11 Сентября 2008 00:00

Просиявший на чужбине

Автор: Оксана СЕВЕРИНА


Каждый день Русская Православная Церковь (РПЦ) помимо празднований, связанных с земной жизнью Иисуса Христа и Богородицы, отмечает память множества святых угодников Божиих. Со следующего года церковный Месяцеслов пополнится еще одним знаменитым именем.

Архиепископ Шанхайский и Сан-Францисский Иоанн прославлен в лике святых Русской Православной Церковью Заграницей (РПЦЗ) еще в 1994 году. Теперь благодаря воссоединению РПЦ и РПЦЗ на последнем Архиерейском соборе принято решение об общецерковной канонизации этого святого, доподлинные свидетельства о молитвенном подвиге и чудесах которого сохранили его прихожане и духовные чада в Америке.

Митрополит Воронежский и Борисоглебский СергийЗа последние годы к лику святых причислены сотни христиан. Собор мучеников и исповедников, пострадавших за веру в советское время, уже насчитывает более 1600 имен святых. Ведутся споры о канонизации Ивана Грозного и Григория Распутина. Вопросы «святости» того или иного государственного или церковного деятеля волнуют православную общественность.

Что же такое «святость» и по каким критериям Церковь признает того или иного христианина святым?

БУДЬТЕ СОВЕРШЕННЫ

Совершая разного рода проступки, мы нередко вздыхаем: что же, все мы грешны. «Боже, милостив буди мне, грешному», – молился в храме евангельский мытарь. Эта молитва впоследствии получила название Иисусовой молитвы. Ее непрестанно творили многие святые отцы. Но ежели все мы грешны, то как же среди нас могут быть святые? Именно так рассуждают многие представители протестантских и иных конфессий, да и просто люди, не слишком сведущие в богословских вопросах. Но с точки зрения православного вероучения никакого противоречия здесь нет.

Русский святитель Игнатий Брянчанинов выделяет в земной жизни человека три состояния: по сотворении человека (до грехопадения), по падении (после изгнания из рая) и по искуплении (после смерти и воскресения Иисуса Христа). Согласно Священному Писанию, человек сотворен был по образу и подобию Божию (Быт. Гл. 1, 26). Но после того, как Адам и Ева нарушили заповедь Господа, природа людей оказалась повреждена грехом. Первородный грех распространился не только на Адама и Еву, но через них и на все их потомство, на все человечество. Следовательно, и сегодня даже новорожденный уже несет в себе печать греховности.

С пришествием в мир Христа человек получил возможность вернуть себе утраченный образ Божий. Христос говорит: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Матф. Гл. 5, 48). Христос дал нам крещение, в котором христианин как бы рождается заново. Считается, что в таинстве крещения человеку прощаются все соделанные им ранее грехи, происходит его духовное обновление. Но если человек, приняв крещение, оставляет в своей жизни все по-прежнему, то вскоре все его страсти, привычки, образ жизни – все возвращается на круги своя. Его душе снова требуется очищение. И оно дается человеку через причащение Святых Христовых Таин. Человек, покаявшийся в грехах, получает дары духовные. Но сохранить их и приумножить под силу далеко не всем. «Ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец – жизнь вечная», – говорит апостол Павел (Рим. Гл. 6, 22). «Вы народ святой», – вторит ему апостол Петр. Говоря о святости, ученики Христовы имеют в виду не то, что все принявшие Христа в своем сердце вмиг стали святыми, а то, что святость – это тот идеал, к которому должен стремиться всякий православный верующий. Но этот идеал достижим. Об этом свидетельствуют те, кто своим христианским подвигом стяжал особую благодать, иначе понимаемую как святость.

КТО ПОДВИЗАЛСЯ «ХРИСТА РАДИ»

Архиепископ Шанхайский и Сан-Францисский ИоаннНе существует однозначных критериев, по которым одного человека можно признать святым, а другого – нельзя, как нельзя стать святым только по своему произволению, без высшей на то воли. Поэтому нередко основным аргументом для канонизации служил дар чудотворений, проявленный при жизни и после смерти святого. В некоторых случаях основанием для канонизации служили нетленные мощи. Но всегда при прославлении святого важную роль играли подлинные свидетельства о праведной жизни угодника Божия.

«Человек оправдывается делами, а не только верою одною» (Иак. Гл. 2, 24).

Первыми святыми в Православной Церкви были мученики, те, кто принял мученическую смерть за веру Христову. Председатель Синодальной комиссии по канонизации святых митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий отмечает: «В Древней Церкви основной список почитаемых святых состоял из имен мучеников – людей, добровольно принесших себя в «жертву живую», свидетельствуя о славе-святости Божией. Поэтому уже во втором веке в церковных источниках можно найти несколько свидетельств о празднованиях наряду с днями воспоминаний евангельских событий и дней па- мяти мучеников». Записи о святых в Древней Церкви довольно кратки. В основном это записи протоколов допросов христиан, которые выкупались членами общины у римских властей. В те времена к святым причислялись все, пострадавшие за Христа, они без расследования их жизни вносились в списки святых уже в силу их подвига – очищения мученической кровью.

Мученическую смерть приняли также почти все апостолы. Из учеников Христа только Иоанн умер своей смертью. В первые века христианства многие первоиерархи церквей не раз подвергались смертельной опасности, исповедуя Христа. Многие из них также прославлены в лике святых как «святители». Но все же чествование мучеников считалось несколько выше, чем епископов.

Святыми исповедниками называют тех, кто претерпел за Христа истязания, пытки, заключение, ссылку, но не смерть. К исповедникам относятся все христиане, истязавшиеся язычниками, и святые, гонимые за православие от еретиков.

В России вплоть до революции 1917 года количество мучеников и исповедников исчислялось единицами, поскольку государство и Церковь всегда существовали рука об руку. Но в советский период во время церковных гонений сотни мирян и священников были расстреляны только на полигоне в Бутове, множество исповедников прошло через камеры Лубянки и сталинские лагеря.

Еще одна категория святых – «преподобные». К ним относили отшельников, монахов-анахоретов, подвизавшихся в молитвенном подвиге в пустынях, лесах, на островах. Наиболее известные преподобные в России – Серафим Саровский, Сергий Радонежский, оптинские старцы.

Высокопоставленных особ – царей, князей, – прославившихся заслугами перед Церковью, принято именовать «святыми благоверными». Таковы в Древней Руси князья Борис и Глеб, по-христиански принявшие мученическую смерть.

Если главным делом святых было распространение или утверждение христианской веры, то их называют «равноапостольными», в России это князь Владимир и княгиня Ольга.

Начиная с четвертого века в монашеской среде возникает еще один тип святости, получивший широкое распространение на Руси, – юродство. Основанием к этому подвигу явились слова апостола Павла: «Мы юродии Христа ради». Позднее появляется еще одно слово, определяющее наименование «юродивый» – «блаженный».

По мнению многих исследователей, подвиг юродства считается высшим христианским видом подвижничества, поскольку в нем человек приносит в жертву не только свою плоть, но и разум как полное отрицание своеволия. «Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым», – говорит апостол Павел (1 Кор. Гл. 3, 20). Отверзшись себя, истязая холодом свою плоть, взамен, как правило, юродивые обретали дар пророчества. «Необычное обилие юродивых в святцах Русской Церкви и высокое народное почитание юродства до последнего времени придает этой форме христианского подвижничества национальный русский характер.

Юродивый так же необходим для Русской Церкви, как и его секуляризированное отражение, Иван-дурак, для русской сказки», – пишет историк Г.П. Федотов в своем исследовании «Святые Древней Руси».

Известно, что сам царь Иван Грозный нес гроб великого московского юродивого-чудотворца Василия Блаженного. Канонизация блаженной Ксении Петербургской основывалась на народном почитании этой подвижницы, не прекращавшемся на протяжении двух столетий.

Подвиг юродства примерял к себе и отец Иоанн Шанхайский. По разным свидетельствам очевидцев, владыка в любое время года ходил босым, в мятой одежде. Говорил он нарочито невнятно, хотя отменно владел не только русским, но и несколькими иностранными языками.

ВЕРА МОЖЕТ ДВИГАТЬ ГОРЫ

Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II во время церемонии передачи мощей Серафима Саровского Русской Православной ЦерквиВо все времена всякой канонизации предшествовала подготовительная работа по изучению житий, трудов и подвигов канонизуемых. Это обязательное условие сохранилось и сегодня. И все же, читая жития святых первых веков христианства, нашему сознанию трудно принять многие факты, описанные там как достоверные. «Если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас».

(Мф. Гл. 17, 20). Эти слова мы привыкли воспринимать только как метафору. Тем не менее в житиях многих известных, всенародно почитаемых подвижников описаны случаи, которые убеждают, что далеко не все в Евангелии иносказательно.

В житии Спиридона Тримифунтского, великого чудотворца, жившего на Кипре в конце III – середине IV века, описывается случай, когда к святителю обратился за помощью крестьянин во время неурожая. Св.

Спиридон по горячей молитве к Господу превратил змею в кусок золота и дал крестьянину, чтобы тот мог купить зерна и засеять поле. Когда же крестьянин вернул долг, то на его глазах золото снова стало змеей.

Многим христианам известен и подвиг 40 севастийских мучеников – отряда воинов, состоящего из христиан, которые отказались принести жертву языческим богам и предпочли мученическую смерть. Их военачальник сначала хотел заморозить их в ледяной воде озера, но по молитве христиан вода в озере стала теплой. Тогда военачальник приказал перебить воинам голени. При этом присутствовала мать самого юного воина, и она не стремилась спасти сына, а убеждала его «претерпеть мучения», чтобы сохранить душу для вечной жизни, не лишиться «венца, который предназначен ему Господом». Мать сама уложила сына на колесницу, которая отвезла тела святых воинов на сожжение.

Если в подобных поступках и чудесах можно было бы усомниться за давностью описываемых событий, то в подлинности свидетельств о праведной подвижнической жизни недавно канонизированного святителя и чудотворца Иоанна Шанхайского усомниться сложно, поскольку со времени его кончины прошло чуть более пятидесяти лет.

СВЯТИТЕЛЬ ИОАНН

Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский именуется так по первой и последней кафедре, которую он занимал, будучи архиепископом. Вопрос о его прославлении в России вставал перед РПЦ еще в 1998–1999 годах, когда Поместный собор, посвященный 1000-летию Крещения Руси, канонизировал множество русских святых. Ни жизнь, ни чудеса святителя Иоанна, ни почитание его еще при жизни не вызвали у членов Комиссии по канонизации никаких сомнений. Единственным препятствием было отсутствие канонического общения РПЦ с РПЦЗ.

Икона «Преподобный Серафим Саровский»Владыка Иоанн (Максимович) родился в 1896 году в Харьковской губернии. Учился в Полтавском кадетском корпусе. Потом поступил на юридический факультет Харьковского университета. Там же, в Харькове, он познакомился с митрополитом Антонием (Храповицким), будущим основателей Русской Зарубежной Церкви, и стал его духовным чадом. Владыка Антоний сразу обратил внимание на юношу, расположенного к благочестивой жизни. Впоследствии он постриг Иоанна в монахи, дав ему имя в честь митрополита Иоанна Тобольского, доводившегося Иоанну (Максимовичу) дальним родственником. Но ведь не зря говорят, что один праведник в семье спасает всех до четвертого колена: видимо, какая-то особая благодать сибирского миссионера передалась и его далекому потомку.

Во время Гражданской войны семья святого Иоанна переезжает в Югославию. Там, став иеромонахом, Иоанн подвизается в подвиге всенощной молитвы. О том, что Иоанн никогда не ложится спать, первыми узнали его ученики (тогда он преподавал в сербской школе). Они подбрасывали ему в постель какие-то кнопки, но отсутствие реакции на их проказы насторожило ребят. Тогда они проследили за учителем и узнали, что тот ночью стоит на молитве и отдыхает, только сидя в кресле у письменного стола… Этот подвиг святитель нес всю свою жизнь. Также, подобно Иоанну Кронштадтскому, святитель каждый день служил Литургию и причащался Святых Христовых Таин.

Икона «Святые Сергий Радонежский и Дмитрий Донской», написанная священником Сергеем Симаковым в XX векеВ 1934 году иеромонах Иоанн был назначен епископом в Шанхайскую епархию и отправился в Китай. Помимо молитвенных подвигов отец Иоанн спас от голодной смерти множество беспризорных детей, обитавших на улицах города. Владыка ежедневно выходил в город и приводил в храм, при котором устроил приют, несколько «найденышей». В общей сложности через приют прошли 1500 детей. Однажды во время войны женщина, работавшая в приюте, стала роптать на то, что владыка Иоанн привел новых детей, когда нечем кормить тех, кто там живет давно. Священник ничего ей не ответил, а только наутро в приют незнакомец принес мешок с крупой – благотворительным пожертвованием.

Когда в Китае к власти пришли коммунисты, Иоанну удалось вывезти свою общину и приют на Филиппинский остров Тубабао, регулярно подвергавшийся разрушению океанскими ураганами и тайфунами. Во время пребывания на острове общины владыка Иоанн ежедневно обходил с молитвой палаточный лагерь, и пока так было, на остров не обрушилось ни одно стихийное бедствие. Это признавали и сами филиппинцы.

Но жить вдали от цивилизации для многих людей было очень тяжело. Владыка Иоанн хлопотал о том, чтобы американские власти дали «добро» на въезд в страну русских. По его ходатайству в Вашингтоне изменили закон о русских беженцах, благодаря чему многие русские были допущены в США.

Известны свидетельства о множестве чудесных исцелений, полученных людьми по молитвам святителя Иоанна. Вот одно из них. «Многие знали, что владыку не надо просить кого-нибудь посетить: Сам Господь внушал ему, куда и к кому идти. Во многих госпиталях знали владыку Иоанна и впускали в любое время.

Причем владыка безошибочно направлялся, куда нужно. Когда мой брат получил ранение в голову, его положили в больницу. Рентгеновский снимок показал, что у него большая трещина в черепе. Его глаза опухли и залились кровью; он находился в ужасном состоянии. Владыка, который не знал моего брата, каким-то чудом нашел его в больнице, помолился над ним и причастил. Когда моему брату сделали повторный снимок головы, то трещины не нашли». Подобных документов, подтверждающих прозорливость Иоанна, полученную от Господа, и его способность к исцелению страждущих, собрано немало.

В пятидесятых годах святой Иоанн Шанхайский возглавлял Западноевропейскую кафедру в Париже.

Усыпальница àрхиепископа Иоанна Шанхайского Во время своего служения ему приходилось много летать на самолетах: паства его была рассеяна по всему миру. Святого даже хотели объявить покровителем путешествующих по воздуху.

Последние годы земной жизни владыки Иоанна прошли снова в Калифорнии. Перед самой своей кончиной владыка сопроводил чудотворную икону Курско-Коренную в Сиэтл. Отслужив литургию и благословив паству, святитель Иоанн отошел к Господу перед иконой Знамения Божьей Матери.

В Посланиях апостолов сказано: «Христос вчера, сегодня и присно все тот же». Жизнь, чудеса, молитвенный подвиг владыки Иоанна Шанхайского свидетельствуют о том, что и в наше время возможна святость, которой обладали древние подвижники. Возможно, прославление в России великого русского подвижника будет способствовать и нашему укреплению в вере и благочестии.

Спецпроект
Партнёры