Россия - новое время
Владимир Путин за годы своего правления кардинально преобразил нашу страну. Для того чтобы это понять, надо прежде всего сравнить ситуацию «на входе» и «на выходе». Невооруженным глазом видно, что Россия претерпела масштабные изменения. Сделан мощный рывок в экономике, повысился уровень благосостояния россиян. И что не менее важно – повысился уровень самоуважения граждан и их уважения к родной стране.
Тяжелое наследие
Владимир Путин принял страну, мягко говоря, в непростом состоянии. Переход на рельсы рыночной экономики дался народу России непросто. Гиперинфляция начала 90-х сменилась после нескольких относительно спокойных лет мощным экономическим кризисом, начало которому положил дефолт августа 98-го. Плачевное состояние экономики было обусловлено и рядом других причин. Во многом неудачная приватизация сопровождалась, в числе прочего, близким к разрухе состоянием предприятий государственной собственности. Непомерные ставки налогов вынуждали бизнес уходить в тень, а многих производителей ставили на грань банкротства.
Общим местом стали задержки зарплат и пенсий. Распространенным явлением стала выдача заработной платы в форме продукции предприятия. Материальное положение россиян, изрядно подкошенное реформами начала 90-х, к концу десятилетия еще больше ухудшилось.
Депрессивные настроения в обществе усугублялись, в загоне оказались культура и духовная жизнь. Значительно ухудшилась демографическая ситуация. За последнее десятилетие ХХ века ощутимо упала рождаемость, причем на фоне роста смертности; численность населения показывала отчетливую отрицательную динамику. Перманентно росла кривая преступности, причем речь шла не только о наводивших ужас на граждан страны ОПГ, но и о банальном бытовом криминале.
Горячей точкой России стала Чечня: незаконные вооруженные формирования бандитов-сепаратистов распространяли свою деятельность (включая теракты и захваты заложников) далеко за пределы мятежной республики. Без особых передержек можно сказать, что пылал весь Северный Кавказ.
Региональные князьки буквально восприняли сказанные ранее Борисом Ельциным слова «Берите суверенитета столько, сколько сможете проглотить», и в какой-то момент под вопросом оказалась территориальная целостность Российской Федерации.
На международной арене Россия тоже была слаба и никому не интересна. Резко ухудшились отношения с прежними союзниками, причем в ряде случаев российское руководство само отвернулось от них, и прежде всего на постсоветском пространстве.
Всё изменилось после того, как Путин 26 марта 2000 года одержал победу на выборах и 7 мая того же года вступил в должность президента России. Изменилось не вдруг, не по взмаху волшебной палочки. Но резко и однозначно.
Вертикаль власти
Уже в мае 2000 года новый глава государства выступил с телевизионным обращением к гражданам России, в котором впервые прозвучал его тезис о необходимости установления властной вертикали.
Задача «сбора земель» (точнее, сохранения территориальной целостности страны) оказалась, таким образом, решена в первые же месяцы работы нового президента. Параллельно было указано место крупных предпринимателей в связке «государство-бизнес»: после показательных «уколов» в адрес наиболее одиозных олигархов прочие представители сообщества поняли все правильно и сделали соответствующие выводы. Так была разрушена порочная практика 90-х, кульминацией которой стала недоброй памяти «семибанкирщина».
Кроме того, Путин продолжил линию на решение проблемы Чечни, начатую еще осенью 1999 года, когда он взял под личный контроль борьбу с сепаратистами, осуществившими вылазку в Дагестан. Важнейшим шагом стало здесь назначение главой временной администрации Чеченской Республики Ахмата-Хаджи Кадырова, которому удалось сплотить вокруг себя все конструктивные силы ЧР. До полной победы над сепаратистами оставались еще годы, но начало было положено именно тогда, спустя месяц с небольшим после вступления Путина в должность президента России.
Режим КТО в Чечне стал частью общей программы борьбы с терроризмом. Особенно актуальной эта тема стала после трагедии 2004 года в Беслане, где террористы захватили школу.
Эта борьба никогда не была сугубо внутренним делом России. Президент Путин неоднократно это подчеркивал и выступал с внешнеполитическими инициативами.
При этом официальная Москва неизменно демонстрировала открытость и готовность к конструктивному сотрудничеству с государствами не только ближнего, но и дальнего зарубежья.
Приведение в порядок законов
Важное достижение первых лет президентства Владимира Путина – создание (фактически почти с нуля) законодательной базы РФ. Речь идет в первую очередь о кодификации нормативно-правовой системы – иными словами, принятие таких законодательных систематизированных норм, как кодексы.
И глубоко символично, что первым в хронологическом порядке шагом Путина в этом направлении стало подписание им 5 августа 2000 года второй части Налогового кодекса Российской Федерации (вступила в силу с 1 января 2001 года). Крайне неудачно выстроенная налоговая система России фактически получила второе рождение, связанное в том числе с таким знаковым решением, как введение основной плоской ставки налога на доходы на физических лиц в размере 13 % (самой низкой в Европе).
Предприниматели получили реальную возможность платить сотрудникам зарплаты «по-белому»; практически сразу повысилась собираемость налогов и объем отчислений в социальные внебюджетные фонды.
В течение следующего года вступили в силу Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации (12 марта 2001 года) и очень важный Земельный кодекс Российской Федерации (30 октября 2001 года). До этого времени законодательство о земле в РФ практически отсутствовало, нормативные акты времен РСФСР никак не соответствовали требованиям времени.
Годом позже вступили в силу Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (1 июля 2002 года), Арбитражный процессуальный и Уголовно-процессуальный кодексы Российской Федерации. За годы двух президентств Путина были также приняты Гражданский процессуальный кодекс, Таможенный, Градостроительный, Жилищный и Водный кодексы. Можно сказать, что российское законодательство было попросту создано заново. Процесс этот еще не закончен (так, решение о радикальных изменениях Гражданского кодекса было принято летом 2008 года), но фундамент новой системы однозначно заложен.
Рост ВВП – первостепенная задача
В 2004 году начинался второй президентский срок Владимира Путина. Это было время подведения итогов и обнародования планов на будущее.
Одним из важных пунктов формально не составленного, но реально существующего плана Путина стала необходимость удвоения валового внутреннего продукта страны — ВВП России.
Далеко не случайно включение этой задачи в повестку дня для страны совпало с появлением издания «ВВП». Тем более что именно в 2004 году Владимир Путин, выступая на заседании совместной коллегии Минфина и Минэкономразвития, посвященном налоговой реформе, четко сформулировал ту мысль, что цифры ВВП «без кавычек», валового внутреннего продукта, являются определяющими и решающими показателями того, как развивается экономика.
В своем выступлении перед руководством экономических министерств президент напомнил собравшимся о важнейшей задаче на ближайшие годы: «Стране необходим экономический прорыв. Следовательно, нужна обеспечивающая его экономическая политика. Нужна новая динамика в росте. Состояние экономики, государственных финансов сегодня у нас такое, что все вышеперечисленные преобразования могут и должны быть осуществлены не за счет граждан. Люди должны почувствовать положительный эффект от наших действий не в долгосрочной и среднесрочной перспективах, а в ходе реализации намеченных решений».
Что же касается удвоения ВВП, то Путин подчеркивал: это не самоцель и не формальность для галочки, а задача-минимум, без которой просто не получится совершить подлинный экономический прорыв.
Не менее существенной на протяжении всего года была тема национальной безопасности. Так, например, в своем выступлении на заседании Комиссии по вопросам военно-технического сотрудничества с иностранными государствами в сентябре 2004 года Владимир Путин пояснил, что главное в этом сотрудничестве – «экономическая эффективность при строгом обеспечении интересов безопасности».
В 2005 году было также принято немало существенных и ключевых решений в области экономики.
«У России есть колоссальные возможности для развития, есть огромный потенциал, который надо эффективно реализовать для улучшения жизни людей», - эти слова Владимира Путина определяют лейтмотив 2006 года и являются своего рода квинтэссенцией социально-экономической политики, направления которой определил президент. Этому было посвящено Послание Президента Федеральному Собранию.
«С переменами начала 90-х были связаны большие надежды миллионов людей, однако ни власть, ни бизнес не оправдали этих надежд. Более того, некоторые представители этих сообществ, пренебрегая нормами закона и нравственности, перешли к беспрецедентному в истории нашей страны личному обогащению за счет большинства граждан», - напомнил Путин.
Динамика текущих производственных показателей достигла наивысших значений за последние шесть лет по сравнению с предыдущим годом. И если ранее Владимир Путин говорил: «Считаю, что нашим принципиальным результатом должно стать возвращение России в ряды богатых, развитых, сильных и уважаемых государств мира», – то теперь желаемое стало действительным. И президент наметил дальнейшие горизонты развития экономики.
Шла о них речь и на пятой по счету прямой линии с народом. «Мы пересекли знаковый рубеж в августе этого года: мы полностью расплатились, практически полностью расплатились с долгами, внешними долгами еще Советского Союза и новой России начала 90-х годов, - сообщил приятную новость Путин. - Это свидетельство здоровья экономики, это повышает доверие к России. Мы никому не должны. И это означает, что соотношение долга и ВВП страны у нас сейчас одно из лучших в Европе».
Глава государства добавил в связи с этим, что одним из главных приоритетов остается «диверсификация экономики, придание ей инновационного характера», без чего невозможно движение вперед.
Устойчивость и динамизм экономического развития страны и роста ВВП - валового внутреннего продукта России - оставались неизменной тенденцией, что было отмечено в шестой по счету прямой линии Владимира Путина, на которой глава государства общался с народом.
«Отвечая традиционно на этот вопрос за последние годы, практически каждый год я говорил о том, что результаты работы за прошедший год были положительными. И мне приятно отметить, что ни одного раза мною не были допущены какие-то натяжки», - сказал Владимир Владимирович и пояснил, какими критериями он руководствуется в своих заявлениях.
«Главный показатель успеха – это рост экономики, так называемого ВВП, валового внутреннего продукта, - подчеркнул национальный лидер. - Мы все время ссылаемся на этот показатель. Почему? Потому что ВВП – это объем нашей экономики. От того, насколько растет объем экономики – что это значит для нас, – зависит количество рабочих мест, поступления в бюджет, возможности государства не только исполнять свои социальные обязательства, скажем, вовремя платить заработные платы и пенсии, но и повышать их. От этого зависит развитие социальной сферы, здравоохранения, образования, обеспечение обороноспособности и безопасности государства».
Но в 2008-м Россию не мог не затронуть начавшийся в США мировой экономический кризис.
В начале года Владимир Путин на встрече с руководством Совета Федерации говорил, что страна должна перейти к качественно новой социальной политике - политике социального развития. «Мы ставим перед собой самые серьезные задачи - к 2020 году войти в пятерку крупнейших экономик мира», - сказал он, но подчеркнул, что это не самоцель. «От объема экономики будут зависеть возможности государства в решении социальных вопросов», - пояснил Владимир Владимирович.
К сожалению, мировая конъюнктура вынудила ближе к концу года скорректировать эти экономические планы, однако тенденция и цель остались неизменными.
Заняв пост председателя правительства и оставшись в неформальном статусе национального лидера, Владимир Путин продолжил линию на всестороннее развитие экономики и рост валового внутреннего продукта. «В ближайшие годы необходимо прежде всего добиться макроэкономической стабильности», - заявил он в своем программном выступлении перед депутатами Государственной думы в роли главы кабинета министров.
На этом посту Путин продолжил осуществление главной задачи - добиваться стабильного роста экономики.
Этим и занялся кабинет министров под руководством Владимира Путина, самый сильный по кадровому составу за всю новейшую историю России. Правительство Путина обозначило одной из важнейших задач обеспечение экономической свободы. «Государство должно быть абсолютно нейтральным ко всем участникам рынка и не допускать ни для кого административных привилегий», - заявил национальный лидер на заседании правительства в июле 2008 года.
Кризис и стабилизация
Путину пришлось заниматься защитой отечественной экономики от последствий мирового экономического кризиса. Это ни в коем случае не препятствовало интеграции России в мировой рынок – такова была главная тема десятого номера.
На Х съезде «Единой России» Путин заявил по этому поводу: «Россия, как и другие развитые экономики мира, находится в сложных условиях большого количества неопределенных факторов мировой экономики, на которые прямо ни мы, да и никто другой, повлиять сегодня не может. Но мы сделаем все, что от нас зависит, для того чтобы проблемы прошлых лет, коллапс прошлых лет в нашей стране больше не повторились, - заверил Путин. - Мы сделаем все, что от нас зависит, для того чтобы защитить вклады наших граждан в банках, обеспечить законные интересы тех, кто вложил свои собственные деньги в строительство жилья, чтобы больше не было экономических шоков 1991-го и 1998 годов».
В 2009 году перед правительством Владимира Путина встала непростая задача - пройти кризисный период без социальных потрясений, ускорить модернизацию экономики, обеспечив еще более устойчивый рост. Чем и занялся кабинет министров, принимая меры по преодолению последствий мирового экономического кризиса.
«С кризисом можно и нужно бороться за счет объединения наших интеллектуальных, духовных и материальных ресурсов», - заявил национальный лидер на одном из заседаний правительства. После чего немедленно, без раскачки, перешел от слов к делу. Этому посвящен первый номер издания «ВВП» за 2009 год.
Уже в начале года появились первые признаки стабилизации, анализу которых посвящен второй номер издания. Как отмечается в редакционной статье, «полгода напряженной работы в жестком режиме позволили российскому кабинету министров научиться жить в новых условиях, выработать основные меры по стабилизации отечественной экономики».
В апреле председатель правительства выступил с подробным отчетом перед депутатами Государственной думы. Путин напомнил собравшимся, что «весь мир, включая Россию, столкнулся с серьезными проблемами» и что «ситуация действительно была очень сложной, она и сейчас далека от благополучия».
Однако Россия, по словам национального лидера, «реагировала на кризис как подобает сильному государству, которое не ждет, когда все изменится само по себе, а действует решительно и активно».
Реализованная правительством в 2009 году антикризисная программа была беспрецедентна, при этом как такового секвестирования бюджета - то есть тотального урезания всех статей - не проводилось. Был принят трехлетний бюджет на 2009 - 2011 годы. Такой важный показатель, как курс рубля, прекратил падение и даже немного вырос.
Тем временем Россия вышла в лидеры среди стран «Большой двадцатки» (G-20) по объему заявленной господдержки экономики и преодолела экономические потрясения, не изменив при этом принципам социальной политики. Об этом было объявлено на Международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге
В 2010 году произошли события в области энергетики, ставшие чрезвычайно важными для российской экономики. Проекты газопроводов «Северный поток» и «Южный поток» перешли в стадию реализации. Разрешение на их строительство было получено от всех стран, через чью территорию их предполагалось провести. Этому предшествовали долгие, изнурительные переговоры, ключевую роль в которых играло правительство Российской Федерации и лично его глава Владимир Путин.
Гибкий и прагматичный подход к ведению переговоров, быстрая реакция на изменение позиций партнеров, продемонстрированные главой российского правительства, были по достоинству оценены западными экспертами и СМИ. Одна из европейских газет назвала Путина «признанным мастером энергетической дипломатии».
Не менее важная область, которой всерьез занялось правительство России, – оборонно-промышленный комплекс. «Уже к 2015 году современных видов вооружений в войсках должно быть не менее 30 %, а к 2020 году – не менее 70%. В соответствии с планом развития и формирования нового облика Вооруженных сил основное внимание, конечно, будет уделяться ядерным силам сдерживания, космической и противовоздушной обороне, - сообщил премьер-министр, конкретизируя свое заявление. - Нужно насытить, как я уже говорил, войска современными средствами связи, управления, разведки и, конечно, довести до конца производство самолета пятого поколения, новых разработок по боевым кораблям для ВМФ».
Как показало будущее, эти заявления не остались пустыми обещаниями, а были полностью реализованы.
Рост ВВП неуклонно продолжался. Владимир Путин на заседании правительства заявил: «Страна успешно преодолевает последствия глобального экономического и финансового кризиса, возвращается, во всяком случае, на траекторию устойчивого роста».
Как отметил глава кабинета министров, по итогам II квартала 2010 года валовой внутренний продукт России прибавил 5,4 %, а инфляция находилась на историческом минимуме – менее 6 % в годовом исчислении. Ситуация оказалась намного лучше, чем ожидали руководители правительства. И это тоже энергия успеха.
Вскоре после публикации своей статьи в респектабельной немецкой газете Sueddeutsche Zeitung Владимир Путин рассказал о результатах деятельности кабинета министров под его руководством: «Нам удалось удержаться и от соблазна простых решений. Важно было сохранить пространство для частной инициативы, не допустить огосударствления экономики».
Антикризисные меры правительства России принесли свои плоды. Наше издание отмечало в связи с этим: «С середины 2009 года наблюдался постепенный уверенный подъем отечественной экономики. В 2010 году рост ВВП достигнет, а скорее всего и превысит цифру 4 %, при этом инфляция ожидается на уровне 7–8 %, что является историческим минимумом».
Во время прямой линии «Разговор с Владимиром Путиным» (декабрь 2010 года) национальный лидер назвал ключевую задачу экономического развития страны на год вперед: «Уже в первой половине 2012 года мы должны выйти на докризисный уровень». Охарактеризовав динамику ВВП как основной критерий состояния экономики, премьер-министр подчеркнул, что в предшествующее десятилетие этот показатель постоянно рос на 5–7 % ежегодно, и только в 2009 году мировой кризис заставил нас сделать пару шагов назад. Но уже в 2010 году ВВП вырос на 4 % – больше, чем в европейских странах и США.
Таким образом, председатель правительства в очередной раз отметил основной критерий состояния экономики – динамику ВВП. «Главный показатель эффективности работы экономики страны – это рост или, наоборот, падение валового внутреннего продукта, это объем всей нашей экономики», – подчеркнул премьер. В 2010 году, по словам руководителя правительства, ситуация изменилась и были отмечены позитивные тенденции: рост порядка 3,8 %. «Это, конечно, меньше, чем, скажем, в Китае, но это больше, чем в европейских странах и США. Это главный, основной показатель, и он положительный», – вновь обозначил приоритеты Владимир Путин.
Владимир Путин затронул тему национального суверенитета страны, которая красной строкой проходила и проходит через все его публичные выступления. «Экономическая и государственная немощь, неустойчивость к внешним шокам неизбежно оборачиваются угрозой для национального суверенитета», – подчеркнул глава правительства и сделал вывод: стране нужно быть самостоятельной и сильной.
Подводя итоги года и своего пребывания на посту главы правительства на съезде партии «Единая Россия» (сентябрь 2011 года), на котором он был выдвинут кандидатом в президенты, Путин заявил, что общими ценностями для граждан РФ являются «правда, достоинство и справедливость». Объединяясь вокруг них, «Россия не раз в своей истории ставила перед собой великие цели и добивалась успеха, и побеждала».
Все во имя человека
В 2012 году Владимир Путин после четырехлетнего перерыва вернулся на пост президента. На прошедших в марте выборах он победил не просто уверенно, а триумфально. Это и стало важнейшим событием года.
Сразу после оглашения предварительных результатов выборов, которые продемонстрировали убедительную победу, Владимир Путин, обратившись к гражданам страны, заявил, что все его предвыборные обещания будут исполнены. «Нам предстоит много сделать для нашей страны и для нашего народа. Все, о чем я говорил, все, о чем говорили мои коллеги, это все исполнимо и будет сделано». В рамках предвыборной кампании ее будущий победитель опубликовал серию статей, в которых изложил свою политическую и социально-экономическую программу. Так, в статье национального лидера «Демократия и качество государства» говорилось о том, что необходимо упростить правила регистрации партий, отменить сбор подписей для участия в парламентских кампаниях, вернуть прямые всенародные выборы глав субъектов Федерации. Однако для государства крайне важно избежать соблазна и не упростить политику так, чтобы демократия вновь стала фиктивной, а интересы населения игнорировались элитами. «Необходим механизм выдвижения народом во власть на всех уровнях ответственных людей, профессионалов, мыслящих в категориях национального и государственного развития… Нам важно создать политическую систему, при которой людям можно и необходимо говорить правду. Тот, кто предлагает решения и программы, несет ответственность за их реализацию», – писал Путин в своей программной статье.
Пакет майских указов заложил основы социально-экономической политики президента.
Не случайно одним из самых первых был подписан указ «О долгосрочной государственной экономической политике». Невзирая на возможную вторую волну мирового экономического кризиса, глава государства потребовал более чем впечатляющих показателей экономического развития: создания и модернизации 25 миллионов высокопроизводительных рабочих мест к 2020 году, роста объема инвестиций не менее чем до 25 % ВВП к 2015 году, увеличения на треть доли продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики в ВВП к 2018 году, роста производительности труда к 2018 году в 1,5 раза.
В своем первом большом интервью, которое он дал в качестве вновь избранного президента страны, Владимир Путин заявил: «Я стараюсь делать то, что считаю правильным и нужным для нашей страны, для наших граждан, для наших людей, и буду так поступать в будущем». По словам главы государства, он следит за тем, как на его действия реагируют в мире, однако эта реакция «не может быть основным мотивом» его поведения. «Основным мотивом может быть только интерес российского народа», – подчеркнул Путин.
На расширенном заседании правительства под председательством президента Владимир Путин выдвинул тезис о необходимости объявить новую пятилетку - пятилетку эффективного развития. С пресловутыми советскими пятилетками она не имела ничего общего – Россия осталась страной с открытой рыночной экономикой. Между тем, по словам главы государства, стало очевидно, что факторы, обеспечивавшие рост экономики РФ в предыдущем десятилетии, перестали работать, потребовалась новая стратегия. И задачи, которые поставила перед собой власть, были предельно амбициозными.
Президент призвал разработать конкретный, пошаговый план действий всей государственной машины, учитывающий все экономические и внешнеполитические факторы, «новые вызовы и новые возможности».
Напомнив о двух своих тезисах – повышении производительности труда в полтора-два раза и создании 25 миллионов новых рабочих мест, – Путин пояснил свою мысль: «Правительство должно иметь четкое представление, какими методами эти показатели будут достигнуты в текущей ситуации, как будет строиться работа с инвесторами, какие источники так называемых длинных денег будут задействованы, как обеспечить снятие инфраструктурных ограничений, как будет решаться вопрос о подготовке и переподготовке рабочей силы и повышении уровня ее мобильности, как будут увязаны инвестиционные стратегии и социальная инфраструктура». При этом глава государства подчеркнул: «Особое внимание прошу уделить реализации шагов по борьбе с коррупцией».
На очередной Прямой линии президента, ставшей рекордной сразу по нескольким показателям: от продолжительности (4 часа 47 минут) до количества обращений граждан (почти три миллиона), Путин обратил внимание на повышение уровня доходов граждан. «Многие эксперты, и, в общем, с теоретической точки зрения, справедливо, обращают внимание на то, что зарплата растет опережающими темпами, быстрее, чем уровень производительности труда. Это с точки зрения экономики далеко не самый лучший показатель, но с точки зрения социальной справедливости, конечно, мы двигаемся в правильном направлении», - резюмировал Путин.
Россия-Запад: терпение и труд
В 2007 году была произнесена ставшая знаменитой мюнхенская речь Владимира Путина. Произошло это на конференции по вопросам политики безопасности. Президент России твердо и недвусмысленно заявил, что страны Запада, прежде всего Соединенные Штаты Америки, обязаны в своих действиях считаться с национальными интересами России.
Российский лидер в самом начале выступления отметил, что «формат конференции дает возможность избежать "излишнего политеса" и необходимости говорить округлыми, приятными, но пустыми дипломатическими штампами».
И говорил Путин действительно прямо и жестко, без обиняков: «Мы видим все большее пренебрежение основополагающими принципами международного права. Больше того – отдельные нормы, да, по сути, чуть ли не вся система права одного государства, прежде всего, конечно, Соединенных Штатов, перешагнула свои национальные границы во всех сферах: и в экономике, и в политике, и в гуманитарной сфере навязывается другим государствам. Ну кому это понравится?»
Дальше президент развил эту мысль: «Для современного мира однополярная модель не только неприемлема, но и вообще невозможна. И не только потому, что при единоличном лидерстве в современном – именно в современном мире – не будет хватать ни военно-политических, ни экономических ресурсов. Но что еще важнее – сама модель является неработающей, так как в ее основе нет и не может быть морально-нравственной базы современной цивилизации».
2014 год ознаменовался важнейшим, эпохальным историческим и геополитическим событием - произошло воссоединение Крыма с Россией.
Это привело к обострению в отношениях с некоторыми западными странами, прежде всего с США, а также с Европейским Союзом и военно-политическим блоком НАТО. Однако внутри страны это воссоединение встретило практически единодушную поддержку.
Понятно, что тема Крыма преобладала и во время традиционной Прямой линии Владимира Путина. Особое внимание было уделено внешней политике, событиям на Украине и воссоединению России и Крыма, при этом социальная проблематика отошла на второй план. Основной посыл главы государства можно сформулировать так: мы хотим хороших отношений с Западом, но не должны жертвовать своими интересами, мы опираемся на мнение народного большинства, но должны слышать и мнение меньшинства, а при принятии любых решений власть должна исходить из патриотических установок.
Значительный блок вопросов, адресованных Путину, касался возвращения Крыма в состав России, а прямое включение с полуострова сопровождалось длительной овацией – люди благодарили президента за решительные действия во время кризиса, закончившегося воссоединением народа. Большая же часть разговора впервые в истории данного формата диалога касалась тем не социальных и не внутриполитических, а отношений России с другими странами, в первую очередь с Украиной и коллективным Западом, что в целом было предсказуемо.
Отдельные тезисы главы государства в принципе были обращены вовне и явно были адресованы международной аудитории.
В то время как с Запада звучали угрозы, а то и заявления о некоей «изоляции» России, происходили события, никак не укладывающиеся в эту схему.
Итоги Петербургского международного экономического форума выглядели вполне оптимистично: и количество гостей из-за рубежа было едва ли ощутимо меньше, чем в прошлом году, и объем заключенных контрактов был вполне сравним с тем, что наблюдалось в предыдущие годы.
В конце мая 2014 года состоялись важнейшие для России события, которые готовились много лет. Это визит Путина в Пекин, подписание масштабного контракта по поставке в КНР российского газа, а также долгожданное подписание Договора о создании Евразийского экономического союза.
«Наша страна неоднократно доказывала, что способна осуществлять масштабные проекты. Такие успехи всегда рождали настоящий национальный подъем, умножали созидательные силы и творческий потенциал народа, – сказал Путин, выступая на пленарном заседании 18-го Петербургского международного экономического форума. – Сегодня нас объединяет общее стремление построить динамичную, процветающую, благополучную страну, которую уважают в мире и которая открыта для равноправного и конструктивного диалога».
Россия продолжила уверенно и решительно отстаивать свой суверенитет перед лицом Запада, который попытался при помощи различных санкций запугать Москву и заставить ее изменить независимую политику. При этом воссоединение Крыма с Россией по-прежнему использовалось как предлог и повод для давления на нашу страну.
«Дело не в Крыме. Дело в том, что мы защищаем свою самостоятельность, свой суверенитет и право на существование, – заметил по этому поводу президент в одном из интервью. – Посмотрите на нашу тысячелетнюю историю: только поднимемся, сразу надо Россию немножко подвинуть, поставить на место, затормозить. Теория сдерживания, сколько лет она существует? Кажется, что возникла в советские времена, хотя ей сотни лет. Но мы не должны нагнетать, драматизировать. Это борьба за геополитические интересы, а за ними – значимость страны, ее способность генерировать новую экономику, решать социальные проблемы, улучшать жизненный уровень граждан».
Еще раньше, в своем Послании Федеральному Собранию, Путин сформулировал основную линию социально-экономической политики: «Мы добьемся успеха, если сами заработаем свое благополучие и процветание, а не будем уповать на удачное стечение обстоятельств или внешнюю конъюнктуру. Если справимся с неорганизованностью и безответственностью, с привычкой "закапывать в бумагах" исполнение принятых решений. Хочу, чтобы все понимали – это не просто тормоз на пути развития России, это прямая угроза ее безопасности».
Устойчивое развитие
На встрече с экспертами в области экономики Владимир Путин вынес на первое место тему реализации Плана устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году. Глава государства напомнил, что предложенный правительством план разработан и принят, и указал, что теперь дело за воплощением программных положений в жизнь.
Своеобразным «тылом» в усложнившейся для России международной обстановке стали российские регионы. Этот момент Путин особо отметил, выступая в конце февраля на заседании президиума Госсовета, тема которого была обозначена четко: «О мерах по повышению экономической устойчивости и финансовом обеспечении полномочий регионов». Региональному разделу было уделено особое внимание в нескольких номерах издания «ВВП».
О том, как надо вести себя на международной арене, несмотря на явно недружественные проявления, президент Путин рассказал в ходе традиционной Прямой линии: «Я исхожу из того, что мы воевать ни с кем не собираемся и будем укреплять, безусловно, свою обороноспособность как раз для того, чтобы ни у кого не возникало никакого желания воевать с Россией».
При этом президент неоднократно подчеркивал самый важный тезис: «Абсолютно ясно, что ни запугать, ни надавить на нашу страну ни у кого не получилось и не получится».
Итоги года, а точнее, двухлетия противостояния с Западом, все больше напоминающего времена холодной войны, Владимир Путин подвел, выступая с трибуны Генеральной ассамблеи ООН.
«Считаем попытки расшатать авторитет и легитимность ООН крайне опасными. Это может привести к обрушению всей архитектуры международных отношений. Тогда у нас действительно не останется никаких правил, кроме права сильного», – предупредил российский лидер.
«Агрессивное внешнее вмешательство привело к тому, что вместо реформ государственные институты, да и сам уклад жизни, были просто бесцеремонно разрушены, - напомнил Путин. - Вместо торжества демократии и прогресса – насилие, нищета, социальная катастрофа, а права человека, включая и право на жизнь, ни во что не ставятся». «Вы хоть понимаете, чего вы натворили?» - эмоционально воскликнул, обращаясь к странам Запада, российский президент.
Вопрос этот приходится считать риторическим, поскольку ответа так и не последовало. А вот практические действия Кремля по исправлению ситуации не заставили себя ждать: за выступлением российского лидера в ООН последовало начало операции ВКС РФ в Сирии – события, в корне изменившего зловещий ход гражданской войны в этой ключевой стране Ближнего Востока.
2016 год породил новые вызовы для России, прежде всего в сфере экономики. Мировые цены на нефть сменили падение на малопонятную пляску; Евросоюз и Соединенные Штаты Америки продолжают попытки надавить на нашу страну при помощи санкций, что по-прежнему затрудняет доступ к долгосрочным и недорогим кредитным ресурсам, а также к столь необходимым нам технологиям.
«Мы находимся в новой реальности, и это необходимо осознать», - заявлял Владимир Путин. Многие подходы, которыми правительство оперировало в годы растущей экономики, утратили эффективность, и настала пора выработки новых концептуальных решений.
В связи с этим в выступлениях Владимира Путина неоднократно звучало важное слово - консолидация. Причем консолидация во всех направлениях.
«Мы не оказываемся и не окажемся во враждебном кольце. Это абсолютно исключено. У нас очень добрые отношения с подавляющим большинством стран мира», – подчеркнул, в частности, Путин и развил свою мысль: «Если с нами будут разговаривать уважительно, если будут искать компромиссы так, как мы это делаем, то тогда мы всегда найдем такое решение, которое устроит всех: и нас, и наших партнеров. Нужно просто работать с Россией как с равным партнером – в этом и есть правильный вывод из того, что сейчас происходит».
Эту линию российский президент последовательно и твердо реализовывал на саммите «Большой двадцатки» в китайском городе Ханчжоу, где у него состоялся ряд встреч с мировыми лидерами. Путин в очередной раз наглядно продемонстрировал, что Россия является отнюдь не «региональной», а по-настоящему великой мировой державой.
Впрочем, ни в коем случае нельзя забывать о внутренних проблемах. «Нам нужно думать не о том, как справиться с Америкой. Нам нужно думать о том, как справиться с внутренними вопросами и проблемами, с дорогами, с решением проблем здравоохранения, образования, с развитием нашей экономики, с восстановлением ее, с приданием ей необходимых темпов роста, - заявил президент в апреле на прямой линии. - Если мы это все сделаем, то тогда нам не нужно будет ни с кем справляться».
На волне успеха
2017 стал для Владимира Путина насыщенным, напряженным и успешным.
Успех стал результатом целенаправленной, кропотливой и эффективной работы, которую не первый год проводит руководство Российской Федерации во главе с президентом.
В Сирии, благодаря военным и дипломатическим действиям, направляемым из Кремля, приблизился к окончательному урегулированию один самых кровавых конфликтов нашего времени, а террористы из ИГИЛ (организация, запрещенная в России) были разгромлены. Весомые, зримые успехи наблюдались и внутри России, прежде всего в экономике. Рецессия преодолена, зафиксирован медленный, но верный рост ВВП.
«Мы воспринимаем и относимся к Соединённым Штатам как к великой державе, с которой мы хотим наладить очень добрые, партнёрские отношения. Всё остальное – ложь и выдумки в отношении России и провокации», – заявил Путин в апреле 2017 года, выступая на открытии Арктического форума.
Эти фразы предельно точно характеризуют суть межгосударственных российско-американских отношений. Наш лидер весь год демонстрировал спокойную и терпеливую благожелательность по отношению к Соединенным Штатам в целом, но в то же время не оставлял без внимания и разоблачал «ложь и выдумки» противоположной стороны. В том числе неоднократно опровергал абсурдные слухи о «русских хакерах», якобы вмешивавшихся в президентские выборы в США.
Путин подчеркивал, что ухудшение отношений с США произошло исключительно по инициативе Вашингтона, что Россия всегда готова к сотрудничеству и взаимодействию с другой ядерной державой, но – только не в ущерб собственным национальным интересам.
Сложилась ситуация, суть которой Владимир Путин сформулировал в интервью французской газете Le Figaro: «Мы никуда не спешим, мы готовы ждать, но очень рассчитываем и надеемся на то, что нормализация российско-американских отношений когда-то произойдёт».
Сколь бы ни были важны отношения России с США, крупнейшей политической, военной и экономической державой, ими не исчерпывалась и не исчерпывается международная повестка дня президента Путина.
В июне, во время встречи и беседы с руководителями международных информационных агентств накануне Санкт-Петербургского экономического форума, президент РФ сформулировал важный тезис, определяющий направленность его внешнеполитических действий:
«Утверждается многополярный мир, происходит это не в последнюю очередь благодаря борьбе России за свои интересы – хочу подчеркнуть, за свои законные интересы».
В нашем случае борьба за свои законные национальные интересы – вовсе не агрессия, не «расширение» в какую-либо сторону, не «экспорт» собственной политической модели, не стремление утвердиться за счет других. Российская внешняя политика не только не исключает, а подразумевает взаимовыгодные отношения с другими государствами. И развивается она на самых разных направлениях, практически по всем векторам современного мира, объективно ставшего многополярным, а не поделенным на сферы влияния двух могущественных оппонентов – США и СССР, как было раньше.
Вполне естественно, что одним из приоритетных направлений внешней политики руководства России остается постсоветское пространство.
Еще в феврале, во время совместной пресс-конференции с тогдашним президентом Кыргызстана Алмазбеком Атамбаевым, Путин сказал: «Возьмём пример европейской интеграции. Там, для того чтобы им между собой разговаривать, 28 переводчиков работают. У нас есть русский язык, который является языком межгосударственного общения. У нас есть общая инфраструктура (транспортная, дорожная сеть, железная дорога, энергетическая инфраструктура), у нас очень высокая степень кооперации, доставшаяся нам ещё с советских времён. Не дорожить всем этим, не придавать этому новое качество и не использовать было бы глупо на фоне того, что в мире происходит. А в мире везде происходят региональные интеграционные процессы, очень активно развиваются».
Российская экономика в 2017 году продолжала развиваться в условиях режима санкций со стороны США и Европейского Союза. Что неизбежно накладывало свой отпечаток на ситуацию в нашей стране: при том что эти санкции подействовали совсем не так, как рассчитывали их инициаторы.
По этому поводу Путин высказывался недвусмысленно и однозначно. Выступая на июньском Санкт-Петербургском международном экономическом форуме, президент заявил:
«Наши партнёры в отдельных странах или группе стран начали предпринимать попытки сдерживать Россию, сдерживать её законное стремление к обеспечению своих национальных интересов, предпринимая всякие не вписывающиеся в рамки международного права действия, в том числе ограничения экономического характера».
Там же на форуме Владимир Путин объяснил причины своего отношения к санкциям. «Они были и осуществляются в нарушение всех международных норм и правил, – подчеркнул глава государства. – Те же Соединённые Штаты всегда отстаивали идеи свободного рынка, открытой экономики, всегда всех учили (сейчас уже вроде перестают учить, самим надо учиться), но говорили о том, что политика не должна влиять на мировые экономические процессы и что политика будет только мешать экономике, и сделали именно то, от чего всех предупреждали».
Но поскольку санкции – это реальность (причем реальность, в которой предстоит жить очень долго), руководству России пришлось к ним приспосабливаться.
Во время июньской Прямой линии Путин объяснил, что все не так однозначно: прежде всего гораздо больший ущерб нашей экономике нанесли мировая конъюнктура и снижение цен на традиционные российские продукты экспорта – нефть, газ, металлургическую промышленность, химию и прочее. Но из этого пике к 2017 году удалось выйти.
Рецессия завершилась, и начался рост ВВП: за первый квартал – 0,5 % роста, за апрель – уже 1,4 %, в мае рост превысил 3 %, и эта тенденция сохраняется. Весь год отмечался рост, и, по расчетам экспертов, в среднем по 2017 году он составит почти 2 %. Как утверждают специалисты, это не чисто внутреннее дело России, а заметный вклад и в рост мировой экономики.
Позитивная динамика в экономике наблюдается не первый год. Уже в 2016 году все основные показатели оказались намного лучше, чем мы ожидали. Прогнозы были просто катастрофичными, но они не оправдались. Промышленное производство увеличилось на 1 %.
Продолжается устойчивое снижение инфляции. К сентябрю этого года удалось добиться рекордного для России снижения инфляции. Это был исторический минимум – 3,5 %.
При этом безработица в стране остается на низком уровне – всего 5,2 %, растут резервы, в том числе резервы Центрального банка, резервы правительства. Резервы Центрального банка выросли уже до 412 млрд долларов. На 40 % увеличились доходы федерального бюджета, и это всё на фоне той самой низкой инфляции – 4,4 %.
Как отметил Путин на Прямой линии, «всё это вместе, безусловно, не может не вселять оптимизма, хотя, конечно, нельзя сказать, что этот тренд является абсолютно устойчивым. Мы должны внимательно следить за тем, чтобы поддержать этот тренд на рост».
Если же вернуться к теме санкций, то, как это ни парадоксально, помимо очевидных минусов в них есть и не менее заметные плюсы. «Мы вынуждены были включить мозги, таланты, сосредоточить ресурсы на ключевых направлениях, а не только пользоваться нефте- и газодолларами. К чему это привело? У нас реально начало расти производство в важных, сложных отраслях», – разъяснил этот момент президент России. При общем росте потребления импорт свинины сократился примерно на треть, а импорт мяса птицы вдвое – все лакуны были заполнены продукцией отечественного производителя.
Есть и еще одно обстоятельство, которое, возможно, не было учтено политиками, придумавшими санкции против России. Согласно расчетам и выводам официальных экспертов ООН, если российская экономика могла потерять приблизительно 50-52 млрд долларов, то те страны, которые ввели санкции, потеряли не менее 100 млрд долларов. Вот такое получилось обоюдоострое оружие, которое бьет и по тем, кто его применяет.
За мировыми проблемами и глобальными вызовами президент Путин не забывает о простых и естественных нуждах людей, граждан России.
«Для меня важно понять настроение общества, понять, что людей сегодня больше всего беспокоит», – сказал российский лидер во время Прямой линии. И это были не пустые слова.