Журнал

ВВП №104

Главная тема

Министерство виртуальной реальности


Министр связи РФ, Николай Никифоров

На Минкомсвязи возложены важнейшие задачи, но их успешное решение как минимум неочевидно.

Деятельность Министерства связи и массовых коммуникаций РФ не на слуху у рядовых граждан. Даже в прессе внимание к нему пониженное: в медиарейтингах федеральных министров компании «Медиалогия» его руководитель Николай Никифоров, как правило, занимает последние места. В то же время именно Минкомсвязи во многом отвечает за цифровое будущее страны.
А в последние несколько лет его работа неоднократно подвергалась критике со стороны других органов федеральной власти за неэффективность расходования бюджетных средств.

Еще в 2013 году Минфин в своем специальном отчете на предмет оптимизации ведомств включил Минкомсвязи в число федеральных министерств с небольшой штатной численностью, которые можно присоединить к более крупным ведомствам. Как оказалось, за малым штатным расписанием стоят немалые расходы: в 2011 году в Минкомсвязи на одного сотрудника тратилось 2,07 млн рублей, в 2012 году – 2,3 млн рублей. В Министерстве юстиции, для сравнения, 0,85 млн и 0,89 млн рублей соответственно.

Тогда же звучала и предметная критика по содержанию деятельности Минкомсвязи. К примеру, вице­президент «Сбербанка» Алексей Попов, до этого работавший директором ИТ‑департамента правительства, заявил, что ключевые ИТ­проекты государственной информатизации принципиально неисполнимы при действующей организационной структуре управления. Гораздо более эффективным методом было бы объединить в рамках единой правительственной структуры управление административными процедурами и ИТ.

«Сейчас за первое отвечает Минэконо­мразвития, за второе – Минкомсвязи, – пояснил бывший правительственный чиновник изданию CNews. – А должно быть все вместе, любым способом необходимо в рамках одного органа власти объединить эти полномочия. Нужен технолог. Так сделано везде в мире, где есть значимые успехи в электронном правительстве.

Эти предположения о неэффективности выбранной модели подтвердились в ходе проверки Счетной палатой деятельности Минкомсвязи, а также ПАО «Ростелеком» за 2014 – 2015 годы. В поле зрения аудиторов оказалось прежде всего развитие Электронного правительства, на которое в 2011 – 2015 годах было направлено 11,3 млрд рублей бюджетных средств, причем без привлечения внебюджетных источников. Как показал их отчет, для оценки эффективности мероприятий по Электронному правительству в гос­программе «Информационное общество» было предусмотрено всего три показателя. При этом в 2014 году при подготовке новой редакции программы Минкомсвязи по факту схитрил и не включил два из них – те, которые так и не удалось достигнуть годом ранее, причем с совершенно удручающими, почти катастрофическими результатами. В частности, долю федеральных государственных услуг с возможностью получения их в электронном виде на соответствующем Едином портале планировалось довести до 98 %, а по факту выполнение составило лишь 3,3 %. Аналогичная доля региональных госуслуг была запланирована в объеме 44 %, по факту – всего 1,1 %.

«Можно констатировать, что Минкомсвязи России использует средства федерального бюджета, предусмотренные на развитие и эксплуатацию Электронного правительства, без достижения запланированного государственной программой “Информационное общество” результата», – сделала вывод зампред Счетной палаты Вера Чистова.

В ходе проверки также были установлены факты завышения цены госконтрактов, заключенных в 2015 и 2016 годах между Минкомсвязи и «Ростелекомом». Несмотря на то, что эта компания была определена в качестве единственного исполнителя работ по эксплуатации и развитию Электронного правительства, оказалось, что фактически эти работы ею не выполнялись, а передавались субподрядным организациям. Причем в части эксплуатации Электронного правительства стоимость работ, выполняемых непосредственно ПАО «Ростелеком», составила всего 25 % от сумм госконтрактов, а в части развития и вовсе около­ 10 %.

Такой подход явно идет вразрез с принципами, декларируемыми руководством министерства. «Если мы хотим иметь устойчивую ИТ­экосистему, мы должны сделать так, чтобы она не была монопольной», – заявил сам Николай Никифоров на форуме «Открытые инновации 2017», подчеркнув, что компании­монополисты представляют «определенный риск системе информационной безопасности».

Столь же двойственную позицию Минкомсвязи заняло и в наболевшем вопросе отмены внутрироссийского роуминга сотовых операторов. «Операторы ввели наценки не потому, что они пытаются больше заработать, а потому, что в каждом регионе они должны были осуществлять зоновый переход подключения. Это не операторы придумали, так была нормативная база выстроена», – развел руками Никифоров в кулуарах встречи министров связи стран БРИКС, комментируя очередное требование ФАС отменить роуминговые тарифы в кратчайшие сроки. Однако позиция антимонопольных органов оказалась более весомой, и вскоре министру пришлось сообщить, что уже в 2018 году внутрироссийский роуминг исчезнет из тарифов операторов и будет окончательно отменен.

На этом не слишком оптимистичном фоне 2018 год принес Минкомсвязи значительное усиление аппаратного веса в структуре российского правительства в связи с масштабными планами по развитию «цифровой экономики». По оценке министерства на середину прошлого года, расходы на реализацию этой программы составят около 100 млрд рублей в год, то есть многократно больше, чем отмеченные выше ассигнования на Электронное правительство. И хотя значительная часть этих средств уже была заложена в бюджете, их консолидация и дальнейшее перераспределение может оказаться весьма креативным занятием, чтобы не сказать – уязвимым для коррупции и различных махинаций.

Показательно, что новая серия критики в адрес Минкомсвязи прозвучала уже на стадии разработки проекта программы «Цифровая экономика». Согласно оценке Экспертного совета при правительстве РФ, ставшей достоянием СМИ в мае 2017 года, проект представляет собой компиляцию из ряда отраслевых планов и программ, а заявленные в нем цели и показатели трудно оценить, поскольку в проекте не содержится ни базовых сравнительных величин, ни анализа текущего уровня развития цифровой экономики.

Проще говоря, если опять не получится, вас об этом предупреждали. А с учетом того, что цифровизация экономики входит в число приоритетных задач, повышение эффективности главного исполнителя программы тоже превращается в приоритет.


Вернуться