Журнал

ВВП №104

Президент

Этапы большого пути


Президент РФ Владимир Путин и министр обороны РФ Сергей Шойгу (справа) во время встречи с военнослужащими Вооруженных сил РФ

Десять главных достижений Владимира Путина за третий президентский срок

Очередная каденция Владимира Путина подходит к концу. Страна вступила в короткий промежуток подведения итогов, но только для того, чтобы, собравшись с силами и очертив общую стратегию, приступить к решению новых задач и покорению новых вершин. Они нам по силам. И промежуточные итоги свидетельствуют об этом наглядно.


Воссоединение с Крымом

Когда объединение РФ с Крымом и Севастополем по итогам референдума стало юридической реальностью, а президентом России и местными властями был подписан в Кремле соответствующий договор, многие не могли до конца осознать свершившееся и буквально поверить в то, что Крым действительно вернулся в состав России, – даже некоторые высокопоставленные чиновники выглядели растерянными. Что ж, данное событие вписано в национальную историю огромными буквами, но история творилась настолько быстро и масштабно, что упрекать их за эту растерянность не стоит. Случилось то, о чем многие мечтали, но во что почти никто не верил. Даже в хронике второй половины XX века, богатой на разнообразные распады и воссоединения стран, трудно найти адекватный пример. И наиболее близким, пожалуй, является воссоединение Индии со штатом Гоа – тогда еще частью Португалии. С той принципиальной разницей, что Крым вернулся в Россию бескровно, что прежде даже в теории выглядело бы фантастикой.

Все понимали, что глава государства пошел на большой риск. Не все считали, что страна сможет эффективно сопротивляться оказываемому на нее давлению. Но в итоге именно решимость Владимира Путина показала всем, что давить на Россию бесполезно, а особенно бесполезно тогда, когда речь идет о защите сооте­чественников, простыми словами – «своих». По-настоящему «свои» «бывшими» не бывают, и крымчане – наглядный тому пример. Главное – не забывать о том, что все тосты «за дружбу и единство» уже сказаны и теперь в цент­ре внимания должно быть развитие крымской экономики и продолжение интеграции полуострова в большую Россию, что означает, помимо прочего, борьбу с местной бытовой (и не только) коррупцией – тяжелым наследием украинского периода.


Модернизация армии

С тем, что современность российской армии не идет ни в какое сравнение с ситуацией даже десятилетней давности, не спорит никто. При этом акцент, как правило, делается на перевооружении. Процесс в самом разгаре – за следующие девять лет на эти цели предполагается потратить порядка 20 трлн руб­лей, хотя многое удалось воплотить уже сейчас. Например, за минувшие 5 лет ВС РФ получили 16 полков С-400, 55 космических аппаратов, а оснащенность ядерной триады современным вооружением выросла до 79 %. Тем не менее правильнее будет говорить о модернизации армии в целом: теперь мы не просто располагаем новым оружием – мы располагаем принципиально новыми вооруженными силами. Более профессиональными, более мобильными, более эффективными.

За эти годы проведены переподготовка и повышение квалификации военнослужащих, серьезно увеличено их довольствие, практически решена проблема обеспеченности жильем. Дедовщина уходит в прошлое, более половины личного состава служит по контракту, солдаты не чистят картошку в подсобках и не красят траву к приезду генералов, а повышают свой профессиональный уровень, обучаясь на современных симуляторах боевых действий. Наконец, была реформирована сама структура ВС с упором на создание боеспособных и мобильных подразделений. В итоге страна увидела абсолютно новую армию – и восхитилась ей. Если в 2010 году только 36 % россиян, согласно опросу ВЦИОМ, хотели видеть в ее рядах своих близких родственников, а более 50 % были против такой перспективы, то теперь расклад совсем другой – 64 % «за» при 25 % «против». Комментарии излишни.


Удержание макроэкономической стабильности

Современная Россия сильна, но не всесильна. Сочетание таких факторов, как стагнация экономики, резкое падение цен на нефть и санкционное давление со стороны «западных партнеров» не могло пройти бесследно: в конце 2014 года телеканалы стращали страну рассказами о том, что обменные пункты массово скупают новые табло для трехзначных значений валютных курсов. Ощущение, что мы зависли над пропастью, тогда сложилось не только у паникеров. Но Россия выстояла, причем вопреки всем прогнозам политических и экономических элит т. н. «золотого миллиарда».

ВВП вернулся к росту. Оживилось производство. Бюджет сбалансирован. Резко сократился отток капиталов, а условия для ведения бизнеса, согласно оценке Всемирного банка, значительно улучшились – и сейчас мы один из мировых лидеров по развитию условий для конкуренции. Курс национальной валюты стабилен благодаря переходу на плавающую модель, и теперь ЦБ последовательно снижает процентную ставку. При этом у России по-прежнему незначительный внешний долг и новая гордость – рекорд­но низкая инфляция.

Впрочем, добиться предстоит еще многого, включая выход на опережающее развитие за счет новых точек роста и существенное увеличение благосостояния населения (и, как следствие, его потребительской активности). В этом смысле задача была сформулирована президентом исчерпывающе. Она может показаться чересчур амбициозной, но разве что показаться. Все это вполне по силам уверенному в себе государству, экономику и финансовую систему которого хоронили всем миром всего три года назад.


Сбережение нации

Да, это было достигнуто не за один срок. Да, потребовалось множество усилий, собранных в единую системную политику. Но факт фактом: если раньше население страны сокращалось с той или иной скоростью, то сейчас, уже четвертый год подряд растет за счет увеличения рождаемости и падения смертности. Есть все основания полагать, что эта тенденция продолжится: «сбережение нации» сформулировано президентом как один из безоговорочных приоритетов на будущее, для чего предусмотрен комплекс новых мер, начиная от решения проблемы нехватки яслей и переоснащения детских поликлиник, заканчивая установлением ежемесячных выплат при рождении первенца. Неплохо для страны, которой еще в начале «нулевых» демографы пророчили хроническую депопуляцию.

Другое дело, что слом губительного тренда было бы слишком просто объяснять одними лишь мерами по увеличению рождаемости. Принципиальную роль сыграла целая совокупность социальных решений, направленных на улучшение благосостояния людей и качества их жизни. Основная часть из них была сформулирована в так называемых «майских указах» главы государства, пока что реализованных правительством лишь частично – помешала неблагоприятная экономическая конъюнктура или, выражаясь прямо, необходимость спасать государство от кризисных потрясений в авральном режиме. Но отсрочка не синоним отмены. Уже новому правительству, сформированному после выборов, предстоит доделывать начатое и реализовывать путинскую социальную политику, в центре которой находится человек и его право на достойную жизнь.


Создание ЕАЭС

Еще в период избирательной кампании 2011 – 2012 годов Владимир­ Путин подчеркивал, что одним из его личных приоритетов будет создание и развитие Евразийского экономического союза – региональной организации, объединившей наиболее надежных союзников России на постсоветском пространстве. Его учреждение было прямо продиктовано экономическими и геополитическими реалиями мира, прошедшего через глобальный финансовый кризис. Одна страна, пусть даже большая и богатая, – это больше не игрок. Будущее, застрахованное от экономических бурь, принадлежит кооперации стран, как в знаменитой притче о прутьях, составивших крепкий пучок. Повышения конкурентоспособности национальных экономик достигается через сложение их потенциалов – создание единого рынка товаров, услуг и рабочей силы.

Сейчас, через три года после вступления в силу договора о создание ЕАЭС и через два месяца после начала действия единого таможенного кодекса, Союз – это пять государств-членов при одном наблюдателе (Молдавия), одном кандидате (Таджикистан), зоне свободной торговли с Вьетнамом и переговорами на этот счет еще с десятком стран, включая Индию. Объединение уже доказало свою жизнеспособность, научилось пользоваться новыми преимуществами и оперативно реагировать на вызовы. Сверхзадача – стать ядром континентальной интеграции. Задача на обозримую перспективу – оформление большого партнерства в Евразии, в которое также могли бы войти Индия, Пакистан, Иран и, самое главное, Китай с его собственной инициативой по торговому взаимодействию с ЕС под названием «Один пояс, один путь». Владимир Путин не отказался от своей старой идеи единого экономического пространства от Лиссабона до Владивостока. Просто подошел к ее воплощению с другой стороны.


Разгром ИГИЛ  и миротворческий  процесс в Сирии

Как-то не принято вспоминать, что всего несколько лет назад запрещенная в России группировка ИГИЛ внушала ужас всему миру, поскольку казалась непобедимой и, благодаря своей сетевой структуре и эффективной пропаганде на множестве языков, вездесущей. Впрочем, многие другие группировки, наводнившие Сирию в тот же период, были не менее жестоки и опасны (разве что скромнее распиарены), а сама САР постепенно превращалась в бездонный источник хаоса и терроризма. Выхода из ситуации, в которую американская внешняя политика загнала весь Ближний Восток, казалось, не было. Но он имелся. Россия включилась в сирийский конфликт последней из больших держав, но именно ее вклад обеспечил ИГИЛ то же, что и Сталинград нацистскому режиму, – условия для полного уничтожения. Как можно уверенно утверждать уже сейчас, скорого и неминуемого.

Понятно, что основная проблема была не в группировке ИГИЛ как таковой, но в том, что раздираемая гражданской войной Сирия стала естественным источником международного терроризма. Решение было предложено и по этому вопросу. Заручившись поддержкой Ирана и Турции, Москва создала в САР зоны деэскалации и перезапустила миротворческий процесс – и вот уже некогда непримиримые группировки вместе с правительством Башара Асада договариваются о создании конституционной комиссии в российском Сочи. Впереди еще долгий путь политического урегулирования, но выход из серьезного международного кризиса найден. И если бы Нобелевская премия Мира не была политизирована почти до состояния одиозности, Владимир Путин был бы однозначно её достоин. Впрочем, не вызывает сомнений, что для него самого гораздо ценнее любых премий тот факт, что России удалось значительно укрепить свои позиции на международной арене.


Политика импортозамещения

Кризис 2014 – 2015 годов наглядно продемонстрировал зависимость РФ от внешних рынков. В условиях глобализации и разделения труда в масштабах всего мира такое состояние вполне естественно, а в какой-то своей части – чрезвычайно выгодно. Но все плюсы от подобной модели перечеркиваются в тот момент, когда игра начинает идти не по правилам, а по праву сильного, выразившегося в санкционной политике и экономическом шантаже. Остается сказать спасибо за такую науку – нас убедили не верить «уважаемым партнерам» на слово, нам продемонстрировали нашу уязвимость. Ответом России стали кооперация с другими странами, отвергающими англосаксонский миропорядок, и объявленная Кремлем стратегия импортозамещения.

По ряду направлений РФ еще только предстоит добиться подлинной самостоятельности, необходимой для защиты ее суверенитета и национальных интересов. Но многие риски купированы уже сейчас, а бонусом стал взрывной рост сельского хозяйства и химической промышленности, что позволило удержать цены на основные товары народного потребления, а национальному бизнесу опереться на внутренний спрос с дальнейшей перспективой выхода на внешние рынки. И тут уже нельзя обойтись без напоминания о том, что в минувшем году Россия вернула себе некогда потерянный статус «мировой кормилицы», став главным производителем и поставщиком зерна на планете.


Олимпиада в Сочи

Домашние Игры не просто доказали всему миру, что Россия может проводить международные спортивные мероприятия на высочайшем уровне. Они стали праздником национальной истории, национальной культуры и национальной гордости. Если поколение 1980-х со слезами на глазах провожало в небо олимпийского мишку, то поколение «нулевых» и «десятых», менее склонное к сентиментальности и более заточенное на внешние эффекты, увидело высокотехнологичную страну больших возможностей, которой можно и нужно гордиться. Если в 1980-м мы имели дело с трогательной сказкой, то в 2014-м с футуристической фантастикой. Кто застал это грандиозное шоу, не забудет его никогда.

Увы, геополитическая ситуация в мире и практика глобального соперничества сейчас таковы, что праздник нам постарались испортить. Сил на это было потрачено много, накал информационной войны удивлял даже свидетелей войны холодной, а  действия  по  подрыву  репутации отечественного спорта напоминали спецоперацию. Не вышло: Россия доказала свою правоту в международном Спортивном арбитражном суде и вернула своей сборной первую ступень пьедестала домашней Олимпиады, с которой ее, казалось, уже удалось спихнуть путем интриг, подлогов и недобросовестной конкуренции.


Космодром «Восточный»

Указ о создании в Амурской области первого российского гражданского космодрома Владимир Путин подписал еще в 2007-м, но основной этап строительства и сдача объекта в эксплуатацию пришлись на третий президентский срок. Тем самым Россия – нынешний монополист на рынке пилотируемых полетов и «номер два» в области космических грузоперевозок обеспечила себе независимый доступ в космос, одновременно снизив нагрузку на арендуемый ею «Байконур». Именно с «Восточного» через три года будет осуществлен запуск пилотируемого корабля «Федерация», который придет на смену пилотируемым «Союзам» и автоматическим «Прогрессам».

В этом было что-то почти позорное: страна, запустившая в космос первый искусственный спутник и первого человека, не располагает национальным космодромом. Теперь почти позорный этап позади, государство смогло обеспечить суверенитет своей космической деятельности во всем спектре решаемых задач. Но впереди – обострение конкуренции в нашей коронной области, где наращивает свою мощь не только Китай, но и частные американские компании. Легких побед не предвидится, а проблемы в отрасли дают о себе знать раз от разу, однако статус одной из двух ведущих космических держав удалось дополнительно застраховать. Подчеркнем – теперь уже полностью суверенный статус собственника, а не зависимого арендатора.


Национализация элит

Национализация в данном случае  –  объединяющий термин для мер, направленных на обновление российского правящего класса. Первая из них (которую паче чаяния помогли реализовать наши «западные партнеры») – очищение власти от людей, действовавших в духе колониальной администрации: в этой стране я зарабатываю деньги, но свои активы и свое будущее связываю с другой страной, часто – государством-конкурентом. Теперь этот конфликт интересов купирован: либо служба России, либо финансовые интересы за рубежом, но не то и другое сразу.

Вторая – беспрецедентная по масштабам борьба с коррупцией, которая добралась не только до руководства отдельных регионов, но и до министров федерального правительства, чего в истории новой России вообще никогда не было. В настоящее время на наших глазах решается даже та проблема, которую относили к нерешаемым, – упразднение клановой системы власти в Дагестане ради его возвращения в правовое пространство единой страны.

И наконец, третья: обновление кадров, достигшее пика осенью 2016 года, когда в результате двух волн отставок менее чем за год сменилось 23 губернатора. К этому нужно добавить серьезные реформы в  избирательном законодательстве в сторону большей демократичности, увеличение полномочий муниципалитетов и формирование новой системы контроля за властью через общественные организации. В итоге мы должны получить совсем другой политический класс – более ответственный, более патриотичный, более динамичный и в большей степени подотчетный обществу. Необходимое условие для того, чтобы новый список побед, который нам еще только предстоит составить через шесть лет, был не менее внушительным, чем нынешний.


Вернуться