Новое лицо гостевого корпуса
ГОСТЕВАЯ ПРИСТРОЙКА (ГОСТЕВОЙ КОРПУС) РАСПОЛОЖЕНА ВО ВНУТРЕННЕМ ДВОРЕ БОЛЬШОГО КРЕМЛЕВСКОГО ДВОРЦА. ЭТО ЗДАНИЕ БЫЛО ПОСТРОЕНО В 1933–1934 ГОДАХ НА МЕСТЕ СНЕСЕННОГО СОБОРА СПАСА НА БОРУ. ПЕРВОНАЧАЛЬНО ГОСТЕВАЯ ПРИСТРОЙКА СЛУЖИЛА ДЛЯ НЕОФИЦИАЛЬНЫХ И РАБОЧИХ ВСТРЕЧ ВЫСШЕГО ПАРТИЙНОГО И ГОСУДАРСТВЕННОГО РУКОВОДСТВА С ДЕЛЕГАТАМИ ПАРТИЙНЫХ СЪЕЗДОВ, ДЕПУТАТАМИ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА И ИНОСТРАННЫМИ ГОСТЯМИ
Внешний облик этого здания производил удручающее впечатление. На фоне парадных фасадов архитектурного ансамбля, возведенного К.А. Тоном, и сказочной красоты древних церквей и Теремного дворца плоские кирпичные стены пристройки, даже покрашенные в один цвет с главным зданием, не могли скрыть его архитектурно-художественного убожества. Внутренние интерьеры были выполнены в традиционном стиле сталинского классицизма. Дубовый паркет, уложенный елочкой, на стенах – темные деревянные панели, фанерованные дубовым шпоном, соседствовали с крашенными масляной краской стенами коридоров. На потолках во всех помещениях висели металлические с матовыми плафонами многорожковые люстры, широко использовавшиеся в административных помещениях в 30-е годы.
Фактически строительство этого нового кремлевского корпуса стало логичным продолжением массовых разрушений и перестроек в Большом Кремлевском дворце. Внешний облик корпуса, равно как и его интерьеры, по стилю полностью совпадают с мрачным внутренним оформлением огромного казенного зала для проведения съездов, буквально врезанного в плоть Большого Кремлевского дворца на месте уничтоженных Александровского и Андреевского залов. Стоит отметить, что «сталинская административно-съездовская зона» в самом сердце дворца выглядела вызывающе нелепой. Безвкусица новых помещений была слишком заметна даже для не особенно искушенных в искусстве партийных функционеров, особенно на фоне сохранившихся парадных залов и представительских комнат анфилады Большого Кремлевского дворца, поэтому практически все государственные протокольные мероприятия и торжественные приемы в советский период отечественной истории проходили в парадных залах Большого Кремлевского дворца. Чаще это происходило в Георгиевском и Владимирском залах, реже – в Екатерининском или, при ограниченном составе участников, в парадных комнатах Собственной половины.
90-е: НОВАЯ ЖИЗНЬ
При проведении комплексной реставрации и реконструкции Большого Кремлевского дворца в 1994–1999 годах неоднократно обсуждался вопрос о судьбе Гостевой пристройки. Высказывалось мнение о необходимости ее демонтажа, однако в итоге длительных консультаций было принято решение о перестройке интерьеров здания в парадном русском стиле, характерном для всего императорского дворца.
Перед отечественными художниками, архитекторами и декораторами была поставлена весьма непростая задача. Было необходимо в кратчайшие сроки не только разработать концепцию художественного убранства всех помещений Гостевой пристройки, но и успеть реализовать задуманное в конкретных интерьeрах. Задача усложнялась и тем, что все новое архитектурно-художественное оформление должно было быть выдержано в едином параднодворцовом стиле, в лучших традициях русской архитектуры.
Дело в том, что Гостевая пристройка непосредственно соседствует своим третьим этажом с Аванзалом воссозданных Андреевского и Александровского залов. Возрожденная стараниями российских реставраторов и художников, эта часть Большого Кремлевского дворца является в настоящее время органической частью старинной постройки, и любая фальшь или художественная неточность привели бы к общему диссонансу в восприятии единого архитектурного облика дворца.
Концепция художественного решения интерьеров и эскизы оформления Аванзала и всех пяти этажей Гостевой пристройки принадлежат известному художнику, профессору И.С. Глазунову. Он и раньше принимал участие в создании рабочих и представительских помещений в Кремле.
Первым опытом его работы в Московском Кремле стало оформление рабочего кабинета Президента Российской Федерации в здании администрации президента. В 1993 году Президент России Б.Н. Ельцин подписывает указ о реконструкции и переезжает из здания кремлевского Сената в соседнее административное здание. Именно тогда встал вопрос о срочном оформлении новых рабочих и представительских помещений для Президента Российской Федерации.
Современное здание администрации президента в Кремле было построено по проекту архитектора И.И. Рерберга в 1932–1934 годах на месте демонтированных зданий Чудова и Вознесенского монастырей и Малого Николаевского дворца. Фасады здания исполнены в стиле сталинского классицизма, а колористическое желто-белое решение явно навеяно соседствующим зданием казаковского Сената. Первоначально при постройке здание предназначалось для военной школы имени ВЦИК, но уже перед войной сюда переезжает аппарат Президиума Верховного Совета СССР. В 1958 году здесь прошла большая реконструкция, когда по проекту архитектора А.Д. Хрякова был построен огромный зал Кремлевского театра на 1200 мест.
Еще две перестройки здания прошли в 1969–1970 годах под руководством М.В. Посохина и в 1981–1982 годах, когда был построен Мраморный зал для проведения пленумов ЦК КПСС. Он был полностью закончен за полтора года усилиями архитекторов Г.В. Макаревича, Б.В. Палуя и Ю.Р. Рабаева.
С 1992 года в здании начались работы по новому интерьерному решению рабочих и представительских помещений, предназначенных для Президента Российской Федерации. Залы и комнаты предполагалось оформить в традиционном российском стиле, возрождающем лучшие традиции отечественного дворцового строительства.
Оформление помещений проводилось под художественным руководством и по проектам и эскизам И.С. Глазунова, причем была создана единая гармоничная картина представительских помещений.
К работе над интерьерами были привлечены И.И. Глазунов, М.Ю. Шаньков, В.А. Штейн. Колористическое решение интерьеров представительских коридоров выдержано в бело-зеленых с золотом цветах, что характерно для традиционных российских дворцовых помещений. В такой же цветовой гамме выдержан и кабинет Президента Российской Федерации.
Контрастно оформлена приемная Президента России – для нее были выбраны мягкие желто-коричневые тона с минимальным использованием позолоченной бронзы. Общее торжественно-парадное впечатление усиливается за счет использования легких ажурных хрустальных с бронзой люстр и близких к ним по стилистике настенных бра, декорированных бронзой, хрусталем и тонированным стеклом, а также многочисленных зеркал, отражающих сияние настенных канделябров и создающих в сравнительно небольших помещениях ощущение огромных светлых объемов.
Удачно использовали современные мастера и классическую белоголубую цветовую гамму. Именно так оформлены Малая гостиная и Зал для проведения совещаний. Эти помещения выдержаны в сине-золотой цветовой гамме, которой соответствует и ткань, использованная для обивки стен в зале. В этих же тонах решена и строгая классическая мебель в главных представительских залах и комнатах.
Во всех помещениях по предложению художников были размещены многокрасочные росписи. В частности, над входом в кабинет Президента Российской Федерации в торце приемной над дверями расположена на пурпурном фоне золотая роспись «Слава русского оружия».
Особое настроение в президентских апартаментах создают многочисленные гравюры на стенах, авторами которых являются российские мастера XVIII–XIX веков. Основными темами этих гравюр стали история и архитектура древних русских городов, славные эпизоды истории государства Российского.
Опыт привлечения И.С. Глазунова для художественных работ в административных помещениях Московского Кремля оказался удачным. На фоне маловыразительных помещений сталинской эпохи удалось создать прекрасный архитектурно-художественный ансамбль, не только гармонично продолжающий и развивающий традиции российского дворцового интерьера, но и заявивший о новых подходах к оформлению государственных представительских помещений, соответствующих своими интерьерами величию Российской державы.
В связи с этим стало логичным приглашение И.С. Глазунова в качестве художественного руководителя и художника-декоратора для проведения комплекса работ по перестройке и новому интерьерному оформлению помещений Гостевого корпуса Большого Кремлевского дворца.
АВАНЗАЛ КАК НАЧАЛО ПУТИ
В практической работе над созданием нового облика Гостевой пристройки участвовали лучшие отечественные архитекторы, художники, декораторы и реставраторы из Москвы и Санкт-Петербурга.
В соответствии со сложившейся за многие века традицией дворцового строительства, в Кремль для проведения ответственных декоративных и отделочных работ приглашались итальянские художники и мастера. И в наше время при проведении комплексного художественного оформления интерьеров помещений Гостевой пристройки самое деятельное участие приняли лучшие специалисты из Флоренции.
Главная задача, которая была поставлена перед художниками, состояла в том, чтобы привести убранство новых помещений в стилистическое единство с древними интерьерами дворца. Было принято решение, что Гостевой корпус и находящийся рядом с ним новый Аванзал должны быть выдержаны в русско-византийском стиле, то есть было повторено условие, которое ставил при строительстве Большого Кремлевского дворца перед архитектором К.А. Тоном император Николай I. Эта задача, как показали итоги реконструкции, была успешно выполнена.
Непосредственно между Парадной лестницей, Андреевским и Александровским залами находится вытянутое по внутреннему фасаду дворца помещение, известное ныне как новый Аванзал при орденских залах императорского дворца. Из его окон открывается замечательный вид на Теремной дворец, замыкающий с северной стороны каре внутреннего двора дворцового ансамбля.
До 1932 года на месте нового Аванзала был обходной коридор.
При строительстве Зала заседаний Верховного Совета и Гостевой пристройки коридор был расширен до нынешних размеров за счет переноса наружных стен вглубь двора. Аванзал приобрел безликое оформление в стиле сталинского классицизма и использовался как коридор, где собирались делегаты съездов и конференций в перерывах между заседаниями.
Этот безликий коридор, проходивший вдоль Зала заседаний, при новой концепции художественного оформления Гостевого корпуса становился важным художественным элементом. Он обеспечивал плавный переход от богато декорированных парадных представительских орденских залов к новым интерьерам перестроенного Гостевого корпуса.
В итоге Аванзал был оформлен в традициях русско-византийского стиля, характерного для дворцовых интерьеров первой половины XIX века. По своей стилистике он стал близок благодаря великолепной отделке, парадным залам дворца. Вытянутое помещение строго и торжественно декорируется парным строем малахитовых колонн, завершаемых причудливыми позолоченными капителями. Стены Аванзала облицованы темно-красным искусственным мрамором, удачно контрастирующим как с парадной колоннадой, так и с потрясающими по богатству своего убранства деревянными дверями, ведущими в Андреевский и Александровский залы и Гостевую пристройку.
Стены Аванзала с северной и южной сторон украшены аллегорическими скульптурными композициями, символизирующими военные победы полководца Александра Невского и государственную мудрость первого императора и преобразователя России Петра I.
При оформлении Аванзала большое внимание было уделено созданию единого гармоничного ансамбля, включающего в себя все элементы декоративного убранства зала. Так, специально для него были разработаны эскизы и изготовлены бронзовые со стеклом люстры и большие напольные торшеры, выполненные в русском стиле XVIII–XIX веков. Люстры-паникадила, арматура и напольные торшеры изготовлены петербургским мастером Н.Е. Васильевым.
На стенах Аванзала расположились восемнадцать овальных портретов русских князей и царей, созидавших Российское государство и оборонявших от врагов наше Отечество. Все они принадлежат кисти И.И. Глазунова, который не только сумел дать точную историческую трактовку образов, но и фактически создал портретную галерею наиболее значительных правителей России, великих деятелей отечественной истории.
Она начинается с князя Святослава и кончается последним выдающимся царем-реформатором – императором Александром II.
В XIX веке при строительстве императорского дворца и оформления его интерьеров зодчие основывались не на художественном осмыслении греко-римского классического стиля, а опирались на традиции византийской школы как религиозной и духовной предтечи православной России. Архитектор К.А. Тон считал, что Большому императорскому дворцу присущ «стиль византийский, сроднившийся с давних времен с элементами нашей народности». Строгое сохранение этой парадной «русско-византийской» стилистики стало главным условием при современном оформлении интерьера Аванзала.
Автором архитектурно-художественного проекта нового оформления Аванзала стал художник И.И. Глазунов. Используя эскизы отца, он сумел создать стилистически точный облик Аванзала, соответствующий по своему интерьеру старым парадным залам Большого Кремлевского дворца. Значительный вклад в создание художественного облика новых помещений в Большом Кремлевском дворце также внесли художники И.В. Кузнецов и А.В. Ванеев.
Кстати, небезынтересным является и тот факт, что в данной работе прослеживается прямая, можно сказать, родственная преемственность при художественном оформлении дворцовых помещений. Дело в том, что полтора столетия назад прапрапрадед И.И. Глазунова архитектор Н. Бенуа был приглашен К.А. Тоном для участия в работе над проектами строительства и внутреннего убранства залов Большого Кремлевского дворца. Его работу успешно продолжил в конце XX века прапраправнук. Лучшим доказательством этого служат современные интерьеры новых парадных комнат и залов Гостевой пристройки, стилистически соответствующие замечательным образцам середины XIX века.
ПО КОРИДОРУ – В ЗАЛЫ
Большой Аванзал непосред_ ственно соседствует с третьим этажом Гостевой пристройки. Из него ведет коридор к салонному залу, стены которого украшены известными гравюрами Ж. Делабарта из серии «Старая Москва».
В конце коридора находится обширный салон, главным украшением которого по праву считается потрясающий красотой рисунка камин, выполненный санкт-петербургскими мастерами. Общее парадное впечатление усиливается и за счет гармоничных цветных витражей на окнах. На стенах расположены две картины XIX века, изображающие Ивана Грозного и знаменитый совет в Филях после Бородинского сражения.
Рядом находятся два современных полотна. Это портреты императора Николая I, чьими заботами был построен Большой Кремлевский дворец работы Д.А. Слепушкина и главного архитектора и строителя нового императорского дворца К.А. Тона, принадлежащий кисти М.Ю. Шанькова.
Отличительной чертой внутреннего оформления залов Гостевой пристройки является умелый подбор деталей интерьера и убранства. Здесь широко использованы сохранившиеся со времен строительства Большого Кремлевского дворца предметы декоративно-прикладного искусства эпохи Николая I.
Наиболее интересны среди них бронзовые часы – уменьшенная копия с известного памятника Мартоса «Минин и Пожарский» первой половины XIX века. Здесь же коллекция замечательных по своему изяществу декоративных дворцовых ваз XIX века, старинные мраморные скульптуры, портреты и пейзажи.
В Гостевой пристройке удалось создать уникальный, узнаваемый архитектурный и художественный облик для каждого зала. Здесь на фоне новых парадных интерьеров соседствуют предметы старины и современные картины, посвященные важнейшим событиям российской истории и красоте памятников древнерусского зодчества Москвы и Санкт-Петербурга, принадлежащие кисти И.С. Глазунова.
Особый интерес представляет Петровский зал, расположенный на верхнем этаже Гостевой пристройки. Пожалуй, именно здесь архитекторам и художникам удалось наиболее точно передать стилистику, характерную для Российской империи первых десятилетий XVIII века.
Оформление зала стилизовано под голландский интерьер с характерными выступающими балками потолка и сплошным изразцовым поясом, слегка приподнятым над полом. Здесь словно попадаешь в петровскую эпоху. И закономерно, что при оформлении зала были использованы главные символы петровской истории. Здесь в дубовой остекленной витрине можно увидеть копию знаменитого ботика Петра I – родоначальника русского флота. С него началась славная трехсотлетняя история российского флота. На стенах размещены две большие батальные картины, посвященные победам русской армии под Полтавой и флота при Гангуте. Они написаны художниками В.А. Штейном и М.В. Кузнецовым.
Общее впечатление усиливают пейзажи петровского Санкт-Петербурга, написанные по гравюрам М.И. Махаева художниками О.Ф. Штыхно и И.В. Лапиным.
В двух дальних углах зала смонтированы стилизованные под XVIII век печи, выложенные изразцами.
Они стилистически соответствуют и изразцовому плинтусу, опоясывающему весь зал. Их рисунки выполнены с безупречным вкусом и близки оригинальным образцам начала XVIII века, то есть времени царствования Петра I. Они были изготовлены скульптором Н. Васильевым.
Художественным и смысловым центром интерьера зала по праву стал портрет молодого Петра Великого в латах, написанный в полный рост. Он принадлежит кисти И.И. Глазунова.
Яркое впечатление остается не только от Петровского зала, но и от других парадных залов Гостевой пристройки. Это Каминный, Красный и Зеленый залы. Их декоративное оформление включает замечательные камины, богатый убор стен, наборные двери, зеркальные панели на стенах, имитирующие оконные проемы. На стенах – тщательно подобранные старинные картины и гравюры на исторические темы и с видами Москвы, Санкт-Петербурга и их окрестностей.
Общее впечатление от новых залов Гостевой пристройки усиливает изготовленная итальянскими мастерами мебель. Люстры, бра и напольные торшеры, специально спроектированные для всех помещений, поражают филигранностью работы по бронзе, изящной чеканкой и золочением. Тонко проработаны детали – геральдические государственные знаки, медальоны. Они исполнены замечательным московским мастером Д.В. Булановым.
Отдельно стоит отметить удачный интерьер двух лифтов Гостевой пристройки. Они декорированы красным деревом и натуральной кожей. Стенки украшены овальными зеркалами в ажурных рамах, которые увенчаны Российскими Государственными двуглавыми орлами.
ВНУТРИ И СНАРУЖИ
Гостевой подъезд из внутреннего двора Большого Кремлевского дворца и Парадный вестибюль первого этажа решены в стиле зрелого московского классицизма, характерного для дворцового строительства в первопрестольной столице в первой половине XIX века. Портик, декорирующий подъезд, украшен белоснежными колоннами, завершающимися дорическими капителями. Внутри подъезд отделан светлым полированным камнем, интерьер украшен арками, увенчанными масками львов.
Новое внутреннее оформление Гостевой пристройки Большого Кремлевского дворца по своему художественному решению близко к стилистике классических императорских дворцов Москвы и Санкт-Петербурга. Для интерьеров характерна парадная лаконичность архитектурно-художест_ венных решений, контрастный подбор гармоничных цветовых гамм во всех помещениях, богатст_ во и соответствие исторической традиции.
В помещениях была успешно возрождена стилистика «державной архитектуры русского классицизма». И закономерно, что новые залы, ставшие отныне частью Большого Кремлевского дворца, насыщены глубоким внутренним содержанием, возвращающим нас к важнейшим событиям и эпизодам российской истории.
Новые интерьеры помещений производят огромное впечатление. Современными архитекторами, художниками, мастерами было совершено настоящее чудо. Им удалось создать из монотонно-скучных помещений новые дворцовые залы.
Сегодня можно с полным правом отметить, что новые парадные залы Гостевой пристройки – это поистине парадные, представительские помещения, достойные нашей страны и ее славной многовековой истории и культуры. Они удачно вписались в давно сложившийся архитектурно-художественный ансамбль Большого Кремлевского дворца.
Завершение реставрации и реконструкции Большого императорского дворца и создание новых интерьеров Гостевого корпуса стало важным государственным делом. Именно по таким монументальным памятникам наши потомки будут судить о XX столетии.