26 Сентября 2006 00:00

Трижды «спасенный» Август

Автор: Оксана СЕВЕРИНА

Конец лета в России богат не только (по традиции) на политические события. Судя по церковному календарю, на религиозные – тоже.

ПРАЗДНИКИ НАРОДНЫЕ – ПРАЗДНИКИ ЦЕРКОВНЫЕ

Известно, что христианство в русских землях было принято не везде и не сразу. Еще на протяжении нескольких столетий после Крещения Руси князем Владимиром народный и церковный календари существовали как противостояние язычества и христианства. В народном календаре основные события были тесным образом увязаны с земледельческими работами. Церковный же календарь основывался на праздниках, связанных с евангельской историей. Однако по мере того как христианство входило в народную жизнь, а люди приходили в строящиеся повсюду храмы, шел процесс сближения календарей. И сама Церковь, нужно сказать, стремилась к тому, чтобы совместить православный календарь и народные традиции. Так и получилось, что многие православные праздники имеют двойное название: народное и церковное. Яркий пример тому – праздник Спаса (Спасителя). Это название, а также традиция вкушать в этот день яблоки с медом настолько укоренились в нашем сознании, что мы порой не задумываемся о том, что у праздника Спаса есть и иное название – Преображение Господне, которое несет в себе глубокий духовный смысл.

В августе мы празднуем три Спаса: медовый (14 августа), яблочный (19 августа) и хлебный, или ореховый (29 августа). Все это народные названия. В церковном же календаре все эти даты именуются несколько иначе.

ДЕНЬ ПРОИСХОЖДЕНИЯ

14 августа Православная церковь отпраздновала Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня. Таинственное выражение «происхождение древ Креста» обозначает просто крестный ход. А сам этот праздник пришел к нам из Византии. Когда в Константинополе бушевали эпидемии, на дороги и улицы выносили хранившееся в Софийском соборе города Честное Древо Креста Господня, и таким образом город не раз спасался от болезней. В честь этих чудесных событий во время церковных богослужений в этот день совершается вынос креста и поклонение ему таким же чином, как и на Крестопоклонной неделе во время Великого поста.

В каждом древе – распятый Господь, В каждом колосе – тело Христово, И молитвы пречистое слово Исцеляет болящую плоть, – писала Анна Ахматова.

В Русской Православной Церкви праздник Происхождение честных древ Животворящего Креста соединился также с воспоминанием о Крещении Руси в 988 году. В хронографах XVI века сохранилась запись:

«Крестися князь великий Владимир Киевский и вся Русь августа I». В память об этом событии 14 августа совершается малое освящение воды. А вместе с освящением воды освящается и мед нового урожая. Отсюда и название праздника – медовый Спас.

А еще 14 августа – это начало Успенского поста, последнего продолжительного поста до наступления зимних холодов.

УСПЕНСКИЙ ПОСТ – СТРОГИЙ, НО НЕДОЛГИЙ

Продолжительные посты в календаре расположены в высшей степени разумно: все четыре поста приурочены не только к большим праздникам, но и к определенным временам года. Каждому времени года соответствует свой пост: Рождественский – зиме, Великий – весне, Петров – лету, ну а Успенский – осени. Причем попоститься за осень мы можем заранее, в конце лета, как раз когда созревает урожай и нет недостатка в постных разносолах.

Как правило, все посты предваряют большие праздники и должны использоваться верующими как время подготовки к торжествам. Успенский пост установлен в честь Успения Божьей Матери. Само слово «успение» означает «кончина», «смерть». На первый взгляд, достаточно странный повод для праздника. Но для христианина смерть есть только переход в жизнь вечную, и Успение Богородицы свидетельствует об этом.

Согласно церковному преданию, свои 24 года земной жизни Дева Мария после смерти и вознесения ее сына Иисуса Христа прожила в доме его ученика, апостола Иоанна Богослова. Она постоянно пребывала в посте и молитве. За три дня до кончины Девы Марии к Ней явился архангел Гавриил и возвестил, что Она приблизилась к переходу от земной жизни к блаженному успению. Как повествует предание, в день кончины Девы Марии все апостолы были чудесным образом перенесены на облаках из разных стран земли в Иерусалим. Сам Иисус Христос с ангелами и святыми явился встретить душу Своей Матери. По воле Девы Марии Ее тело было погребено около Иерусалима, в Гефсимании, между могилами Ее родителей и Иосифа Обручника. Через три дня к могиле пришел апостол Фома, отсутствовавший в Иерусалиме в день Ее кончины, но тела Девы Марии в гробнице уже не было, оно было взято на Небо. Так повествует христианский источник «Об Успении Богородицы», на котором основано предание. Именно в память о чистой благочестивой жизни Богородицы был установлен пост перед праздником Успения.

Успенский пост считается строгим. Как и всякий иной пост, он предписывает ограничения не только в пище, но и в посещении разных увеселительных мероприятий, мешающих душе прийти в состояние покоя и равновесия.

В царской России во время Великого и Успенского постов даже гражданскими законами запрещалось устраивать публичные маскарады, зрелища, спектакли.

Строгость в еде во время Успенского поста выражается в том, что помимо продуктов животного происхождения не благословляется также есть и рыбу. А в понедельник, среду и пятницу устав Церкви вообще предписывает христианам питаться только сырыми овощами и фруктами (сухоядение). И лишь в субботу и воскресенье разрешаются вино и пища с растительным маслом.

«ВОССИЯЕТ НАМ СВЕТ С ФАВОРА»…

Праздник Преображения Господня, который отмечается в конце лета, посвящен воспоминанию о великом событии в жизни Иисуса Христа, когда он своим ученикам показал славу Своего Божества незадолго до крестных страданий. Иисус Христос вместе с Петром, Иаковом и Иоанном взошли на гору Фавор помолиться. Ученики от утомления уснули, а когда проснулись, то увидели, что Иисус Христос преобразился, лицо Его просияло как солнце, а одежды стали белыми как снег. Апостолы видели своего Учителя, беседовавшего с пророками Моисеем и Илией, и вдруг услышали голос с небес: «Сей есть сын мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. Его слушайте!» Так повествует об этом событии Евангелие.

В праздник Преображения традиционно освящаются плоды нового урожая. В России это яблоки и виноград. Поэтому Преображение и называют по-народному яблочным Спасом. До Преображения по благочестивому обычаю верующие яблок не ели. Зато после праздника церковный устав рекомендует обязательно включать в постное меню блюда из яблок.

ОРЕХОВЫЙ, ХЛЕБНЫЙ, НЕРУКОТВОРНЫЙ

На следующий день после праздника Успения Богородицы, 29 августа, православные христиане отмечают день Спаса Нерукотворного. Это в равной степени церковный и народный праздник. Связан он с легендой о чудесном исцелении Эдесского царя, больного проказой. Прокаженного исцелил Нерукотворный образ, который отпечатался на полотнище, после того как Христос утер им свое лицо. В память о перенесении из Эдессы в Константинополь ткани с отпечатавшимся образом и был установлен праздник, который в народе получил название Третий Спас.

Третий Спас еще называют ореховым, или хлебным. Ореховым, потому что к этому дню обычно созревают орехи. А хлебным, потому что накануне отмечалось Успение Пресвятой Богородицы, с которым связывалось окончание жатвы хлебов. В этот день пекли пироги из муки нового урожая.


Партнёры