается лишь с письменного разрешения местной советской власти». Затем, в 30-е годы, правительство переходит от слов к решительным действиям. Разрушения храмов и аресты священнослужителей приводят к тому, что люди начинают совершать паломничества без священников и почти что тайно. Но в 40-е годы, и особенно после начала войны, отношение власти к «религиозным предрассудкам» населения меняется.
Она даже пытается использовать народную веру в своих интересах, например для сбора средств на нужды обороны. Так, в июне 1944 года, к месту явления Табынской чудотворной иконы Божией Матери – одному из центров народных паломничеств, специально было разрешено выехать двум священникам из Уфы и Стерлитамака. Они провели службу и призвали верующих помочь фронту, провели сбор средств.
Было собрано и сдано государству 50 тыс. руб. В 40е годы во многих местах, и особенно в деревнях, проходят сельские крестные ходы, молебны на полях, паломничества к разрушенным святыням. Всего же к началу 50-х годов в центральной части России насчитывалось около 80 мест паломничеств. В основном это были святые источники, находившиеся на месте бывших монастырей, церквей, часовен. Некоторые из них, в отсутствие действующих церквей, приобрели значение мест постоянных богослужений. В Москве местом массового паломничества стало Введенское кладбище, где чудотворной считалась статуя Спасителя, стоявшая на одном из надгробий.
Но после войны власть снова «отменяет послабления» для верующих. В 1948 году выходит решение Святейшего Синода, продиктованное Советом по делам Русской Православной Церкви, о прекращении молебнов на полях и крестных ходов. Но реально сходить на нет они стали в период хрущевских гонений, когда против крестных ходов была развернута целая кампания по искоренению.
ЗА ВЕРОЙ И ПОКАЯНИЕМ
С началом возрождения православия в нашей стране в конце 80-х годов вышла из подполья и возрождается традиция проведения крестных ходов. С каждым годом их организуется все больше, они становятся все более массовыми. Это свидетельствует не только о том, что увеличивается число верующих, но и о том, что люди во время крестного хода получают особую молитвенную помощь.
«Вера без дел мертва», – говорит апостол Иаков (Иак. 2, 20). Участие в крестном ходе считается одним из дел, которые ведут к исправлению души, к принесению «достойных плодов покаяния». Не случайно сегодня многие возродившиеся крестные ходы носят покаянный характер. Ежегодно в Санкт-Петербурге в первый день нового года, 1 января, в день памяти мученика Вонифатия проходит крестный ход.
Считается, что мученик Вонифатий помогает избавиться от греха винопития. Этот крестный ход посвящен борьбе с пьянством.
Возрожден и крестный ход, посвященный борьбе с грехом детоубийства. Он проходит из села Белая Холуница в Вятской области до источника Божией Матери. В 1917 году житель этой деревни, доведенный до отчаяния, убил троих своих детей. Когда крестьянин сжег тела детей в печке, то люди увидели, как из трубы его дома вылетели три голубя. Ходит легенда, что этот крестный ход всегда проходит в тяжелых погодных условиях: неожиданно холод сменяется жарой, дождь – ветром, но желающих покаяться с каждым годом становится все больше.
Пожалуй, самым известным крестным ходом, получившим в 2000 году статус Всероссийского, стал Великорецкий крестный ход, который совершается из Кирова в село Великорецкое – на место явления чудотворной иконы святителя Николая. В 1383 году икону святителя Николая обнаружил на берегу реки Великой крестьянин из деревни Крутицы. Когда впоследствии от иконы начали происходить чудеса, жители города Хлынова, тогдашней столицы Вятского края, попросили отдать этот образ в город, пообещав ежегодно приносить его на место явления. В 20-х годах прошлого века Великорецкий образ святителя Николая таинственным образом исчез, крестные ходы почти прекратились. Но люди и сегодня верят в возвращение святыни, и в этом году к реке Великой отправились около 17 тыс. паломников.
Любопытно, что среди паломников в последние годы встречается довольно много иностранцев. В основном из Чехии, США, прибалтийских республик.
Можно сказать, что за границей участие в наших крестных ходах становится популярным. Это своего рода способ познания таинственной русской души. Как вспоминает о Великорецком крестном ходе американский профессор-историк Лэрри Холмс: «Будучи чрезвычайно усталым, я видел людей, которым было еще хуже, чем мне. Их образы постоянно встают передо мной: старушка, идущая вперед без жалоб, несмотря на свой возраст и явное недомогание; бабушка, в ужасную жару одетая в зимнее пальто и помогающая своему внуку; женщина с истертыми лодыжками из-за неподходящих ботинок; отец, несущий через болото своего сына, быстро уснувшего и бессильно свесившегося через отцовское плечо, с мотающейся головой; священники, пробирающиеся сквозь толпу и воодушевляющие паломников своим примером и словом; люди, которые в пути читали вслух и пели молитвы, и люди, которые обсуждали со мной значение всего этого. Однако самая большая помощь в самое трудное время приходила не от какого-то одного человека, а от всех: от людей впереди, вокруг и позади меня, неустанно идущих, несмотря ни на какие обстоятельства. Так все помогали всем. Эгоистическое во мне исчезло. Но я чувствовал, как «я» дало силу целому. И именно целое, а не части, «все», а не «кто-то», «мы», а не «я» имело ценность...» Русская Православная Церковь имеет для обозначения этого явления слово «соборность».
Наверное, не случайно в честь объединения Русской Православной Церкви со своей зарубежной сестрой решено провести многокилометровые крестные ходы. Участие в крестном ходе сплачивает людей. Так же как сплачивает их литургическое единство, которое, благодаря объединению церквей, теперь могут иметь тысячи православных в России и за рубежом. Подписание «Акта о каноническом общении» по-разному оценивали и политики, и религиозные деятели. Но при всей разности мнений несомненно одно – людей, объединенных одной верой, одним образом жизни, одними чаяниями и надеждами, теперь будет больше.