Журнал

ВВП №104

Общество

Храм похвалы пресвятой богородицы


Современный вид Потешного дворца с восстановленным Храмом Похвалы Пресвятой Богородицы. Фото. 2008 год.

ЗАБЫТЫЕ СВЯТЫНИ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ

Издание «ВВП» продолжает серию публикаций доктора исторических наук, профессора, заведующего кафедрой истории России XX – XXI вв. исторического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова, заслуженного работника культуры РФ Сергея Девятова. На сей раз Сергей Викторович рассказывает о храме в честь праздника Похвалы Пресвятой Богородицы в Потешном дворце.


Храм при дворце царева тестя

Строительство церкви Похвалы Пресвятой Богородицы в Потешном дворце (дворце Милославского) традиционно относят к 1652 году. Однако анализ архивных источников позволяет сделать вывод об ошибочности этого утверждения. В описях имущества этого храма, относящихся к первой половине XVIII века, упомянут датированный 7158 годом от сотворения мира (1650 год от Рождества Христова) «антиминс печатный на атласе» – богослужебный четырёхугольный плат с частицей мощей святого, лежащий на престоле в алтаре. Поскольку освящение антиминса проводится при освящении храма, следовательно, строительство церкви было завершено в течение трех строительных сезонов в 1650 году. Церковь Похвалы Богородицы с колокольней были возведены как часть построек четвертого этажа дворца. По существовавшей тогда православной традиции небольшая однопролетная колокольня, выполненная в архитектурной стилистике древних псковских образцов, должна была быть построена одновременно с храмом.

Исследователи И. В. Ильенко и О. Б. Морозов справедливо отмечают, что название «Потешный дворец» – вторично. Первоначально это были палаты боярина Ильи Даниловича Милославского, отца первой жены Алексея Михайловича, царицы Марии Милославской. Новый кремлевский дворец стал уменьшенным подобием государева Теремного дворца, что соответствовало высокому статусу царского тестя. Построенная тогда же великолепная трехглавая домовая церковь имела два придела – во имя Алексея, человека Божия, и Марии Египетской, по именам святых небесных покровителей молодых царственных супругов. Для точного соблюдения православных канонов алтарь церкви был вынесен на мощных каменных кронштейнах за пределы дворцовых стен, поскольку располагать его над жилыми покоями было нельзя. Такое архитектурное решение придало восточному фасаду дворца, выходившему на Дворцовую улицу, легко узнаваемую и запоминающуюся форму. Небольшую однопролетную арочную колокольню возвели рядом над западной частью новых боярских палат. Тогда же ярославские мастера-иконописцы создали для этой церкви храмовый образ Похвалы Пресвятой Богородицы, который сохранился до наших дней. Его можно увидеть в экспозиции Государственного историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль» в церкви Двенадцати апостолов в Патриаршем дворце.

Первоначальная древняя часть дворцового здания имела сложную объемно-пространственную композицию. В плане она близка к прямоугольнику, несколько вытянутому с запада на восток. Палаты были установлены на массивное сводчатое подземное основание (погреба), в высоту же дворцовые строения были частично трехэтажными, а частью в четыре этажа. С восточной стороны возвышался ажурно оформленный объем трехглавой церкви Похвалы Пресвятой Богородицы.

Домовая церковь состояла из трех частей: низкой трапезной, имевшей ранее плоскую кровлю, высокой центральной части и прямоугольной апсиды, сильно нависающей над восточной стеной дома, где находилась алтарная часть храма. Она поддерживалась мощными кирпичными консолями типа машикулей. Церковь имела два небольших придела, алтари которых снаружи были объединены в один прямоугольный объем вместе с главным алтарем. В трапезную вели три входа, оформленные резными перспективными порталами. Перед ними располагались открытые площадки со ступенями. Средний объем церкви, фрагментарно сохранивший древние богато оформленные оконные наличники, имел двухскатные навершия и завершался тремя барабанами с главами и крестами.

Когда бывшие палаты царского тестя превратились в Потешный дворец, домовая церковь стала соседствовать с расположенной на первом этаже «потешной палатой». По достаточно жестким религиозным канонам той эпохи подобная ситуация не должна была существовать. Однако глубоко православный царь Алексей Михайлович нашел компромиссное решение. Вместо представлений скоморохов с их «смехотворными хитростями», дудочников, гусляров и трубачей осуществлялись театральные постановки по ветхозаветным сюжетам, либо нравоучительные иностранные пьесы. Вот примеры тогдашнего репертуара: «Навуходоносор, царь Вавилонский», «Как Олоферна царица царю голову отсекла», «Как Артаксеркс велел повесить Амана»… Одновременно заказывались новые, невиданные раньше музыкальные инструменты из Европы. Здесь, впервые в Москве, был установлен орган.

После переноса столицы в Петербург Потешный дворец оставался единственным комфортным пристанищем в первопрестольной столице  –  сестры Петра продолжали жить там, поддерживая его в нормальном состоянии. Сам Петр уделял Кремлю мало внимания. Тем не менее при нем было проведено обследование как самой церкви Похвалы Пресвятой Богородицы, так и ее крыши, итогом которого стал ремонт. В результате ремонтных работ в храме старые изразцовые печи были починены, в окна вставлены стекла, а алтарь накрыт от течи на время лубьем (деревом) «и в той церкви вся каменная ветхость починена».

В мае 1737 года во время большого Троицкого пожара в Кремле на Потешном дворе выгорели многие деревянные части, особенно кровли. Серьезно пострадала тогда церковь Похвалы Богородицы. Ее пришлось заново ремонтировать, обновлять и декорировать.

В фонде Оружейной палаты РГАДА­ хранятся описи имущества церкви Похвалы Богородицы датированные 1724-м, 1737-м и 1747 годами. Они дают представление как о богатом убранстве церкви, так и о значительных утратах ценной церковной утвари во время пожара 1737 года. Так, в церкви во время пожара пострадали даже медные паникадила, они обгорели и даже рассыпались от перегрева. Но часть икон и антиминсы были вынесены и сохранились.

Из этих архивных описей мы узнаем об антиминсах на атласе – одного главного, относящегося к 1650 году, и двух придельных 1670 года на холстине. Через три года после Троицкого пожара, в 1740 году пострадавший от огня иконостас был частично отремонтирован, но в значительной степени построен заново. Сохранилось и его описание 1747 года: «Иконостас столярной гладкой работы с тумбами и на них наведены травы цветом и местами с резьбой весь золочен... В нем снизу под местными иконами в тумбах писаны пророчества на полотне, над тумбами поставлены местные 4 иконы и царские двери (царские врата) старые… Северная дверь новая, на ней написан образ Архангела Михаила».

Над местными иконами в деисусном ряду иконостаса в семи кругловатых клеймах были расположены разные иконы двенадцати праздников, а над Царскими дверьми Тайная вечеря.

Над праздниками в деисусном ряду иконостаса находились три образа. Над ними в центре над Царскими вратами был расположен образ Распятия, по сторонам в клеймах два круглых образа. Над Распятием Преображение Духа Святого.

Еще в 1738 году иконостасы в «погоревшей» церкви подрядился делать «польской нации» «каменных и деревянных, столярных и резных дел мастер Яган Романов сын Сеевич».

В октябре 1741 года происходила подмазка и побелка рам на церкви Похвалы Богородицы и починка церковной утвари, подновление икон в иконостасе. А в декабре того же года началась «пристройка и починка» в Кремлевском и Потешном дворцах открытых площадок, в том числе и у Похвальной церкви.

С 1742 года Потешный дворец становится кремлевской резиденцией императрицы Елизаветы Петровны. Именно здесь она останавливается, когда прибывает в первопрестольную столицу на священную церемонию венчания на царство весной того же года. В связи с этим еще в январе 1742 года «велено на Потешном дворе имеющуюся мыльню и покои, церковь, где изволила быть блаженные и вечной достойные памяти Её Императорского Величества Государыня императрица Анна Иоановна и прочие принадлежащие к оным покоям и церкви осмотреть еще архитектором Земцовым...» По итогам осмотра дворцовая контора заключила с купцом второй гильдии Григорием Панкратьевым сыном Дырдина договор, в  котором в числе прочего предусматривалось: «Пол дубовой в церкви перебрав починить, а вместо гнилой поставить новый и выстружить весь нагладко, печь церковную разобрать до фундамента и сделать вновь, в потолке между фигур в штуках в подмазке седины и те седины подмазав, прикрыть краскою». Дата завершения работ по договору (20 марта) свидетельствует о том, что все строительно-восстановительные и оформительские работы в Потешном дворце и Похвальной церкви были приурочены к приезду в Москву будущей императрицы Елизаветы Петровны на церемонию венчания на царство­.

В том же марте 1742 года плотник олончанин Петр Нестеров занимался в числе прочего «переправкой… у церкви 2-х рундуков, устройство балюстрады на дворе сверху и установка из двух палат в сени двери с окном и другие». Таким образом, церковь Похвалы Пресвятой Богородицы как домовый храм Потешного дворца постоянно подновлялась и  содержалась в   полном порядке. И этому есть объяснение: именно она была домовым храмом российских императриц во время их пребывания в первопрестольной столице. А учитывая, что Елизавета Петровна летние месяцы часто проводила в Москве на богомолье, то значение Похвальной церкви в духовной жизни императрицы сложно переоценить.

Описание работ, проводимых в церкви, хотя и не дает представления о внешнем облике храма, но свидетельствует о превосходном состоянии его интерьеров спустя столетие после строительства. Однако известно, что в 1755 – 1756 годах происходила перестройка в Потешном дворце, в частности вместо деревянных были возведены каменные ворота и ограды, спроектированные под руководством и по чертежам архитектора Мичурина. В это же время тесовая кровля церкви была заменена на железную.

Наиболее наглядное представление о внешнем виде южного фасада дворца и Похвальной церкви конца XVIII столетия дает акварель художника Ф. Я. Алексеева, написанная в 1801 году. По углам низких частей здания показан руст, а наверху здание украшают стройные полуколонны. Этажи дворца делят широкие и нарядные карнизы. Формы окон отличаются большим разнообразием. Их проемы в верхней части имеют то трехлопастную, то четырехлопастную, то полукруглую, то прямоугольную форму. Наличники в верхней части преимущественно имеют треугольную форму, частью с разрывом вверху, а порой килевидную. В правой части акварели изображен древний рундук, служивший главным входом во дворец, позже сломанный. В запущенном виде, поросшая зеленью предстает трехглавая церковь Похвалы Богородицы, на которой проглядывается щипцовое завершение кровель. На другом рисунке 1805 года архитектора Ивана Трофимовича Томанского завершение церкви показано с четко выраженными килевидными закомарами.


После запустения – лишь экспертизы

В 1806 году П. С. Валуев в донесении сообщал, что в церкви Похвалы Богородицы ввиду ее крайней ветхости давно было прекращено богослужение. А исправление ее сопряжено с большими трудностями. Предлагалось приспособить ее помещение для комнат «в распоряжении московского коменданта», для чего частично ее разобрать и внутри устроить комнаты. Из церкви перед этим было необходимо демонтировать и вынести иконостас, сами иконы, церковную утварь и многочисленные светильники.

В итоге бывший домовый храм Потешного дворца – церковь Похвалы Пресвятой Богородицы в 1806 году была официально упразднена. А несколько позже, после наполеоновского нашествия разобрали её главы. Вместо нее в Потешном дворце появляется светское помещение. Четвертый этаж сильно поменялся. Бывшая церковь Похвалы не только получила новую декорацию без глав и куполов, но и была надстроена единственным барабаном с короной наверху. К сожалению, в архивах не обнаружены сметы на переустройство старой части здания дворца и церкви, которые относятся к периоду 1806 – 1812 годов. Видимо, во время нашествия Наполеона и его пребывания в Кремле все они были утрачены, так же как и проектные документы и планы.

В течение XIX – XX столетий церковь в честь праздника Похвалы Пресвятой Богородицы лишь изредка упоминалась в архивных документах. В июне 1872 года старший архитектор Н. А. Шохин составил проект контракта на возобновление древней части Потешного дворца, который касался подвального этажа и наружных каменных украшений. А в июне 1873 года уже по начатым исправлениям в Московское Археологическое общество были направлены документы на экспертизу. Опуская подробности в отношении восстановления исторического облика всего Потешного дворца, стоит отметить, что именно тогда археологи впервые поставили вопрос о возможности восстановления церкви Похвалы Богородицы и колокольни дворца.

В 1889 году представители Московского Археологического общества осматривали помещения бывшей Похвальной церкви и констатировали, что «Церковь находится в средней части дворца в верхнем этаже, трехчастный алтарь приходится на свес, обращенный к Дворцовому проезду. Из осмотра выяснено, что стены её, арки, своды, алтарная часть сохранились. Свод под полом внутренней неширокой паперти сломан, но может быть восстановлен по уцелевшим пятам, следы росписи, видимые на стенах под побелкой».


Долгая дорога к возрождению

После революции 1917 года Потешный дворец был отдан новым жильцам Кремля под различные нужды. С лета 1931 по февраль 1939 года в нем на третьем этаже находилась квартира И. В. Сталина. Последние жители Кремля покинули его в 1955 – 1962 годах.

В настоящее время в Потешном дворце располагаются подразделения Федеральной службы охраны Российской Федерации.

В последние десятилетия ученые и реставраторы получили полный доступ к древнему памятнику. Во время подготовки и проведения реставрационных работ были предприняты археологические и  другие научные натурные работы и  изыскания, в ходе которых в подвале был найден старинный колокол с колокольни домовой церкви Похвалы­ Пресвятой Богородицы Потешного дворца.

Исследования показали, что восстановление архитектурного облика храма в честь Похвалы Пресвятой Богородицы возможно. Практически полностью сохранился объем церкви, включая алтарную часть здания. Были обнаружены и описаны основания церковных барабанов, фрагменты декоративного оформления здания храма, оконные наличники, карнизы.

В результате проведенных восстановительно-реставрационных работ в Московском Кремле возродился очередной исторический памятник, и Потешный дворец обогатился еще одним возрожденным храмом с колокольней допетровской эпохи. И ныне дворец Милославского остается уникальным   памятником   –   кремлевской боярской усадьбой середины XVII века. В настоящее время это единственный дошедший до наших дней практически в полном объеме частный двор в Московском Кремле­, сохранивший свои своеобразные архи­тектурные формы и богатейшее деко­ративное оформление.

Девятов Сергей Викторович


Вернуться

Спецпроект