Журнал

ВВП №104

Страна и Мир

Новые горизонты старой дружбы


Президент Монголии Халтмаагийн Баттулга и президент РФ Владимир Путин  во время встречи в рамках III Восточного экономического форума

Руководство Монголии намерено всемерно развивать взаимовыгодное сотрудничество с Россией.

После того как новым президентом Монголии стал Халтмаагийн Баттулга, появились все основания полагать, что сотрудничество между нашими странами выйдет на качественно новый уровень. Об этом говорят и программные заявления монгольского лидера, и те доверительные отношения, которые установились у него с Владимиром Путиным.

Добрые соседи

Историю взаимоотношений России и Монголии последних ста лет можно назвать легендарной. Вспомним хотя бы, что на протяжении нескольких десятилетий, вплоть до окончания Второй мировой войны, СССР был единственным в мире государством, признавшим независимость Монголии.

После этого почти полвека наши страны связывала общая система социалистического мира. За это время СССР оказал Монгольской народной республике серьезное содействие в развитии экономики — прежде всего в сфере промышленности, энергетики и транспорта. МНР со своими запасами природных богатств и развитым сельским хозяйством заняла свое место в социалистической системе международного разделения труда. В 1962 году Монголия вошла в возглавляемый Советским Союзом Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ) , а годом ранее стала членом ООН.

В конце 80-х годов прошлого столетия судьбы наших стран формально разделились, но фактически развивались параллельно. За объявленной Михаилом Горбачевым «Перестройкой» в СССР последовала и «Перестройка» в МНР: в обеих странах всё завершилось крушением коммунистических режимов и объявлением о переходе к демократии и рыночным отношениям. Рыночные отношения развивались в обеих странах крайне непросто, сопровождаясь ухудшением экономической обстановки и уровня жизни населения. При этом уровень экономических и политических отношений между Россией и Монголией в сравнении с советскими временами значительно снизился. Во многом из-за того, что правившая в РФ элита 90-х объявила однозначным приоритетом отношения с Западом: при этом старые и надежные партнеры, в том числе и соседи, оказались во многом попросту забыты.

Новые времена

Любопытный феномен: в отличие от России, в Монголии коммунисты, под теми или иными названиями партий, власть особо не теряли. Эта ситуация продолжалась вплоть до середины первого десятилетия двухтысячных, пока к власти в стране не пришла Демократическая партия. Президент Цахиагийн Элбэгдорж провозгласил курс на демократические перемены, пытаясь при этом проводить многовекторную внешнюю политику. Россия, Китай, страны Запада — баланс здесь удержать было непросто. Насколько это удалось Элбэгдоржу — вопрос непростой, но отметим, что к концу его второй президентской каденции в стране разгорелся серьезный экономический кризис. Неудивительно, что на его фоне президентские выборы 2017 года проходили достаточно драматично: первый раз в истории страны дело дошло до второго круга. Более того, произошел вообще довольно редкий случай: в первом туре схожие результаты показали кандидаты сразу трех партий: Демократической, Монгольской народной («бывшие коммунисты») и Монгольской народно-революционной (часть «бывших коммунистов», решивших действовать под прежним названием).

Неудивительно, что в этой непростой ситуации на первый план вышли не партийные программы кандидатов, а их индивидуальные качества. Уже в первом туре стало ясно, что за счет своей харизмы лидером становится кандидат Демократической партии Халтмаагийн Баттулга, который в итоге и одержал победу во втором туре, опередив своего конкурента почти на десять процентных пунктов.

Нашим читателям будет интересно узнать, что Халтмаагийна Баттулгу иногда называют «монгольским Путиным». Это связано, в первую очередь, с биографией нового президента: он – один из самых известных в стране представителей боевых единоборств. Сын тренера, Баттулга в 80-е годы прошлого века был членом национальной сборной МНР по самбо и дзюдо. В 1983 году он завоевал звание чемпиона мира по самбо, после чего дважды (в 1986 и 1990 годах) становился вице-чемпионом.

Два президента, два борца

При этом «монгольский Путин» с самого начала взял курс на укрепление сотрудничества с Россией (отметим здесь, что супруга Баттулги — этническая русская). Первая его встреча с Владимиром Путиным произошла менее чем через полтора месяца после вступления в должность президента — на полях церемонии открытия XXXI чемпионата мира по дзюдо в Венгрии. Это выглядело достаточно символично, что и отметил российский лидер, приветствуя своего монгольского коллегу. «Очень рад возможности с Вами познакомиться, – начал разговор Путин. – Мы знаем Вас и как политического деятеля, и как хорошего спортсмена. Хочу поздравить Вас с очень хорошим выступлением монгольских бойцов здесь на чемпионате мира». После этого президент РФ лично пригласил Баттулгу на сентябрьский Восточный экономический форум во Владивостоке.

Президент Монголии тоже упомянул близкую обоим главам государств тему спорта. «Мне очень приятно, что мы встречаемся на таком примечательном событии, как чемпионат мира по дзюдо. Поскольку эта тема интересна и любима нами обоими, то очень здорово, что мы встречаемся на таком мероприятии. Считаю, что это будет хорошим залогом на будущее, – заверил собеседника Халтмаагийн Баттулга. – Естественно, вскоре во Владивостоке мы планируем провести рабочую встречу». Монгольский президент особо подчеркнул приоритеты своего политического курса: «Учитывая современные реалии, планирую ещё больше расширять отношения с нашим северным соседом».

Встреча двух президентов на полях Восточного экономического форума состоялась менее чем через две недели после первого знакомства в Венгрии. О котором не преминул напомнить Владимир Путин: «Мы совсем недавно с Вами виделись в Будапеште во время чемпионата мира по дзюдо, нашего с Вами любимого вида спорта. Уверен, что наше общее увлечение, которое, безусловно, является частью нашей жизни, тоже будет способствовать тому, что у нас возникнут хорошие деловые и личные отношения».

Монгольский лидер со своей стороны еще раз обозначил свою позицию в части отношений двух стран: «Считаю своим приоритетом переход на новый уровень монголо-российских отношений, в частности экономическое сотрудничество, – подчеркнул Баттулга. – Буду и в дальнейшем работать для расширения традиционно дружеских соседских отношений между нашими странами и углубления более содержательного экономического сотрудничества».

Кстати, тема боевых единоборств была упомянута и на пленарном заседании форума — правда, в несколько неожиданном ключе. Премьер-министр Японии Синдзо Абэ в шутку предложил устроить между Путиным и Баттулгой поединок по дзюдо. Глава Международной федерации самбо Василий Шестаков в интервью RT прокомментировал слова Абэ так: «Понятно, что это была шутка, но в каждой шутке есть доля правды. И Путин, и Баттулга — очень сильные борцы».

В своем выступлении на пленарном заседании Восточного экономического форума монгольский президент (который ранее занимал ряд постов в экономическом блоке правительства своей страны) продемонстрировал и серьезное знакомство с российскими реалиями. «После прибытия на Дальний Восток я начал ознакомление с портами данного региона. Мое прибытие на два дня раньше было связано с возможностью посетить в сопровождении министра транспорта Российской Федерации Соколова и главы «РЖД» Белозерова несколько портов Владивостока, – рассказал Баттулга. – Я своими глазами увидел развитие портов. Монголия – страна без доступа к морю, для нас является очень важной возможностью выход к морю для экспорта нашей продукции».

Иными словами, уже в первые два месяца работы на посту президента Монголии Халтмаагийн Баттулга сделал серьезный задел в деле дальнейшего укрепления отношений с Россией в самых разных сферах жизни — от экономики до спорта и культуры.

Экономические трудности остались позади?

С окончанием коммунистической эпохи экономика Монголии начала испытывать большие сложности, схожие с тем путем, который прошла в те же 90-е годы Россия. Переход народного хозяйства на рыночные рельсы проходил очень тяжело, при том что по факту у власти оставались те же люди: вывеска на время поменялась, а фигуры оставались все теми же. К тому же, в силу как экономических, так и политических причин, резко снизился уровень сотрудничества с ослабевшей Россией, что так же ощутимо сказалось на статистических показателях. Причем все это продолжалось практически до начала второй декады нынешнего века.

Со второй декады нового века в монгольской экономике наметился перелом; более того, отмечался совершенно рекордный рост. Это было отчасти связано с «эффектом низкой базы», отчасти с тем, что на смену коммунистам к власти пришла Демократическая партия с новой программой реформ. В страну хлынул поток иностранных инвестиций, прежде всего — в сферу добычи полезных ископаемых (уголь и цветные металлы).

Однако в 2016 году мировая конъюнктура ухудшилась, а бюджет страны оказался крайне разбалансирован. Экономический кризис достиг такого масштаба, что в какой-то момент даже разговор зашел о возможности суверенного дефолта. Однако до дефолта дело не дошло: сработала поддержка международных финансовых организаций, а также Народного банка Китая. Но прогнозы тем не менее особым оптимизмом не отличались: так, по годичной давности оценкам Всемирного банка ожидалось небольшое падение ВВП Монголии по итогам 2017 года и минимальный (менее 2%) рост этого ключевого показателя экономики в 2018 году.

Однако уже в конце 2017 года стало понятно, что новое руководство Монголии имеет все основания праздновать победу. На фоне восстановления потока инвестиций и подъема промышленности все тот же Всемирный банк уже в январе скорректировал свой прогноз по росту ВВП на 2018 год до 3.1%, пообещав на следующие годы еще более радужные цифры. В дальнейшем, судя по предварительным оценкам, оптимизм Всемирного банка еще больше усилился. Причем речь не только о коррекции в сторону увеличения прогнозов на 2018–2020 годы, но и, что немаловажно, об оценке года прошедшего. Похоже, что дефицит бюджета Монголии снизился почти на порядок, а ВВП показал рост не менее 5%! Как говорится, «жизнь налаживается». Можно, конечно, сказать, что новому руководству страны во главе с Халтмаагийном Баттулгой просто повезло, но везение — категория не экономическая. А вот приток инвестиций (как по мановению руки возросший с приходом к власти нового президента) — это как раз экономика в чистом виде. Как и решение проблемы дефицита бюджета: эти вопросы, вообще-то, тоже решаются не на небесах.

Транспорт для растущего товарооборота

Любопытно, что схожим «волшебным» образом решается и вопрос товарооборота между Монголией и Россией, объем которого в последние годы заметно снизился. Судя по предварительным оценкам, в прошедшем году эта тенденция была не просто переломлена, но переломлена революционно: аналитики оценивают рост почти в полтора раза! Более того, статистика за январь показывает, что положительная динамика продолжается — причем по-прежнему с весьма достойными цифрами. Понятно, что бить в барабаны пока преждевременно, но с учетом масштабных планов расширения двустороннего сотрудничества повод для оптимизма все же есть. Тем более что нынешние показатели сами по себе и так являются серьезным достижением, если угодно – новым уровнем торгового взаимодействия двух стран.

Рост товарооборота между двумя странами ставит естественный вопрос роста объема транспортных перевозок. Этот вопрос стал еще более актуальным в связи с важной ролью Монголии как страны-транзитера между Россией и Китаем (речь об одном из кратчайших маршрутов). О создании экономического коридора Россия – Монголия – Китай говорят уже давно, но сейчас этот проект как никогда близок к своей практической реализации. Речь идет прежде всего о ж/д транспорте: на повестке дня – программа комплексной модернизации и развития центрального железнодорожного коридора (Улан-Удэ – Наушки – Сухэ-Батор – Улан-Батор – Замын-Удэ – Эрлянь – Уланчаб – Чжанцзякоу – Пекин – Тяньцзинь), основой для которой станет Траснмонгольская железная дорога, проходящая через всю территорию Монголии и соединяющая российский Улан-Удэ (расположенный на Транссибирской магистрали) и китайский Цзинин. Однако экономический коридор в его нынешней ипостаси — более масштабный проект, затрагивающий наряду с железными дорогами и автомобильный транспорт, и авиаперевозки, а также линии электропередач, газо- и нефтепроводы: по мнению стран – участников проекта, он должен стать ключевым элементом стратегического плана действий для Северо-Восточного Азиатского и Евразийского сотрудничества. Излишне пояснять, что выиграют от коридора не только транспортники: развитие логистического бизнеса и строительство центров по обработке грузов создадут немало новых рабочих мест. Как в Монголии, так и в России (в первую очередь в приграничной Бурятии).

Говоря о транспортных связях, следует особо остановиться на деятельности и истории Монголо-Российского АО "Улан-Баторская железная дорога" (УБЖД), частью которого является Трансмонгольская железная дорога. Проект создания железнодорожного сообщения между Россией и Монголией появился еще в царское время, в XIX веке. Реальное строительство началось в 30-е годы прошлого века, а в 1949 году было подписано соглашение о создании АО «УБЖД», в котором по 50% принадлежало Монголии и СССР (ныне — России). Доверительным управляющим российским пакетом акций с 2009 года выступает ОАО "РЖД", которое также предоставляет УБЖД услуги по организации движения поездов на участке Наушки – Улан-Батор – Наушки. Как нетрудно заметить, заложенный еще в середине прошлого века фундамент взаимовыгодного сотрудничества между двумя братскими странами вполне востребован и приносит пользу в наше время, спустя многие десятилетия. Только за 2017 год, по предварительным оценкам, объем транзитных перевозок по УБЖД возрос более чем на четверть.

Энергетика: решать проблемы лучше вместе

Быстрый рост монгольской экономики в последние десять лет значительно повысил потребность народного хозяйства страны в энергии, прежде всего — в электрической. Электроэнергетика Монголии по-прежнему базируется на мощностях семи ТЭЦ, построенных в свое время при поддержке СССР. Значительную роль играет и импорт электричества из России. Так или иначе, общий спад экономики в 90-е затронул, разумеется, и энергетическую сферу: к показателям производства 1989 года удалось вернуться лишь в 2007 году.

Однако проблему это не сняло, что связано прежде всего с бурным ростом монгольской экономики в последующие годы. В результате сейчас рассматриваются несколько направлений решения этого вопроса. Альтернативная энергетика в форме ветрогенерации имеет в стране весьма неплохие перспективы (что объясняется ландшафтно-климатическими условиями и уже подтверждено практикой), но общие объемы этого направления явно недостаточны. Куда более перспективной выглядит электроэнергетика, но здесь налицо серьезные проблемы.

Во-первых, речь идет о проблеме финансирования. Электроэнергия ГЭС — одна из самых дешевых в мире, но капитальное строительство станций и плотин требует высшей степени масштабных инвестиций, далеко превосходящих возможности государства и национальных инвесторов. Понятно, что возможно привлечение институциональных инвесторов из-за рубежа, но здесь возникают проблемы уже экологического характера. Проект каскада ГЭС на реке Селенга «забраковал» уже целый ряд международных финансовых организаций (к примеру, Европейский банк реконструкции и развития ЕБРР) — и именно по причинам экологического характера. Причем одна из проблем – возможное загрязнение расположенного на территории РФ озера Байкал, в которое впадает Селенга.

Разумеется, Россия стремится оказать содействие братской Монголии в решении энергетической проблемы. В конце февраля в Москве прошло очередное заседание российско-монгольской межправительственной комиссии, на котором обсуждалась тема ГЭС. По словам сопредседателя комиссии со стороны России, главы Минприроды РФ Сергея Донского, обсуждение вариантов по восполнению дефицита энергомощностей Монголии будет продолжаться в рамках специальной рабочей группы. При этом будут рассматриваться самые разные варианты – от строительства ГЭС до создания масштабного энергомоста между двумя странами, который позволит полноценно перекрыть проблему с дефицитом электроэнергии. В любом случае решение нужно будет искать совместно — и нет сомнений, что оно будет найдено.


Вернуться