14 Марта 2008 00:00

Начало детской веры

Автор: Оксана СЕВЕРИНА

В конце января по традиции в Москве прошли XVI Рождественские чтения. В этом году крупнейший форум православной общественности был посвящен проблеме взаимодействия Церкви и системы образования.

Как отметил в приветствии участникам чтений Патриарх Алексий II: «Выбор главной темы шестнадцатых Международных Рождественских чтений – «Православные ценности и современное образование» – призван указать на особую актуальность вопросов современного состояния и перспектив изучения духовной культуры в светской школе, формирующей будущего гражданина.

Школа и православные семейные ценности – эта тема имеет сегодня важное значение, ибо этот год указом президента является Годом семьи. Состояние семьи – это показатель не только настоящего состояния общества, но и его будущего, будущего каждого государства и народа».

Сегодня на всех уровнях власти признается, что без возврата молодежи к нравственным ценностям нашего народа дальнейшее развитие России невозможно, современное образование бесполезно без воспитания.

Но кто и каким образом вернет в школу духовные традиции русской педагогики? Позиции Православной Церкви и государства по этим вопросам были в центре внимания международного форума.

КАК УЧИТЬ ПРАВОСЛАВИЮ?

Уже много лет продолжается реформирование государственной школы, но при этом так и не придумано ничего достойнее той системы обучения, которая сложилась в стране в советское время. Как пелось в известной песне, тогда в школе учили не только «вычитать и умножать», но и «малышей не обижать», любить книжки добрые, уважать родителей, – словом, всему тому, что иначе называется духовнонравственными ценностями. Именно с их утратой, а вовсе не с устаревшим содержанием обучения в системе образования начинается настоящий кризис.

«Заидеологизированность», особенно гуманитарных школьных предметов, нередко подвергалась справедливой критике, но когда детей вообще перестали учить тому, что такое хорошо и что такое плохо, предоставив им возможность самостоятельно делать выбор между добром и злом, школу захлестнула волна массовой культуры самого низкого пошиба. Столкнувшись с растущими негативными последствиями такого развития событий, многие педагоги заговорили о необходимости усиления не только образовательных, но и воспитательных задач обучения. Уже с конца 90-х годов обуздать неконтролируемые нравы школьников пытались и на государственном уровне.

Сначала хотели снова ввести обязательную школьную форму, но вскоре поняли, что одной «формальной» стороной не обойтись, и тогда заговорили о необходимости введения в государственной школе предмета «Основы православной культуры».

Дискуссии по вопросу включения в программу средней школы спецкурса, рассказывающего о традиционных духовно-нравственных ценностях русского народа, продолжаются уже более 13 лет. За это время противостояние Церкви и чиновников, несколько раз меняло направления. Сначала светские СМИ «запугивали» родителей, что в школы в обязательном порядке вернут Закон Божий. Когда же Патриарх сказал о том, что это будет лишь «культурологический предмет», стали говорить о том, что в многоконфессиональном государстве курс, делающий упор на русские духовные ценности, оскорбит религиозные чувства мусульман. Вместо «Основ православной культуры» Министерство образования предложило ввести «Историю религий», где бы рассказывалось обо всех религиях народов России. Ответ на это предложение прозвучал в докладе митрополита Калужского и Боровского Климента, открывшего XVI Рождественские чтения. Владыка отметил, что «учебник, где представлены все религии, не может представлять единую систему духовно-нравственной культуры, ибо религиозные ценности у нас разные, у нас разное понимание вопросов веры и духовности и смысла жизни». «Размытость» нравственной позиции, по мнению священника, может привести к развитию у детей индифферентности к религиозной жизни, поскольку они увидят относительность всех норм морали. «Введение такого курса для нас неприемлемо», – подчеркнул митрополит Климент. Основанием же для необходимости разъяснения детям православного вероучения, по мнению владыки, может считаться уже сам факт крещения. Детей, крещенных в Православной Церкви, в большинстве субъектов РФ не менее трех четвертей. «Крещение по самому смыслу является вступлением в Церковь и готовность жить в соответствии с ее учением и моральными нормами, – считает митрополит. – Если родители приносят ребенка в храм для совершения над ним таинства, это предполагает необходимость его дальнейшего образования в православном духе. Родители уже сделали выбор самим фактом крещения ребенка, и противодействие означает вторжение в область свободы совести».

Сегодня образование считается приоритетным направлением развития государственной политики, на его нужды выделяются значительные средства. Но принимаемые государством меры в рамках национального проекта в основном затрагивают образовательные технологии. В то же время министр образования и науки Андрей Фурсенко отметил в своем выступлении на Рождественских чтениях, что даже незначительное повышение оплаты труда классного руководителя способствовало укреплению в школе учебной дисциплины, уменьшению правонарушений среди школьников. Конечно, воспитательная стратегия в каждой школе складывается из усилий конкретных учителей, но ребенок должен знать и сами основы нравственного воспитания, которые должны закладываться в семье, но формировать в школе. В противном случае мы столкнемся, и уже сталкиваемся, с тем, что полученные знания, например по литературе и истории своей страны, школьник не переживает как события, связанные с судьбами своей страны и своего народа. Митрополит Климент привел в своем докладе цифры, полученные ВЦИОМом.

Согласно опросам общественного мнения, 44% россиян не знают, с какими событиями был связан 1937 год. Для 22% опрошенных Великая Отечественная война только факт истории, как и Отечественная война 1812 года. В молодежной среде количество плохо представляющих события военных лет составляет 43%. Для более половины молодых людей прошлое – материал для историков. На какой же основе тогда должно складываться «духовное единство народа», о котором говорил президент в последнем Послании Федеральному Собранию: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность»?

ПО СВОИМ ЗАКОНАМ

Необходимость изучения основ православной культуры давно осознали региональные власти, и на сегодняшний день во многих субъектах Российской Федерации (Смоленской, Белгородской и др. областях) ОПК ведется в школах факультативно. Но и это благое начинание может быть отменено, поскольку новый образовательный стандарт, который планируется ввести с 2009 г., не предусматривает выделение учебных часов на федеральный или школьный компонент программы, в рамках которого как раз и проводятся занятия по ОПК. Обеспокоенное этой ситуацией священноначалие во главе с Патриархом провело в Калуге в декабре прошлого года совместную с Минобрнауки конференцию «Государственные образовательные стандарты нового поколения в контексте формирования нравственных и духовных ценностей обучающихся», в ходе которой были урегулированы многие спорные вопросы.

Тем не менее во многих епархиях уже накоплен позитивный опыт изучения в школах «Основ право- славной культуры», который свидетельствует о несостоятельности опасений представителей Министерства образования по поводу введения курса ОПК. На Рождественских чтениях епископ Ставропольский и Владикавказский Феофан рассказал о ситуации, которая сложилась в его епархии, включающей республики Северного Кавказа, где проживает в основном мусульманское население. «Если мы разумно свидетельствуем наши православные ценности, – отмечает епископ Феофан, – они даже в инославной среде становятся не только уважаемыми, но и почитаемыми: когда мы освящаем святую воду, за ней идут и мусульмане». В Ставропольском крае уроки ОПК ведутся в 60% школ. «Я интересовался школами, – говорит владыка, – где учатся и мусульманские дети, и православные. Никаких конфликтов на национальной почве нет. Родители-мусульмане не возражают против посещения своими детьми уроков ОПК. Когда есть возможность, в школу приезжает имам и ведет с детьми из мусульманских семей беседы об исламе». В то же время в Чеченской Республике во всех школах изучаются основы ислама. «Когда я спросил президента Рамзана Кадырова, – рассказал епископ Феофан, – не нарушает ли он закон об образовании, то президент ответил, что он в первую очередь заботится о сохранении закона своего народа, его духовных традиций и обычаев». В завершение своего выступления владыка Феофан удивил участников чтений своей программой развития дошкольного православного образования. В своей епархии он пытается организовывать при каждом храме православный детский сад. «Именно в детском саду, – отметил епископ, – закладывается фундамент чистой детской веры, и не надо пугаться безденежья – Бог пошлет».

Хочется отметить, что если православные детские сады сегодня редкость даже для столицы, то православные гимназии и лицеи, а также высшие православные учебные заведения существуют практически в каждом городе. Но существуют они зачастую по тому же принципу: не бойся безденежья – Бог пошлет.

ПРАВОСЛАВНЫЕ ГИМНАЗИИ – ПОД ПОКРОВОМ ГУБЕРНАТОРОВ

Первые православные гимназии появились в постсоветской России одновременно с первыми частными школами в начале 90-х годов. Это была пора начала церковного возрождения в стране. Открывались храмы, появлялись православные приходы, семьи, в которых рождались и подрастали дети. Родители, принявшие православную веру, стремились своих детей воспитывать в системе традиционных русских ценностей, и чем далее они шли по этому пути, тем более понимали невозможность для своих детей учиться в государственной школе, которая в то время находилась в остром идеологическом кризисе.

Открытие православных гимназий было необычайной радостью не только для детей, но и для многих православных педагогов, которые не могли реализовать себя в системе атеистического государственного образования. Первые годы многие такие гимназии существовали на энтузиазме учителей, учащихся и родителей, которые старались, чем могли, помогать школе. Но энтузиазм, как известно, рано или поздно проходит, и сегодня, 10–15 лет спустя, руководство большинства православных школ находится в сложной ситуации, поскольку, несмотря на государственную аккредитацию, по закону об образовании с 2005 года православные учебные заведения наряду с частными школами лишены федерального финансирования.

В то же время за годы работы во многих православных гимназиях накоплен уникальный педагогический опыт. Это отметил и министр образования Фурсенко на Рождественских чтениях: Новосибирская православная гимназия во имя преподобного Сергия Радонежского стала победителем конкурса школ в рамках НП «Образование».

Православные гимназии не стремятся учить детей богословской премудрости. Образование дети получают соответствующее государственному стандарту, но приоритетом в работе педагогов является воспитание учащихся на основе православных духовнонравственных ценностей. Выпускники гимназий поступают в светские высшие учебные заведения, становятся активными членами общества. В этой связи задачи гимназии полностью совпадают с интересами государства. Однако государственная поддержка, которую получают православные учебные заведения, зачастую зависит от того, в каких отношениях с православием руководитель того или иного субъекта Федерации.

ПРАВОСЛАВНЫЕ ВУЗЫ ПОЛУЧАТ ГОСАККРЕДИТАЦИЮ

На XVI Рождественских чтениях большое внимание было уделено законопроекту о государственной аккредитации духовных вузов. Заседание одной из секций форума проходило в Госдуме, и, возможно, это произвело впечатление на депутатов. Во всяком случае, спустя неделю законопроект, направленный на включение учреждений религиозного образования в государственную систему образования РФ, был принят депутатами в третьем чтении. Теперь выпускники духовных вузов смогут получать дипломы государственного образца, что для многих из них сыграет важную роль при трудоустройстве, если они захотят работать в светских учреждениях, в том числе в школах. Возможно, с приходом в классы преподавателей по основам православной культуры с государственным дипломом православного университета исчезнут сомнения в необходимости такого предмета и у тех, кто сегодня считает, что у нас нет достаточно квалифицированных специалистов, чтобы учить детей основам христианской этики.

Также православные вузы, получив государственную аккредитацию, смогут рассчитывать и на бюджетное финансирование.

Партнёры