На пути к вере
Фото: Первоиерарх Русской православной церкви за границей митрополит Восточно-американский и Нью-Йоркский Лавр, президент России Владимир Путин и патриарх Московский и всея Руси Алексий II
История Русской православной церкви знает разные периоды взаимоотношений со светской властью. Были времена, когда ни одно важное государственное решение не принималось без слова Патриарха. Были времена, когда патриаршество было упразднено, но при этом все же Церковь играла значительную роль в обществе.
А была и пора жестоких гонений, уничтожения церковнослужителей, разорения храмов, поругания святынь. Может быть, поэтому многие священники сегодня, несомненно, отдавая должное периоду современных благоприятных отношений между Церковью и государством, все же говорят об этом с осторожностью: не навек и Святая неделя.
Ивсе же за последние годы Московскому патриархату передано около 4 тысяч храмов с прилежащими постройками. Государство оказывает помощь в восстановлении памятников исторического и культурного наследия. Но, пожалуй, самое главное – что возрожденные храмы наполняются людьми, что Церковь не только «духовно окормляет» своих прихожан, но и ведет значительную социальную работу среди населения, помогая бездомным и наркоманам, беспризорным детям и инвалидам, приходит и в тюрьмы, и в солдатские казармы.
Пока еще большинство «посетителей» храмов – люди, скорее хорошо относящиеся к православию, чем верующие. Тем не менее сегодня Церковь больше, чем какой-либо другой общественный институт, пользуется доверием населения: о своем доверии к ней заявляет около 90% россиян. Даже те, кто по своему мировоззрению далек от православия, связывают его с национальной идентификацией страны, с русской историей, национальным самосознанием. Укрепление Православной церкви способствует объединению русского народа на основе христианских нравственных ценностей. Важной вехой на этом пути стало воссоединение Русской православной церкви с зарубежной сестрой.
ВОССОЕДИНЕНИЕ РПЦ И РПЦЗ – СОБЫТИЕ ГОДА
Разделение Русской православной церкви на РПЦ и РПЦЗ (Русская православная церковь за границей) произошло в 20-х годах прошлого столетия после октябрьского переворота и Гражданской войны, расколовшей общество на два враждующих лагеря. В результате более двух миллионов русских людей оказались в эмиграции. Тогда на основании указа Патриарха Тихона и была основана Русская церковь за рубежом, «временно самоуправляющаяся до упразднения в России безбожной власти».
И все же, хотя власть в России по отношению к Церкви «сменила гнев на милость», воссоединение РПЦ и РПЦЗ произошло только 15 лет спустя. Важную роль в этом событии сыграл президент России Владимир Путин, который выступил инициатором начала диалога между Патриархом Алексием и первоиерархом Зарубежной церкви митрополитом Нью-Йоркским Лавром. После продолжительной работы совместной комиссии двух церквей 17 мая этого года в храме Христа Спасителя состоялось торжественное подписание документа о воссоединении, так называемого «Акта о каноническом общении».
До сих пор не утихают разговоры о том, что якобы это событие было преждевременным, что далеко не все приходы за рубежом согласны с условиями перехода РПЦЗ под патронат Московского патриархата, что многие спорные вопросы так и остались несогласованными. Тем не менее «Акт о каноническом общении» дал возможность тысячам прихожан за границей, большинство из которых составляют наши соотечественники, уехавшие из России в 90-е годы, возможность полноты участия в церковных таинствах. Теперь православные могут причащаться, креститься, венчаться в храмах как Московского патриархата, так и в приходах Зарубежной церкви, что сделает православие более доступным для многих верующих. Ведь в Америке и Европе далеко не в каждом городе есть православный храм. Для многих объединение церквей стало важной нитью, связующей эмигрантов из России со своей родиной. Воссоединение с Зарубежной церковью также укрепило авторитет Русской православной церкви во всем мире. Это подтвердил и состоявшийся в октябре первый визит Патриарха Алексия II во Францию.
«ПРОПОВЕДЬ» ДЛЯ СОВЕТА ЕВРОПЫ
Предстоятель Русской православной церкви находился во Франции всего три дня, но, несмотря на кратковременность, этот визит имел большое значение как для России, так и для мирового сообщества.
Патриарх Алексий выступил на Парламентской ассамблее Совета Европы, встретился с президентом Франции Николя Саркози, принял участие в ряде богослужений, в том числе и совершил панихиду на знаменитом «русском» кладбище в предместье Парижа Сент-Женевьев-де-Буа.
Сам факт обращения европейских политиков к представителям разных христианских конфессий (на Парламентской ассамблее в последнее время также выступали папа Бенедикт XVI и Вселенский патриарх Варфоломей) свидетельствует о том, что европейские лидеры обеспокоены тем, что общество постепенно отказывается от традиционных христианских ценностей, что, в свою очередь, становится серьезной проблемой для сохранения национальной целостности на- родов Европы. Во Франции, в Нидерландах продаются на аукционах храмы, которые не могут содержать ни малочисленный приход, ни государство. В Бельгии уже половина населения состоит из приезжих мусульман. Проблемы, о которых сегодня говорят в России:
демография, миграция некоренного населения, деградация молодежи, – все это в еще большей степени характерно для Европы. В то же время Церковь в России после периода гонений и десятилетий атеистической пропаганды снова переживает период возрождения, что свидетельствует и о духовном подъеме в обществе.
Интерес к опыту духовного возрождения России и стал, по-видимому, отправной точкой для приглашения в Парламентскую ассамблею Патриарха Московского и всея Руси. Алексий II в своем выступлении говорил о необходимости духовного возрождения общества, о сохранении нравственных ценностей. «Потеряв их, народы Европы могут потерять все», – заключил Патриарх.
Хотя Франция стала второй родиной для множества русских людей, бежавших сюда из большевистской России, здесь вопрос о переходе храмов под юрисдикцию Московского патриархата далеко не однозначен, поскольку многие храмы находятся под опекой Вселенской патриархии. Оттого Патриарх так и не был приглашен в главный православный храм Парижа – собор Александра Невского. Зато многие верующие были глубоко тронуты молитвой Святейшего на кладбище, где похоронены воины русской армии, погибшие в Отечественной войне с Наполеоном, а также офицеры-белогвардейцы. Патриарх отслужил панихиду у мемориала русским воинам, которая стала символом и покаяния, и примирения России прошлой и России нынешней. В интервью по итогам поездки во Францию Святейший патриарх отметил: «На этом кладбище, проходя по аллее которого читаешь русскую историю, я с особым чувством молился о тех, кто в трагические годы для нашего народа и страны был вынужден покинуть родину, оказаться на чужбине. Я выражал неоднократно благодарность Франции и французскому народу за то, что они милостиво приняли русскую эмиграцию, которая здесь нашла себе вторую родину. Я второй раз посещаю этот русский дом.
Первый раз был лет 35 тому назад. Я могу свидетельствовать, что когда встретил в тот раз представителей первой волны русской эмиграции, все они жили любовью к России, они жили надеждой, что вернутся в Россию. Но не судил им Господь. Но после подписания «Акта о каноническом общении Русской Зарубежной Церкви с Московским Патриархатом» многие из второго и третьего поколения русской эмиграции вернулись духовно к Матери-Церкви, к своей духовной родине. Дай Бог, чтобы единство русских людей – где бы они ни жили – укреплялось. И в этом им всегда будут помогать приходы Московского Патриархата, которые созидаются в разных странах для того, чтобы поддержать наших соотечественников, которые оказываются не в привычной для себя среде и культуре. В храме Русской Православной Церкви они чувствуют живую связь с Матерью-Церковью и со своей родиной».
АКАДЕМИКИ ПРОТИВ «КЛЕРИКАЛИЗАЦИИ»
Нельзя сказать, чтобы активная позиция Церкви и поддержка, которую оказывают ей публично властные структуры, была воспринята в обществе однозначно.
Так, в августе этого года ряд видных ученых, академики РАН, в том числе и нобелевские лауреаты Жорес Алферов и Виталий Гинсбург, обратились к президенту Путину с открытым письмом, где, в частности, было сказано: «Церковь уже внедрилась в вооруженные силы, СМИ рекламируют религиозные церемонии окропления новой боевой техники (спускаемые на воду надводные и подводные корабли окропляются в обязательном порядке, но, увы, не всегда это помогает). Широко освещаются религиозные церемонии с участием высокопоставленных представителей власти и т.д. Все это – примеры активной клерикализации страны».
Письмо вызвало большой общественный резонанс, неоднократно комментировалось в светских и православных СМИ, вызвало ряд интересных дискуссий, посвященных месту Церкви в светском государстве, каким является, по Конституции, Россия.
Одним из важных моментов, вызвавших негодование ученых, стало введение в ряде школ преподавания «Основ православной культуры». «Уже не раз говорилось, – пишут академики, – что в многонациональной, многоконфессиональной стране такой курс вводить нельзя. Тем не менее Собор считает, что изучение школьниками «Основ православной культуры» необходимо в нашем государстве, где православные составляют абсолютное большинство населения». Если считать атеистов русской национальности поголовно православными, то большинство, наверное, получится. А вот если без атеистов, то, увы, православные окажутся в меньшинстве. Ну да дело не в этом. Разве можно так презрительно относиться к другим конфессиям? Не напоминает ли это православный шовинизм?
В конце концов неплохо было бы церковным иерархам задуматься, куда ведет такая политика: к консолидации страны или к ее развалу?» Вместо «Основ православной культуры» авторы письма предлагают ввести курс «История мировых религий», где школьникам давались бы общие сведения о существующих религиозных культах с позиций «общечеловеческих культурных ценностей». Православная общественность не может принять эту позицию хотя бы потому, что в курсе «Основы православной культуры» речь идет не просто о расширении культурного кругозора школьников, а об ознакомлении с этической концепцией христианства, которая лежит в основе русской культуры. «Основы православной культуры» – это курс, который должен знакомить школьников с нравственными устоями нашего общества, благодаря сохранению которых оно смогло создать великую историю, культуру, нацию. Составленный курс «История религий» уводит ребенка от главных мировоззренческих вопросов, целенаправленно «не навязывает» ему никаких моральных догм, оставляя этот вопрос на его совести или перекладывая исключительно на плечи родителей.
«Письмо академиков» не осталось без внимания и Патриарха Алексия II, который заметил в своем ответе, что «преподавание «Основ православной культуры» в школах или теологии в высших учебных заведениях не противоречит принципу отделения Церкви от государства и вполне соответствует сложившейся во всем мире практике».
Вопрос о преподавании «Основ православной культуры» в школах пока остается открытым. Правда, в ряде субъектов РФ он уже давно введен по просьбе родителей. А вот Министерству образования РФ пока, видимо, ближе точка зрения ученых.
ЮБИЛЕЙ РУССКОГО ПАТРИАРШЕСТВА
Конец этого года ознаменован еще одной важной вехой во взаимоотношениях Церкви и государства. В ноябре Православная церковь отметила 90-летие восстановления патриаршества в России.
В XVI веке Русская церковь стала независимой от Византийской. Но уже два века спустя указом Петра I патриаршество было упразднено. Русский народ снова обрел своего духовного предстоятеля после революции 1917 г. Им стал Патриарх Тихон. Избрание первоиерарха произошло 19 ноября в храме Христа Спасителя после литургии. Примечательно, что празднования 90-летия восстановления патриаршества также прошли в восстановленном храме Христа Спасителя.
В зале церковных соборов по этому случаю присутствовали: первый заместитель председателя правительства России Д.А. Медведев, полномочный представитель президента РФ Г.С. Полтавченко, министр культуры и массовых коммуникаций А.С. Соколов, председатель Мосгордумы В.М. Платонов, представители Поместных православных церквей и других традиционных конфессий.
Перед собравшимися выступил Патриарх Алексий II, который в своей речи дал характеристику сложному и трагическому пути, который прошли его предшественники на этом посту – патриархи Тихон, Сергий, Алексий, Пимен. Существуют разные оценки служения патриархов, но Святейший отметил неизменную их заслугу в сохранении Церкви для народа даже в те годы, когда народ отвернулся от православия. Нынешние времена совсем другие.
Как отметил Патриарх: «В наше время перед Русской Православной Церковью, прошедшей через испытания минувшего века, открываются новые перспективы и горизонты для спасительного служения людям. Современные конструктивные взаимоотношения с государством могут быть охарактеризованы как уважительный диалог, социальное партнерство, имеющее главной целью благо Отечества и наших сограждан».
Сегодня Церковь можно смело назвать одним из самых стабильных институтов общества. Она стоит на том, что ее догматы, ее ценности из века в век остаются неизменными, передаются из поколения в поколение. Возможно, именно это сближает ее с теми, кто действительно хочет, чтобы наше общество стало стабильным и жизнеспособным. В основе церковного мировоззрения лежат понятия о душе, о грехе, о совести. Если эти понятия наравне с экономическими показателями будут положены в основу государственной политики, то за будущее нашей страны можно быть спокойным.