Журнал

ВВП №104

РоcФинМониторинг

Выявлять, препятствовать и пресекать


Заместитель директора Росфинмониторинга­, Олег КРЫЛОВ

Борьба с коррупционными проявлениями – один из ключевых элементов противодействия легализации доходов

Органы государственной власти уделяют особое внимание правоприменительной практике в части применения законодательства Российской­ Федерации о противодействии коррупции. В своей статье, написанной специально для издания «ВВП», антикоррупционные итоги прошедшего года подводит заместитель директора Росфинмониторинга­ Олег КРЫЛОВ.

Работа по борьбе с коррупционными проявлениями рассматривается Федеральной службой по финансовому мониторингу как один из ключевых элементов противодействия легализации доходов и осуществляется в соответствии с принципами и стандартами Международной группы разработки мер борьбы с отмыванием денег – ФАТФ.

Через полтора года России предстоит пройти очередную оценку соответствия международным стандартам и еще раз доказать эффективность национальной «антиотмывочной» системы. В значительной степени эта оценка будет зависеть от проводимой антикоррупционной работы.

Учитывая всю особую важность предстоящей оценки ФАТФ, Президентом в марте 2016 года образована специальная Межведомственная комиссия, на которой рассматриваются все аспекты соответствия «антиотмывочной» деятельности.

В антикоррупционной работе Служба руководствуется целым рядом правовых доку­ментов. Это документы международного  и  национального ха­рак­­тера  –  специализированной анти­кор­рупционной и  «анти­отмывочной»  на­прав­лен­ности­.

Законодательная база имеется, и она активно развивается. В частности, в прошлом году Российской Федерацией ратифицирована Конвенция Совета Европы об отмывании преступных доходов, охватывающей важные вопросы, в том числе конфискацию преступных доходов, принципиальную возможность внесудебной заморозки активов.

При этом Росфинмониторинг сформировал практическую трехэтапную систему мер и межведомственного взаимодействия в сфере антикоррупции. Эти три этапа – выявление коррупционных проявлений, препятствование им и их пресечение­.

В части выявления признаков риска коррупционных проявлений активно используется информация, содержащаяся в запросах:

  • российских правоохранительных органов;

  • иностранных подразделений финансовой разведки о финансовой деятельности российских граждан и выявленном имуществе за рубежом;

  • государственных органов в рамках исполнения Указа Президента № 309.

Например, в 2016 году Росфинмониторингом проверено более 28  тыс. лиц и их родственников. Только на основании запросов квалификационных коллегий судей проведена проверка более 4 тыс. кандидатов, претендующих на должности судей, и их родственников.

В части препятствования Служба участвует в:

  • создании систем госконтроля финансов;

  • повышении прозрачности деятельности хозяйствующих субъектов и финансовых институтов.

Что касается пресечения коррупционных проявлений, работа осуществляется путем проведения финансовых расследований. За 11 месяцев 2017 года по делам, связанным с коррупцией, в Росфинмониторинг поступило запросов:

  • от правоохранительных органов – более 3,8 тысяч;

  • от иностранных финансовых разведок – 37;

  • обращений граждан – 58.

Количество проведенных финансовых расследований по этому направлению – более 3 тыс.

С использованием материалов Росфинмониторинга возбуждено более 360 дел, по выявленным фактам отмывания – 25. Вынесено 76 обвинительных приговоров.

Арестовано денежных средств по коррупционным уголовным делам – более 3,6 млрд рублей, в том числе по статьям с легализацией – более 2,2 млрд рублей.

Росфинмониторинг активно участвует в обсуждении антикоррупционной тематики на международных площадках.

Одним из положительных примеров, проведенного Росфинмониторингом финансового расследования, являлось расследование  в  рамках­ уголовного дела, возбужденного­ СК  России в отношении экс-губернатора Сахалинской области Хорошавина А. В. по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 6 ст. 290 и ч. 4 ст. 291 УК РФ.

С использованием материалов Росфинмониторинга СК России в отношении фигуранта дополнительно возбуждено уголовное дело по п. п. «а», «б» ч. 4 ст. 174.1 УК РФ по факту легализации преступного дохода в размере 77 млн рублей. Также на основании искового заявления Генераль­ной­ прокуратуры Российской Федерации состоялось судебное решение об обращении в доход государства имущества Хорошавина­ А. В., в том числе оформленного на членов его семьи, общей стоимостью более 2 млрд рублей.

Идет активное взаимодействие с финансовыми разведками других стран. К примеру, из ПФР европейского государства была получена информация о крупных активах гражданина России в зарубежном банке. Было установлено, что фигурант является родственником одного из региональных руководителей. Средства же были внесены наличными третьим лицом по доверенности на его счет в российском банке: всего около 15 млн долларов США. Информация направлена в правоохранительные органы.

Этот пример показывает необходимость активнее вовлекать в выявление признаков коррупционной деятельности широкий круг организаций, как коммерческих (например, банки), так и общественных.

В рамках анализа финансовых операций в сфере государственных закупок выявляются признаки, свидетельствующие об аффилированности между руководством государственных заказчиков и лицами, контролирующими деятельность организаций-подрядчиков.

Результаты мониторинга конкурсной документации свидетельствуют о том, что злоупотребления при освоении бюджетных средств в  настоящее время совершаются, как правило, при прямом или косвенном участии должностных лиц, влияющих на результаты конкурсов или торгов.

Особое внимание следует обращать на такие индикаторы, как проведение закупок по значительно завышенной начальной (максимальной) цене и установление со стороны заказчика возможно необоснованных специальных требований к исполнению заказа (к числу таких требований можно отнести ограничения по местонахождению исполнителя или материалам, используемым при выполнении заказа, а также слишком короткие сроки его исполнения).

Росфинмониторингом организовано взаимодействие с Генеральной прокуратурой по проверке информации иностранных финансовых разведок­.

Например, поступившая информация о сокрытии от декларирования зарубежных активов депутатом муниципального образования явилась основанием для вынесения представления о досрочном прекращении его полномочий.

В то же время своевременное выявление сомнительных операций должностных лиц затрудняется отсутствием у банков и иных финансовых организаций возможности однозначной идентификации клиента как публичного должностного лица (ПДЛ). До сих пор актуальным остается вопрос об определении органа государственной власти, осуществляющего формирование, администрирование и актуализацию централизованного реестра ПДЛ, а также доведения его до заинтересованных органов и организаций. Однако стоит отметить, что эта проблема – не чисто российская. Практически ни одна страна не утвердила у себя подобный перечень, учитывая имеющиеся международные риски.

Стоит особо отметить, что в качестве «прикрытия» операций и сделок по приобретению активов и имущества продолжают использоваться фиктивные разводы. В этих случаях на счет супруга должностного лица, ранее не декларировавшего какие-либо значительные активы, поступают денежные средства или им приобретается имущество. При разводе в ходе очередной декларационной кампании должностное лицо не обязано подавать справку о доходах уже бывшего супруга­.

Несколько лет назад в Великобритании отмечалась ситуация, когда выявленные британской разведкой иностранные чиновники попросту отказывались от якобы своих счетов с миллионами долларов в зарубежных банках. Иногда легче отказаться от денег, чем доказать законность их происхождения.

Проблемой остаются коррупционные проявления при ценообразовании и проведении торгов в ходе госзакупок. Но и в этой сфере удалось в ряде случаев достигнуть хороших межведомственных результатов­.

Так, с использованием сведений Росфинмониторинга Федеральной анти­монопольной службой выявлены­:

  • самый массовый в России картельный сговор по поддержанию высоких цен при проведении торгов на поставку вещевого имущества силовым структурам. 90 юридических лиц признаны виновными в нарушении антимонопольного законодательства при проведении 18 электронных аукционов на общую сумму более 3,5 млрд рублей;

  • сговор фармацевтических компаний (выявлен и доказан). Сумма выручки, полученной компаниями в ходе совершения правонарушения, составила более 400 млн рублей. Материалы направлены в правоохранительные органы.

Своевременная реакция Минприроды России и региональных властей на информацию Росфинмониторинга позволила не допустить, по сути, хищения бюджетных средств, выделенных на восстановление водохранилища. Произошла смена подрядчика, а цена контракта была снижена с 900 млн рублей до 250 млн рублей.

Продолжают выявляться признаки, свидетельствующие об аффилированности между руководством госорганизаций и организаций-подрядчиков.

Наиболее действенными мерами, применяемыми к выявленным коррупционерам, на сегодняшний день являются арест и конфискация имущества. При этом наиболее революционным шагом нашего законодательства является возможность обращения в доход государства имущества госслужащих, в отношении которого не было представлено сведений о его приобретении на законные доходы.

Необходимо также отметить, что наличные денежные средства, находящиеся в обороте, в настоящее время не являются предметом мониторинга и контроля. Неограниченный оборот наличных облегчает коррупционерам возможность распоряжаться и пользоваться похищенными средствами.

В свою очередь, эта возможность питает теневые схемы по обналичиванию, созданию тысяч фирм-«однодневок» и теневую экономику в целом.

Именно с коррупционными схемами связана возможность приобретения за наличный расчет объектов недвижимости, дорогостоящих автомобилей и драгоценностей.

Пресс-служба
Росфинмониторинга


Вернуться