#
04 Октября 2016 21:54

Автор: ЧЕРНЫШЕВА Н.А., КОРОБИЦЫН А.С.

Связь в системе высших органов государственной власти – это важнейшая составная часть процессов государственного управления.

В настоящее время она обеспечивает своим абонентам ведение телефонных переговоров, сеансы видеосвязи и обмен документальными сообщениями с необходимыми и достаточными уровнями безопасности. Правительственная, а ныне специальная связь, на протяжении 85 лет своего существования прошла сложный, а временами и драматический путь своего развития от высокочастотной телефонии до современных видов специальной телефонной, документальной и видеосвязи. Главной отличительной чертой правительственной связи является ее постоянное и безусловное наличие в любых, самых сложных условиях работы государственных органов. История правительственной связи с самого начала ее появления и до настоящего времени свидетельствует о том, что государственные органы всегда имели возможность вести секретные телефонные переговоры и обмениваться документальными сообщениями через систему специальной связи и это уже давно стало закономерностью. Это результат каждодневных, порой героических усилий, высокого профессионального уровня и ответственности за порученное дело должностных лиц органов управления, руководителей подразделений и инженерно-технического персонала системы специальной связи.

Потребность в такой системе связи возникла к концу 20-х годов прошлого столетия. В это время телефонные переговоры руководителей государства с руководством партийных и советских органов власти в республиках и областях осуществлялись через сети связи общего пользования, находившиеся в ведении Народного комиссариата почт и телеграфов СССР, при этом скрытность телефонных разговоров руководящих работников практически не обеспечивалась.

Становление государственности в конце 20-х – начале 30-х годов ХХ века в СССР, бурные темпы индустриализации и коллективизации сельского хозяйства, развитие оборонно-промышленного комплекса, фундаментальной и прикладной науки, сложная внутриполитическая обстановка, наличие реальных внешних угроз и вооруженные конфликты создавали предпосылки для централизации управления государством.

В 1928 году И.В. Сталин в ходе конфиденциального разговора с начальником Объединенного государственного политического управления (ОГПУ) В.Р. Менжинским поручил ему организацию совершенно секретной телефонной связи для членов высшего политического, хозяйственного и военного руководства. Выполнение этой задачи было возложено на И.Ю. Лоренса.

1 июня 1931 года было создано 5 (техническое) отделение Оперативного отдела, одной из функций которого стало обслуживание абонентов высокочастотной телефонной связью. Эта дата отмечается как день образования правительственной междугородной связи.

Первые станции ВЧ-связи, построенные в городах Харькове и Ленинграде, были введены в эксплуатацию в 1931 году. В 1932 году правительственная связь была организована с Минском и Смоленском, в 1933 году – с Горьким и Ростовом-на-Дону, в 1934 году – с Киевом, в 1936 году – с Ярославлем, Тбилиси, Севастополем, всего с 12 административными центрами СССР. До 1936 года защита передаваемой информации в телефонных каналах осуществлялась методами переноса разговорного спектра в высшие частотные диапазоны без использования автоматического шифрования. С 1936 года были приняты меры по разработке, производству и внедрению в сеть правительственной связи аппаратуры засекречивания маскирующего действия типа ЕС-1, а также аппаратуры под индексом ЕИС (Егоров–Ильинский–Старицын) по закрытию радиотелефонных каналов. Начался новый этап в развитии правительственной междугородной связи, когда секретность информации, передаваемой по каналам, стала обеспечиваться не только с помощью организационных, но и с использованием технических мер.

Для осуществления автоматической коммутации на станциях правительственной связи с 1937 года на заводе «Красная заря» начался серийный выпуск первой междугородной автоматики для ВЧ-связи МА-5 и ее уменьшенного варианта МА-3. К началу 1939 года в стране функционировали 82 ВЧ-станции, которые обслуживали 337 абонентов. Сеть специальной связи Правительства СССР и руководства НКВД СССР к началу 1941 года позволила обеспечить соединение Москвы с крупнейшими административными и хозяйственными центрами. Засекреченная ВЧ-связь была отнесена к категории правительственной связи. Положение о правительственной связи от 5 мая 1941 года фактически узаконило статус междугородной засекреченной ВЧ-связи как основного инструмента руководства государством и его важнейшими исполнительными органами.

Структурно система правительственной связи представляла собой взаимоувязанную совокупность радиальных направлений правительственной связи, состоящих из станций правительственной связи, объединенных засекреченными каналами постоянных воздушных линий связи (ПВЛС), 77уплотненных аппаратурой СМТ-34. Она позволяла в спектре 10,4–38,4 кГц вести одновременно три телефонных дуплексных разговора по медной или биметаллической двухпроводной линии связи (стальные провода в медной оболочке) и обеспечивать удовлетворительное качество связи на расстоянии до 2000 км. Эта аппаратура стала основным средством многоканальной связи подразделений правительственной связи.

Таким образом, с 1931 по 1939 годы был выполнен значительный объем работы по созданию разветвленной системы правительственной ВЧ-связи, построены и введены в эксплуатацию станции ВЧ-связи в крупных административных центрах страны. Это была уникальная по своему размаху и задачам система связи в интересах государственного управления.

К 1941 году система правительственной ВЧ-связи включала в себя 116 станций, 40 основных и резервных трансляционных усилительных пунктов. Всего в сети ВЧ-связи функционировали 134 канала связи, на 66 из них была установлена маскирующая аппаратура ЕС-2, при этом обслуживалось 735 абонентов. Телеграфная связь по каналам ВЧ-связи осуществлялась с 36 городами, засекречивающая аппаратура С-308 была установлена на шести основных направлениях связи.

Начавшаяся 22 июня 1941 года Великая Отечественная война стала поистине героической страницей в истории правительственной связи. Начальный период Великой Отечественной войны для отрасли электросвязи СССР и правительственной ВЧ-связи, в частности, стал серьезным испытанием. Радиальная структура магистральной сети связи СССР, исходящей из Москвы, обусловленная жесткой централизацией государственного управления, показала низкую живучесть вследствие недостаточной разветвленности. Это существенно сказалось на устойчивости направлений правительственной связи. Верховным Главнокомандующим была поставлена задача обеспечения устойчивой правительственной ВЧ-связи с командованием фронтов и армий на огромном пространстве от Баренцева до Черного морей в условиях быстро меняющейся стратегической и оперативной обстановки. Уже в августе 1941 года постановлением Государственного комитета обороны (ГКО) СССР учрежден институт уполномоченных по правительственной связи, а 2 октября 1941 года создано самостоятельное (в рамках НКВД) ведомство – Отдел правительственной связи (ОПС) НКВД СССР, на который возлагалась функция технического обеспечения управления в звене Ставка – фронт – армия. Начальниками Отдела в военный период были М.И. Ильинский, И.Я. Воробьев, М.А. Андреев.

30 января 1943 года ГКО СССР принял постановление, согласно которому строительство, восстановление, эксплуатационное обслуживание и охрана всех магистральных линий, используемых для нужд правительственной ВЧ-связи, были возложены на НКВД СССР. Созданное 31 января 1943 года Управление связи ГУВВ НКВД приняло на себя функции линейной службы ВЧ-связи. Основные мероприятия по формированию первых частей нового рода войск были завершены к 15 февраля 1943 года (дата создания войск правительственной связи (ВПС)). Руководство войсками правительственной связи передано Управлению войск правительственной связи, которое возглавил П.Ф. Угловский.

В 1943–1945 годах оперативные органы и ВПС в полном объеме выполнили задачи по обеспечению правительственной связи во всех стратегических оборонительных и наступательных операциях, проводимых войсками РККА на советско-германском фронте, а также в ходе боевых действий против Японии на дальневосточном театре военных действий. Маршал Советского Союза А.М. Василевский отмечал: «Будучи начальником Генерального штаба, я ни одной минуты не мог обойтись без ВЧ-связи, которая благодаря высокой сознательности и мастерству воинов-связистов наилучшим образом обеспечивала оперативное руководство действующими фронтами и армиями».

В мае 1945 года в Кремле при обсуждении предварительных итогов войны маршал К.К. Рокоссовский сказал: «Использование средств правительственной связи в годы войны произвело революцию в управлении войсками». Организационно-технический потенциал, накопленный оперативными органами и войсками правительственной связи в годы Великой Отечественной войны, стал основой для совершенствования системы правительственной связи СССР в послевоенный период.

В ходе Великой Отечественной войны в целях усиления технического потенциала фронтовых и армейских ВЧ-станций в кратчайшие сроки были организованы разработка и производство полевой аппаратуры для правительственной связи, в том числе аппаратуры уплотнения СМТ-42, НВЧТ-42, СМТ-44; аппаратуры засекречивания «Байкал», «Синица», СИ-16, МЕС-2, САУ-14, ШАФ-41, «Соболь-Д», «Нева-С». В 1946 году Отдел правительственной связи перешел в ведение Министерства государственной безопасности (МГБ) СССР, а в 1953 году, войдя в состав МВД СССР, стал называться Отделом «С» МВД СССР (с 1954 года – Отделом «С» КГБ СССР). Отдел «С» обслуживал московские городские средства правительственной и служебной связи, а также обеспечивал функционирование междугородной сети правительственной связи через отделы и отделения «С» территориальных органов МВД и КГБ.

Основные усилия оперативных органов и войск правительственной связи в это время были направлены на выполнение ряда задач:

• восстановление, ремонт, реконструкция и строительство новых магистральных ПВЛС правительственной

связи;

• эксплуатация, строительство и реконструкция станций правительственной связи на территории СССР и совершенствование сети правительственной связи на территории некоторых государств Восточной Европы и Азии;

• участие в обеспечении правительственной связью командования на учениях военных округов и Объединенных вооруженных сил стран–участниц Организации Варшавского Договора (с 1955 года).

В послевоенные годы сеть правительственной связи по-прежнему базировалась в основном на постоянных воздушных линиях связи. Однако по мере поэтапного строительства на территории СССР и ряда сопредельных государств магистральных, внутризоновых и местных медных кабелей многоканальной связи, а также линий радиорелейной связи доля каналов ПВЛС стала снижаться. Также у подразделений Министерства связи СССР арендовались каналы стационарных многоканальных систем передачи, они оборудовались новой, более совершенной техникой автоматического засекречивания переговоров, что существенно повысило качество правительственной связи.

В первое послевоенное пятилетие перед руководством страны встал вопрос о разработке и производстве аппаратуры засекречивания телефонных переговоров повышенной (или гарантированной) стойкости на основе цифровой обработки речи для передачи ее по каналам связи. Этому способствовали открытия, сделанные отечественными учеными в области преобразования речевых сигналов и криптографии. В то время страна как никогда нуждалась в гарантиях сохранности государственной тайны – в СССР полным ходом шла разработка атомных проектов, появлялись целые секретные поселки и города. В первой половине 1950-х годов была разработана аппаратура М-803. Западные спецслужбы оказались бессильны перед «загадкой русских» – загадкой, расшифровать и понять которую они не могли. В 1953 году, во время войны в Корее, переговоры советского представителя в США с Москвой о том, что президент США Д. Эйзенхауэр угрожает применением ядерного оружия против Китая, специалистами не были расшифрованы. В 1956 году в ходе Суэцкого кризиса все переговоры с представителями разведки и советским посольством в США, переданные при помощи аппаратуры засекречивания, также остались в тайне.

К первой половине 1960-х годов относится и создание переговорного пункта телеграфной связи с рядом ведущих стран мирового сообщества. Во время переговоров, прошедших в начале 1963 года в Женеве (Швейцария), состоялась первая совместная встреча технических экспертов, результатом которой стало появление антикризисной линии связи, получившей известность как «горячая линия», «Молинк» или «Линия прямой связи» (ЛПС). Достигнутыми договоренностями предусматривалась организация прямой связи руководства СССР с руководителями США, Франции и Великобритании.

Создание станции ЛПС в Кремле (начала работу 31 августа 1963 года) было возложено на Московский узел правительственной связи (МУПС) и группу сотрудников Центрального телеграфа. На первом этапе ЛПС представляла собой проводной (телеграфный) канал с ограниченным оборудованием линейного шифрования. На линии использовались телеграфные аппараты германского производства со скоростью передачи 60 слов в минуту по технологии радиотелеграфа. Телеграфные переговоры шифровались специальной аппаратурой, шифры для связи США – СССР изготавливались в США и конфиденциально отправлялись в Москву, а для связи СССР – США производились в СССР и посылались в Вашингтон. Телеграфный канал дублировался коротковолновым радиоканалом. Для увеличения надежности связи в эту схему вскоре добавили подводный кабель и трансъевропейский канал.

В 1970-е годы, ставшие периодом наступательной дипломатии СССР, были приняты меры по существенной модернизации и расширению возможностей ЛПС. Система была дооборудована каналами спутниковой связи на паритетных началах (США представляли каналы системы «Интелсат», а СССР – «Молния-3»). Постепенно совершенствовалась и аппаратура шифрования на оконечных устройствах, расширялись ее возможности.

В дальнейшем «горячая линия» была переведена на программное шифрование, что значительно ускоряло разработку готовящихся к подписанию совместных документов. Телефонные переговоры глав ведущих держав также обеспечивались всем арсеналом системы правительственной связи с обязательным дублированием каналов. Однако ведение телефонных переговоров было возможно только с рабочих мест первых руководителей государств с параллельной работой переводчиков.

В сентябре 1971 года в Вашингтоне было подписано новое соглашение между СССР и США о совершенствовании линии прямой связи с использованием искусственных спутников Земли. Одновременно была завершена начатая в конце 1960-х годов работа по организации правительственной международной документальной (телеграфной) связи со столицами государств – участников Варшавского Договора. По сути, «горячие линии» явились инструментом оперативного разрешения острых конфликтов в мировом масштабе.

В 1950-е годы произошли революционные изменения в военном деле, вызванные появлением ядерного оружия. Руководством оперативных органов войск правительственной связи были приняты кардинальные меры по перевооружению войск правительственной связи в целях приведения их оперативно-технических возможностей в соответствие с новыми формами способами ведения вооруженной борьбы. Для повышения эффективности управления правительственной связью и централизации управления ею постановлением Совета Министров СССР от 17 июня 1959 года и на основании приказа КГБ СССР от 23 июня 1959 года Отдел «С» и Отдел войск правительственной ВЧ- связи были объединены в Отдел правительственной связи КГБ при Совете Министров СССР. Начальником Отдела и войск правительственной связи был назначен П.Н. Воронин.

Реорганизацией Отдела правительственной связи в Управление правительственной связи (УПС) КГБ СССР завершился процесс оформления правительственной связи в единую широко разветвленную специальную сеть связи страны с централизованным управлением и четко определенными организационно- техническими функциями (приказ Председателя КГБ Ю.В. Андропова от 13 марта 1969 года).

10 февраля 1971 года коллегией КГБ при СМ СССР было принято решение об обеспечении руководителей КПСС и Советского Правительства высококачественной бесперебойной засекреченной связью при их нахождении на любом стационарном объекте и в движении. В 1970–80-е годы была успешно решена задача по обеспечению постоянной засекреченной связью руководителей СССР в пути их следования при поездках по стране и за границу. Так, например, для организации связи с большими подвижными объектами была разработана система «Татры». Эта система обеспечивала телефонной связью должностных лиц органов государственного управления во время длительных перелетов над территорией СССР. Позднее возможности «Татр» были расширены за счет сети правительственной спутниковой связи подвижной службы «Сургут».

Начиная с 1970-х годов в войска правительственной связи стали массово поступать новые средства проводной, радиорелейной, тропосферной, а позднее – средства прямой спутниковой и КВ-радиосвязи, а также узловые комплексы, имеющие на вооружении аппаратуру засекречивания временной стойкости «Алмаз» и «Коралл», гарантированной стойкости – «Лагуна» и «Булава». Приняты на вооружение новые узловые комплексы средств связи «Дон», продолжилось оснащение средствами прямой спутниковой связи «Кристалл» радиостанцями большой мощности Р-136 и Р-135, полевыми коаксиальными кабелями дальней связи П-296 и аппаратными уплотнения Д-12, усилительными станциями Д-90, радиорелейными малоканальными станциями Р-409 и многоканальными Р-414. В середине 1980-х годов на вооружение ВПС начинают поступать и цифровые тропосферные системы передачи Р-444 вместе с аппаратными уплотнения К-5 и управления К-6, Р-423-1 и Р-423-2.

Наибольший потенциал оперативно- технических возможностей войск правительственной связи был создан к концу 1980-х годов. В этот период правительственная связь в полевых условиях на многочисленных учениях и маневрах с командованием военных округов, групп войск, общевойсковых и танковых армий всегда обеспечивалась своевременно и с высоким качеством, при надежной криптографической защите переговоров средствами автоматического шифрования гарантированной стойкости.

Настоящим испытанием для офицеров, прапорщиков и солдат ВПС явились события в Афганистане 1979–1989 годов и ликвидация аварии на Чернобыльской АЭС, где они с честью выполнили свой

профессиональный и воинский долг.

В 1974 году в Москве появились выделенные системы правительственной городской автоматической телефонной связи для высшей категории абонентов АТС-1 (на 1000 номеров), АТС-2 (на 5000 номеров). Учитывая рост потребности в правительственной связи, в 1983 году в Кремле была введена в действие первая квазиэлектронная станция отечественного производства «Квант» для сети правительственной связи. С 1973 по 1985 год построены и введены в действие 49 новых территориальных станций правительственной связи, мощные центры спутниковой и коротковолновой радиосвязи в Европейской части СССР, Средней Азии, на Дальнем Востоке.

Благодаря широкому внедрению всех видов электросвязи и аппаратуры засекречивания гарантированной стойкости к концу 1980-х годов было завершено организационно-техническое оснащение системы правительственной междугородной связи (ПМ-связи), ставшей технической основой централизованного управления исполнительными органами власти на местах.

26 июня 1990 года Совет Министров СССР принял постановление о создании в составе правительственной связи системы связи для Президента СССР, состоящей из сетей междугородной связи (специальный коммутатор Президента СССР), международной связи, городской связи, связи с подвижными объектами, мобильных узлов связи и комплексов прямой связи, а также средств звукоусиления, технологического телевидения и перевода речи. 17 августа 1990 года Президент СССР подписал Указ о Центре прямой правительственной международной документированной связи в Кремле. Управление правительственной связи (УПС) КГБ СССР начало работу по претворению в жизнь требований этого нормативного акта. В 1990 году наряду с «горячей линией» документированной связи начала действовать международная засекреченная телефонная связь Москва – Вашингтон.

В 90-х годах ХХ века прошел второй этап модернизации «горячей линии» Россия – США, когда в эксплуатацию были приняты высокоскоростные компьютеры и сканеры, позволившие увеличить размер обрабатываемых сообщений и файлов. Кроме того, в дополнение к существовавшим линиям прямой связи стороны организовали новые телефонные линии между руководителями министерств обороны, министерств иностранных дел, советниками по вопросам национальной безопасности, а также между Премьер- министром России и вице-президентом США.

После распада СССР система правительственной связи начала перестраиваться в соответствии со складывающимися геополитическими условиями. Из состава единой системы правительственной связи были исключены направления правительственной связи на объекты стран Балтии – Литвы, Латвии и Эстонии. По мере вывода советских войск из стран бывшего Варшавского Договора и Монголии были закрыты направления правительственной связи с командованием групп войск за рубежом и рядом представительств государственных органов в этих странах.

Существенно, практически в три раза, сократился состав ВПС, где остались только соединения и части, расположенные в границах Российской Федерации.

Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1991 года было создано Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации (ФАПСИ), а в его составе – Главное управление правительственной связи (ГУПС), на которое и были возложены задачи по обеспечению организации, развития, совершенствования и обеспечения безопасности правительственной и иных видов специальной связи. С этого момента начался новый, российский этап в развитии правительственной связи.

В 1992 году была разработана ведомственная Концепция создания и развития Интегрированной сети конфиденциальной связи России (ИГСКСР). В ней была проведена ревизия состояния существующих сетей правительственной и иных видов специальной связи и определены задачи по их модернизации. В это время в стране полным ходом шел первый этап революционных изменений в отрасли электросвязи – цифровизация сетей связи общего пользования. Министерство связи Российской Федерации перестало быть собственником сетей связи, уступив это направление деятельности операторам связи. Основные задачи и этапы модернизации сетей связи Российской Федерации были изложены в Концепции создания и развития ВСС Российской Федерации до 2004 года.

В системе правительственной связи появлялись совершенно новые сети связи, например, сеть АТС-ОГВ, построенная на технологии ISDN, сеть шифрованной документальной связи «Атлас», сеть специальной пейджинговой связи и другие инновации. С 2000 года на ряде важных направлений стала работать защищенная видеосвязь, транспортную основу которой составила сеть АТС-ОГВ. Однако основу правительственной телефонной связи по-прежнему составляли АМТС координатного, а кое-где еще и декадно- шагового типа.

Указами Президента Российской Федерации от 28 сентября и 29 октября 1992 года была создана выделенная система президентской связи. Управление президентской связи из состава ФАПСИ при Президенте РФ вошло в состав Главного управления охраны, позднее – ФСО России. Большое внимание уделялось совершенствованию организации и эксплуатации этой связи, ее качеству, обеспечению информационной безопасности, строительству новых и переоборудованию действующих объектов, профессиональной подготовке личного состава. Основными итогами в области президентской связи за это время стало то, что к 1993 году в постоянную эксплуатацию был введен комплекс технических средств автоматической телефонной сети президентской связи «Кавказ-5П», в 1994 году задействованы источники гарантированного питания центральных управляющих устройств этой сети, в 1993– 1997 годах для главы государства были введены в эксплуатацию линии прямой международной телефонной связи с Берлином, Дели, Лондоном, Пекином, Римом, Астаной и другими столицами. Кроме того, для обеспечения выездных мероприятий Президента Российской Федерации в эксплуатацию были приняты: в 1996 году – новый современный самолетный узел связи в широкофюзеляжном дальнемагистральном самолете Ил-96-300, в 1997–1998 годах – узлы связи на базе автомобилей «Шевроле», комплекты малогабаритной станции спутниковой связи «Легенда-2П» и новые абонентские станции подвижной радиосвязи «Дружба-М».

Оборудование различных мест пребывания главы государства цифровыми системами передачи позволило предоставить ему набор услуг связи, аналогичных предоставляемым в кремлевском рабочем кабинете.

В 1990-х годах продолжалась разработка новых технических средств: велась работа по созданию и внедрению семейства шифраторов нового поколения, была обеспечена возможность передачи по телефонным каналам факсимильной шифрованной информации, на вооружение были приняты стационарная и мобильная радиорелейные станции семейства «Азид», аппаратные полевых узлов связи серии «Экватор», мобильная тропосферная станция Р-432-2, многофункциональные узлы связи на бронетехнике («Посол », «Терек») и другие.

Общая абонентская емкость обслуживаемых специальных телефонных сетей к началу XXI века достигла 25,5 тыс. номеров, а количество объектов, принятых на обслуживание, превысило 3000 единиц. К 2002 году в эксплуатации находилось 280 станций и около 10 тыс. установок правительственной междугородной связи, свыше 1500 каналов ПМ-связи и 1000 каналов засекреченной связи. На техническом обслуживании только в Москве и Московской зоне находилось более 67 тыс. телефонных аппаратов различных видов связи. За один квартал по правительственной междугородной связи в среднем осуществлялось свыше 800 тыс. станционных соединений, по засекреченной междугородной связи – около 700 тыс., а по сети «Атлас» передавалось свыше 30 Гбайт информации.

Последнее десятилетие ХХ века, насыщенное событиями, явилось для системы правительственной связи серьезным испытанием. Специалистам данной структуры неоднократно приходилось заниматься организацией и обеспечением этой связи в экстремальных условиях: они принимали участие в ликвидации последствий стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций, межнациональных конфликтов. Так, одной из важнейших задач, поставленных перед подразделениями правительственной связи в 1990-е годы, стало обеспечение связи на Северном Кавказе в условиях проводимой там контртеррористической операции. Полевая составляющая регионального фрагмента ИТКС включала на разных этапах операции до 20 полевых узлов правительственной связи до 5 комплектов удаленного абонента на пунктах управления штаба руководства, пограничных и внутренних войск, командиров войсковых групп и территориального управления, а также полевые линии связи общей протяженностью более 1500 км.

Всего в различные периоды в работе находилось до 10 направлений космической и 2 направления КВ- радиосвязи на Москву. За успешное выполнение боевых задач свыше 200 военнослужащих ГУПС и войск награждены государственными и ведомственными наградами, в том числе 15 – орденами (3 – посмертно).

С августа 1999 года правительственной связью обеспечивалось командование российского воинского контингента в административном крае Косово Союзной Республики Югославия. Личным составом, задействованным для решения этой задачи, неоднократно проводилась дополнительная работа по обеспечению правительственной и иными видами связи Министра обороны Российской Федерации, представителя Министра обороны Российской Федерации при штабе НАТО и многих других руководителей Вооруженных Сил Российской Федерации в период их пребывания на территории российского военного контингента в Косово.

Следует отметить, что система управления правительственной связью претерпела несколько модификаций. Первоначально, в соответствии с Законом Российской Федерации 1994 года «О федеральных органах правительственной связи и информации», все 76 центров правительственной связи и информации (ЦПС) подчинялись ГУПС ФАПСИ. Затем начиная с 1994 года стало поэтапно вводиться региональное звено управления – УПСИ на стратегических направлениях, которым подчинялись все силы и средства правительственной связи и информации в пределах стратегических направлений. С 2000 года, после майского указа Президента Российской Федерации о полномочных представителях Президента в федеральных округах, стали образовываться управления ФАПСИ в федеральных округах, которым были подчинены ЦПС, а войска правительственной связи были подчинены Управлению войск правительственной связи ГУПС.

В марте 2003 года указом Президента Российской Федерации ФАПСИ было расформировано и на основе ряда его структурных подразделений создана Служба специальной связи и информации при Федеральной службе охраны Российской Федерации (Спецсвязь России). В структуре Спецсвязи России было образовано Главное управление правительственной связи, в функции которого входили предоставление ресурсов специальной связи для функционирования президентской связи, обеспечение специальной связью государственных органов на территории Российской Федерации, организация применения средств специальной связи в интересах управления государством в военное время и в чрезвычайных ситуациях.

Указом Президента Российской Федерации в марте 2004 года Служба специальной связи и информации при ФСО России, территориальные органы и войска правительственной связи были включены в состав Федеральной службы охраны Российской Федерации. На этой базе образованы Служба специальной связи и информации Федеральной службы охраны России (Спецсвязь ФСО России), управления специальной связи и информации (УССИ) ФСО России в федеральных округах, центры специальной связи и информации (ЦССИ) ФСО России и подразделения связи специального назначения ФСО России.

В это время отрасль электросвязи Российской Федерации переживала очередной этап своего бурного развития. На первый план выходят две ее новых составляющих – сотовизация и интернетизация. Начало действия новой редакции Закона Российской Федерации «О связи» с января 2004 года создало благоприятные условия для наращивания темпов модернизации сетей связи общего пользования Единой сети электросвязи Российской Федерации. Существенно увеличилось количество операторов связи, предоставляющих услуги междугородной и международной связи. Это радикальным образом отразилось на состоянии сетей связи специального назначения (СССН) для нужд органов государственной власти Российской Федерации. Ускорились темпы перехода от аналоговых способов каналообразования к цифровым, первоначально от использования ресурсов плезиохронных систем передачи (PDH) к синхронным системам (SDH). Доля аналоговых ресурсов в СССН для органов государственной власти ежегодно уменьшалась, и к 2007 году в действующих сетях связи специального назначения аналоговых каналов почти не осталось.

На сети правительственной междугородной связи стали внедряться АМТС нового поколения «Фобос-КМУ». УПолучили широкое распространение канальное групповое шифрование и защищенные линии связи (ЗЛС), но система нумерации на сети ПМ-связи оставалась открытой.

Второй этап цифровизации сетей специальной связи начался в 2007 году с внедрением сетей защищенной и конфиденциальной видеосвязи (ЗВС и КВС) для нужд государственного управления. Это был новый шаг в технологиях и качестве видеосвязи. Для этого у операторов ССОП ЕСЭ России арендовались ресурсы пропускной способности в сетях IP-MPLS уровня L3, а в дальнейшем – L2. Кроме того, на эту же транспортную составляющую с коммутацией пакетов легла сеть Межведомственного электронного документооборота (МЭДО) и сегмент сети Интернет для государственных органов – RSNet. Потребность в ресурсах пропускной способности сетей с коммутацией пакетов непрерывно растет и будет продолжать расти, что привело к созданию Транспортной сети с коммутацией пакетов (ТСКП).

Параллельно с этим в сети ПМ- связи АМТС «Фобос-КМУ» стали интенсивно заменяться на более производительные и функциональные АМТС DX-500C. Оснащение этими средствами сети ПМ-связи и сети конфиденциальной связи (СКС) позволило осуществить их сопряжение с сохранением прежней пятизначной нумерации и перейти на закрытую систему нумерации в 2013 году. С этого момента начался новый этап развития сетей специальной связи.

Основное его содержание составляет постепенный переход от моносервисных услуг к мультисервисным на основе применения IP-АТС.

Для обеспечения безопасности специальной связи в подавляющем большинстве случаев используется канальное групповое шифрование, а индивидуальное – в очень ограниченном объеме.

В 2012 году подразделениями Спецсвязи ФСО России начато развертывание мультисервисной системы связи (МСС) органов государственной охраны, предназначенной для повышения эффективности управления подразделениями путем создания единого информационно-коммуникационного пространства, обеспечивающего предоставление абонентам расширенного перечня услуг специальной связи и информации.

30 апреля 2015 года указом Президента Российской Федерации утверждено Положение о связи для нужд органов государственной власти, в соответствии с которым определяются предназначение и виды специальной связи, а также порядок обеспечения этой связью. Согласно настоящему Положению, в зависимости от способа передачи информации различаются специальная телефонная связь, специальная документальная связь, специальная видеосвязь.

Для предоставления специальной связи и информационно-технического обеспечения деятельности Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, иных государственных органов из мест, не подготовленных в отношении связи, в условиях мирного времени и в чрезвычайных ситуациях в 2013 году был разработан современный мобильный узел специальной связи (МУСС) «Патриот », обеспечивающий предоставление услуг специальной телефонной связи, защищенной видеосвязи органов государственной власти, доступа к корпоративной сети Администрации Президента Российской Федерации, открытой телефонной связи с выходом на городские сети, доступа к сети Интернет для органов государственной власти, а также возможность подключения перспективных услуг специальной связи.

Данным узлом связи проводится плановое оснащение территориальных подразделений ФСО России. В настоящее время потребности государственных органов Российской Федерации в информационном обмене обеспечивают сети связи специального назначения для нужд органов государственной власти Российской Федерации (ст. 16 ФЗ-126 от 07.07.2003).

Главной отличительной особенностью специальной телефонной, документальной связи и видеосвязи, предоставляемой ими, является их безусловное наличие в любых условиях мирного, военного времени и в кризисных ситуациях.

Президентская и правительственная связь всегда отличались высокими показателями качества, особенно по безопасности и своевременности. Сегодня уровень предоставляемых услуг специальной связи и удобство пользования средствами специальной связи соответствуют самым высоким требованиям. События в ряде кавказских республик это подтвердили, когда при обострении обстановки специальная связь ФСО России оставалась порой единственным каналом управления и взаимодействия органов государственной власти, руководителей силовых структур.

Подразделения ФСО России, уполномоченные в области специальной связи и информации, и сегодня продолжают выполнять боевые задачи по обеспечению систем управления антитеррористическими операциями в Северо-Кавказском федеральном округе. Имеющиеся технические средства позволяют в случае необходимости предоставить абонентам закрытую телефонную, шифрованную документальную и защищенную видеосвязь практически из любого неподготовленного района.

Подразделения ФСО России, уполномоченные в области специальной связи и информации, всегда показывали свою готовность и способность оперативно реагировать на изменения в потребностях государственного управления в самых сложных условиях. В последние годы успешно выполнялись задачи обеспечения государственных органов специальной связью на саммитах G8 в Санкт-Петербурге, АТЭС во Владивостоке, на Универсиаде в Казани и т. д. Огромную организаторскую и технологическую работу провели сотрудники подразделений ФСО России накануне и в ходе Олимпиады в Сочи в 2014 году. В связи с образованием двух новых субъектов Российской Федерации – Республики Крым и города Севастополя – были приняты экстренные и эффективные меры по обеспечению государственного управления специальной связью за счет доразвертывания фрагментов сетей специальной связи на этих территориях и присоединения их к действующим сетям связи специального назначения.

Усилия подразделений ФСО России, уполномоченных в области специальной связи, ориентированы на решение ряда перспективных задач на основе концептуальных положений, отраженных в программных документах развития специальной связи. В частности, решаются вопросы, касающиеся создания и развития мультисервисной сети специальной связи Пройдя долгий путь становления, современная специальная связь в условиях бурного развития информационных технологий и возникновения новых глобальных угроз по-прежнему соответствует своему предназначению, решая ряд ответственных задач по совершенствованию специальных и конфиденциальных систем коммуникации, внедрению современного оборудования, отвечающего самым высоким стандартам качества и надежности, обеспечивая управление государством.

Партнёры