25 Апреля 2008 00:00

Любовь – дар Божий

Автор: Екатерина СИМИНА

Объявленный Год семьи, по единодушному мнению опрошенных граждан нашей страны, поможет укрепить ячейку общества не только материально, но и морально, поможет людям глубже осознать семейные ценности. О том, в чем состоит главная ценность семьи, наш разговор со священником Дмитрием ШМЕЛЕВЫМ, настоятелем Борисо-Глебского храма в селе Куртниково.

– 2008 год объявлен Годом семьи. Как вы относитесь к этой инициативе государства?

– Проведение Года семьи – это хорошая инициатива государства, потому что семья является основой общества, и это Божие установление, чтобы человек жил в семье. В наше время семья подвергается наибольшему разрушению, ее устои расшатываются, семейные ценности попираются или высмеиваются. И наибольшие трагедии ныне происходят именно в семье и в связи с нею. Думаю, наша общегосударственная трагедия, связанная с вымиранием, вытекает из разрушения семьи. Это хорошая инициатива руководства страны, и дай Бог, чтобы она была не только провозглашенным лозунгом. Надо, чтобы люди, стремящиеся создать семью и иметь детей, почувствовали бы помощь от государства, его поддержку и моральную, и материальную, ведь государство, собственно, и состоит из этих людей.

– Среди прихожан больше людей семейных или одиноких?

– Есть и семейные, и одинокие, но большинство семейных. Скорее, это связано с тем, что когда человек приходит к Богу, то это вольно или невольно отражается на нем. И даже если его вторая половина – сильная или слабая – не воцерковлена, но замечает позитивные изменения в другом, тоже начинает стремиться к Богу. Бывают и случаи, когда этого не происходит. Но в большинстве случаев бывает именно так: если кто-то в семье стал верующим, то постепенно и другой супруг, и дети тоже становятся верующими. Это очень отрадный факт. И люди одинокие в Церкви находят утешение: овдовевшие или, наоборот, пока не нашедшие свою половину.

– Сейчас многие пары венчаются, в том числе люди немолодые, давно состоящие в браке. По каким причинам и кто венчается?

– Причина простая. Когда человек приходит к вере в Бога, то он стремится любое свое начинание или устроение жизненное освятить с помощью Божией, чтобы получить помощь от Божественной благодати. И такая вещь серьезная, как семья, супружеские отношения, не остается без внимания, тем более что издревле таинство брака – таинство венчания является одним из семи главных таинств Церкви. Поэтому люди и прибегают к браку церковному, чтобы всю свою жизнь устроить по началам православной христианской веры.

– Являются ли семьи, прошедшие обряд венчания, более прочными?

– Мы не можем назвать точных статистических данных, какое количество венчанных браков распадается. Просто сейчас, когда люди изъявляют желание повенчаться, предварительно священники проводят с ними огласительные беседы. И я стараюсь донести до венчающихся смысл этого таинства, говорю о нерасторжимости его и обо всей серьезности намерений человека, вступающего в брак. Таких случаев, когда молодые люди, вступающие в брак, воспринимают венчание как некую красивую, торжественную, музыкально оформленную церемонию, немало. Поэтому священники стараются, особенно с молодыми парами, основательно беседовать и объяснять, внушают, чтобы люди к браку, освященному обрядом венчания, относились с полной ответственностью: они ответственны уже и перед Богом, потому что таинство было освящено. Статистики такой, думаю, никто не назовет. Но пока из венчанных у нас, в нашем приходе, браков ни один не распался. Надо сказать, что таинство венчания не такое частое явление, как другие обряды: как крещение или отпевание. Но это важный момент в жизни людей. И даже певчие стараются при этом спеть наилучшим образом. Венчаются и пожилые люди. Это всегда очень радует. Мы никогда не делаем различия по возрасту в отношении к венчанию: молодые – пожилые. Прекрасно понимая, что, в каком бы возрасте ни находились люди, венчание – самое торжественное событие в их жизни.

– Люди, венчавшиеся у вас, приходят потом детей крестить?

– Да, приходят, слава Богу, стремятся окрестить детей по церковным правилам с сорокового дня. Ребенок – одно из главных событий в жизни каждого человека. Господь строит мир на приумножении любви: любовь двоих преображается в любовь нескольких – любовь родителей к детям и детей к родителям.

– Что вы считаете самым ценным в семье? Что может ее укреплять?

– Самым ценным в христианской семье, конечно, является вера. Вера и любовь. Любовь – это как некий дар Божий, который даром Богом человеку дается, когда кого-то посещает это чувство. Но всякий брак человеческий, христианский брак в особенности, в жизни подвергается испытаниям. Всяким испытаниям. Потому что человек – существо не безгрешное, и в трудную минуту, а это могут быть самые различные обстоятельства, конечно, хорошо, если к любви у человека прибавляется еще и вера в Бога. Именно осознание того, что брак Богом освящен, перед лицом Божиим проходил, порой позволяет человеку выстоять в каких-то сложных, трудных обстоятельствах. Сейчас семейные отношения подвергаются наибольшей атаке со стороны всеохватывающего разврата и разложения, которое проповедуется кругом. А любовь и вера помогают человеку выстоять.

– Вы сказали, что атака целенаправленно бьет по семье. Как вы считаете, почему эти силы выбирают своей главной целью именно семью?

– В Евангелии Христос назвал сатану человекоубийцей искони, то есть тот всегда был человекоубийцей. Человекоубийство является главным сатанинским занятием. А в современном мире мы видим, что многие неприкрыто становятся на путь служения сатане. Главной проблемой современных молодых людей становится не то, что они не имеют работы, терпят материальную нужду. Просто они не видят смысла в этой жизни и откровенно говорят, что жить незачем, не интересно жить. Сатана в одном из акафистов Божией Матери назван «тлителем смыслов». Когда происходит растление смысла бытия, за этим следует смерть. Это и есть составляющая нашей погибели современной.

– В каких браках рождается больше детей: освященных таинством венчания или просто зарегистрированных светскими властями?

– В России православными христианами считают себя около 85% граждан. Но людей церковных, соблюдающих таинства, церковные постановления, гораздо меньше. Но несомненно, что для верующих людей в браке чадорождение является очень важным событием. При венчании в молитвах содержится прошение изобилия, и не только благ земных, но и чадорождения обильного, и чтобы человек узрел сынов своих сынов, то есть внуков своих. В христианстве, в православии все осмысленно к этому стремятся. Стремятся часто вопреки экономическим обстоятельствам: многодетные семьи – это, как правило, семьи небогатые. Но люди рожают детей, уповая на Бога. И все у них получается.

– А что означает обряд венчания?

– Таинство венчания многосмысленно. Во-первых, оно возводит человека и сознание человека к изначальному замыслу Божьему о человеке. Брак возводит супругов во спасение. Бракосочетание прежде всего предназначено не для земных утех, радости общения и так далее, а для обретения Царствия Небесного. И супруги, взаимопомогая, взаимодополняя, взаимозаменяя друг друга в каких-то обстоятельствах, по этому тернистому жизненному пути возводят души свои к Царствию Небесному. И те сияющие венцы, которые на их головы возлагает священник, знаменуют собой не только царскую корону и символ царского величия, но и знаменуют сияние тернового венца Христова. Собственно, изначально символом всякого венца царского является венец Христов. Супруги венчаются на великое терпение. Терпение недостатков друг друга, покрытие любовью взаимных слабостей друг друга. В обряде много смыслов, но центральный состоит в том, что это есть путь в Царствие Божие, потому что человек может войти в Царствие Божие либо в брачном состоянии, либо в состоянии хранения своего девства. Если даже это овдовевший человек, то, храня девство, он восходит в Царствие Небесное. Во блуде никто Царствие Небесное наследовать не может, о чем свидетельствует апостол Павел.

– Как Церковь относится к гражданскому браку?

– Что под этим браком понимается? Часто его понимают как регистрацию в ЗАГСе. То есть если люди, вступая в брак, идут в ЗАГС, а в Церкви не венчаются. Сейчас в Русской Православной Церкви венчают только тех людей, которые зарегистрированы в ЗАГСе. Это основано не на каких-то государственно-церковных постановлениях, а на постановлениях святоотеческих. К браку, зарегистрированному государством, Церковь относится положительно, считая его правильным, потому что в этом браке супруги берут на себя обязательства. Это и для женщины очень хорошо, потому что муж обязан о ней заботиться. Но когда люди находятся просто в сожительстве, никак не регистрируя своих отношений, это есть смертный грех. И, как правило, в таком бытии обязательно обнаружатся страшные изъяны: и в отношении детей, и в отношении женщины, которая может быть брошена и остаться без ничего. То есть такой гражданский брак, не зарегистрированный в ЗАГСе, однозначно рассматривается как грех, греховное состояние, причем состояние смертного греха.

– Почему нельзя венчать людей разной веры?

– Это исходит из того, что целью таинства венчания мы видим обретение Царствия Небесного. А для тех, кто не рожден духом и водою, то есть не крещен, как сказано в Евангелии, Царствие Небесное закрыто. То есть некрещеные люди, какими бы положительными они ни были в этой жизни, Царствия Небесного не наследуют, потому что мы спасаемся не только собственными какими-то добродетельными усилиями, которые, как правило, весьма относительны, а спасаемся мы Господом Иисусом Христом, который, распявшись за нас, открыл для нас Царствие Небесное. Вне Христа Царствие Небесное не наследуется. Если одна из вступающих в брак половин является не христианской православной веры, то сама цель этого таинства утрачивается. Потому что люди соединяются, чтобы Царствие Небесное обрести. Но это не значит, что такой брак не может быть зарегистрирован государством. Более того, по истечении какого-то времени в таком браке христианин или христианка своим примером может показать смысл нашей веры, и тогда, может, они соединятся в одной вере. То же самое в отношении людей некрещеных. Бывает, люди жалуются: некрещеный муж или жена не понимает, не желает исполнять обряды. Напомним увещевание апостола: некрещеная жена освящается крещеным мужем, а некрещеный муж – крещеной женой. Этот добрый благой пример может оказаться спасительным для человеческой души, когда муж христианин приведет жену к свету христовой веры или, наоборот, жена приведет мужа. В этом смысле выполнится таинство брака. Таким людям можно пожелать терпения, и чтобы они не нотациями действовали на свою вторую половину, а своим примером, жизненным подвигом, поступками, чтобы зримым образом было видно изменение, преображение человека. Это является наилучшей проповедью нашей веры.

Партнёры