Журнал

ВВП №103

Росфинмониторинг

Юбилей МРГ


Директор Росфинмониторинга Юрий Чиханчин и руководитель МРГ по противодействию незаконным финансовым операциям Евгений Школов Важнейший фактор противодействия незаконным финансовым операциям – координация деятельности различных министерств и ведомств

В прошлом году отметила свое пятилетие Межведомственная рабочая группа по незаконным финансовым операциям, созданная по распоряжению президента Владимира Путина­. О деятельности группы рассказывают люди, имеющие отношение к ее созданию и работе.

Ю. А. Чиханчин, директор Росфинмониторинга

Появление в российском «антиотмывочном» пространстве такой структуры, как Межведомственная рабочая группа по противодействию незаконным финансовым операциям (МРГ) было предопределено: сама ситуация в экономике вынуждала участников национальной системы ПОД/ФТ искать новые способы решения проблем. Особое беспокойство в 2012 году вызывала ситуация в кредитно-финансовой сфере, о чем и было доложено Владимиру Владимировичу Путину, тогда – председателю­ Правительства­ РФ.

В ходе этой встречи и родилась идея создания некой межведомственной структуры, целью которой должно было стать более эффективное взаимодействие между Банком России, Росфинмониторингом, другими контрольными и надзорными ведомствами в вопросах предупреждения, выявления и пресечения незаконных финансовых операций, противодействия незаконному выводу капитала за рубеж и в теневой оборот. Именно наш доклад лег в основу документа, которым и была создана позднее МРГ. Ее первым идейным вдохновителем стал Виктор Алексеевич Зубков, на тот момент – вице-премьер в составе кабинета В. В. Путина.

28 июля 2012 года уже избранный главой государства В. В. Путин подписал распоряжение № 344-рп о создании Межведомственной группы по противодействию незаконным финансовым операциям под председательством помощника Президента Российской Федерации Е. М. Школова.

Стоит отметить, что даже рекомендации ФАТФ ставят национальным системам ПОД/ФТ в обязанность обеспечение создания и эффективной работы механизма взаимодействия и координации деятельности заинтересованных органов государственной власти в данной сфере. Еще в 2005 году для обеспечения своих координирующих полномочий в Росфинмониторинге была создана Межведомственная комиссия по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (МВК), которая стала действенным механизмом, позволяющим финансовой разведке вести диалог не только с органами государственной власти, но и с участниками национальной «антиотмывочной» системы, представляющими бизнес-сообщество и научные круги.

Уже с первых встреч в новом формате на площадке МРГ стало ясно, что мы были правы. А последовавшие затем громкие уголовные дела еще раз подтвердили правильность выб­ранного формата взаимодействия.

Тесное взаимодействие с региональными «силовиками», территориальными органами Банка России привело к мысли о необходимости создания региональных МРГ, которые, будучи более погруженными в местную специфику, могли донести информацию до нас, по сути, став нашими «глазами» на региональном уровне.

Создание первых двух региональных групп в 2014 году стало значительным вкладом в развитие системы противодействия незаконным финансовым операциям на региональном уровне, направленным на повышение эффективности взаимодействия территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ и территориальных управлений ЦБ.

Участие Росфинмониторинга в деятельности Межведомственной группы по противодействию незаконным финансовым операциям – важнейшая часть работы по реализации возложенных на него функций национального центра по оценке угроз национальной безопасности, возникающих в результате легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и распространения оружия массового уничтожения.

Сегодня деятельность МРГ постепенно переходит от мероприятий по нивелированию проблем, вызванных несогласованностью систем налогового, таможенного, валютного, банковского и финансового регулирования, к созданию целостной системы противодействия незаконным финансовым операциям, отвечающей современным требованиям и включающей как федеральные, так и региональные органы власти.

Каждый участник МРГ «видит» свои специфические риски, исходя из сферы своей деятельности. И только на таких площадках, как МРГ, мы можем, собираясь вместе, «собирать» эти отдельные элементы в единую достоверную картину того явления, с которым нам предстоит бороться всем вместе.

Е. М. Школов, помощник Президента РФ, руководитель Межведомственной рабочей группы по противодействию незаконным финансовым операциям

На определенном этапе развития национальной системы противодействия отмыванию доходов и финансированию терроризма возникло понимание необходимости нанесения «точечных» ударов по отдельным проблемам. Достичь этого было возможно лишь путем объединения усилий разных ведомств – и силовых, и надзорных­.
Решением стало создание в 2012 году межведомственной структуры – рабочей группы – главной задачей которой стало противодействие незаконным финансовым операциям.

Собираясь на площадке нашей Группы, мы можем понять, кто из ведомств чем «живет», где что «не дорабатывает», найти новые точки взаимодействия для достижения максимального положительного эффекта.

За 5 лет существования МРГ были проведены скоординированные мероприятия по ликвидации крупнейших «теневых» площадок незаконных финансовых операций в ряде регионов России. Удалось уничтожить инфраструктуру незаконных финансовых операций и сократить объем сомнительных операций.
3 октября 2017 года состоялось «юбилейное», 35 заседание МРГ. Однако­ мы не склонны «почивать на лаврах» – впереди нас ждут новые задачи.

О. В. Крылов, заместитель директора Росфинмониторинга, ответственный секретарь МРГ

Экспертная группа при Межведомственной рабочей группе по противодействию незаконным финансовым операциям является постоянно действующим совещательным органом, образованным для рассмотрения документов и материалов, представляемых к заседаниям МРГ, и подготовки предложений по совершенствованию мер, направленных на предупреждение, выявление и пресечение незаконных финансовых операций, в том числе связанных с незаконным выводом капитала за рубеж и в теневой оборот. Сейчас Экспертная группа – это 30 экспертов из 12 основных ведомств. Это представители Генеральной прокуратуры Российской Федерации, правоохранительных органов, Администрации Президента Российской Федерации, Банка России, контрольных и надзорных органов, Агентства по страхованию вкладов.

Основными задачами группы являются подготовка и рабочее согласование материалов к заседаниям МРГ, определение наиболее острых проб­лем и тенденций развития ситуации, связанной с проблемами незаконных финансовых операций, и подготовка рекомендаций по тематикам заседаний МРГ, подготовка, согласование и утверждение методических рекомендаций по противодействию незаконным финансовым операциям, контроль исполнения решений МРГ, оценка степени полноты реализации решений.

Экспертная группа собирается с периодичностью, как правило, раз в один-два месяца. Планирование работы осуществляется достаточно гибко, как правило в полугодовом режиме. Это позволяет более четко реагировать на изменение обстановки и оперативно рассматривать и принимать решения по наиболее актуальным тематикам.

Надо отметить, что работа проводится не только в «своем кругу». Для участия в совещаниях приглашаются ведущие сотрудники иных ведомств, территориальных органов, научного сообщества.

Только в 2017 году предметом рассмотрения Экспертной группы являлись вопросы противодействия использованию недобросовестными участниками хозяйственного оборота института судебной власти, выводу денежных средств в теневой оборот в обход существующих механизмов контроля, в том числе с использованием в этих целях электронных платежей и криптовалют.

Важным аспектом деятельности Экспертной группы МРГ остается взаимодействие с региональными МРГ по наиболее актуальным вопросам, требующим коллегиального обсуждения, а также выявлению и минимизации региональных и секторальных рисков.

А. Г. Баталов, директор Департамента экономической безопасности и противодействия коррупции ПАО «Россети»,
с 2012 по 2016 гг. – ответственный секретарь Межведомственной рабочей группы по противодействию незаконным финансовым операциям


Противодействие современным угрозам требует четкого скоординированного взаимодействия и эффективного сотрудничества всех заинтересованных сторон
Ускорение развития в последние десятилетия процессов глобализации, интеграции, информационного и технологического пространства катализирует стремительное нарастание социальных, экономических, идеологических противоречий, что в свою очередь меняет жизнь общества, целых государств и регионов под влиянием новых и обострением прежних угроз. В оборот оружия и наркотиков, глобальное мошенничество, коррупцию и хищение государственных средств, экстремизм и терроризм сегодня вовлечены колоссальные ресурсы, сопоставимые с бюджетами целых стран и регионов, а их финансовые потоки не только активно используют традиционные финансовые институты, но и вовлекают новые технологические решения и финансовые инструменты в нелегальную экономику. Своевременное и эффективное противодействие новым рискам и угрозам может противопоставить только четкая скоординированная политика и тактика борьбы всех заинтересованных государственных, общественных и частных структур общества.

Группа доказала не только свою состоятельность как органа взаимодействия и выработки скоординированных мер государственной политики, но и продемонстрировала способность своевременно реагировать и адаптироваться к новым вызовам как содержательно, так и организационно. Сформированная при Группе Экспертная комиссия стала хорошей дискуссионной площадкой обсуждения вопросов с широким привлечением представителей научного, финансового, предпринимательского кругов и общественности.

За время существования Группы не раз менялся ее персональный состав, в соответствии с новыми рисками и   угрозами дополнялись новые структуры (члены), Группа развивалась организационно, однако постоянными сохранялись профессионализм рассмотрения сложных вопросов / проблем и несменный руководитель Группы – помощник Президента России Евгений Школов. Уверен, что накопленный опыт и механизмы межведомственной координации и впредь обеспечат успешное противодействие современным задачам и вызовам, развитию сотрудничества в деле предотвращения финансовых и экономических преступлений.

А. Э. Буксман, Первый заместитель Генерального прокурора Российской Федерации, Государственный советник юстиции 1 класса

Органы прокуратуры Российской Федерации в рамках компетенции на постоянной основе реализуют комплекс мер, направленных на выявление и пресечение незаконных финансовых операций.

Прокурорами обеспечена координация деятельности правоохранительных и контрольно-надзорных органов по декриминализации банковского сектора, противодействию легализации доходов, полученных преступным путем, фактам вывода капитала за рубеж и его обналичивания, в том числе с использованием офшорных компаний и   фирм-однодневок, преступным посягательствам на кредитные средства банков. Пристальное внимание уделяется защите прав вкладчиков и заемщиков.

Налажено конструктивное межведомственное взаимодействие с заинтересованными государственными органами (Банк России, МВД России, Росфинмониторинг, ФНС России и др.), в том числе осуществлено соответствующее нормативно-правовое регулирование подобного сотрудничества.

Достижению ощутимых результатов на данном направлении способствует деятельность Межведомственной рабочей группы по противодействию незаконным финансовым операциям (далее – Межведомственная рабочая группа), учрежденной в 2012 году распоряжением Президента Российской Федерации.

Межведомственная рабочая группа является координационным органом, образованным в целях обеспечения эффективного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и Банка России в сфере преду­преждения, выявления и пресечения незаконных финансовых операций в абсолютно различных сферах право­отношений, противодействия незаконному выводу капитала за рубеж и в теневой оборот.

На заседаниях Межведомственной рабочей группы рассмотрены такие важнейшие проблемы, как противодействие преступным схемам в кредитно-банковской сфере, незаконным операциям во внешнеэкономической деятельности и  фактам легализации преступных доходов; совершенствование межведомственного взаимодействия и действующего законодательства; пресечение спекуляций на валютном и финансовом рынках; снижение коррупционных рисков в основных отраслях экономики; возмещение ущерба, причиненного преступными деяниями, и возврат активов в Российскую Федерацию, и ряд других вопросов.

Особую значимость имеет работа по декриминализации кредитно-банковской сферы. В результате противоправных действий руководства кредитных организаций ущерб их контрагентам и вкладчикам оценивается в десятки миллиардов рублей­.

Налаженная совместная работа позволила добиться определенных результатов по наведению порядка на рынке банковских услуг. Так, в 2016 году прокурорами выявлено около 8 тыс. нарушений законодательства о банках и банковской деятельности. Для их устранения внесено 1,6 тыс. представлений, по требованию прокуроров к дисциплинарной и административной ответственности привлечено 1,7 тыс. лиц.

В феврале 2017 г. между Генеральной прокуратурой Российской Федерации и Банком России подписано соглашение о взаимодействии, что повышает результативность проводимых надзорных мероприятий.

На регулярной основе осуществляется обмен сведениями с Банком России о неправомерных действиях руководства, собственников и работников кредитных организаций в преддверии их банкротства, а также о сомнительных операциях банков и их клиентов.

В целях совершенствования прокурорского надзора за исполнением законов в сфере противодействия легализации денежных средств или иного имущества, полученных преступным путем, финансированию экстремизма и терроризма в феврале 2017 г. Генеральным прокурором Российской Федерации подписан приказ, определяющий основные направления надзорной деятельности прокуроров в указанной сфере.

Совместно с Росфинмониторингом и его территориальными подразделениями прокурорами реализован ряд межведомственных мероприятий по противодействию правонарушениям в кредитно-банковской сфере, при расходовании бюджетных средств и использовании организациями коммунального комплекса финансовых ресурсов, на рынке закупок для государственных и муниципальных нужд, в том числе в сфере государственного оборонного заказа.

Э. Ш. Набиуллина, председатель Центрального банка Российской Федерации

Одной из важнейших задач для любого государства является стабильность и безопасность его экономической системы.
Именно поэтому Банк России высоко ценит то оперативное межведомственное взаимодействие, возможность для реализации которого предоставляет Межведомственная рабочая группа по противодействию незаконным финансовым операциям под руководством помощника Президента Российской Федерации Евгения Михайловича Школова.

Являясь постоянным участником МРГ, могу твердо заявить, что с момента ее образования площадка МРГ стала основой для принятия ряда ключевых решений.
По итогам обсуждения наиболее остро стоящих проблем в финансовом и банковских секторах, связанных с проведением сомнительных, а порой и вовсе незаконных финансовых операций, группой были выработаны и сформулированы предложения по модернизации федерального законодательства, ставшие впоследствии законами, целью которых является повышение прозрачности финансового сектора России, а также внедрение новых механизмов противодействия совершению незаконных финансовых операций и отмыванию преступных доходов.

В свою очередь во исполнение принятых группой решений Банк России на постоянной основе ведет информационный обмен с правоохранительными органами и Федеральной службой по финансовому мониторингу. Материалы Банка России являются основанием для проведения соответствующих проверочных мероприятий и в ряде случаев используются в рамках уголовного процесса.

Убеждена, что МРГ имеет достаточный потенциал для решения возникающих проблем и впредь будет оставаться значимым межведомственным механизмом, нацеленным на защиту экономических интересов Российской Федерации и ее граждан.

Пресс-служба
РОСФИНМОНИТОРИНГА


Вернуться