30 Марта 2007 00:00

Наша вера – жизнь народа

Автор: Оксана СЕВЕРИНА

На образовательные Рождественские чтения традиционно съезжаются в Москву представители православной общественности со всех концов страны. Это не только педагоги и священнослужители, но и деятели науки, культуры, действующие политики и чиновники.

Изначально конференции в рамках «Чтений» ставили перед собой в большей степени педагогические задачи: сбор по крупицам и обобщение уникального опыта воспитания, образования, сохранения традиционных ценностей, который был накоплен в регионах. Тема последних XV Рождественских чтений: «Вера и образование: общество, школа, семья в XXI веке» – привлекла к себе внимание и объединила интересы представителей разных поколений, понимающих значение православия как основы для духовного развития и объединения нации. По сути, «Чтения» сегодня стали настоящим народным форумом, где обсуждаются вопросы, имеющие широкое общегосударственное значение. К ним в первую очередь относится проблема духовно-нравственной культуры подрастающего поколения. Церковно-государственная программа с таким названием была представлена на конференции, прошедшей в Российской академии наук.

ПО ДОРОГЕ К ХРАМУ

На открытии XV Рождественских чтений Патриарх Алексий II отметил, что «в настоящее время гораздо больше людей, особенно молодых и среднего возраста, стали приходить в храмы». По данным исследований, за последние два десятилетия верующий человек в России «помолодел» почти на 20 лет. Если в середине 80-х годов средний возраст верующих был 62–63 года, то сейчас 44–45. «Вера стала действительно немаловажной составляющей жизни десятков миллионов россиян», – заключил Алексий II. Данные социальных опросов также свидетельствуют о том, что около 75% молодежи сегодня считают православие основой русской культуры, во многих регионах окрещены около 90% детей. Тем не менее эти «благоприятные» тенденции не оказывают практически никакого воздействия на общий духовный климат в стране. Примеры нравственной деградации нашего общества хорошо известны. Это и миллионы абортов, несмотря на заманчивые государственные программы по выходу из демографического кризиса, и рост проявлений жестокости среди молодежи и подростков. И, наконец, такие вопиющие случаи, как совершенное односельчанами убийство семьи священника Андрея Николаева.

Проблемы духовно-нравственного воспитания сегодня понимает не только Церковь, но и государство. Подтверждением тому стала церковно-государственная программа «Духовно-нравственная культура подрастающего поколения России», рассчитанная на 2006–2010 годы. Ее организаторами выступили Институт экспертизы образовательных программ и государственно-конфессиональных отношений, Московская православная духовная академия, Министерство культуры и массовых коммуникаций. По сути дела, эта программа впервые ставит вопрос о разработке теории, методологии и практики духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Об этом говорил на конференции ректор Института экспертизы образовательных программ, иеромонах Киприан (Ященко): «Наше общество вступило в фазу свободы.

Мы этому радуемся и гордимся свободой, не понимая, что наше общество по многим показателям уже стоит на грани произвола. Сколько отрицательного сегодня можно почерпнуть с экранов телевидения. Более всего этому воздействию подвержены дети. Конечно, ребенок волен включить и выключить телевизор, когда захочет, но он не может с этой свободой совладать. Не менее опасным следствием неограниченной свободы стала и зависимость от игровых автоматов, которой подвержены не только дети, но и взрослые. К примеру, в Китае, как только появились компьютеры, был создан отдел по изучению компьютерной зависимости. У нас же такие проблемы остаются вне поля зрения экспертов и ученых. Болезней «свободного» общества у нас много. И данная программа подразумевает вскрытие этих болезней, обсуждение их и поиск решения. В этом у государства и Церкви единая общая цель».

Среди проектов для молодежи, посвященных сохранению и приумножению духовно-нравственного и культурно-исторического наследия России, стоит отметить Всероссийские сборы молодежи на Куликовом поле, на Кавказе, в местах боевой славы русских войск. Эти сборы проводятся уже третий год и благодаря программе смогут стать всероссийскими. Основной задачей образовательного проекта программы является подготовка кадров для преподавания «Основ православной культуры» в школе. Как известно, не все директора школ хотят, чтобы этот предмет вел священник, а у многих школ и нет такой возможности.

Для этого при Московской православной духовной академии проводятся краткосрочные (72 часа) курсы. Сюда на учебу два раза в год приезжают учителя из 50 регионов. Занятия ведут московские профессора. Такие курсы работают не только на предмет «Основы православной культуры», но и на всю систему образования в целом. Также в рамках программы по духовнонравственной культуре намечено пополнить многие центральные и в особенности региональные детские и юношеские библиотеки литературой духовно-нравственного содержания. Не секрет, что фонды многих библиотек давно не обновлялись. В настоящее время отрабатывается механизм привлечения федерального, регионального и благотворительного финансирования для создания сети доступных библиотек духовнонравственной литературы. Также планируется оказывать помощь издательствам, которые специализируются на выпуске такой литературы. Финансовая поддержка будет оказана и кинофестивалю детских и юношеских фильмов «Лучезарный ангел», стартовавшему в 2006 году. Притом что кинопроизводство в России развивается стремительно, в стране практически не снимаются фильмы для детей. Между тем, как показал кинофестиваль, собравший большую детскую аудиторию в Доме кино, современные фильмы для детей очень востребованны. И не только детские, но и фильмы о вечных нравственных темах, как, например, фильм «Остров», который был показан в рамках этого кинофестиваля. Другая премьера этого кинофестиваля, фильм «Итальянец» о брошенных детях, сейчас претендует на одну из номинаций «Оскара». Организаторы кинофестиваля планируют провести и конкурс сценариев, которые с точки зрения нынешнего кинематографа являются «некоммерческими», и таким образом поддержать творческих людей, создающих произведения в традициях русской культуры.

В подготовке и работе конференции приняли участие представители администрации президента, Госдумы. По словам министра культуры Александра Соколова, выступившего на презентации, «такие программы обязательно должны осуществляться при взаимодействии Церкви, государства и общественности».

В число руководителей проектов вошли многие деятели Церкви, науки и культуры: ректор Московского государственного гуманитарного университета, академик РАО Юрий Круглов, академик РАО Евгений Ткаченко, ректор Московских духовных школ архиепископ Верейский Евгений, художник Василий Нестеренко и многие другие.

Но главное – это не только взаимодействие церковной и светской власти в организации совместных проектов по нравственному оздоровлению общества, но и решимость выступавших воплотить эти проекты в жизнь.

«Наша задача – собрать делателей на этой ниве, – сказал профессор Самарской духовной академии, игумен Георгий (Шестун). – Мы здесь все собрались православные, и всё друг друга уговариваем, хотя прекрасно понимаем, что нужно вводить православную культуру в школе, нужно воспитывать нравственную молодежь. Пора прекратить уговоры и заняться делом!»

КАК ВОСПИТЫВАТЬ ПО-РУССКИ?

Немало копий было сломано на XV Рождественских чтениях вокруг полемики об «Основах православной культуры». Несмотря на то что необходимость школьного курса, рассказывающего детям об основах нравственной жизни, кажется всем очевидной, педагоги и священнослужители до сих пор не пришли к единому мнению о том, каким должно быть содержание этого курса.

Патриарх Алексий II отметил в своем выступлении, что «дети, крещенные в Православной Церкви, должны иметь возможность узнать основы своей религии, и введение «Основ православной культуры» в школьную программу не может быть нарушением принципа светскости. В то же время министр образования Андрей Фурсенко настаивает на введении курса «Религиоведение», который позволит детям дать представление об основных мировых религиозных системах, таким образом будет соблюден принцип толерантности.

Но, несмотря на такую позицию министра, настоящим событием Рождественских чтений стал учебник Маслова «Основы русской педагогики», который получил гриф Министерства образования. В своей работе автор учебника обобщил духовный опыт православного воспитания, накопленный в России за ее двухтысячелетнюю историю. В книге описаны системы воспитания известных русских подвижников, святых Феофана Затворника, Игнатия Брянчанинова, старцев Глинской и Оптиной пустыни и др. Согласно привычной для нас системе западной педагогики личность рождается свободной и совершенной. Педагог должен только помочь «раскрыть» все данные ей богом таланты. В учебнике по русской педагогике все иначе: автор пишет, что согласно православному учению «греховные наклонности и страсти проявляются в человеке с младенческих лет и усиливаются с его возрастанием, подчиняя человека себе». Таким образом, главной задачей воспитания должно стать «осознание человеком своего падшего естества» – в этом заключается подлинное духовное развитие личности. Православие дает ответ на то, как вернуть человеку неповрежденное грехом состояние, как спасти душу. Именно в этом состоит смысл человеческого бытия. Важным качеством, которое необходимо воспитывать в детях с детства, должно стать послушание. Выступавший на педагогических «Глинских чтениях», проходивших в рамках XV Рождественских чтений, архиепископ Полоцкий и Глубокский Феодосий говорил: «Имен- но требование воспитать послушную личность станет первым шагом нашего духовного возрождения.

Вырастут послушные дети. Подрастая, дети идут в школу. Там они слушаются наставников, педагогов. Если есть послушание, то это уже залог великой личности». Речь, разумеется, идет не о слепом повиновении, а о восстановлении подлинной ценности таких попранных сегодня понятий, как «родители», «семья», «учитель». Без этого самая интеллектуальная личность будет ущербна.

«Сегодня мы сталкиваемся с тем, что в школе, в государстве почему-то не срабатывают многочисленные программы воспитания. Мы теряем свои позиции в образовании. И происходит это оттого, что мы пытаемся воспитывать человека без знания о том, что есть человек, какова его природа с религиозной точки зрения», – отметила проректор Московской педагогической академии Людмила Фомина. Именно христианское понимание человека позволяет переосмыслить нашу систему воспитания и вернуться к традициям наших предков. Значение «Основ русской педагогики» подчеркнул и президент РАО академик Никандров: «Не надо придумывать ничего нового, ничего изобретать. Достаточно обратиться к тем замечательным трудам, которые уже есть и которые освещают путь в будущее… Никакое государство без Бога не может воспитать личность. Образование без воспитания порождает волков».

Сложно сказать, насколько учебник «Основы русской педагогики» будет действительно «допущен» в педагогические вузы. Скорее примечательно то, что экспертный совет Министерства образования счел возможным обучать студентов на примерах традиционных для русского православного сознания. В этом есть и знак времени, о котором в своих выступлениях говорили многие пастыри. Так, архиепископ Феодосий отмечал, что руководство нашей страны начинает «прозревать»: не только осваивать духовную тематику, а именно понимать, что оно имеет дело не просто с «одной из вер». «Когда в 70-е годы мы приходили к вере каждый своим путем, – говорил владыка Феодосий, – она поразила нас своей глубиной и сущностью. Мы понимали, что вера – это сама жизнь человека, это то, без чего нельзя жить. Слушая на чтениях министров, я понял, что и они начинают понимать, что наша вера – это сама жизнь нашего народа и нашего государства».


Партнёры