07 Апреля 2009 14:28


КРЕМЛЬ ИЗДАВНА ЯВЛЯЛСЯ РЕЗИДЕНЦИЕЙ ПРАВИТЕЛЕЙ МОСКОВИИ, РУСИ, РОССИЙСКОЙ ДЕРЖАВЫ. БУДУЧИ ЦЕНТРОМ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ, СЕРДЦЕМ РОССИИ, КРЕМЛЬ _ ПО ОБРАЗНОМУ ВЫРАЖЕНИЮ ИСТОРИКА И ИСТИННОГО ПОЧИТАТЕЛЯ КРЕМЛЕВСКИХ ДРЕВНОСТЕЙ С. БАРТЕНЕВА _ «ЭТО КОРЕНЬ, ИЗ КОТОРОГО ВЫРОСЛА МОСКВА»

Достойное украшение столицыВо второй  половине XV века, во время правления великого князя Ивана III (1462 –1505 годы), на Руси завершается процесс объединения разрозненных княжеств, в результате чего образуется набирающее силу единое централизованное государство, столицей которого становится Москва. По мере того как формировалось и усиливалось государство, отстраивался и хорошел Московский Кремль. Русские и итальянские зодчие, создававшие в XV веке кремлевский ансамбль, наглядно подтверждали рост и могущество русской державы. Формирующаяся архитектура Кремля становится зримым символом российской власти и государственности.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ДЛЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО ЗДАНИЯ

Достойное украшение столицыНа территории Московского Кремля немало построек. И одним из самых символических, с ярко выраженными архитектурными особенностями, является Сенат. Это здание, построенное в эпоху Екатерины Великой, изначально было предназначено для государственного административного учреждения.

Вступившая на престол Екатерина II почитала Сенат прежде всего как хранилище законов, придавая ему особое значение как высшему судебному органу, с одной стороны, и оперативному ведомству текущего государственного управления – с другой.

Суть екатерининского правления сводилась к решению триединой задачи: строго проводить национальную внешнюю политику, придерживаться либеральных приемов управления, следовать консервативному законодательству с преобладающим интересом к одному сословию. Как никто, может быть, другой, она осознавала необходимость административных реформ.

Императрица самолично составляла проекты этих реформ, наибольшую известность из которых получили проекты 1775, 1788 и 1794 годов.

Их итогом Сенат был разделен как орган управления на несколько департаментов. Два из них учреждались в Москве, а четыре находились в Петербурге.

Управлять государством по новым законам можно было из Москвы так же, как и из Петербурга. В связи с данным новшеством возникла необходимость строительства в Кремле здания, где бы разместились главные правительственные учреждения.

Старое деревянное здание Приказов, где прежде размещались государственные учреждения и архивы, было снесено в ходе радикальной перестройки Кремля. Таким образом, ко времени проведения екатерининских реформ в Москве не оказалось подходящего здания для размещения департаментов Сената и других правительственных учреждений. Строительство здания, в котором бы разместились Департамент правительствующего Сената, а также Государственный архив, Казначейство и Дворянское собрание, стало насущной необходимостью.

ХОД СТРОИТЕЛЬСТВА

Достойное украшение столицыВ апреле 1776 года на строительство была составлена смета, в июне вышел императорский указ. Разработать проект нового административного здания было поручено архитектору Матвею Федоровичу Казакову, уже имевшему опыт кремлевского зодчества.

Творчество Казакова многогранно. На протяжении своей жизни он создал множество творений, навсегда вошедших в историю архитектуры. Практически вся застройка Москвы XVIII века так или иначе связана с его именем. Здания, построенные Матвеем Казаковым, составляют гордость московского градостроительства. Не случайно русская архитектура XVIII cтолетия носит название «казаковская».

На этот раз перед Матвеем Федоровичем стояла сложная задача. Следовало построить административное здание, которое, с одной стороны, выполняло бы парадную, представительскую функцию, а с другой – с наибольшей пользой служило бы исполнению текущих государственных дел в высочайшем присутственно-чиновном учреждении.

Как следует из архивных документов, более других присутственных мест в новом помещении нуждались Вотчинный департамент и Межевая канцелярия. 7 апреля 1787 года ему же, но уже московским генерал-губернатором, было предписано поспешить с приготовлением комнат для обоих вышеназванных учреждений, которые первыми и перешли в новое здание. 6 октября 1787 года департаментом было сделано распоряжение о протапливании покоев «в рассуждении, что жилья в них еще не было и воздух должен быть тяжелый и неспособный», для чего и были посланы солдаты с наставлением «о великой в рассуждении огня осторожности». 20 октября 1787 года некто экзекутор Гирин представил департаменту рапорт, что означенные покои и все в них находящееся принято им по описи от архитектора Матвея Казакова. В тот же день, как свидетельствуют архивные данные, присутствие департамента осматривало новое помещение, находившееся в верхнем этаже кремлевского здания. После этого осмотра, очевидно, и было дано указание приступить к самому перемещению.

Как выяснилось, с непростой задачей Казаков справился с величайшим мастерством и тактом. Он создал величественное монументальное здание, которое гармонично вписалось в архитектурный ансамбль Кремля, а по великолепию своего внутреннего убранства соперничало с лучшими образцами дворцового строительства на Руси. Поэтому Кремлевский Сенат, который явился прекрасным образцом русского классицизма, – стал одним из лучших его творений.

Во вновь отстроенное здание переместились и другие присутственные места. Еще в 1787 году по предложению Еропкина, «правящему должность» обер-прокурора Пятого департамента, действительному статскому советнику Салтыкову было поручено осмотреть новое здание и дать заключение, может ли в нем поместиться Архив. Экзекутор Сумбатов, которому Салтыков доверил исполнить возложенное на него самого поручение, нашел помещение «весьма удобным».

Сенат уведомил об этом Еропкина, по докладу которого был издан Высочайший указ от 27 октября 1787 года о размещении в новом кремлевском здании Архива. Это приказание было исполнено весной 1788 года. В новом помещении архив занял большую часть нижнего этажа здания.

ЗАЛ ДЛЯ ДВОРЯН

Из массы залов Сената особым великолепием выделялся Круглый зал, получивший название Екатерининского. Он предназначался для знаменитой Екатерининской комиссии. Поскольку эта комиссия созывалась от случая к случаю, то зал стали использовать и в иных целях. В делах губернского архива Екатерининский зал, называемый «большой залой», «круглой залой», «главной залой» Сената, нередко проходит и как «зал собрания», или «большая зала для собрания дворянства».

В одном из рапортов архитектора Казакова князю Прозоровскому встречается следующая любопытная характеристика Круглого зала: «...в Кремлевском доме – для собрания дворянства большой зал с внутренним лепным украшением, стоящим знатной суммы».

В конце 1788 года его отдают Дворянскому собранию. Предполагалось, что зал будет служить местом общих собраний московского дворянства. Об этом свидетельствует и надпись на овальной каменной доске, долгое время хранившейся во дворе у входа в здание: «Повелением Благочестивейшей Самодержавнейшей Великой Государыни Императрицы Екатерины Алексеевны, Самодержцы Всероссийской, начато сие здание для помещения Правительствующего Сената, Государственного Архива, Казначейств и для собрания Московского Дворянства в 1776, а окончено в 1787 году царствования ее в двадесять пятое лето, при Наследнике Ее Благоверном Государе Цесаревиче Великом Князе Павле Петровиче, и супруге его, Благоверной Государыне, Великой Княгине Марье Федоровне и при чадах их, Благоверных Великих Князьях Александре Павловиче, Константине Павловиче, и Благоверных Государынях, Великих Княгинях Александре Павловне, Елене Павловне и Марии Павловне».

То, что самый торжественный зал Сената был отдан дворянству, было не случайно. Высшим достижением политики Екатерины II стало обнародование в 1785 году жалованной грамоты дворянству, за которым были юридически закреплены все права и привилегии, имевшиеся у данного сословия к концу XVIII века. В частности, дворяне имели так называемые политические свободы. Это означало, что им даровано право организовывать дворянские общества в уездах и губерниях, проводить собрания, правда, под контролем генерал-губернатора.

Первое такое собрание проходило в Кремле в декабре 1788 года, когда по случаю выбора судей в Круглом зале Сената собралось москворецкое дворянство. По этому поводу в «Круглую залу» из Кремлевского дворца был перенесен большой бархатный балдахин, под которым находился портрет государыни. По окончании выборов балдахин был разобран.

Парадный зал Сената использовался Дворянским собранием недолго.

Уже в 1790 году его заседания были перенесены в построенное Матвеем Федоровичем Казаковым здание на углу Большой Дмитровки и Охотного Ряда.

«КОМНАТЫ, ДЛЯ СЕНАТА В КРЕМЛЕ ИЗГОТОВЛЕННЫЕ»

Достойное украшение столицыВ июне 1790 года было решено «в комнаты, для Сената в Кремле изготовленные», перевести два московских департамента правительствующего Сената. До этого временно они размещались в особом отделении Потешного дворца. 1 июля 1790 года Сенат вселяется в новое здание, которое вскоре изменило свое прежнее название «Дом присутственных мест» на «Здание Сената». С течением времени площадь перед зданием получила название Сенатской.

В июне 1792 года главнокомандующий князь Прозоровский предложил переместить в «новопостроенный для Сената дом, в коем остаются еще комнаты незамещенные», Разрядный архив. Поводом для такого предложения послужило то обстоятельство, что незадолго до этого на набережной, недалеко от места, где находился архив, произошел сильный пожар. Он угрожал архиву уничтожением. Именно поэтому 25 мая 1793 года Разрядный архив переезжает в новое помещение.

Таким образом, все комнаты сенатского здания к середине 1793 года были заняты. В бельэтаже, или так называемом втором, парадном, этаже, размещались два департамента Сената. Овальный зал, расположенный над проездной аркой во втором этаже – бельэтаже, являлся залом собраний Сената. Государственный архив, или так называемый Архив старых дел, помещался в комнатах на всех этажах, а часть помещений подвального и первого этажей занимало Казначейство.

ПОЖАР В КРЕМЛЕ

Нашествие Наполеона самым трагическим образом отразилось на судьбе Сената. Его здание, как и многие другие постройки в Кремле, пострадало от сильного пожара. Сенат был в числе тех присутственных мест, которые одними из последних покинули Москву, хотя самые важные государственные документы были заблаговременно вывезены из Кремля.

Когда 2 сентября 1812 года Москва была занята французскими войсками, Наполеон попытался основать в Кремле свою резиденцию, а в здании Сената было расквартировано два французских полка. При отступлении Наполеон отдал приказ о взрыве Кремля. Под многие кремлевские здания, в том числе и под башни, были подложены мины. Дело, порученное маршалу Мортье, удалось лишь наполовину: проливной дождь в ту ночь подмочил тлевшие фитили, а некоторые из них были замечены москвичами и потушены.

Однако центр Москвы серьезно пострадал в результате произошедших все-таки пяти взрывов. Самым сильным из них был первый, которым вышибло все стекла и оконные рамы не только в кремлевских зданиях, но и находящихся поблизости. До основания была снесена взрывом Водовзводная башня, наполовину разрушена Никольская. Наряду со стенами и башнями пострадали и кремлевские постройки. Частично был разрушен Арсенал, повреждены Грановитая палата, Филаретовская пристройка, Комендантский дом. Стены дворца и здания музея Оружейной палаты буквально почернели от огня. Значительный ущерб был нанесен кремлевским соборам. Бесследно исчез бронзовый Георгий Победоносец, украшавший купол Круглого зала Сената. По одной версии, он расплавился, по другой – вместе с еще двумя предметами, составлявшими гордость Кремля – орлом с Никольских ворот и крестом с колокольни Ивана Великого, – был вывезен в обозе французской армии в качестве трофея.

Доживавший свои дни в Рязани 72-летний Казаков, узнав о начавшемся в Москве пожаре, пришел в отчаяние. «Весть сия, – писал его сын, – нанесла ему смертельное поражение. Посвятив всю свою жизнь творчеству, украшая престольный град великолепными зданиями, он не мог без содрогания вообразить, что многолетние его труды превратились в пепел и исчезли вместе с дымом пожарным...»

ТРЕТЬЕ ОСНОВАНИЕ МОСКВЫ

Процесс возрождения из руин и пепла был настолько бурным, что современники говорили о восстановлении Москвы как о третьем ее основании. В первую очередь крупномасштабные строительные работы велись в Кремле. Император Александр I, несмотря на истощение государственной казны военными расходами, активно занимался восстановлением Кремля: его башен, стен, дворца и соборов. Он часто посещал Москву, пристально наблюдая за ходом реставрационных работ, в которых принимали участие самые видные зодчие того времени. Осип Бове надстраивал верх Никольской башни и восстанавливал здание Арсенала, Карл Росси возводил церковь в Вознесенском монастыре, Дементий Жилярди заново отстроил соборную звонницу.

Постепенно Кремль был приведен в порядок, вокруг него были разбиты сады, впоследствии получившие название Александровских. Здание Сената также было восстановлено. Оно приобрело свой первоначальный вид, и в него вновь въехали учреждения, которые размещались здесь ранее: Кремлевская экспедиция, Межевая канцелярия, при которой состояло Константиновское училище, Статное и Остаточное казначейства, два архива – Государственный и Вотчинный, Комиссия провиантского депо и Аудиториатское отделение. Здесь же разместились Шестой, Седьмой и Восьмой департаменты правительствующего Сената, а в Круглом (Екатерининском) зале расположились архив и департамент Военного министерства.

Последствия разрухи 1812 года были полностью преодолены уже при императоре Николае I, который очень тяготел к старине. Он любил Москву и многое предпринимал для ее украшения. C особой заботой Николай I относился к реставрации старинных придворных храмовых и светских построек, расположенных на территории Кремля. С его именем связано окончательное восстановление Арсенала, вдоль стен которого были расставлены трофеи 1812 года – пушки, отбитые у «великой армии». При нем на месте древнего Конюшенного приказа построено новое здание Оружейной палаты, куда были перенесены все государственные драгоценности и древности, а также воздвигнут кавалерский корпус, в котором разместились служащие при дворе. Николай I провел и последние крупномасштабные строительные работы в Кремле. При нем в июле 1838 года началась реконструкция резиденции русских государей.

СТРОИТЕЛЬСТВО ДВОРЦА

Старый дворец, построенный по проекту Франческо Бартоломео Растрелли в XVIII веке, не соответствовал потребностям нового времени, и его решено было снести, тем более что второпях восстановленное после пожара 1812 года здание оказалось очень ветхим. Это обстоятельство и побудило императора Николая I построить новый дворец.

Возглавить строительство было поручено Константину Андреевичу Тону. Император лично рассматривал и утверждал все подробности и детали проекта, поскольку дворец, по его словам, должен был стать «достойным украшением... древней столицы, тем более что он вполне соответствует окружающим его зданиям, священным для нас, и по соединенным с ними воспоминаниям веков минувших и великих событий отечественной истории» (его императорское величество Николай I, 3 апреля 1849 года).

Строительство и отделка дворца продолжались с 1838 по 1849 год. Дворец был торжественно освящен в апреле 1849 года в присутствии всей императорской семьи. Современники высоко оценивали работу и отмечали, что «от Большого Кремлевского дворца, как от музыки Глинки, веяло чем-то русским».

Большой Кремлевский дворец стал последним в России и одним из последних в Европе, построенных с такими размахом и роскошью, зданием. Как и многие другие постройки Константина Тона, он отличался передовыми конструктивными решениями, являющимися достижениями для своего времени. Перекрытия Большого Кремлевского дворца имели сводчатое строение, полы в вестибюлях и коридорах выложены камнем, а стропила выполнены из железа.

В этот период Кремль по-прежнему является государственным, национальным и культурным центром России. А как средоточие культуры Москва становится даже влиятельнее Петербурга. Именно здесь, в Кремле, как и в XVII веке, расположился ряд сугубо культурных учреждений. Примечательно, что некоторые из них размещаются в здании Сената. В 1831 году сюда въезжает так называемая Дворцовая контора, называвшаяся ранее Кремлевской экспедицией. Именно при ней существовало знаменитое Московское дворцовое архитектурное училище, одной из основных задач которого являлось составление планов и чертежей старинных московских построек. Оно занимало тогда часть второго, парадного, этажа и Малый круглый зал. Остальные помещения здания Сената были заняты в основном департаментами судебных установлений.

При Николае I в Сенате, как в правительственном учреждении, было всего 12 департаментов, из них Шестой, Седьмой и Восьмой территориально находились в Москве. Все эти департаменты были судебными. В них рассматривались как уголовные, так и гражданские дела, которые собирали по всем губерниям Российской империи. Значение этих департаментов было настолько велико, что к концу царствования Николая I Сенат почти полностью превращается в высшую судебную инстанцию.

ЗДАНИЕ СУДЕБНЫХ УСТАНОВЛЕНИЙ

В царствование императора Александра II роль Сената как хранителя законности усиливается. В качестве высшего органа надзора за деятельностью всех судебных и административных учреждений он занимает центральное место в управлении государством. Таким образом, фактическое руководство империей осуществляется из Кремля, из здания Сената, хотя император постоянно находится в Санкт-Петербурге.

На характер деятельности Сената большое влияние оказывают реформы в общественной жизни России второй половины XIX века, особенно судебная 1865 года. Именно тогда кремлевское здание Сената полностью передается в ведение Министерства юстиции.

23 апреля 1866 года здесь состоялось официальное открытие Московской палаты судебных установлений. К этой дате, очевидно, водрузили на ротонду Екатерининского зала новую скульптуру – колонну с короной и надписью «Закон» – эмблемой правосудия. Таких колонн в истории Сената было две. Так, на хранящемся в архиве чертеже главного фасада «Сенатского дома» изображен главный купол здания, увенчанный короной, стоящей на круглом постаменте. В 1880 году главный купол Сената украшала уже другая корона – на четырехгранном пьедестале с надписью: «Законъ». Вероятно, она была уничтожена в 1920–1930-х годах.

В Сенате расположились Окружной суд, Судебная палата, а также квартира московского прокурора. В Круглом зале, полностью отремонтированном к октябрю 1866 года, стали проходить открытые заседания и сессии Московского губернского суда.

С 1867 по 1917 год в этом одном из самых великолепных парадных залов Кремля велись судебные слушания по особо важным делам. Овальный зал использовался для заседаний Судебной палаты по уголовным делам. В тот период все непрофильные архивы были выведены из здания. Освободившиеся помещения переделали для подсобных служб, а на месте овальных лестниц устроили залы гражданских и уголовных процессов. Значительная часть помещений третьего этажа была занята судебными архивами, остальные служебные комнаты переоборудовали под кабинеты членов суда, комнаты судопроизводства и квартиры служащих. Само «Здание Сената» переименовали в «Здание Судебных Установлений».

НЕУДАЧНАЯ ПЕРЕСТРОЙКА

Во второй половине ХIХ века, не считаясь с архитектурными особенностями, здание Сената постоянно перестраивали, переделывая парадные комнаты в служебные помещения, безжалостно меняли интерьер. Хотя внешне строение сохранилось к тому времени неплохо, его внутреннее состояние производило удручающее впечатление. Ступени старых каменных лестниц почти развалились, изразцовые голландские печи были сломаны, потолки протекали. Екатерининский зал был перегорожен пополам, вдоль его стен почти до самого купола размещались полки с папками земельного и вотчинного делопроизводства.

Лучший, парадный, зал Сената был превращен в хранилище казенных дел. Изменения, которым подверглось здание в XIX веке, привели к полной утрате его великолепных дворцовых интерьеров.

Между тем каждый раз, когда в Кремле готовились к тому или иному торжественному событию, приводили в порядок Большой Круглый зал, ремонтировали и ряд других помещений. Так, 23 апреля 1884 года в Круглом (Екатерининском) зале отмечали 18-ю годовщину открытия Московских судебных установлений. К этой дате зал отреставрировали, освободили от лишних перегородок и подготовили к проведению ответственного мероприятия.

Церемония особо торжественная, ведь в ходе ее в Екатерининском зале Сената открывали памятник «Царю-Законодателю» работы профессора Императорской академии художеств Михаила Попова. Выполненную из мрамора скульптуру императора Александра II установили в одной из ниш Круглого Екатерининского зала. Деньги на изготовление скульптуры собрали по подписке среди чинов судебного ведомства.

Есть свидетельства, что Круглый зал Сената в XIX веке использовался и для проведения более торжественных событий. Так, например, во время коронации русских государей-императоров он служил местом для заседаний Государственного Совета и правительствующего Сената. Не исключалось и использование зала для церемонии коронования государя императора.

ЗДАНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ СССР

После Октябрьской революции 1917 года Москва обретает прежний статус столицы, а Кремль вновь становится правительственной резиденцией, превращаясь в центр политической жизни. В марте 1918 года все государственные учреждения советской России перемещаются из Петербурга в Москву.

В здание бывшего Сената въехало правительство, возглавляемое Владимиром Ильичем Лениным. Здесь же расположился и рабочий аппарат ВЦИКа, занимающий часть комнат второго и третьего этажей здания бывших Судебных установлений. 28 марта 1918 года в это здание переселился Ленин со своей семьей. До 1932 года на первом этаже этого здания располагалась и квартира Сталина.

Некоторое время после революции здание продолжало носить официальное название «Здание Судебных Установлений», а вот Екатерининский зал почти сразу же был переименован в Свердловский (по имени первого председателя ВЦИКа). Зал привели в порядок и начали использовать для проведения партийных съездов и заседаний Коммунистического Интернационала. В марте 1919 года в Свердловском зале состоялся X съезд партии.

Следующий этап ремонтных работ здания приходится на 1934 год: впервые за много лет проводилась реконструкция, целью которой стало переоборудование внутренних комнат под рабочие помещения Совета министров СССР. В результате все рабочие помещения получили единообразный казенный вид, а парадные, Екатерининский и Овальный, залы хотя и были отреставрированы, но не настолько, чтобы соответствовать историческим образцам. Сталинский стиль в решении всего здания Сената в целом не гармонировал с изысканными интерьерами парадных казаковских залов, поэтому многим историческим скульптурам, барельефам и медальонам просто не нашлось там места. При ремонте и реконструкции Свердловского (Екатерининского) зала в 1949 и 1956 годах также были допущены многочисленные отступления от первоначального казаковского замысла.

В советское время в Свердловском зале проходили заседания правительства, здесь же вручались государственные награды и международные премии. Тогда же Сенат переименовали в «Здание Совета министров СССР».

Научно–реставрационные работы проводились и в более позднее время: в 1961–1962, 1965–1966 годах, однако они не касались всего комплекса в целом. Косметический ремонт прошел в 1974 году. Работы носили фрагментарный характер. Но было ясно – зданию требуется полномасштабная реконструкция.

ВОССТАНОВЛЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКОГО ОБЛИКА

Достойное украшение столицыС 1991 года здание Сената становится рабочей резиденцией президента Российской Федерации и во многом, как и в старину, берет на себя выполнение представительских функций.

Идея реставрации Кремля принадлежала президенту Российской Федерации Борису Ельцину. Как профессиональный строитель, он понимал: сооружению, возведенному еще в екатерининские времена, требуется капитальный ремонт. Как государственный деятель, он осознавал: простыми строительными работами не обойтись, нужна кропотливая работа по воссозданию внешнего и внутреннего облика ценнейшего памятника истории и архитектуры Кремля.

Ельцин подписал указ о проведении комплексной реставрации Сената и принял самое активное участие в работе, развернувшейся по его инициативе. В 1994 году под руководством президента проходит первое заседание комиссии, которой было поручено подготовить проект реставрации и реконструкции Кремля. По его предложению утверждается состав художников, архитекторов и дизайнеров. Президент требовал точного следования исторической традиции. Все в Кремле, по его мнению, должно быть выдержано в державном российском стиле. Для этого проектировщики, архитекторы, реставраторы досконально изучили уникальные образцы русского зодчества Санкт-Петербурга, Петергофа, Царского Села, Павловска. Они на практике использовали приемы дворцового строительства, ведь внутреннее убранство Сената приходилось создавать практически заново. Лишь парадные залы восстанавливали по сохранившимся эскизам, наброскам и рисункам. Для этого реставраторам и художникам пришлось немало поработать в архивах и музеях.

Достойное украшение столицыК реставрации, длившейся около двух лет, были привлечены лучшие специалисты. Символ Москвы, скульптурная группа, изображавшая Георгия Победоносца с наружной стороны на куполе Сената, снятая и переплавленная в свое время наполеоновцами, была поднята на крышу Екатерининского зала 19 декабря 1995 года. Стараниями скульпторов – отца и сына Владимира и Александра Цигей – была создана достоверная копия казаковского творения, который всегда очень внимательно относился к архитектурным деталям. Вес скульптурной группы составляет 2,2 тонны. Памятник отлит из бронзы в Австрии и привезен в Россию.

В результате кропотливого труда строителей, проектировщиков, архитекторов и дизайнеров здание Сената, с XVIII века украшавшее Кремль, не только обрело свой первозданный вид, но и получило новую жизнь. Оно и ныне выполняет предназначенную ему историей роль: это место, где принимаются важные государственные решения. Над его куполом как символ обновленной России гордо вьется бело-сине-красный флаг.

По традиции в кремлевский рабочий кабинет после церемонии вступления в должность въезжает вновь избранный президент России. Эта традиция берет свое начало с въезда в Кремль президента Владимира Путина.


Партнёры