Становление и развитие специального информационного обеспечения органов государственного управления
История возникновения специальных информационных систем для высших органов государственного управления насчитывает несколько десятилетий. В 70-е годы прошлого столетия начали разрабатывать АСПР Госплана СССР, АСУ Госснаба СССР, отраслевые АСУ по иерархическому принципу: предприятие - объединение - министерство. В стране действуют сотни вычислительных центров, отраслевых институтов и КБ, которые разрабатывают, внедряют и эксплуатируют АСУ. В 1972 году в целях совершенствования управления народным хозяйством страны в ЦК КПСС и совета министров СССР принято решение - создать первую отечественную автоматизированную межведомственную систему, получившую условное название комплекс «Контур».
С помощью программно-технических средств комплекса «Контур» осуществляли сбор и предоставление пользователям данных, характеризующих ход выполнения государственных планов развития в отраслевом и региональном разрезах, а также обеспечивали подготовку информационных материалов для управления народным хозяйством страны. Сбором ведомственной отчетной информации для комплекса «Контур» и ведение информационных перечней у абонентов системы занимались специально созданные в министерствах и ведомствах структурные подразделения - отделы экономических исследований. Суммарное число показателей, по которым в комплексе «Контур» вели оперативный мониторинг, составляло более 50000.
При этом контролировали выполнение планов годовой, квартальной, месячной, декадной, недельной и суточной периодичности, что позволило разрабатывать и представлять руководству страны на регулярной регламентной основе комплексные информационно-аналитические материалы по топливно-энергетическому, строительному, металлургическому, машиностроительному, химико-лесному, транспортному и другим народно-хозяйственным комплексам.
Функциональные задачи комплекса были сгруппированы в следующие комплексы задач:
К3_1 - Система сбора и оценки показателей работы отраслей народного хозяйства страны, а также особо важных предприятий.
К3_2 - Автоматизированное доведение указаний руководства страны министерствам, ведомствам, регионам и особо важным предприятиям, контроль исполнения.
К3_3 - Подготовка вариантов возможных решений по управлению народным хозяйством.
Комплекс «Контур» в 1986 году впервые применили в кризисной ситуации для ликвидации последствий аварии Чернобыльской атомной электростанции, а в 1988-1989 годах его использовали в штатном режиме для управления ходом аварийно-спасательных и восстановительных работ после землетрясения в Армянской ССР. Накопленный опыт использовали для создания общегосударственной системы управления ходом ликвидации кризисных ситуаций.
В 1990 году программно-технические средства комплекса «Контур» были задействованы для формирования информационных ресурсов по проблемам чрезвычайных ситуаций (ЧС), оценки и прогнозирования последствий аварий и катастроф техногенного и природного характера на территории страны, а также с целью выработки вариантов решений, касающихся предупреждения и действий в подобных ситуациях. Естественным развитием этого направления деятельности стала разработка ситуационного центра (СЦ) Государственной комиссии совета министров СССР по чрезвычайным ситуациям.
В составе комплекса «Контур» был разработан информационный центр совета министров СССР, обеспечивающий выдачу информации:
- о результатах автоматизированного контроля за заданиями и поручениями в документах любого вида, в том числе постановлениях, распоряжениях, протоколах, долговременных государственных программах, планах по контролю (задача «Контроль»);
- о полученных советом министров СССР письмах граждан и о результатах их рассмотрения, а также о приеме посетителей в приемной группы писем управления делами совета министров СССР (задача «Письма» ) и ряд других систем. Весь состав задач получил название «Маяк», который стал основой для разработки современной системы электронного документооборота.
В 1991 году в связи с переходом от планово-распределительной системы управления к рыночной экономике потребовались новые, более сложные формы и методы информационной поддержки государственного управления. Были приняты решения о создании специальной информационно-аналитической системы, главная роль в которой отводилась комплексу «Контур».
В составе системы сформирована сеть региональных информационно-аналитических центров (РИАЦ), предназначавшихся для сбора, обработки, хранения и представления в федеральные органы государственной власти и в органы государственной власти субъектов Российской Федерации информации о социально-экономической и общественно-политической ситуации в субъектах Российской Федерации.
В эти годы началась полномасштабная модернизация программно-технических средств комплекса «Контур». Переоснащение позволило в несколько раз увеличить мощность коммуникационного оборудования, расширить структуру, организовав новые абонентские пункты комплекса «Контур». Началось внедрение новых технологий обработки мультимедийной информации в ситуационных центрах, где были развернуты базы данных наиболее востребованных информационных задач, работающих в сетевом режиме: «Фонд информационно-аналитических документов», «Экономика России», «Барометр», «Фонд показателей», «Ситуация», «Мониторинг-П», «Календарь событий», «Органы управления» и др.
Информационные ресурсы системы представлены территориально распределенным информационным фондом, который включает как данные государственной, ведомственной, региональной статистической отчетности (более 50 000 показателей статистики с ретроспективой до 1991 года), так и материалы СМИ (публикации более 500 центральных, 2300 региональных изданий, 2500 сайтов сети интернет, транскрипты основных теле- и радиопередач). Ежегодно проводится около 500 социологических исследований, общая выборка респондентов превышает 400 тысяч человек.
Важнейшим источником информации в системе являются данные проводимых территориальными органами ФСО России во всех субъектах Российской Федерации, в том числе в ее удаленных уголках, социологических опросов населения. Ежегодно проводится около 500 социологических исследований, общая выборка респондентов превышает 400 000 человек.
Информационной основой системы стали интегрированные информационно-аналитические системы (ИАС), позволяющие в реальном масштабе времени проводить анализ, оценку и прогнозирование изменения ситуации в различных сферах деятельности государства, а также обеспечивать информационную поддержку принятия мотивированных и упреждающих управленческих решений.
В настоящее время потенциал ФСО России позволяет оперативно реагировать на внешние вызовы, на изменение потребностей пользователей и в сжатые сроки создавать новые информационные системы. Так были созданы информационная система анализа ситуации на рынке труда и занятости населения в субъектах Российской Федерации после первых проявлений мирового финансового кризиса, а также информационная система мониторинга хода восстановления жилья, пострадавшего от пожаров летом-осенью текущего года.
Данные и другие информационные системы являются основным инструментом аналитиков ФСО России для подготовки материалов по актуальным вопросам социально-экономического и общественно-политического развития страны и субъектов Российской Федерации. Ежегодно около 3000 аналитических материалов направляются в администрацию президента Российской Федерации, аппарат правительства Российской Федерации, федеральные и региональные органы государственной власти, и примерно 300 материалов представляются президенту Российской Федерации.
Отдельно хотелось бы остановиться на системе информационно-правового обеспечения органов государственной власти. Данная система создавалась и развивается в постоянном взаимодействии с государственно-правовым управлением президента Российской Федерации. Сегодня банк данных системы насчитывает более 1,5 млн нормативных правовых актов федерального и регионального законодательств, ее пользователями являются более 9500 корпоративных абонентов в органах государственной власти. Особенностью системы является то, что ее ресурсы доступны населению, как через официальный сайт в сети интернет, так и посредством создаваемых во всех субъектах Российской Федерации, как правило, на базе библиотек и почтовых отделений связи, так называемых публичных центров правовой информации. Всего таких центров в стране создано уже более 15 тысяч.
Особое место в системе специального информационного обеспечения (ССИО) занимает Государственная система распространения правовых актов в электронном виде (ГСРПА), предназначенная для создания и оперативного обслуживания интегрированного полнотекстового банка правовой информации для обеспечения доступа к нему президента Российской Федерации, председателя правительства Российской Федерации, полномочных представителей президента Российской Федерации в федеральных округах, а также государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и населения страны.
Существенное усложнение процесса принятия решений, комплексность, многоаспектность и многокритериальность управленческих задач, появление новых проблемных ситуаций в области внешней и внутренней политики, экономики и экологии, межнациональных отношений, повышение требований к достоверности информации и обоснованности принимаемых решений и накопленный опыт предопределили следующие стратегические направления совершенствования и модернизации систем специального информационного обеспечения государственного управления.
Это проектирование многоуровневых информационно-управляющих систем для различных секторов экономики, социальной сферы и промышленности, основанных на интеграции ресурсов и инновационных технологиях обработки информации, на применении единых методических, технологических и организационных подходов в процессе решения межведомственных задач управления.
Следующее важное направление - это повышение уровня «интеллектуализации» обработки информации в информационно-управляющих системах в результате применения накопленного потенциала математических моделей и методов подготовки и принятия решений. Говоря об использовании математических методов и моделей в широком спектре предметных областей управленческой деятельности, следует учитывать нелинейный характер течения событий, из-за чего требуется непрерывно и адекватно моделировать альтернативные варианты решений и принимать решения в условиях неполной информации.
Применение системы моделирования и переход на проектные методы управления обеспечивает повышение эффективности управления государственными и федеральными целевыми программами. Для достижения определенных в проекте результатов по составу и объемам работ, их стоимости, срокам и качеству применяется весь арсенал современных информационных технологий. Примером может служить система информационного обеспечения проектного управления подготовки и проведения Олимпийских игр 2014 года, в составе которой предусмотрен контроль хода строительства спортивных объектов и развития инфраструктуры города Сочи, выполнение мероприятий по подготовке спортсменов, обеспечение мер общественной безопасности, включая также исполнение соответствующих поручений.
Важнейшими объектами современной СИО являются ситуационные центры. В настоящее время на федеральном уровне действуют ситуационные центры президента Российской Федерации, администрации президента Российской Федерации, правительства Российской Федерации, Совета безопасности Российской Федерации, ряда министерств и ведомств, в том числе министерств силового блока, руководителей субъектов Российской Федерации.
На уровне федеральных округов функционируют ситуационные центры полномочных представителей президента Российской Федерации в федеральных округах.
Активно ведется работа по созданию ситуационных центров глав субъектов Российской Федерации: сегодня таких центров 9 и в 11 регионах они создаются.
Ситуационный центр выполняет две основные функции. Во- первых, обеспечивает новое качество информационной поддержки государственного управления на всех этапах - от коллективной подготовки решения до эффективного контроля его выполнения. Во-вторых, предоставляет руководителю, независимо от его местонахождения, возможность управления ситуацией в режиме реального времени.
В настоящее время в стране создается система СЦ ОГВ.
Активно совершенствуются мобильная и выносная компоненты ситуационных центров, обеспечивающие возможность взаимодействия первых лиц государства с руководителями федеральных и региональных органов государственной власти во время поездок.
Выносной мультимедийный комплекс СЦ - «мини-СЦ» предоставляет пользователям весь комплекс информационно-аналитических услуг, включая видеоконференцсвязь.
Ситуационные центры объединены системой видеосвязи, абонентами которой также являются руководители федеральных органов исполнительной власти, полпреды президента Российской Федерации в федеральных округах, главы субъектов Российской Федерации, главные федеральные инспекторы.
Организация видеоконференцсвязи с обменом информационными документами и результатами анализа обсуждаемой проблемы позволяют поднять на новый профессиональный уровень такую нетривиальную проблему, как управление крупными государственными программами и проектами.
В заключение следует отметить, что опыт, накопленный нашей организацией, активность и целеустремленность специалистов, владеющих современными информационными технологиями, являются залогом успешного развития системы информационного обеспечения для дальнейшего совершенствования комплексной и эффективной информационно-аналитической и информационно-технологической поддержки государственных органов при решении общественно-политических, социально-экономических вопросов и безопасности в Российской Федерации.