Другие материалы смотрите в издании ВВП №55

Приближается историческая дата – День воинской славы России – День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов.

Проходят годы, все меньше остается непосредственных ее участников, но в обществе не угасает интерес к событиям минувшей войны в целом, в том числе и к деятельности органов и войск правительственной связи НКВД СССР.

Деятельность органов и войск в годы войны занимает особое место в истории правительственной связи, вопросы ее обеспечения стали предметом исследований в научных трудах.

Информация о правительственной связи нашла свое отражение в воспоминаниях непосредственных пользователей высокочастотной (ВЧ) связью, видных военачальников, а также в кинематографии при показе фрагментов переговоров с использованием ВЧ-связи, особенно в киноэпопее Ю.Озерова «Освобождение» и в других фильмах.

Созданная в 30-годы прошлого века сеть междугородней ВЧ-связи, действуя с 1931 года независимо от сети связи общего пользования в составе органа обеспечения безопасности государства, стала эффективно использоваться для нужд государственного управления и получила официальное наименование «правительственная ВЧ-связь».

Официально статус «правительственная ВЧ-связь» был присвоен в мае 1941 года распоряжением СНК СССР, и, по сути, с этого момента она становится основным инструментом государственного управления государством и Вооруженными силами.

Целенаправленная деятельность СНК и НКВД СССР позволила к началу 1941 года вывести систему ВЧсвязи на достаточно высокий по тому времени технический уровень.

Внедрение аппаратуры высокочастотного телефонирования по медным цепям воздушных линий связи средней и большой протяженности (Москва – Хабаровск, 8715 км), применение на каналах связи аппаратуры засекречивания различных типов стало одним из важнейших факторов, обусловивших присвоение ВЧ-связи НКВД статуса правительственной.

Великая Отечественная война была суровым испытанием для государства и общества. Экстремальный и непредсказуемый характер боевых действий потребовал оперативного создания чрезвычайных форм государственного управления, обеспечивающих перевод государства и вооруженных сил на режим военного времени.

Однако применение в звене «Ставка ВГК – штабы фронтов и армий» только сил и средств Наркомата связи, отсутствие в составе войск связи Красной армии и НКВД СССР частей для строительства и обслуживания линий связи ставки ВГК не обеспечило решение главной задачи по устойчивому руководству фронтами и армиями.

Предположение, что правительственная связь с пунктами, где будут располагаться штабы фронтов и армий, будет обеспечиваться путем их включения в общую сеть правительственной связи на этапе мобилизационного развертывания, оказалось несостоятельным.

Отсутствие органа, который бы занимался организацией правительственной связи на фронтах и нес ответственность за ее бесперебойную работу, не позволяло в полном объеме решить задачи по обеспечению связью Ставки ВГК с штабами действующих фронтов и армий.

Командир 11-й ОБрПС В.Г. Ступаченко прикрепляет орден Богдана Хмельницкого III степени к Боевому знамени 248-го ОБПС. Июнь 1945 г.Правительственная ВЧ-связь, базирующаяся только на воздушных линиях связи первого класса общегосударственной сети, оказалась неподготовленной к руководству вооруженными силами.

Быстрое продвижение вглубь страны мощных танковых и механизированных соединений, массированное воздействие авиации на систему связи и коммуникации в глубине на 300-400 км от переднего края, действия многочисленных диверсионных групп и гитлеровской агентуры дезорганизовывали управление войсками в звене «Ставка ВГК – фронт».

В первые 18 дней войны части РККА, значительно обескровленные, потеряв часть Прибалтики, Белоруссии, Молдавии, вынуждены были отступить в глубь страны.

Почти полное отсутствие связи в значительной степени затруднило, если не парализовало, управление войсками РККА на западных рубежах.

Генеральный штаб РККА и Наркомат обороны из-за неустойчивой работы проводной связи не располагали достоверной информацией в зоне боевых действий.

Высший орган власти – Политбюро – совместно с военно-политическим руководством не в состоянии был оценить обстановку и принять соответствующие управленческие решения, адекватные сложившейся обстановке.

Виктор Черепанов в книге «Власть и война» (Сталинский механизм государственного управления в Великой Отечественной войне) писал: «… уже на второй день военных действий вождь, даже в условиях отсутствия информации с фронтов, благодаря своей политической интуиции понял, что война будет развиваться по непредсказуемому для него сценарию. Так, 23 июня 1941 года при обсуждении вопроса о создании Ставки ВГК И. Сталин из своего кремлевского кабинета попытался связаться по телефону с командующими фронтами и выяснить, что в данный момент происходит у наших западных границ. Но его попытка оказалась безуспешной. Вождь понял: потеря связи и управления войсками грозит развалом фронта».

В августе 1941 года Государственным комитетом обороны (ГКО) принимается постановление «О мероприятиях по междугородной телефонной связи НКВД и НКС СССР».

ГКО обязал НКВД обеспечить правительственную ВЧ-связь с действующими фронтами, районами формирования новых и резервных армий, с основными заводами оборонной промышленности по производству вооружений и военной техники, с базами комплектования и снабжения действующей Красной армии.

Строительство и эксплуатационное обслуживание постоянных линий связи с фронтами осуществляют линейные подразделения Наркомата связи и Главного управления связи Красной армии (ГУСКА) в порядке, ранее установленном СНК СССР.

Начальник Управления и войск правительственной связи КГБ при СМ СССР генерал-лейтенант Воронин П.Н. в своих воспоминаниях писал: «Государственный комитет обороны (ГКО) обязал Наркомат связи и Наркомат обороны строить и обслуживать линии правительственной ВЧ-связи. Но, как показал опыт, это было не лучшее решение».

В январе 1942 года осуществляется разграничение полномочий между ГУСКА, НКС и НКВД по исполнению функций линейной службы.

На НКВД возложены вопросы эксплуатации и охраны наиболее важных магистральных линий, используемых для правительственной ВЧсвязи в звене «Ставка ВГК – фронт».

В интересах правительственной ВЧ-связи ГУСКА передало НКВД в оперативное подчинение 30 отдельных линейно-эксплуатационных рот, а НКС – 18 рабочих команд.

К началу февраля 1943 года правительственная ВЧ-связь обеспечивалась с 13 фронтами и 83 армиями.

Вместе с тем ко времени передачи из НКО в НКВД задач по строительству и эксплуатационному обслуживанию линий связи от Москвы до штабов фронтов и армий отсутствовала устойчивая связь с Воронежским, Юго-Западным, Южным и СевероКавказским фронтами, а также с 30% штабов армий.

Значительно возросший объем задач, характер боевых действий, состояние системы управления действующими фронтами настоятельно требовали проведения организационно-структурных преобразований.

События 1941–1942 годов, тяжелые неудачи и одержанные победы не прошли даром для советского руководства. Они подтвердили целесообразность проведения организационных мероприятий.

Осенью 1942 года в преддверии Курской битвы на совещании с участием руководителей ГУСКА НКО Пересыпкина И.Т. и НКВД СССР Берии Л.П. Верховный Главнокомандующий принимает решение о средоточении всех без исключения структур правительственной ВЧ-связи в Наркомате внутренних дел.

С его ведома и согласия 13 января 1943 года ГКО принимает постановление «О неудовлетворительном обеспечении ГУСКА НКО качественными проводами для правительственной ВЧ-связи Ставки Верховного Главнокомандования со штабами фронтов и армий».

ГКО освободил ГУСКА от работ по обеспечению ВЧ-связи проводами и возложил строительство, восстановление, эксплуатацию и охрану всех магистральных линий, используемых для правительственной ВЧ-связи между Ставкой ВГК и штабами фронтов и армий, на НКВД СССР.

При этом все силы и средства, задействованные в интересах правительственной связи в стратегическом звене, передавались из ГУСКА НКО и НКС в НКВД СССР.

Ответственность за организацию и обеспечение мероприятий по формированию частей связи была возложена на созданное 31 января 1943 года Управление связи Главного управления внутренних войск НКВД, в последующем – Управление войск правительственной связи, начальником которого был назначен генерал-майор Угловский П.Ф.

Основные мероприятия по приему 135 линейно-строительных рот и формированию 5 отдельных полков и 12 отдельных батальонов связи были завершены 15 февраля 1943 года. Эта дата и считается днем создания войск правительственной связи, преемником которых с августа 2004 года являются подразделения связи специального назначения ФСО России.

Поскольку войска связи НКВД организационно входили в состав внутренних войск, контроль за их формированием в зонах ответственности фронтов возлагался на начальника войск НКВД по охране тыла фронтов, который во всех отношениях подчинялся начальнику Главного управления внутренних войск НКВД СССР, а в оперативном отношении также Военному Совету фронта и выполнял все его указания по организации охраны в соответствии с задачами, предусмотренными положением от 28 апреля 1942 года.

Вопросами формирования, боевого слаживания частей в районах выполнения задач занимались командиры полков и батальонов, назначенные из числа начсостава войск НКВД с участием начальников отделов правительственной связи во фронтах.

У истоков формирования частей войск стояли такие крупные организаторы, как генералы Угловский П.Ф. и Воронин П.Н., полковники Ступаченко В.Г., Панченко А.Н.

и другие.

Благодаря их организаторскому таланту, части в целом добились определенных положительных успехов.

Боевым крещением частей войск правительственной связи считается их участие в Курской битве.

К началу боевых действий в состав войск организационно входило 269 частей различного предназначения с общей численностью 39 107 человек. На вооружении состояло три грузовых самолета Ли-2, дислоцирующихся совместно с авиатранспортным полком пограничных войск в авиагарнизоне Быково.

Именно отсюда вылетала в Тегеран на конференцию союзников в 1943 году советская делегация во главе с И.В.Сталиным.

В Курской битве впервые были использованы отдельные кабельношестовые роты, с помощью которых обеспечивалась живучесть постоянных воздушных линий на наиболее угрожаемых направлениях.

Опыт летне-осенних операций 1943 года подтвердил возможность обеспечения бесперебойной ВЧсвязи в звене «Ставка – фронт – армия» с темпами наступления войск до 25–30 км в сутки. Части приобрели навыки строительства, восстановления и эксплуатации постоянных воздушных и шестовых линий в условиях массированного воздействия авиации и артиллерии противника.

Правительственная ВЧ-связь с командованием фронтов и армий в ходе боевых действий в основном работала устойчиво, части с задачами справились.

По отзывам командования фронтов и армий, правительственная ВЧсвязь стала «самым ценным и незаменимым средством управления войсками».

Таким образом, к исходу второго периода войны система правительственной связи Ставки ВГК, располагая собственными станционными (ОПС НКВД) и линейной (УВПС НКВД) службами и тем самым, сложившись организационно, фактически соответствовала возросшим требованиям руководства страны.

Создание войск позволило в труднейшее военное время уйти от многоведомственного подхода в организации правительственной связи, сосредоточить в одном ведомстве все вопросы ее организации и обеспечения (строительство, восстановление, эксплуатация и охрана, а также предоставление услуг засекреченной связи).

В ноябре 1943 года органы и войска связи НКВД под руководством И.Я. Воробьева и П.Н. Воронина впервые в своей практике обеспечивали правительственной ВЧ-связью Верховного Главнокомандующего при нахождении его на территории иностранного государства со Ставкой ВГК, командованием действующих фронтов и армий.

Место проведения встречи глав государств антигитлеровской коалиции было определено лично Сталиным.

Автор книги «Страницы дипломатической истории» В.М. Бережков вспоминал: «…мои коллеги, – продолжал Сталин, – считают, что эти операции требуют повсеместного руководства Главной ставки и моей личной связи и командованием.

В Тегеране эти условия могут быть обеспечены наличием проволочной телеграфной и телефонной связи с Москвой, чего нельзя сказать о других местах».

В последующем полученный опыт организации связи был использован при проведении аналогичных мероприятий в 1945 году в Крыму и Потсдаме.

На завершающем этапе войны части войск обеспечивали правительственную связь с командованиями фронтов и армий при проведении операций по окружению крупных группировок противника в районах Кенигсберга (Калининград), Данцига, Гдыни, юго-восточнее Берлина ивсамом Берлине, в боях за овладение городом Веной, а также в операциях 2-го Белорусского фронта в Померании, 3-го Украинского фронта в районе озера Балатон.

При штурме Берлина ВЧ-связь обеспечивалась фронтовыми отделами и частями войск правительственной связи 1-го Украинского фронта (начальник отдела А.А. Гриб, командир 3-й бригады Ф.З. Ростов), 1-го Белорусского фронта (начальник отдела М.С. Хомяков, командир 9-й бригады И.А. Володкевич).

В мае 1945 года связисты органов и войск обеспечивали в предместье Берлина Карлхост ВЧ-связь с руководством советских делегаций о подписании акта о безоговорочной капитуляции Германии.

Большой объем работ выполнили части войск на Дальнем Востоке в интересах Ставки ВГК и штабов Забайкальского и Дальневосточного фронтов.

Несмотря на тяжелые таежные условия, личный состав досрочно, за два месяца выполнил задание Государственного комитета обороны об усилении правительственной ВЧсвязи на Дальнем Востоке.

За время войны военнослужащим войск было построено и восстановлено 66 500 км постоянных воздушных линий, развернуто 33 800 км кабельно-шестовых линий. Протяженность обслуживаемых войсками линий ВЧ-связи от Москвы до штабов фронтов и армий с учетом боевых действий на Дальнем Востоке достигла 36 854 км.

Маршал войск связи И.Т. Пересыпкин в книге «Связь в Великой Отечественной войне» писал: «На фронтах Отечественной войны успешно действовали специальные войска связи. В сложных условиях боевой обстановки связисты органов госбезопасности обеспечивали устойчивую закрытую связь руководителей партии и правительства, Ставки Верховного Главнокомандования с фронтами и армиями, умело пресекали попытки вражеских диверсантов нарушить связь».

Рядовой 248-го ОБПС М.Ф. Усачев расписывается на стене рейхстагаЗа героизм, мужество и воинское мастерство, проявленные личным составом в годы войны, 65 частей и соединений войск правительственной связи награждены орденами. 22 из них присвоены почетные наименования амурских, берлинских, бранденбургских, будапештских, варшавских, катовицких, карпатских, одесских, одерских, радомских, севастопольских, хинганских, щецинских. Свыше 20 тысяч солдат, сержантов и офицеров удостоены правительственных наград. С 1944 года в войсках из числа награжденных проходили военную службу пять Героев Советского Союза: старшина Завьялов С.А. (250 обпс из состава обрпс), сержант Кабак Н.П. (49 орпс из состава 16 оппс), младший сержант Карасев И.Р. (14 оппс), младший сержант Петухов А.С. (119 орпс из состава 6 оппс), старший сержант Язовских И.С. (67 окшр из состава 16 обпс).

С момента создания войск правительственной связи не было отмечено случаев измены и предательства, немецкому командованию не удалось вскрыть систему правительственной связи на линиях «Ставка ВГК – фронт – армия».

9 мая, в соответствии с приказом Верховного Главнокомандующего, в 22 часа небо Москвы озарилось праздничным салютом, 30 артиллерийскими залпами из тысячи орудий. Столица нашей Родины салютовала доблестным войскам действующей Красной армии, кораблям и частям военно-морского флота, а также отделам правительственной связи во фронтах и войскам правительственной связи НКВД СССР, внесшим большой вклад в победу над фашистской Германией.

Боевые традиции, заложенные ветеранами Великой Отечественной войны, продолжаются и приумножаются нынешним поколением воинов-связистов подразделений связи специального назначения ФСО России при выполнении боевых задач в зонах чрезвычайных ситуаций, техногенных катастроф и вооруженных конфликтов.

Высокий профессионализм в сочетании с патриотизмом, верностью воинскому долгу, мужеством и самоотверженностью составляют тот фундамент, на котором базируется готовность личного состава выполнить задачи по предназначению.

Партнёры