15 Мая 2018 09:55

Закон о контрсанкциях дошел до первого чтения

Автор: Яков Николаев
Документ выстроен так, чтобы полностью соответствовать принципу "Не навреди"

Закон "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия США и (или) иных иностранных государств" должен быть принят в первом чтении во вторник 15 мая. По этому документу в Государственной Думе сложился полный консенсус между всеми фракциями и комитетами. Его соавторами (!) выступили 327 из 450 депутатов палаты. Случай беспрецедентный, достойный включения в какую-нибудь книгу рекордов.

Все последние дни в нижней палате российского парламента шла тщательная и внимательная работа по шлифовке законопроекта. Он содержит перечень мер, которые правительство РФ может предпринять в качестве ответных мер на акты недружественного характера со стороны США и других стран. Эти меры будут вводиться при действиях со стороны США и иных иностранных государств, направленных на умаление территориальной целостности, безопасности РФ, а также экономическую дестабилизацию в РФ.

Издание "ВВП" пристально следит за этой темой, не раз писало о работе над законопроектом, а также внимательно отслеживало действия западных правительств, прежде всего американского. В результате создалось впечатление, что закон о контрсанкциях – как называют этот проект закона в Госдуме – найдет сферу своего применения.

Сам закон состоит из статей, которые можно было бы разделить на три блока. Первый блок касается отдельных конкретных товаров, в том числе сельхозпродукции, продуктов питания, алкоголя и фармацевтической продукции, то есть лекарств. Причем с самого начала в проекте было четко записано, что ограничения могут быть введены лишь в том случае, если у товара есть российский аналог. В противном случае в принципе невозможны никакие запреты. Это касается в первую очередь лекарств (именно контрсанкции в этой сфере вызвали наибольшую обеспокоенность в обществе).

Второй блок касается отдельных отраслей – двигателестроения, авиастроения, редкоземельных металлов и ряда других. Стоит заметить, что любые ограничения в высокотехнологичных отраслях могут оказаться обоюдоострыми и даже контрпродуктивными.

Меры, которые могут нанести ущерб не только американской, но и нашей экономике, могут быть применены лишь в самом крайнем случае, если против России будет развязана полноценная экономическая война. Вводить запреты, которые могут ухудшить ситуацию в высокотехнологичных видах нашей промышленности и привести к сокращению доходов и рабочих мест, совершенно недопустимо.

Наконец, в третьем блоке предусмотрены ответные санкции против юридических, консалтинговых и аудиторских услуг иностранных фирм в России. Дело в том, что крупнейшие американские аудиторские компании не только зарабатывают в нашей стране огромные деньги, но и получают доступ к экономической и политической информации, которую нежелательно выносить за пределы отечественных компаний стратегического характера.

В то же время предлагается прекратить или приостановить сотрудничество РФ и российских юридических лиц с организациями, в капитале которых прямо или косвенно есть более 25% американского капитала. Кроме того, под запрет также могут подпасть американский алкоголь и табачные изделия, сельскохозяйственная продукция.

Как известно, законопроект стал ответом на очередную серию санкций, объявленных США 6 апреля – якобы за вмешательство в американские выборы. Санкции коснулись российских бизнесменов, 14 компаний и 17 высокопоставленных госслужащих. В частности, под удар попали Олег Дерипаска, Виктор Вексельберг, Сулейман Керимов, глава "Сургутнефтегаза" Владимир Богданов, давний партнер Алишера Усманова, а ныне депутат Госдумы Андрей Скоч, председатель правления "Газпрома" Алексей Миллер, глава Газпромбанка Андрей Акимов, член правления "СИБУРа" Кирилл Шамалов.

Россия была вынуждена давать симметричный ответ на враждебные действия администрации США, к которой присоединились или готовы присоединиться некоторые европейские государства. Наша страна никогда не шла первой на ухудшение отношений с Западом. Но терпеть санкционный беспредел больше нет никакой возможности.

На первом чтении работа над законопроектом, разумеется, не закончится. Уже решено, что в дальнейшем он подвергнется доработке. "Направление доработки одно, основное. Речь идет о том, чтобы ко второму чтению исключить из законопроекта упоминания конкретных отраслей, конкретных товаров и услуг, которые сейчас прописаны в законопроекте. Оставить только, какие меры воздействия могут применяться", – объяснил журналистам первый заместитель председателя Госдумы и первый зампред ЦК КПРФ Иван Мельников.

Таким образом, ко второму чтению из проекта закона исчезает норма, которая в варианте первого чтения указывала на возможность запретить ввоз в Россию лекарств из США, аналоги которых существуют в РФ. Эта норма вызывала сомнения и возражения со стороны многих общественных организаций России. Против нее выступали также Уполномоченный по правам человека в РФ Татьяна Москалькова и председатель президентского Совета по правам человека (СПЧ) Михаил Федотов.

Как пояснил изданию "ВВП" первый заместитель председателя комитета Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Владимир Гутенев, закон будет выстроен так, чтобы полностью соответствовать известному принципу "Не навреди".

"Проект закона предоставляет широкие права президенту инициировать в отношении США или других стран меры по ограничению или прекращению контактов в одном из секторов экономики или товарной продукции", – подчеркнул депутат. "Мы никак не можем заподозрить Владимира Путина в том, что он будет принимать непродуманные решения. Более аккуратного политика, который бы так заботился о социальных обязательствах государства, трудно себе представить", – подвел итог Владимир Гутенев. С этим его выводом трудно не согласиться.
Партнёры