14 Октября 2008 00:00

«Кресту твоему поклоняемся»

Автор: Оксана СЕВЕРИНА
Фото: Крест напрестольный (мощевик), 1720 г. (дерево, серебро, позолота, гравировка)

Одним из главных праздников, отмечаемых Православной Церковью осенью, традиционно считается Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста Господня. В этот день Церковь вспоминает об орудии казни Христа. Изначально считавшийся знаком бесчестья и позора крест после распятия на нем Сына Божия исполнился нового смысла и стал знаком Господней помощи и защиты, центром христианской символики. Сама же история возникновения праздника Воздвижения самым тесным образом связана с историей взаимоотношений Церкви и государства, с образом первого подлинно христианского правителя.

ПРАВОСЛАВНЫЙ МОНАРХ

Первые века распространения христианства были тяжелым испытанием для последователей Христа. Зародившись в провинции Римской империи, христианское учение всем своим духом милосердия, нестяжания, смирения противоречило принятым общественным устоям. Исповедание Христа жестоко преследовалось властью. Известно, что первый мученик, Стефан, был забит камнями за свою проповедь. Гонения на христиан продолжались вплоть до правления императора Константина I, который первым сделал христианство государственной верой, издав в 313 году знаменитый Миланский эдикт.

Из жизнеописания императора стало известно, что ему дано было видеть особое знамение Божие. Историк Евсевий Памфил в своей «Книге о жизни блаженного Царя Константина» приводит слова самого императора: «В полуденные часы дня, когда солнце начало уже склоняться к западу, я собственными очами видел составившееся из света и лежавшее на солнце знамение креста с надписью «Сим побеждай!». Зрелище это объяло ужасом как самого царя, так и все войско, которое следовало за ним и продолжало созерцать явившееся чудо.

И действительно, Константину удалось одержать ряд военных побед и снова объединить уже начавшую было распадаться Римскую империю. По восшествии на престол одним из дел государственной важности для императора становится поиск Креста Господня, который считался утраченным после того, как римский император Адриан приказал засыпать землей Голгофу и Гроб Господень и поставить на этом месте языческое капище.

Константин отправляет на поиски Креста в Святую Землю свою мать – царицу Елену. Царица, несмотря на преклонный возраст, отправляется в Иерусалим, считая поручение сына своим христианским долгом.

По повелению святой равноапостольной Елены в Иерусалиме были восстановлены многие христианские святыни, построены храмы в Вифлееме, на Елеонской горе, в Гефсимании. Но обнаружить следы Голгофского Креста ей долгое время не удавалось. Наконец, как гласит предание, некий еврей по имени Иуда сообщил ей, что Крест зарыт под капищем Венеры.

Начав раскопки на указанном месте, «искатели» обнаружили Гроб Господень, дощечку с табличкой и три креста. Тогда патриарх Иерусалимский Макарий стал поочередно подносить кресты к некой болящей. И когда та, прикоснувшись к одному из крестов, исцелилась, стало ясно, что долгожданная святыня найдена. Часть Животворящего Древа Креста царица Елена привезла с собой в Константинополь. Оттуда частицы Древа попали и во многие русские храмы.

По повелению Константина I в Иерусалиме над Голгофой и Гробом Господним был воздвигнут знаменитый храм Воскресения Христова.

Три века спустя Крест Христов снова был захвачен «в плен»: персидский царь Хозрой II захватил и разграбил Иерусалим. Лишь через 14 лет византийский император Ираклий разгромил персов и заключил с ними мир, по которому христианам была возвращена великая святыня. Император в царском венце и порфире сам хотел торжественно внести Крест в храм Воскресения Христова. Но, как гласит предание, царь внезапно остановился у ворот, которыми входили на Голгофу, и не мог двинуться дальше. Тогда присутствовавший при этом Святой Патриарх Захария напомнил Ираклию, что Царь всех Царей, претерпев надругательства и унижения, нес этот Крест в совершенно ином одеянии. Царь Ираклий снял с себя дорогие одежды и, облачившись в нищенское платье, беспрепятственно водрузил Крест на положенное место.

«СИЛА КРЕСТНАЯ» И «ЛОГИКА ЛЮБВИ»

Распространенная в России форма восьмиконечного креста более всего соответствует тому кресту, на котором был распят Христос. Верхняя перекладина – табличка с надписью «Иисус Назорей – царь Иудейский» – была прибита над головой Христа по приказу Понтия Пилата. Нижняя перекладина – подставка для ног, которая должна была служить мнимой опорой для ног, на которую распятый будет пытаться опираться и таким образом только продлевать себе мучения. С добавлением распятия такой крест становится уже настоящим образом Спасителя и несет в себе глубокий сакральный смысл. Упирающееся в землю нижнее основание креста и восходящее к небу верхнее символизируют вертикальную основу жизни: ад, земное и небесное. Широкая же горизонталь жизни включает в себя земное бытие, которое рухнуло бы, оказавшись лишенным смысла, не опирайся оно на понятия об аде и рае, о высоком и низменном, о грехе и благодати.

Христос, находясь в центре креста, вбирает в себя все грани нашего существования. Крест практически с апостольских времен становится важным знаком в жизни христианина. Апостол Павел пишет: «... слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, сила Божия» (1 Кор. 1, 18).

С первых веков христианства кресты использовали не только для совершения богослужений: их устанавливали на перекрестках дорог, так называемые поклонные кресты, на местах погребения. С давних веков берет начало и обычай носить нательный крест.

Известно, что первоначально христиане носили свой крест поверх одежды – как знак своей принадлежности к исповедуемой конфессии. Но впоследствии этот обычай трансформировался. Теперь так носят крест только священнослужители, мирянам же Церковный устав предписывает прятать крест под одеждой.

Не секрет, что сегодня многие носят крест, относясь к нему если не как к модному ювелирному украшению, то как к некому амулету от «порчи, сглаза» и т.д. Крест и на самом деле является защитой для верующих, поскольку, согласно Священному Преданию, ему сообщилась Божественная сила. «Крест для верующих есть великая сила, избавляющая от всяких зол, особенно же от злодейства невидимых врагов», – пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский. При освящении креста священник читает молитвы, в которых просит Господа Бога о том, чтобы крест хранил не только душу, но и тело от врагов, колдунов и всяких злых сил. Поэтому на многих крестах есть надпись «Спаси и сохрани».

В церковной литературе описано множество случаев, когда крест явным образом оберегал человека от смертельной опасности. В воспоминаниях участников Великой Отечественной войны есть немало примеров, когда материнский крест, который солдаты не всегда носили на груди, а чаще прятали в нагрудном кармане, в прямом смысле спасал от смертельной пули. Об одном современном случае, когда нательный крест спас жизнь человеку, писала газета «Комсомольская правда». О том, как некий житель Оренбурга, находясь в бане, почувствовал, что его крестик сильно раскалился. Мужчина вышел за холодной водой. А вернувшись, увидел, что, пока он отсутствовал, в парной лопнул 100-литровый бак с горячей водой и все помещение залито кипятком.

Никто из отцов Церкви, а также современных богословов не отрицает охранительной силы креста. Но говоря об этом, священники чаще подчеркивают и другой смысл христианского символа. «Крест – знак любви, – пишет иерей Сергий Круглов. – Тот, кто любит, в чем-то отрекается от себя, ради любимого. По меркам бытовой логики такой человек ведет себя крайне нелогично. Но логика бытовая и логика любви – разные. В основе бытовой торчит самому себе очевидное «я». Если бы Бог следовал такой логике, Он бы Своей силой воздействовал на человека, пытаясь вернуть его, отпавшего, к Себе громом и молниями. Он мог бы превратить людей в рабов, в послушных биороботов, – зато они бы были послушны, для их же блага!.. Но Бог поступил иначе, принеся в жертву себя, по логике любви». И эта любовь – тоже крест.

«КРЕСТ ВСЯКОЙ ФОРМЫ – ИСТИННЫЙ»

Сегодня нательный крест стал довольно распространенным товаром. В любой церковной лавке и даже в обычном ювелирном магазине выбор крестов весьма разнообразен. Любопытно, что далеко не все кресты привычной восьмиконечной формы. Все ли они «православные»?

В разные времена разные христианские общины носили разные кресты. Сама форма креста за 2000-летнюю историю христианства претерпела множество изменений. Но как учит преподобный Федор Студит: «Крест всякой формы – истинный Крест».

На древних памятниках, в катакомбах часто встречаются кресты четвероконечные с равными концами. Этот образ, как отмечали древние богословы, сделался важным для христиан именно после знамения Креста, посланного императору Константину. Именно такие кресты находят на территории Киева, Херсонеса, других русских городов. Кресты такой формы считаются самыми древними в России.

Можно встретить кресты, в символику изображений которых входят якорь, терновый венец, виноградная лоза и даже полумесяц, который ассоциируется больше с мусульманской культурой. Тем не менее использование любых символов вполне объяснимо с точки зрения Священного Писания. Так, в Откровении Иоанна Богослова можно прочесть: «И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце, под ногами ее луна» (Апок. 12; 1). Святые отцы поясняют, что Луна олицетворяет купель, в которой Церковь, крестившаяся во Христа, во Христа же, Солнце правды, и облекается.

Картежная масть «треф» – это пародийное изображение самого распятия. «Пики» – это насмешка над копьем святого мученика Лонгина, который, еще будучи одним из воинов, которые распинали Христа, «копьем пронзил Ему ребра» (Ин. Гл. 19, 34). «Черви» – издевка над губкой на трости. Когда Христос на Кресте просил пить, «один их них взял губку, напоил уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить» (Мф. Гл. 27, 48). Интересно, что и тот и другой символ, и пика и губка, встречаются вместе на изображении схимнического креста, который можно часто видеть на атрибутах для отпевания усопшего. И, наконец, знак «бубны» – это символическое изображение шляпок гвоздей, которыми прибивали к Кресту Спасителя. Поэтому неудивительно, почему отношение Церкви к игральным картам неодобрительное.

Споры о многогранной разносторонней символике креста ведутся учеными и сегодня. Крест – символ древний, встречающийся во многих дохристианских культурах. Но с приходом в мир Христа он, несомненно, обрел новый смысл, который и лежит в основе песнопения, звучащего в храмах во время праздника Крестовоздвижения: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим».

Партнёры