Журнал

ВВП №104

Главная тема

Без мастеров культуры


Министр культуры РФ, Владимир Мединский

Минкульт по-прежнему преследуют скандалы и негативный информационный фон.

В 2018 году в России появится новый основополагающий закон, определяющий деятельность целого направления в жизни страны. Речь идет о новом законе о культуре, разработкой которого Владимир Путин поручил заняться на заседании Совета по культуре и искусству. Причем поручил именно членам Совета, то есть самим деятелем культуры, а не профильному министерству, руководитель которого – Владимир Мединский – также присутствовал на заседании.

Эту деталь можно оценивать по-разному. Например, как желание главы государства получить действительно работающий закон, учитывающий все реалии культурной деятельности, а кому, как не самим «мастерам культуры», они должны быть известны лучше всего. Но можно – и как отказ ведомству в доверии по действительно значимому вопросу.

За примерами не слишком удачного законотворчества далеко ходить не нужно. Помимо прочего, в веде­нии Минкульта находится Федеральное агентство по туризму. И недавно принятый (при том, что давно назревший) закон, по которому гостиницы, пляжи и горнолыжные курорты должны будут проходить обязательную классификацию, можно назвать в лучшем случае «сырым», требующим ряда доработок, уточнений, а то и экспертизы на «коррупционноемкость» – настолько он неконкретен и расплывчат в отдельных положениях, призванных изменить саму систему функционирования туристической отрасли.

Да, эти претензии – не только к министерству. В конце концов, принимал этот закон парламент, а не министр лично, хотя в области оценки документа парламентарии явно полагались на него, как на главу профильного ведомства. Но то, что Министерство культуры постоянно оказывается в центре громких скандалов, которых могло и не быть, на депутатов уже не спишешь. Причем речь не идет, например, о скандале с диссертацией Владимира Мединского: ряд экспертов оценили ее как псевдонаучную, но в итоге ВАК, как главный арбитр, все­таки встал на сторону министра. Речь идет именно о тех скандалах, которые проистекают из непосредственной деятельности Минкульта.

Например, ведомство сделало своей обычной практикой дирижирование таким процессом, как выдача прокатных удостоверений фильмам, – даты премьер стали переноситься без объяснения причин. В конце концов терпение Ассоциации владельцев кинотеатров России лопнуло, и она обратилась с открытым письмом к председателю правительства с просьбой запретить Минкульту вмешиваться в их хозяйственную деятельность, поскольку на практике это выливается в недовольство зрителей (ранее проданные билеты вдруг оказываются недействительными), приносит отрасли убытки и убивает систему планирования.

В данном случае позиция ведомства звучит благородно и заключается в том, что Россия должна продвигать свои национальные фильмы. А политика с жонглированием датами выхода в прокат разносит их премьеры и премьеры голливудских конкурентов по времени, как бы давая преференции российскому кино. Однако эффективность выбранной политики с точки зрения заявленных целей никак не доказана и никем не просчитана, тогда как недовольство и зрителей, и хозяйствующих субъектов налицо. В итоге правительство фактически встало на сторону прокатчиков, и Минкульт «сдал назад», выдав прокатное удостоверение семейной комедии «Приключения Паддинг­тона – 2» пусть и на два дня позже, чем должен был, но все­таки не на неделю, как планировал.

В разъяснении своей политики Минкульт, в принципе, не слишком убедителен. Вся страна наблюдала, как ведомство горой встало на защиту картины «Матильда» от тех, кто напирал на ее оскорбительность для исторической памяти. А всего пару месяцев спустя столь же рьяно обороняло кинотеатры от британской комедии «Смерть Сталина» по причине того, что она оскорбляет историческую память. Кто­то скажет – шизофрения, но ларчик открывается просто: «Матильду» снимали с государственным участием и министерство надеялось на повышенные сборы. Надежды, кстати, не оправдались – фильм едва отбил треть от своего бюджета.

Тем не менее министерство регулярно рапортует о рекордных коммерческих успехах российского кино и об увеличении его доли в национальном прокате. Некоторые успехи действительно есть, но при ближайшем рассмотрении оказывается, что Минкульт лукавит в области цифр, например, включает в статистику нового года блокбастеры конца предыдущего. Хуже того, «коммерческие успехи» на поверку оказываются коммерческими провалами. Совокупно и номинально российские фильмы увеличили сборы, но лишь единицы из них перекрыли по сборам собственный бюджет, не говоря уже об окупаемости и прибыли (чтобы картина окупилась, сборы должны превысить бюджет как минимум в два раза, чего в Минкульте не могут не знать).

В целом скандалов могло бы быть гораздо меньше, как и критики в адрес министерства в целом и министра лично, но сказывается тот факт, что одно из самых заметных с информационной точки зрения ведомств так и не научилось профессионально взаимодействовать со СМИ. Порою кажется, что в Минкульте воспринимают журналистов чуть ли не как врагов, а пресса отвечает взаимностью. И это в полной мере касается даже тех изданий, которые невозможно обвинить в оппортунизме – в остальном их информационная политика выдержана в государственническом и патриотическом стиле.

Еще более сложные отношения сложились у министра с «подопечными», то есть деятелями культуры. Среди них есть и те, кто категорично поддерживает политику ведомства (может, искренне, может, из собственного интереса), но в целом выстроить уважительные отношения с культурной элитой министру не удалось – критиков там в разы больше, чем защитников. Конечно, насильно мил не будешь, а деятели культуры люди зачастую эмоциональные и даже склонные к фронде, но так бывало не всегда и речь не идет о естественном состоянии вещей. Речь идет о том, что министерство не смогло организовать свою работу так, чтобы скандалы не перекрывали реальных достижений, а к его деятельности относились хотя бы с уважением. Как того и заслуживает ведомство, призванное защищать и продвигать национальное достояние России – ее культуру, уровень признания которой в мире делает ее важнейшей частью т. н. «мягкой силы».


Вернуться