09 Февраля 2006 00:00

О насущном

Автор: Ирина СИНИЦЫНА православный педагог

«Церковь видит лишь одно решение проблемы – речь идет о введении курсов духовно-нравственного и патриотического воспитания в школах. На роль такого предмета более всего подходят основы православной культуры»

Епископ Читинский и Забайкальский Евстафий

«СЛОВО О БОГЕ НАДО ВЕЗДЕ РАСПРОСТРАНЯТЬ, ДОВЕСТИ ДО СЕРДЦА КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА СЛОВО В СЛОВО. НАДО ИЗМЕНИТЬ НРАВСТВЕННЫЙ ДУХ В ГОСУДАРСТВЕ…»

АРХИМАНДРИТ КИРИЛЛ (ПАВЛОВ)

Радостью и искренней благодарностью наполняются сегодня наши сердца при виде нелицемерной и деятельной заботы государства и лично президента В.В. Путина о ветеранах Великой Отечественной войны и людях, вынесших на своих плечах все тяготы военного и послевоенного времени.

В семьях, где есть такие дедушки и бабушки, отрадно наблюдать их почти детскую радость, вызванную не столько повышением их материального благополучия, сколько осознанием того, что их помнят, любят и благодарны им за их ратный труд. Сколько добрых и благословенных слов шлют они в адрес правительства и президента.

Дай Бог, чтобы эти слова послужили благословением и молитвенной помощью власть имущим для дальнейшего созидания и преобразования нашей экономики на благо всего народа, особенно для самых незащищенных слоев населения, к которым относятся пожилые люди и дети. И если сегодня мы радуемся заботе о наших корнях, то завтра, надеемся, появится возможность заняться «молодыми побегами».

Но «дни лукавы», а побеги растут быстро и без всестороннего ухода и заботы о них могут легко повредиться или погибнуть. Поэтому хочется сказать о насущном, об общем нашем будущем – наших детях и о связанных с этим проблемах образования.

По В.И. Далю: «просвещать – даровать свет умственный, научный и нравственный, поучать истинам и добру; образовывать ум и сердце… Просвещение – свет науки и разума, согреваемый чистою нравственностью; развитие умственных и нравственных сил человека; научное образование, при ясном сознании долга своего и цели жизни. Просвещение одною наукою, одного только ума, односторонне и не ведет к добру».

И хотя 70-летнее вавилонское пленение России в XX веке «обезбожило» образование, лишив его главного и сокровенного смысла – созидания образа и подобия Божия в процессе воспитания и обучения развивающейся личности, но сама система преподавания считалась лучшей в мире. Действительно, если убрать всю ту «идеологическую шелуху» , привнесенную после революции, то остается богатейший культурный и глубоко нравственный остов, как бы тайно освященный многовековой религиозной практикой нашего народа. И если современные преобразования в политике и экономике были насколько болезненны, настолько и необходимы, то система образования особенно остро нуждалась только в двух вещах: возвращении первоначального высокодуховного смысла образования и адекватном финансировании.

Но до сего дня единственным утешением на этом поприще оставались слова приснопамятного А.С. Пушкина: «В надежде славы и добра…» Понятно, что осуществление столь великого дела может быть посильно только Православной Церкви и ее верным чадам при искренней и всесторонней поддержке государства. Реальной созидательной основой для таких преобразований на сегодняшний день являются слова президента В.В. Путина, обращенные к Святейшему Патриарху Алексию и участникам последнего (прошедшего с 3 по 8 октября 2004 года) Архиерейского Собора Русской Православной Церкви. Он сказал о том, что «духовное и нравственное просвещение являлось всегда важнейшей задачей любой религии. Это и сегодня является надежным заслоном злу и ненависти… Угроза терроризма и экстремизма во многом стала возможной вследствие нравственного дефицита в обществе. Очевидно и то, что эта проблема нередко усугубляется элементарной религиозной безграмотностью… Хочу выразить надежду на то, что Русская Православная Церковь и государство российское бок о бок будут решать проблемы, стоящие перед нашим многонациональным народом». Святейший Патриарх Алексий в своем ответном слове выразил глубокую озабоченность по поводу демографического вопроса, который Церковь, исходя из своего многовекового опыта, связывает с нравственными проблемами: «Без крепкой, здоровой, многодетной семьи, без мощной поддержки материнства и детства нет будущего у народа, а значит, и у государства».

Собор призвал государственную власть уделить самое пристальное внимание проблеме демографии и сохранения народом своей самобытности и культуры, ибо в противном случае плодами нынешних трудов по преобразованию экономики (равно как и многократно увеличенным ВВП) просто некому будет воспользоваться.

Церковь убеждена, что православие и проповедуемые им ценности должны учитываться при осуществлении любых общественных проектов, затрагивающих интересы всего народа или значительной его части. Прямым продолжением этой темы являются слова, сказанные епископом Читинским и Забайкальским Евстафием: «Церковь видит лишь одно решение проблемы – речь идет о введении курсов духовно-нравственного и патриотического воспитания в школах. На роль такого предмета более всего подходят основы православной культуры». При таком вдохновляющем единении взглядов Церкви и государства, обоюдном желании совместных и незамедлительных действий необходимы мудрость и глубокая продуманность действий.

Живыми носителями святой мудрости на Руси с первых веков христианства считались духоносные старцы, подвигами поста, молитвы и послушания стяжавшие божественный дар прозорливости, совета и благословения. Самым ярким историческим примером судьбоносной мудрости и молитвенной помощи старца являлся тот факт, что великий князь Димитрий Донской перед победоносной битвой на поле Куликовом обращался за советом и благословением к преподобному Сергию Радонежскому, игумену Свято-Троицкого монастыря.

В этой связи особенно ценными и поучительными являются слова архимандрита Кирилла (Павлова), духовника Троице-Сергиевой лавры, нашего с вами мудрого современника, искреннего патриота и молитвенника за землю русскую. В своем интервью газете «Воскресная школа», отвечая на вопрос о несоответствии между современными возможностями религиозного воспитания и отсутствием его на практике, батюшка говорит, что «для того чтобы поднять духовный ландшафт, надо ввести Закон Божий везде, во всех учебных заведениях. Слово о Боге надо везде распространять, довести до сердца каждого человека слово в слово. Надо изменить нравственных дух в государстве… Введение Закона Божия поможет посеять добрые семена в душах людей, ведь сейчас сеются плевелы. Свободно ввести Закон Божий не удастся: идет борьба, противников много, отсюда несвобода и те печальные последствия, которые мы имеем… Без веры в Бога не может начаться перерождение души человека, его перевоспитание. Вопрос этот очень глубокий и очень важный – нам всем над ним нужно серьезно задуматься».

Слова эти сказаны 7 лет назад; сколько в них неподдельной боли и тревоги, которые, к сожалению, оправдались на практике и обернулись для нашего народа многочисленными террористическими актами, последний из которых трагедия в Беслане. Быть может, боль и страдания маленьких бесланских мучеников станут той последней каплей в невидимых жерновах законодательной мельницы, благодаря которой станет возможным живая и столь необходимая проповедь добра и милосердия, обращенная к сердцу каждого ребенка в любом учебном заведении России.

Возвращаясь к условиям, при которых станет возможным преподавание Слова Божия в светских учебных заведениях, необходимо учесть богатый исторический опыт прошлого и непростительные ошибки настоящего. Так, еще в суровые атеистические времена за границей в учебных заведениях разрешено было преподавание Закона Божия, но ученики таких школ оканчивали их безбожниками. По свидетельству учителей это происходило потому, что «преподавание религии информативное ведет к безбожию, а полноценно у нас преподавать не разрешают…» Не следует забывать, что и наши революционеры-безбожники учились в школах с обязательным преподаванием Закона Божия, а «гений революции» Ленин знал его на 5. Очевидно, что дело кроется в личности преподавателя и способе его преподавания. Особенно выразительно эта проблема просматривается в «Очерках бурсы» Н.Г. Помяловского.

Живое Слово Божие должно и преподаваться живо, «устами к устам» и от сердца к сердцам. Лучший пример тому – образ и опыт преподавания Закона Божия в классической гимназии отцом Иоанном Кронштадтским. Как педагог, отец Иоанн никогда не прибегал к тем приемам преподавания, которые сплошь и рядом имели место тогда в учебных заведениях России, то есть ни к чрезмерной строгости, ни к нравственному принижению неспособных. Успехи рождало теплое, задушевное отношение как к делу, так и к ученикам. У него не было неспособных. На его уроках все без исключения вслушивались в каждое сказанное им слово… урока его ждали… Это была живая беседа, увлекательная речь, интересный рассказ. Их глубокий смысл в простом и понятном изложении на всю жизнь запечатлевался в памяти учеников. Такой способ преподавания он в своих речах, обращаемых к педагогам перед началом учения, объяснял необходимостью дать государству прежде всего человека и христианина, отодвигая вопрос о науках на второй план.

По многочисленным свидетельствам учеников, имевших счастье общения с таким «живым светильником Божией благодати», в них «под влиянием простых и теплых, душевных назиданий доброго батюшки, незаметным для них самих образом, слагалась и образовывалась вера в Бога, вера в людей, вера во все доброе, – та вера, которая способна вынести на своих могучих крыльях слабого человека из самых суровых и бурных житейских невзгод».

Очевидно, что, на каком бы поприще ни проходило общественное служение таких личностей, каждый из них окажет большую пользу государству российскому благодаря крепкому духовному фундаменту. Именно этой теме посвящена «Творческая идея нашего будущего» Ивана Ильина, пророческий и глубоко патриотический дух которой доносится до нас из 1934 года:

«Чувство собственного духовного достоинства есть основа достойного, верного образа действий; основа здоровой гражданственности, творческого правопорядка, могучей армии, крепкого государства. Это есть основа неподкупного, честного служения Церкви и Родине, и всякому Божию делу на земле, основа того, что я называю предметным поведением в жизни и творчестве: и в политическом творчестве, и в научном; и в художественном, и в хозяйственном… Силен тот народ, где люди знают, говоря словами Пушкина, «первую науку: чтить самого себя».

Но чтить самого себя может только тот, кто носит в себе Бога. Ибо только ему есть за что себя чтить, и притом не от самомнения, заносчивости или гордыни. Он чтит в себе Божий и ангельский зрак, чтит в себе Того, Кому заповедано молиться «Отче наш»… и Кто молитвою утверждает в Себе Сына Божия». Вот каковы плоды истинного преподавания Закона Божия в школе при соответствующей высоте и духовности личности самого преподавателя.

Плоды столь высокого качества преподавания востребованы сегодня как никогда, и прежде всего с экономической точки зрения. Как сказал заслуженный учитель России, депутат Мосгордумы и председатель комиссии по образованию Е. Бунимович, «в нынешнем веке эффективность вложений в образование уступает только добыче нефти и газа. Это подсчеты серьезных экономистов. Кто сегодня экономит на знаниях, завтра отстанет навсегда. К примеру, в США треть внутреннего валового продукта дает экономика, построенная на высоких технологиях (разработанных во многом нашими эмигрировавшими соотечественниками, выученными нашей системой образования). Поэтому слова «эффективная школа» означают не солидную сумму, собранную с родителей, а такое качество образования, которое сделает нашу жизнь богаче».

Как мы видим, из всего вышесказанного следует, что все чаяния лучших российских умов как прошлого, так и настоящего можно объединить словами видного русского писателя-славянофила И.В. Кириевского о том, что «судьба России заключается в ее просвещении: оно есть условие и источник всех благ. Когда же эти все блага будут нашими – мы ими поделимся с остальною Европою и весь долг наш заплатим ей сторицею». «Православие – душа всей русской жизни; оно должно определять характер всякой умственной деятельности в нашей Родине», – завещал Иван Васильевич потомкам.


Спецпроект
Партнёры