Другие материалы смотрите в издании ВВП №30

Автор: Оксана СЕВЕРИНА

В ноябре под патронатом Русской православной церкви прошло два кинофестиваля: IV Международный благотворительный кинофестиваль «Лучезарный ангел» и XII Международный фестиваль православного кино и телепрограмм «Радонеж».

ЧЕТВЕРТЫЙ «ЛУЧЕЗАРНЫЙ»

Вмешательство Церкви в кинобизнес – это естественная реакция на засилье на телевидении и в кинотеатрах фильмов, пропагандирующих агрессию, насилие, разрушающих семейные ценности и деформирующих сознание детей и молодежи. Не случайно девизом кинофестиваля «Лучезарный ангел» стали слова: «Доброе кино возвращается».

На фестиваль было представлено более 150 работ кинематографистов из России и стран СНГ. Это художественные и документальные киноленты, анимационные фильмы. Картины мастеров, дебютантов и даже студенческие работы. Как отметила председатель жюри кинофестиваля, народная артистка РФ Екатерина Васильева:

«Несмотря на заявленную православную тематику, на конкурс пришло очень много хороших фильмов. Я просмотрела весь документальный ряд и затрудняюсь выделить какие-либо картины. Всех надо поощрить». Скорее всего жюри пошло именно по этому пути, отметив призами: «За лучший документальный фильм» – фильм Валерия Золотухи и Галины Леонтьевой «Ребро. Портрет жены художника на фоне эпохи»; «За яркое воплощение темы возрождения духовности» – фильм Акима Салбиева «11 писем к Богу»; «За реальное воплощение чуда веры» – фильм Александра Тяпова «Хрустальный мальчик» и многие другие работы в оригинальных номинациях. Десять лучших документальных фильмов были награждены патриаршими грамотами, и еще десять были признаны лауреатами фестиваля. Словом, жюри постаралось сделать так, чтобы были отмечены премиями все талантливые работы, учитывая и тот факт, насколько сложно сегодня найти средства на «некоммерческое предприятие», каким считаются фильмы с духовнонравственным содержанием.

Приз зрительских симпатий получил фильм «Ванечка» режиссера Елены Николаевой, где речь идет о том, как молодая девушка, стремящая стать артисткой, меняет свою судьбу под влиянием обстоятельств и становится приемной матерью оставшемуся без родителей малышу. Особым призом, огромной плюшевой лошадью, наградили и Максима Колесникова – за лучшую детскую роль в фильме «Ярик», поднимающую тяжелую тему убийства детей ради трансплантации органов. Гран-при, был присужден новому анимационному фильму Александра Петрова «Моя любовь».

Возможно, по своей образности, по богатству языка фильм покажется сложным современному подростку, тем не менее «Моя любовь» – это именно то кино, на котором сегодня можно и нужно воспитывать детей.

После просмотра к авторам фильма подходили юные зрители и благодарили за создание такой картины.

Кинофестиваль «Лучезарный ангел» не зря назван благотворительным. На просмотры конкурсных фильмов вход был бесплатный. Просмотры картин проходили в пяти кинотеатрах Москвы в дни школьных каникул, поэтому их смогли посмотреть множество юных зрителей. Иное дело, что у фестиваля не было серьезной информационной поддержки в СМИ, – в этом случае зрителей было бы еще больше. Помимо конкурсных фильмов для детей и взрослых были представлены ретроспективные показы картин с участием Лидии Смирновой, Ролана Быкова, а также многих других детских фильмов, ставших мировой классикой.

Как заверил руководитель кинофестиваля иеромонах Киприан (Ященко), после Москвы фестивальные показы многих картин пройдут в разных городах России. Что же касается Москвы, то в оргкомитет фестиваля поступило предложение открыть в столице кинотеатр «доброго кино», где бы в течение года показывались талантливые работы российских и зарубежных кинематографистов, отвечающих представлениям о христианской морали. Предположительно таким кинотеатром станет кинозал паломнического центра Московской патриархии. Также многие киноленты фестиваля увидят зрители православного телеканала «Спас».

ВЗГЛЯД В ПРОШЛОЕ

Кинофестиваль «Лучезарный ангел» является одним из проектов национальной программы «Духовно-нравственная культура подрастающего поколения России».

Он получил поддержку и президента, и правительства Москвы и Московской области, и Государственной Думы. И все же эта поддержка ничтожна на фоне тех средств, которые ежегодно «вкачиваются» в так называемый коммерческий кинематограф. Кинофестиваль напомнил всем нам, что в недавнем прошлом мы были великой кинематографической державой и не только формировали вкусы своей молодежи, но и влияли на зарубежное киноискусство. По тому интересу, который проявляли к ярким фильмам зрители, режиссеры и продюсеры отмечали, что нравственное кино и сегодня может быть кассовым. В рамках кинофестиваля прошло много острых дискуссий о том, какой должна быть государственная поддержка отечественного кинематографа и кому она должна оказываться. Тон дискуссии задала президент Международного Сретенского православного кинофестиваля «Встреча» монахиня София (Ищенко):

«Именно мы, налогоплательщики, финансируем растлевающее кино. На него идут миллиарды, и лично меня это задевает. Общество должно стать инициатором того, чтобы Государственная Дума разработала механизм отбора фильмов, которые снимаются на государственные деньги. Я говорю не о цензуре, а о государственном регулировании содержания фильмов, снимаемых на бюджетные средства». Также монахиня София выразила уверенность, что в скором будущем мы увидим фильмы, созданные молодыми людьми, воспитанными в православной культуре, и это будет «совершенно новое кино». Впрочем, как согласились и священнослужители, и деятели киноискусства, православное кино не должно замыкаться в рамках религиозной тематики. Кроме того, нравственное кино могут делать не только православные люди. Другое дело, что и Церковь, и государство должны поддерживать талантливых людей, чьи фильмы несут подрастающему поколению идеалы света и добра.

МИССИОНЕРЫ С КИНОКАМЕРОЙ

XII Международный фестиваль кино и телепрограмм «Радонеж» впервые прошел за пределами Москвы, в Ярославле. В отличие от «Лучезарного ангела» фестиваль «Радонеж» – это в большей степени форум неигрового кино.

Но подчас именно документальные фильмы отвечают человеку, ищущему свой путь к вере, на самые насущные его вопросы. Известно немало случаев, когда, увидев на экране лицо подвижника, услышав его, посмотрев на его жизнь, человек менял свое отношение к религии, у него пробуждался интерес к православию. О важной миссии документальных фильмов сказал в своем выступлении на пресс-конференции, посвященной открытию кинофестиваля, протоиерей Дмитрий Смирнов: «Глубоко заблуждаются те, кто смотрит на Церковь только как на хранилище национальных реликвий, старинных книг, икон, храмов. Церковь – это собрание людей, верующих в Бога. Поэтому с целью проповеди слова Божия ею может быть использовано все, что свойственно современному человеку: и телевидение, и самолеты, и интернет-технологии.

Фестиваль «Радонеж» собирается уже в 12-й раз. В этом году на конкурс прислано более 160 работ. В кинофестивале приняли участие более 100 киностудий со всей страны – не только из Центральной России, но и из Владивостока, Ханты-Мансийска, стран СНГ, Грузии. В отличие от художественной ленты фильм документальный обладает очень важным преимуществом – достоверностью. Если мы обратимся к фильму архимандрита Тихона (Шевкунова) «Псково-Печерская обитель», то получим уникальную возможность побывать в келье старца, увидеть жизнь современных подвижников, которые бегут мирской славы. В этом году фильм «Псково-Печерская обитель» получил Гран-при фестиваля.

Фестиваль «Радонеж» сыграл важную роль и в процессе профессионального становления многих документалистов. Как рассказал Евгений Никифоров: «В первые годы работы кинофестиваля фильмы изобиловали штампами, у всех было одно и то же: девочка со свечками, колокольный звон, радуга, умилительные лица матушек. Перед нами стояла задача выработать язык православной телепроповеди, сделать ее интересной. Мы поняли, что православное телевидение – это не столько кино о Церкви как таковой, сколько фильмы, снятые православными людьми, потому что именно вера дает человеку иное, глубокое видение той или иной проблемы».

Партнёры