Другие материалы смотрите в издании ВВП №52

Вид со стороны Ивановской площадиРабочая резиденция президента Российской Федерации в настоящее время размещается в Сенатском дворце Московского Кремля, который является памятником архитектуры XVIII века. До наших дней в совершенно неизменном виде дошли лишь его фасады и два уникальных по задумке и исполнению зала – Екатерининский и Овальный.Утерянное за все предыдущие века было мастерски восстановлено нашими современниками. Значимость проведенных в 1994–1996 годах реставрационных и восстановительных работ трудно переоценить. Возрожденные исторические залы Сената и созданные практически заново, но в духе казаковского времени, интерьеры вызывают восхищение.

Изображение всадника с копьем на куполе СенатаСенат строился в период с 1776 по 1787 год «по плану и под надзором» Екатерины II «ради прославления державы Российской». Перед М.Ф. Казаковым, прошедшим к тому времени суровую школу кремлевского строительства под руководством замечательного русского архитектора В.И. Баженова, стояла достаточно сложная задача. В Кремле нужно было построить такое административное здание, которое, с одной стороны, выполняло бы парадную, представительскую роль, соответствующую исторической традиции Московского Кремля, а с другой – служило бы с наибольшей пользой решению ежедневных текущих государственных дел высочайшего присутственно-чиновного учреждения.

С этой непростой задачей зодчий справляется с величайшим мастерством и тактом. Он создает великолепное монументальное правительственное здание, которое гармонично вписывается в архитектурный ансамбль Кремля.

Именно этой идеей руководствовались современные архитекторы, восстанавливая старину и наполняя здание XVIII столетия новой жизнью. Реставрационные работы, проводившиеся в здании, можно назвать уникальными хотя бы на том основании, что им предшествовали обширные научно-архитектурные исследования, на основании которых мастера самых разных специальностей сумели в считанные месяцы по старинным эскизам, фрагментам интерьера, древним гравюрам спроектировать и восстановить внутреннее убранство дворца, в полном объеме сохранив уникальный образец русского зодчества.

Проездные ворота западного фасада Сенатского дворцаИзначально Сенат был задуман как здание государственного назначения. Это означало, что оно было, с одной стороны, максимально приспособленным для «присутственных мест», а с другой – наилучшим образом выполняющим представительские функции государства. Все рабочие и представительские помещения Сената расположены вдоль наружных фасадов. Они удобно соединены друг с другом сквозными коридорами, идущими по периметру внутренних дворов. Такое расположение рабочих комнат идеально соответствует назначению здания, каковым, приспособленным под нужды государственного учреждения, Сенатский дворец был в прошлом и чем является резиденция президента теперь.

Сегодня резиденция президента, которая так удачно разместилась в историческом здании Сената, также состоит из двух частей: деловой и представительской. Деловая часть включает в себя ряд рабочих помещений и кабинетов: рабочий и представительский кабинеты президента, кабинеты его ближайших сотрудников, зал для заседаний президентского совета, Совета безопасности Российской Федерации, президентскую библиотеку. Представительская часть Сенатского дворца состоит из анфилады новых залов для деловых и торжественных встреч, которая протянулась от приемной Представительского кабинета президента вдоль всего главного фасада здания и выходит окнами на Кремлевский Арсенал. Именно здесь проходят важные международные встречи и протокольные мероприятия.

Поскольку многие фрагменты интерьеров Сената были утеряны, внутреннее убранство этих залов пришлось создавать заново.

Купол Овального зала СенатаК рабочей части следует отнести и ситуационный центр, куда стекается информация со всех уголков России и со всего мира. С применением последних достижений науки и техники спроектированы все системы комплекса электронной связи, находящиеся в здании. Проведение совещаний и заседаний обеспечивают наисовременнейшие системы звукоусиления и перевода речи, а оборудованный по последнему слову техники телерадиокомплекс позволяет транслировать выступление главы государства в прямом эфире. Таким образом, Сенат после современной реставрации и реконструкции, проведенной по указу Б.Н. Ельцина в 1994–1996 годах, превратился в уникальное сооружение. В нем исключительная «старина» и казаковские интерьеры соседствуют с наисовременнейшими коммуникациями и средствами связи, обеспечивающими самую эффективную работу руководителя государства. Подобного сооружения нет, пожалуй, нигде в мире.

РАБОЧИЙ КАБИНЕТ ПРЕЗИДЕНТА

Рабочий кабинет ПрезидентаВ самом центре деловой части резиденции находится рабочий кабинет президента. По своим размерам он небольшой, так как при его планировке проектировщики исходили из идеи сохранения общей объемно-пространственной концепции всего Сенатского дворца, заложенной еще М.Ф. Казаковым. Мебель чрезвычайно рациональна и изготовлена из темного мореного дуба. Стены кабинета обиты панелями из того же материала. Все здесь продумано до мелочей и максимально приспособлено для работы. Лишь расписные под старину потолки да хрустальные, великолепной работы, люстры вносят некоторый элемент оживления во внешнюю строгость обстановки. А геометрический орнамент, выполненный в светлой, бело-золотистой гамме, в сочетании с изысканной мебелью придает рабочему месту президента особую парадность и красоту. Люстры, как бы завершающие все декоративное убранство, украшены бронзовыми медальонами с гербами России и своей строгостью гармонируют со всей рабочей обстановкой главного рабочего помещения резиденции президента России.

В центре комнаты – рабочий стол президента, который украшает письменный прибор, изготовленный современными умельцами из уральского малахита. Над письменным столом – герб Российской Федерации.

Справа и слева от президентского стола – флаг Российской Федерации и штандарт президента. Ближе к окну – еще один стол, для проведения переговоров. Это удобное место не только для работы президента, но и для деловых встреч и совещаний с его ближайшими помощниками.

Особое внимание привлекают к себе книжные шкафы. Являясь непременным атрибутом любого кабинета, в данном случае они выделяются уникальным подбором книг, постоянно находящихся здесь и очень часто используемых в работе. Это и собрания сочинений видных русских историков, философов и юристов: С.М. Соловьева, В.О. Ключевского, А.Ф. Кони, и многочисленные словари. В первую очередь – это уникальные энциклопедические, снискавшие себе мировую известность: «Брокгауз и Ефрон», «Гранат», а также толковые, мифологические и другие справочные издания, включая Большую Советскую Энциклопедию.

БИБЛИОТЕКА ПРЕЗИДЕНТА

Библиотека ПрезидентаОтдельно от кабинета, но тут же в здании резиденции, оборудована большая библиотека президента Российской Федерации. Она находится в живописной круглой ротонде на третьем этаже северо-восточной части здания Сената. В свое время М.Ф. Казаков планировал этот уютный небольшой, круглый в плане, зал под рабочие кабинеты.

Во время последней реконструкции здания Сената в целом архитектурное убранство ротонды было воссоздано в прежнем виде. Оно включает в себя легкое купольное перекрытие и систему из четырех арок, которые симметрично делят помещение. При оборудовании библиотеки архитекторы и художники сохранили казаковский замысел и воссоздали ту мебель, которая была характерна для дворцовых библиотек середины XVIII столетия. В свое время именно так – застекленными шкафами темного дерева – была заставлена знаменитая библиотека Румянцевского музея в доме Пашкова.

Задача современных мастеров и дизайнеров состояла не в том, чтобы возобновить в ротонде старинный облик помещений во всех его мельчайших подробностях, но попытаться воссоздать дух казаковского времени. В результате интерьер библиотеки повторяет лучшие традиции оформления дворцовых библиотек, строившихся два столетия назад в Москве и Санкт-Петербурге. В библиотеке собраны книги, необходимые для работы. Это энциклопедии, справочники, юридические, библиографические и исторические издания. Помимо энциклопедических собраний, когда-либо выпускавшихся в России, шкафы заполнены сборниками законодательных актов как дореволюционной, так и современной России.

Здесь – и наиболее известные книги по истории Российского государства, многочисленные красочные альбомы и наиболее подробные монографии по истории Московского Кремля.

Отдельной частью коллекции президентской библиотеки являются книги с дарственными авторскими посвящениями президенту России.

Книжный шкаф в рабочем кабинете ПрезидентаКак особо ценный экспонат в библиотеке хранится подлинный экземпляр Конституции Российской Федерации. Именно на нем президенты России приносили присягу во время торжественных церемоний вступления в должность в Кремле.

Рядом с рабочим кабинетом президента расположен еще один зал, привлекающий внимание своим художественным исполнением. Это зал заседаний Совета безопасности. Основным формирующим элементом его декора явились строгие торжественные пилястры, изготовленные из темно-серого мрамора, эффектно декорированные позолоченными капителями.

Оформление торцевых стен зала необычно и очень оригинально. Стены украшает замечательный по исполнению и замыслу, поражающий своими размерами гобелен ручной работы. В рисунке этого произведения искусства отражена символика Российского государства, неким символическим художественным кодом переданы многие важные эпизоды из русской истории.

Хотя этот и многие другие гобелены в резиденции современной работы, в них в полной мере сохранилась стилистика оформления казаковского Сената. Создателем такого необычного оформления является замечательный художник России Н.В. Мурадова, чьи работы сегодня по достоинству оценены и представлены во многих музеях мира. Выполненный художницей гобелен для резиденции президента считается одним из лучших.

ОВАЛЬНЫЙ ЗАЛ СЕНАТА

Екатерининский зал СенатаКроме рабочего кабинета президента в резиденции, в одном из самых красивых ее исторических уголков, находится Представительский кабинет президента, который оформлен более нарядно и торжественно, чем все другие рабочие помещения. Разместился он в Малом, или, как его называл М.Ф. Казаков, Овальном зале Сенатского дворца. Когдато здесь проходили заседания президиума правительства, теперь это место проведения самых важных встреч президента с главами иностранных государств, переговоров, вручения государственных наград.

Овальный зал был задуман архитектором в самом центре лицевого фасада над главным въездом во двор и служил связующим звеном между двумя частями здания. По замыслу зодчего, это был второй по значению парадный зал Кремля. Его прекрасный купол завораживает и неизменно приковывает к себе внимание всех посетителей. По рисункам старых мастеров выполнены три прекрасные хрустальные люстры, которые не только превосходно дополняют интерьер парадного зала, но и в значительной степени украшают его. Уже сами по себе они являются произведениями искусства. Рисунки люстр выполнялись по сохранившимся в архивах рисункам М.Ф. Казакова, а сами светильники производились в лучших европейских мастерских по реставрации и изготовлению художественных изделий из металла.

Сегодня зал полностью восстановлен во всей своей первоначальной красоте. Был воссоздан «казаковский» цвет стен – благородный бледно-салатный с белым. К счастью, сохранились практически все проектные документы XVIII века. Именно благодаря этим чертежам, планам и рисункам удалось выявить многочисленные, вплоть до мельчайших, изменения, допущенные в оформлении зала на протяжении двух веков. После тщательного изучения архивных данных реставраторы установили, что самым серьезным изменениям Овальный зал подвергся в 1824 году. Именно тогда были сооружены вертикальные перегородки и надстроен пол третьего этажа. В результате подверглось разрушению единое художественное решение зала. «Потерялись» и многие другие элементы этого парадного помещения. Заслуга современных архитекторов и строителей состояла в том, что они сумели не только восстановить все утраченное за столетия, но и воссоздать ту неповторимую атмосферу художественной гармонии, столь характерную для творения истинного мастера.

К работам привлекались самые опытные реставраторы из Москвы и Санкт-Петербурга, архитекторы и художники, владеющие уникальным опытом старинных мастеров. Сегодня даже трудно себе представить, что совсем недавно (первые по-настоящему крупные реставрационные работы проходили здесь в 1962 году) прекрасный купол Овального зала был закрыт горизонтальным дощатым перекрытием XIX столетия, а многие детали его интерьера были просто-напросто утеряны.

Камины, вошедшие в моду в России на рубеже XVIII–XIX веков, были незаменимой частью дворцового интерьера. Тогда их собирали, как правило, из глыб шлифованного натурального камня – яшмы, малахита, мрамора. Поделочные камни добывались на Урале, а мрамор привозили из Италии. Камин в Овальном зале облицован тонкими пластинками малахита, подобранными так, что естественный рисунок плавно переходит с одной пластины на другую и кажется, будто он высечен из цельного куска переливающегося разными оттенками камня.

Непременным дополнением убранства каминов всегда были часы.

Вместе с вазами, подсвечниками и канделябрами часы становились украшением и неотъемлемой частью интерьеров. Камин в Овальном зале Кремля, отделанный бронзой, дополняют большие бронзовые часы и канделябры XIX столетия.

В оформлении интерьеров дворцов в XVIII–XIX веках большую роль играла отделка полов. И здание Сената не стало исключением. Великолепный паркет Овального зала подобен ковру, он набран из десятков различных видов ценных пород дерева. Дорогостоящие наборные паркеты украшают не только этот зал, но и многие другие помещения. Они воссозданы по старинным чертежам и эскизам из ценных и твердых пород дерева совместными усилиями российских и итальянских мастеров.

В декабре 1995 года на куполе Овального зала была восстановлена знаменитая скульптура Георгия Победоносца – символа мужества и непобедимости русского народа. Она – точная копия казаковского творения.

Установление скульптурной группы явилось символическим завершающим аккордом в окончании реставрации Сенатского дворца. Ее создателями стали отец и сын В.Е. и А.В. Цигаль. Когда-то точно такая скульптура была установлена на постаменте с надписью: «Le Saint Georges place au-dessus du Senat». Всадник, символизирующий победу добра над злом, находился здесь до 1812 года. Во время наполеоновского нашествия он бесследно исчез. Стараниями наших соотечественников прежнее оформление крыши Сенатского дворца было восстановлено. Памятник, отлитый из бронзы, возвышается над куполом Овального зала и хорошо просматривается со стороны Арсенала и Сенатского сквера. А на самой высокой точке здания – на флагштоке над Екатерининским залом – гордо развевается президентский штандарт.

С северной стороны к Овальному залу примыкает приемная Представительского кабинета. Двери, соединяющие Представительский кабинет с приемной, сделаны под старину, из темного тонированного дерева с бронзовыми накладными украшениями.

ЕКАТЕРИНИНСКИЙ ЗАЛ СЕНАТА

Купол Екатерининского зала СенатаЕкатерининский зал изначально, по замыслу Казакова, выделялся среди всех остальных залов. Он был задуман как памятник – апофеоз государственной деятельности русской императрицы Екатерины Великой. Исполненный в манере того времени, он напоминает сегодня всем «славнейшие» события царствования государыни Екатерины II. Замысел зодчего был воплощен в жизнь с подобающей для екатерининской эпохи пышностью и великолепием. Восемнадцать лепных горельефов помещены в среднем ярусе ротонды, в виде которой был исполнен зал. Они прославляют законность, правосудие, просвещение – идеалы передовых людей эпохи Просвещения – и по праву считаются наиболее ярким скульптурным украшением зала. На каждом из этих горельефов Екатерина II предстает в аллегорическом образе Минервы. В греческой мифологии Минерва – богиня мудрости, у этрусков – это богиня гор, полезных открытий и изобретений, у римлян – покровительница и изобретательница ремесел и искусств. Уже само обращение автора к римско-греческой мифологии настраивало зрителя на возвышенный и философский лад. Под каждым сюжетом – назидательная подпись, объясняющая смысл происходящих событий. Рельефы идут по кругу купольного основания зала, в хронологическом порядке описывая основные деяния великой императрицы.

Купол Екатерининского зала поражает своей легкостью и красотой. Полусфера купола начинается на уровне пола галереи, которая переходит в стену ротонды. Этим приемом зодчий зрительно поднял начало купола на более высокий уровень. Соответственно увеличилась и высота зального пространства. Дополнительно зрительный эффект высоты зала, а также легкости купола усиливался еще и тем, что Казаков дал тонкую обработку поверхности купола прямоугольной сеткой узких парных ребер.

Весь свод купола украшен кессонами. Они постепенно уменьшаются кверху. Это придает куполу замечательную глубину и легкость, создает впечатление бесконечного голубого небесного свода. Свободная постановка кольцевой колоннады создает большое пространственное и пластическое богатство интерьера. Уже в самой этой классической композиции можно угадать отзвуки характерных черт национальной архитектуры – ярусного принципа построения объемов.

Кольцо колоннады лишь на половину диаметра отстоит от стен. Это создает своеобразную геометрию зала, которая позволяет мысленно вписать в нее шар. Три ряда окон наполняют зал воздухом и светом. Днем в эти огромные трехсветные окна врывался яркий солнечный свет, заполняя все пространство зала, а вечером он освещался тысячами свечей и ламп. Удачно выбранное сочетание цветовой гаммы зала – белое с золотом и голубым – придавало ему особую дворцовую парадность. Первоначально в центре купола находился световой фонарь, через который также проникал дневной свет. Полы зала когда-то очень давно были вымощены камнем. В XIX веке световой фонарь был заделан, каменный пол заложили деревянными плахами. Во время последней реставрации пол был оформлен наборным паркетом из восемнадцати различных пород дерева, исполненным в традициях дворцовых интерьеров XVIII столетия.

Как только закончилась отделка Круглого зала, Екатерина II пожелала его осмотреть. 1 июля 1787 года, через одиннадцать лет после начала строительства, императрица вступила под своды Круглого зала и не смогла сдержать своего восторга. «Обозревая Круглую залу Сената, – вспоминает в своих записках А.Н. Бокарев, – обратясь к Казакову, Екатерина II сказала ему: «Я не ожидала, чтобы ты так мог восхитить Меня! Так, как превосходна эта зала, что я не могу не сказать тебе за то Моего совершенного удовольствия».

Современные мастера в ходе работ 1994–1996 годов отреставрировали старинные горельефы, воссоздали в первоначальном виде гербы российских городов, лепной декор карниза, фриза, капителей, выполненных в свое время с таким совершенством и мастерством.

В ходе комплексной реставрации современные мастера стремились до мельчайших деталей воссоздать всю технологическую цепочку архитектурно-строительной и оформительской работы казаковской эпохи. Реставраторы тщательно выявляли и снимали более поздние напластования и переделки. Под многочисленными слоями штукатурки были выявлены обширные фрагменты декоративного оформления, относящегося к екатерининским временам, древние белые рельефные украшения.

После того как был снят паркет, перед современными мастерами открылся подлинный мозаичный пол с выложенной в нем датой строительства Сенатского здания. Такую же каменную мозаику удалось воссоздать в парадном холле Сената, находящемся перед Шохинской лестницей, ведущей в Екатерининский зал. И сегодня наши современники могут оценить не только гениальный замысел М.Ф. Казакова, но и мастерство современных российских каменотесов, воссоздавших великолепный мозаичный пол.

После завершения реставрационных работ Екатерининский зал обрел свой первозданный вид. Он похорошел, наполнился воздухом и светом. Восстановленный в каждой своей мельчайшей детали, он покоряет величием и замечательным изяществом отделки. Его украшением сегодня являются не только барельефы и горельефы казаковского времени, но и скульптуры современного автора. Это бронзовые аллегорические фигуры «Россия» и «Правосудие», олицетворяющие собой обновленную Россию и новый этап в становлении национальной государственности, мастерски исполненныe скульптором, народным художником России А.А. Бичуковым. Новшеством в Екатерининском зале стал и замечательный инкрустированный паркетный пол, воспроизводящий рисунки древней каменной мозаики. В нем как бы отражается небесный свод кессонированного купола, создавая замечательное гармонично замкнутое пространство.

И сегодня Екатерининский зал резиденции президента Российской Федерации – прекрасное место для официальных государственных церемоний, вручения наград, премий, встреч на высшем уровне, других торжественных мероприятий. Уникальный архитектурно-художественный ансамбль оставляет яркое впечатление у всех побывавших здесь.

Разнообразное и богатое убранство Екатерининского зала особенно поражает после сдержанного облика фасадов Сенатского дворца, которые полностью сохранились в том виде, в каком их задумал и построил М.Ф. Казаков. Внешний облик Сената как со стороны Ивановской площади, так и со стороны Арсенала – это прежде всего могучий фасад, закрывающий от зрителя всю сложную объемно-пространственную систему сооружения. В центре главного фасада, по его оси, Казаков поставил четырехколонный портик, обрамив им сквозной арочный проем, ведущий от Арсенала к главному залу Сената. Через эту арку осуществляется парадный въезд во двор Сената, расположенный по оси симметрии с подобной аркой Арсенала, со стороны которого и находится главный фасад, обрамленный зеленью сквера с прекрасно исполненным фонтаном. Здесь как бы неожиданно прерывается общий единообразный строй фасада, исчезает мерный ряд лопаток, разрывается колоннами линия цоколя и вводится новая тема портика с фронтоном. Портик, свободно противопоставленный всей системе членений фасада, представляется как бы врезанным в массив здания.

Главный портал с портиком, перекрывающим арку, убедительно ориентирует зрителя в глубину здания. Тонкость пластической разработки портика и его крупная форма в целом противопоставлены крупной пластике и мощи стены. Этот парадный въезд в здание логически дополнительно закреплен у М.Ф. Казакова значительным архитектурным объемом в виде купольной овальной ротонды. Нужно отметить, что возведение купола над проездными воротами представляет собой прием, близкий к традиции возведения надвратных церквей и башен в качестве «триумфальных» въездных сооружений в монументальных архитектурных ансамблях. Блестящий знаток архитектуры античности и Возрождения, М.Ф. Казаков творчески переработал их приемы в духе дальнейшего преемственного развития архитектуры ансамбля Кремля. Триумфальная арка, над которой возвышается изящный и гармоничный купол Овального зала, открывает вид на внутренний центральный двор. По своей основной архитектурной роли он служит преддверием к Большому Круглому Екатерининскому залу Сената.

Внешний облик Сената отличается необыкновенной гармонией. Его фасад представителен и строг одновременно. Будучи ярким образцом московского классицизма, здание при всем разнообразии форм отличается четкостью линий. Это создает торжественность и строгость образа. Главный внутренний двор необычайно гармоничен. Он подчеркивает и назначение этого здания, и его единство со всей кремлевской архитектурой. Все здесь, от каменного ковра двора и до скульптур на постаментах у парадного подъезда и старинного обрамления главного входа в здание, создает ощущение гармонии и красоты.

СЕНАТ ПОСЛЕ СОВРЕМЕННОЙ РЕСТАВРАЦИИ И РЕКОНСТРУКЦИИ ПРЕВРАТИЛСЯ В УНИКАЛЬНОЕ СООРУЖЕНИЕ. В НЕМ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ «СТАРИНА» И КАЗАКОВСКИЕ ИНТЕРЬЕРЫ СОСЕДСТВУЮТ С НАИСОВРЕМЕННЕЙШИМИ КОММУНИКАЦИЯМИ И СРЕДСТВАМИ СВЯЗИ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИМИ САМУЮ ЭФФЕКТИВНУЮ РАБОТУ РУКОВОДИТЕЛЯ ГОСУДАРСТВ.


Партнёры