Журнал

ВВП №103

Общество

Памятник Александру II


ЗАБЫТЫЕ РЕЛИКВИИ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ

Наше издание продолжает серию публикаций доктора исторических наук, профессора, заведующего кафедрой истории России XX–XXI вв. исторического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова­, заслуженного­ работника культуры Сергея Девятова­. В этом номере Сергей Викторович рассказывает о памятнике императору Александру II в Кремле. Материал подготовлен в соавторстве с кандидатом исторических наук Ольгой Кайковой­.

Выдающееся художественное произведение русской культуры, наиболее значительный монумент среди памятников российских императоров, возведенных в эпоху самодержавной России, как в ее границах, так и за ее пределами. Он занимал особое место в истории отечественной монументальной скульптуры.
Решение о строительстве памятника императору Александру II Освободителю принял его сын император Александр III, по указу которого был объявлен конкурс на лучшее скульп­турное и архитектурное решение. Изначально планировалась установка памятника в Московском Кремле на высоком срезе Боровицкого холма на двадцатиметровой высоте над уровнем Москвы-реки. При этом со стороны Кремля памятник должен был располагаться вровень с плац-парадом, а со стороны Замоскворечья скульптурно-архитектурная композиция становилась яркой вертикальной доминантой. Конкурс выиграли скульптор А. М. Опекушин и архитектор Н. В. Султанов. Проектирование и строительство трехэтажного здания, встроенного в кремлевский холм, скульптуры с постаментом, расположенной под сенью и трехсторонней галереи продолжалось с 1890-го по 1898 год. До завершения работ и открытия памятника император Александр III не дожил. Церемонию открытия проводил уже внук Царя-Освободителя император Николай II.
Этот кремлевский памятник – самое знаменитое и, как считали многие современники, наиболее удачное произведение скульптора А. М. Опекушина. Он был открыт 16 августа 1898 года.
Монумент Царю-Освободителю в Кремле – грандиозный памятник как по форме, так и по своему содержанию. Он символично отражает и показывает всю историю православной Руси. На памятнике размещены гербы всех городов и губерний Российской империи.
Над памятником работали художник П. В. Жуковский и архитектор Н. В. Султанов. Памятник Александру­ II в Кремле, наряду с памятником Тысячелетию России­ в Новгороде (1862 г.), стал художественным символом всей многовековой истории страны.
А. М. Опекушин представил замечательное скульптурное изображение самодержца, в наибольшей степени отвечающее требованиям конкурсной комиссии и устроителей. «Памятник должен быть верным и ясным изображением личности почившего государя и точным выражением важнейших деяний и событий его царствования, а также лично ему присущих глубоко христианских добродетелей, которыми отличалась вся его жизнь». По мнению современников, этот памятник был лучшим из более чем тридцати существовавших в Российской империи скульптурных изображений Царя-Освободителя.
Производителем работ был назначен сам архитектор Н. В. Султанов. Его помощниками стали художник И. Р. Быков, архитектор Л. А. Рампони и чертежник В. В. Воейков. Торжественная закладка памятника состоялась 14 мая 1893 года.
Монументальное трехэтажное основание памятника было обращено фасадом к реке и встроено в Боровицкий холм Кремля. Со стороны Ивановской площади третий этаж находился вровень с площадью и выглядел как продолжение верхней части Кремля. Постамент, служивший основанием для всего комплекса памятника, был грандиозным и обладал образностью итальянской крепостной архитектуры. Над постаментом­ возвышалась главная сень, увенчанная четырехгранным шатром с декоративными кокошниками и многими деталями древнерусской архитектуры. Вокруг главной сени была устроена П-образная галерея по периметру третьего этажа здания.
Своды галереи, главной и боковой сеней были богато украшены венецианской мозаикой. Сама же галерея строилась из белого песчаника, главная сень – из темно-розового гранита, с бронзовыми украшениями с золотой облицовкой. Площадка памятника и территория перед ним была убрана четырьмя сортами финского гранита: темно-розовым, светло-серым, темно-зеленым и черным. Постамент был облицован твердым метлахским кирпичом, а ступени и площадки лестниц выложены из светло-серого финляндского гранита.
По замыслу заказчиков и авторов проекта, каждая из трех составляющих частей памятника несла символическое значение. Монументальное основание должно было напоминать историю создания и строительства Московского Кремля, главная сень – олицетворяла Россию в ее состоянии, современном созданию памятника, галерея – символизировала православный период истории государства­.
Свод галереи, как это предполагалось по первоначальному замыслу, должны были украшать изображения­ главных событий царствования Императора­ Александра­ II. Но в итоге в своде были помещены мозаичные портреты русских православных монархов, выполненные венецианскими мастерами в виде круглых медальонов по эскизам известного русского художника П. В. Жуковского.
Стилистически и художественно этот памятник оказался созвучен древнему ансамблю Московского Кремля. Шатровая форма наверший всех стремящихся ввысь доминант монумента отвечала характеру и пространственному ритму верхних шатров на башнях кремлевской крепости и устремленных к небу куполов соборов, колоколен и звонниц.
Памятник Александру II являлся значимым монументом русской истории. Весьма впечатляющей была и история его закладки.
Торжественная церемония проходила 14 мая 1893 года в присутствии императорской семьи со всеми сопутствующими для такого момента ритуалами. Открытие сопровождалось парадным разводом почетного караула кремлевских дворцовых гренадер и войск московского гарнизона, а также выступлениями армейских оркестров, исполнявших походные военные марши.
Этот памятник гармонично вписался в кремлевский архитектурный ансамбль. Плац-парад, на краю которого он располагался, стал любимым местом прогулок москвичей. Практически сразу после открытия этот памятник, равно как и здание, на крыше которого он располагался, стали одним из узнаваемых символов Московского Кремля, так, известно около двух десятков почтовых открыток с изображением этого памятника, изданных в конце XIX – начале ХХ веков.
Художественно-историческое значение монумента для сложившегося кремлевского ансамбля было неоспоримо, но ни его художественная ценность, ни европейская известность не спасли монумент от разрушения. В 1918 году сняли c постамента великолепную скульптуру императора Александра II. К 1928 году были окончательно разобраны шатровая сень и галерея, снесена часть фасадной стены. Значительная часть трехэтажного здания, служившего основанием памятника императору Александру II, до сих пор погребена в толще Боровицкого холма.
Вернуться

Спецпроект