08 Февраля 2018 19:11

Руслан Гринберг - специально для издания «ВВП»: Новому правительству надо будет найти и запустить драйвер экономического роста

Фото: Руслан Гринберг, член-корреспондент РАН, научный руководитель Института экономики РАН.
Если государство педалирует стабильность, устойчивость системы и не заботится об изменениях, не реагирует на внешние и внутренние вызовы, оно неизбежно столкнется с ситуацией, когда стабильность превратится в застой. И это распространяется на всё – и на политическую систему, и на экономическую, и на общественную ситуацию, то есть на настроения людей.

Если же безоглядно делается акцент на изменениях, неважно, в какую сторону, то система становится неустойчивой и непонятно, что из этого может получиться. Чаще всего возникает хаос, в результате которого возникает запрос на «твердую руку» и различные модификации диктатуры.
И тех и других крайностей в истории нашей страны было с избытком.

Сегодня мы наблюдаем некоторый перекос в сторону стабильности. Для элиты, для правящего класса всё, в общем, складывается хорошо. Несмотря на различные кризисы и трудности последних лет, народ в целом спокоен.

Запас прочности очень велик. Однако чрезмерный упор на консервацию всегда мешает развитию.
Новому правительству, которое в соответствии с требованиями конституции будет сформировано после президентских выборов, надо будет обновлять и оживлять государственную экономическую политику. Найти и запустить драйвер экономического роста.
Таким драйвером могут и должны стать транспортно-логистические коридоры. При этом не следует плыть исключительно в фарватере национальных интересов Китая, с их Великим Шелковым путем. Надо прокладывать свой путь.

Я ратую за северное направление, связку Европы с Азией. Это важно и геополитически, и экономически, и социально. У нас, как известно, очень большая территория, при этом малонаселенная (и это при не слишком благоприятной демографической ситуации). Эту территорию надо как-то стягивать, словно бочку обручами, чтобы люди могли свободно перемещаться.

Более ста лет назад Транссиб вывел Российскую империю из экономического тупика. В России практически все всплески экономического роста связаны с крупными стройками - зимняя Олимпиада 2014 года, Крымский мост, грядущий чемпионат мира по футболу. Эти масштабные проекты во многом и обеспечивают экономический рост.
Но как только строительство очередного объекта заканчивается, сразу же наступает экономическое уныние и вялость. Надо этого не допускать.
Новое правительство должно выработать, определить приоритеты промышленной политики. Для этого надо будет произвести инвентаризацию накопленного индустриально-человеческого потенциала. Это давно уже не делалось, и мы даже не представляем себе, что мы можем довести до ума, а где любые усилия уже бесполезны.
Я бы разделил этот потенциал на три части. Первая – то, что можно интенсивно финансировать, поддерживать всеми имеющимися средствами, чтобы вывести на международный уровень. Вторая – безнадежно отставшая сфера. Там остается только переселять и переобучать людей. Третья – военно-промышленный комплекс. Там не имеет значения эффективность, этот сектор жизненно необходим для национальной безопасности.

Что до импортозамещения, то оно не может быть тотальным, нельзя бросаться в крайности. Это сильно повредит нашим потребителям, привыкшим к хорошей жизни. Другой вопрос, что таких потребителей не слишком много, но в любом случае эту ситуацию одним махом не изменить.

Правительству неизбежно придется решиться на риск. Когда затевается большое дело, вкладываются большие средства, а результата нет – это печальная, но тоже возможная перспектива. Но в нашем случае риск от того, что придется делать что-то новое, гораздо меньше, чем риск от ничегонеделания.

(полный текст материала вы сможете прочесть в №104 издания «ВВП»)


Партнёры