Другие материалы смотрите в издании ВВП №42

Автор: Оксана СЕВЕРИНА

5 декабря ушел из жизни Предстоятель Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Он был больше, чем настоятель Русской Православной Церкви. Ушел из жизни человек высокой нравственности, преисполненный добра и бескорыстной любви к людям. На протяжении многих лет мы всегда чувствовали его отеческое, пастырское участие и поддержку. Его благословение сопровождало все важные начинания, важные для укрепления веры, духовности и патриотизма. С благословения Алексия II издается наш журнал, Патриарх Московский и всея Руси Алексий II входил в состав Наблюдательного совета издания «ВВП», и коллектив редакции всегда чувствовал его доброе слово, желание рассказать о самых ярких событиях Церкви и государства.

Настоящим подвигом Алексия II стало восстановление, возрождение старых и возведение новых храмов и монастырей в Москве и во всей России.

Выдающимся свершением и вершиной деятельности Патриарха Московского и всея Руси Алексия II является долгожданное и благое воссоединение Русской Православной Церкви и Зарубежной Русской Православной Церкви, разорванных на две ветви единой веры в трагических перипетиях русской и мировой истории XX века.

Его жизнь была примером служения Церкви, Отечеству и народу. Он как никто другой много сделал для возрождения нашей православной веры, истории и культуры. Не случайно прощание с Патриархом продолжалось несколько суток. Поток людей, желающих отдать свой последний долг главе Русской Церкви, был неиссякаем. Он навсегда занял свое место в нашей памяти и нашей душе. И пусть тяжелую потерю восполнить невозможно, с нами, в нашей памяти остались его глубокая вера, его доброе слово, его искренняя любовь к России, Церкви и людям.

Его авторитет в мировом сообществе был всегда высок всю его жизнь. Патриарх Алексий II был участником многих международных церковных событий. На протяжении ряда лет он являлся членом президиума и президентом Конференции европейских церквей. Также он принимал участие во многих межконфессиональных форумах, один из которых – так называемый саммит религиозных лидеров. Патриарх всегда достаточно жестко отстаивал интересы Православной Церкви.

Патриарх Алексий не владел свободно иностранными языками, за исключением эстонского. Когда он в молодости учил немецкий в Духовной академии, то и подумать не мог о том, что ему придется часто выезжать за границу. Зато Патриарх свободно владел словом. В России и за рубежом опубликовано несколько сотен его статей, выступлений и работ на богословские, церковно-исторические, миротворческие и другие темы.

Патриарх Алексий II проводил богослужения, беседовал с иереями: помимо того что он был Патриархом всея Руси, он еще был и московским епископом. Патриарх всех московских священников рукополагал собственноручно, совершил более 80 хиротоний. Патриарх Алексий откликался на любые события, касающиеся его паствы, будь то введение ИНН или трагическая гибель священника. Тысячи прихожан слышали с церковных амвонов ободряющие слова Святейшего, обращенные к ним по случаю великих праздников.

За восемнадцать лет со дня интронизации Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в нашей стране произошло немало церковных и государственных потрясений. Но именно эти годы сегодня называют временем духовного возрождения России. Связано это не только с увеличением количества храмов (с 6700 к началу 90-х до нынешних 26 000) или ростом числа верующих, за которым не поспевает храмовое строительство, но также и со сложившимися новыми взаимоотношениями между Церковью и государством. До революции Церковь фактически являлась государственной структурой. После 1917 года она была отделена от государства, но лишь на словах. На деле же власть грубо вмешивалась и жестко контролировала церковную жизнь.

Сегодня Православная Церковь сохраняет позицию отделения от государства, но вместе с тем она играет важную роль в жизни страны. В том, какие отношения сложились сегодня у Церкви с «властью», – личная заслуга Патриарха: его умиротворяющий певучий голос с едва уловимым акцентом нередко заставлял прислушиваться к нему и умолкать самых яростных противников. Неизменное присутствие Его Святейшества на важных государственных форумах порой вызывало сомнение: кто же он – «пастырь добрый» или искушенный политик? Редкостное умение сочетать в себе качества и одного, и другого закрепили за первоиерархом Русской Православной Церкви образ значительной фигуры современности. И в подтверждение тому – вручение общественной премии «Человек года», которую Патриарх получил в 2006 году в четвертый раз.

СТРОКИ БИОГРАФИИ

Несмотря на то что послереволюционный период российской истории, узаконившей атеизм, далеко в прошлом, его негативные последствия сказывались очень долго. Падение нравственности, разгул страстей, девальвация ценностей прервали в обществе духовную связь поколений. Переоценка ценностей у многих нынешних верующих – как прихожан, так и священнослужителей – произошла лишь в зрелом возрасте. И большую роль в этом сыграл наш Патриарх – Алексей Михайлович Ридигер. Его судьба во многом уникальна тем, что она, точно мостик над «безбожным веком», связывает и сохраняет преемственность нынешнего церковного «ренессанса» и традиций дореволюционной России.

Алексей Ридигер родился 23 февраля 1929 года в городе Таллине. После революции 17-го года Эстония стала одним из центров русской эмиграции. Сюда, так же как в Прагу, Берлин, Париж, устремились многие представители русской интеллигенции и дворянства, спасающиеся от красного террора: поэт Игорь Северянин, баронесса Врангель и многие другие. Тогда Эстония была единственной страной в мире, где законом было признано право русских на культурную автономию и где общественная и культурная жизнь русской эмиграции была многообразной и интенсивной. Подростком из Санкт-Петербурга в Таллин приехал и отец будущего Патриарха Михаил Александрович Ридигер.

С юных лет он стремился к священническому служению. Уже в зрелом возрасте принял сан и в течение 16 лет был настоятелем церкви Рождества Богородицы в Таллине. Мать Святейшего Патриарха, Елена Иосифовна Писарева, уроженка Таллина, была русской православной женщиной. Семья Алеши Ридигера являлась для мальчика действительно домашней церковью, что впоследствии во многом определило его выбор жизненного пути. Алексей с детских лет не только присутствовал, но и участвовал в богослужениях. В восемь-девять лет он знал наизусть текст Божественной литургии. Дома он нередко играл в «службу», чем вводил в смущение благочестивых родителей.

Для семьи Ридигеров традиционными были паломнические поездки по русским монастырям, оказавшимся за пределами СССР: в Пюхтицкий женский, ПсковоПечорский мужской монастыри и другие.

Родители Алексея с младых лет брали с собой в паломничества сына. Особенно памятными для него стали поездки на Валаам, входивший в состав Финляндии, в 1938 и 1939 годах.

«Весь Валаамский монастырь произвел на меня сильное впечатление, – вспоминал Патриарх. – Все в нем пробуждало у меня, девяти-десятилетнего мальчика, особые чувства. Это и удивительная северная природа, и так гармонировавшие с ней замечательные архитектурные памятники. Это и скиты Валаама, а главное – удивительные старцы, умевшие подобрать единственно верные слова и для взрослого, и для ребенка. Со мной, мальчиком, они вели себя абсолютно на равных. Ближе всех принял меня в свое сердце отец Иувиан из Спасо-Преображенского Валаамского мужского монастыря».

У мальчика со старцем завязалась переписка. Письма с Валаама Патриарх Алексий хранил всю жизнь.

Монаха Иувиана благословил на постриг великий пастырь XIX века, праведный Иоанн Кронштадтский. В церковной жизни у каждого человека бывает немало удивительных совпадений, которые незримым образом связывают его жизнь с жизнью выдающихся подвижников христианства. Помните, у Гумилева: «Если, Господи, это так, / Если праведно я пою, / Дай мне, Господи, дай мне знак, / Что я волю понял твою».

Наверное, одним из таких знаковых совпадений для Патриарха стал тот факт, что в 1990 году Поместный собор Русской Православной Церкви избрал Патриархом Алексия II и прославил в лике святых праведного Иоанна Кронштадтского.

УРОКИ СЕМИНАРИИ

После окончания школы в Таллине Алексей Ридигер поступил в Ленинградскую духовную семинарию. Потом оканчивает и Духовную академию в Санкт-Петербурге, где его уже на втором курсе рукополагают в священнический сан. Свое пастырское служение отец Алексий начинает в родной Эстонии. Туда же он возвращается и в качестве епископа, приняв вскоре после смерти матери монашеский постриг в Троице-Сергиевой лавре.

Нужно сказать, что прибалтийские республики, поскольку значительно позже были включены в состав СССР, избежали кровавых репрессий против духовенства, захлестнувших Россию в 20–30-е годы. В определенном смысле Прибалтика была духовным оазисом православия в советское время. Здесь действовали монастыри, которые не закрывались после революции и сохранили вековые традиции монашества (Пюхтицкий женский монастырь, Рижская пустынь). Примечательно, что во время возрождения церковной жизни очень многие монахини из этих монастырей были поставлены игуменьями в возрождающиеся обители по всей России, будучи обладательницами бесценного опыта монастырской жизни.

Но период служения иерея Алексия в Эстонии пришелся на 60-е годы – время хрущевских гонений, когда власти травили и преследовали христиан, по всей стране шло массовое закрытие храмов и духовных учебных заведений. Тогда много пришлось пережить священнослужителям и в прибалтийской «провинции».

Но в то же время они несли крест своего пастырского дела с Божьей помощью и использованием тонкой дипломатии применительно к властям.

Вскоре после своего назначения епископом на эстонскую кафедру молодой тогда архиерей столкнулся с решением местной администрации о закрытии и передаче под дом отдыха Пюхтицкого Успенского монастыря. Отец Алексий действовал осторожно. Сначала он постарался убедить советское начальство в невозможности для епископа начинать служение с закрытия обители. А затем, будучи заместителем председателя Отдела внешних церковных связей, архиерей привез в монастырь делегацию Евангелической церкви Германии. Вскоре о Пюхтицком монастыре заговорили в Германии: появились восторженные отзывы в газете Neue Zeit. Потом в Пюхтицы приехала еще одна делегация, третья, четвертая, пятая... Вскоре в святое место стали приезжать группы паломников со всей России. Вопрос о закрытии обители был снят.

Святейший Патриарх после своего переезда в Москву не оставил без попечения пюхтицких сестер.

Тема «малой родины» прошла через всю жизнь Патриарха Алексия II. В 1984 году он представил на соискание степени магистра богословия в Ленинградскую духовную академию трехтомный труд «Очерки по истории Православия в Эстонии». Но ученый совет академии решил, что представленная работа по объему и глубине исследования соответствует не магистерской, а докторской диссертации. Так митрополиту Таллинскому и Эстонскому Алексию был торжественно вручен докторский крест.

Следующая ступенька его продвижения по служебной лестнице, если такое выражение применимо к людям духовного звания, связана с Ленинградом. 29 июня 1986 года владыка Алексий назначен митрополитом Ленинградским и Новгородским с поручением управлять Таллинской епархией. В уже более благоприятные для Церкви времена новый архиерей сталкивается со старой проблемой: городские власти игнорируют Церковь. Поначалу митрополиту Алексию не разрешили даже нанести визит председателю Ленгорсовета. Но этот же председатель через год при встрече с владыкой скажет: «Двери Ленинградского совета открыты для вас днем и ночью». Впоследствии представители власти сами стали приезжать на прием к правящему архиерею.

МИР И ДОБРО

По итогам опроса Фонда общественного мнения, большинство россиян одобряли деятельность Патриарха, немного тех, кто относился к его персоне равнодушно, но таких, кто не знал бы Патриарха вообще, практически нет. А ведь его предшественники, Патриархи Алексий I и Пимен, мало кому были знакомы. В советские времена «несанкционированные контакты» с паствой не поощрялись, и церковный иерарх едва ли мог без позволения властей отправиться в какую-нибудь миссионерскую поездку. Патриарх Алексий II вспоминает, что когда он впервые прилетел в Оренбург, то услышал от местного архиепископа Леонтия исполненные пафоса слова: «Никогда прежде на землю Оренбуржья не ступала нога митрополита Русской Православной Церкви!» Во многих регионах России Патриарха Алексия знали не только по телевизионным программам и календарям – это примета нового времени. За годы своего служения первоиерарх совершил более 120 поездок в 82 епархии. Целью таких поездок было личное знакомство со священниками и прихожанами в отдаленных общинах, укрепление церковного единства и свидетельства Церкви в обществе. «Возрождение Церкви нельзя осуществлять, находясь только в Москве».

«Бывая в регионах, – говорил Патриарх, – я имел возможность не с чужих слов узнать, а посмотреть своими глазами, в каком состоянии храмы, монастыри, воскресные школы. Удостовериться, присутствует ли Церковь в армии, местах заключения. Это чрезвычайно важно, так как приближает Патриарха к своей пастве, где бы она ни жила – на Камчатке или в Калининграде».

Во время своих визитов Патриарх старался беседовать и с представителями местной власти, с губернаторами, решать многие проблемы, которые возникали между священнослужителями и чиновниками в регионах.

В частности, немало проблем возникло у властей с Церковью в связи с возобновлением деятельности многих храмов и монастырей. Остро вставал вопрос о возврате церковной собственности. Важную роль в его решении взял на себя Патриарх, подписав с Министерством культуры Российской Федерации и руководством отдельных музейных комплексов ряд документов, которые помогли многим монастырям и храмам начать новую жизнь.

Правда, порой противостояние священников и «музейщиков» затягивалось на десятилетия, но в итоге конфликтующие стороны приходили к согласию.

Именно стремление к мирному, а не сиюминутному разрешению любого вопроса отличало подход Патриарха к любой проблеме, от бытовой до международной, будь то ситуация в Сербии, события на Северном Кавказе или военные операции против Ирака. По многим конфликтным ситуациям международного масштаба Патриарх Алексий выступал с миротворческими инициативами.

«Нашу страну, наше общество постигло огромное горе – умер Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Он был не только выдающимся религиозным деятелем, подлинным духовным лидером – он был великим Гражданином России. Человеком, в судьбе которого отразились все тяжелейшие испытания переломного для нашей страны ХХ века. Истинным пастырем, который всю свою жизнь служил примером духовной стойкости и высоких человеческих поступков. Находился рядом со своей паствой и в дни гонений, и в период возрождения веры», – сказал президент России Дмитрий Медведев.

«Именно с ним, с его именем прямо связаны подъем Русской Православной Церкви, действительное утверждение принципов свободы совести и вероисповедания. И конечно – гражданский мир и согласие в такой многонациональной и многоконфессиональной стране, как Россия», – отметил президент.

«Под его началом Православная Церковь превратилась в один из авторитетных институтов, плодотворно взаимодействующих с государством. Московский патриархат приобрел уважение и авторитет не только в России, но и в международном религиозном сообществе», – сказал Медведев.

«Алексий Второй был настоящим Патриархом – Патриархом Московским и всея Руси. Это был очень светлый человек, и это очень большая потеря», – добавил председатель правительства Владимир Путин.

Первый заместитель председателя Государственной думы Олег Морозов в своем заявлении в связи с кончиной Патриарха Московского и всея Руси Алексия II сказал: «Безусловно, Патриарх Алексий II внес уникальный вклад в новейшую историю России. С его именем связана история возрождения православия, веры в России, в значительной степени духовное просветление, духовное возрождение в нашей стране.

Это, безусловно, был человек выдающегося интеллекта и безбрежной доброты. Все, кто с ним общался, знают, насколько это был яркий, мудрый, тонкий собеседник и очень добрый, отзывчивый человек. Это огромная потеря, огромная утрата для страны, для Православной Церкви, для всех людей, которые устремлены к добру и вере. Мы все скорбим.

Его имя останется в памяти россиян независимо от вероисповедания и войдет в историю государства Российского.

Партнёры