23 Мая 2018 19:05

Впервые за многие годы правительство решило снизить акциз на бензин

Автор: Андрей Клочков
Дата: 23.05.2018
Резкое подорожание бензина и дизельного топлива весной 2018 года заставило чиновников и депутатов искать новые подходы к ценовому регулированию в этой сфере – и эти подходы нашлись

Ориентация на повышение уровня и качества жизни россиян, обозначенная в майском указе президента России Владимира Путина, заставляет депутатов и чиновников искать комплексные решения наиболее острых проблем, отражающихся на материальном положении населения. Очевидно, что розничная цена моторного топлива и её соотношение со средней заработной платой – один из базовых показателей экономического положения жителей страны. Подорожание бензина ведёт к увеличению транспортных расходов, составляющих в условиях огромной страны значительную долю в ценах на продукты питания и товары народного потребления.

А в самой цене бензина основную долю составляют не цена нефти и её переработки, а различные налоги, акцизы, сборы и отчисления. Тому, какие существуют пути ограничения роста цен на моторное топливо, было посвящено в минувший понедельник совещание у нового зампреда правительства Дмитрия Козака, который в недавно утверждённом составе кабинета отвечает за топливно-энергетический комплекс. В совещании приняли участие также Министр энергетики Александр Новак и заместитель главы ФАС Анатолий Голомолзин, представители Минфина, Минэкономразвития и крупных нефтяных компаний.

Результатом бурного и непростого обсуждения стало решение, озвученное вице-премьером сегодня в эфире телекомпании «Россия-24»: акциз на топливо будет снижен на 2-3 тысячи рублей с 1 июля 2018 года. Решение поистине историческое: до сего дня, начиная с 2010 года, когда такой акциз было введён, он всё время только повышался и ни разу не был снижен. Последствия такого решительного шага трудно переоценить.

Президент России Владимир Путин еще до выборов, в начале февраля, поставил задачу снижения темпов роста цен на бензин в России. «Конечно, хотелось бы, чтобы прибило цену в сегодняшней ситуации, и вроде бы для этого есть возможность», — сказал тогда президент. Однако, несмотря на это указание Путина, в первоначальных планах правительства и Госдумы не только не предусматривалось никакого снижения акцизов, но, напротив, планировалось их повышение с 1 июля 2018 года на 500-700 рублей по различным маркам топлива. Вместо этого с той же даты акциз снижают, причём на величину в несколько раз большую, и причины такого решения – не экономические, а чисто социальные.

Динамика розничных цен на моторное топливо и раньше вызывала у общественности законное недоумение: в периоды роста мировых цен на нефть бензин дорожал в полном соответствии с нефтяными индексами, а в период их снижения – розничная цена оставалась неизменной. Таким образом, если график цен на сырую нефть представляет собой пилообразную линию со взлётами и падениями, то график цен на бензин на АЗС – своеобразную «лесенку», ступени которой были направлены только в одну сторону – вверх. А зачастую бензин продолжал дорожать и тогда, когда нефть дешевела, что для рядового обывателя представляется явлением уж и вовсе непонятным. Так, нынешний прорыв психологического потолка в 40 руб./литр 92-го бензина стал для россиян неприятным сюрпризом. «Масла в огонь подлила» первый зампред Центробанка Ксения Юдаева, которая, пытаясь объяснить резкое подорожание топлива, сказала буквально следующее: «Когда цены на нефть падали, цены на бензин росли медленнее, чем другие цены. Их вклад в инфляцию был меньше, чем у других цен». То есть Центробанком подорожание бензина при подешевении нефти, из которой его производят, воспринимается уже как закономерное явление.
  
Совершенно очевидно, что такие негативные тенденции вступают в жесткое противоречие с новыми подходами к приоритетам в национальной экономике, обозначенными в майском указе президента Владимира Путина. И именно поэтому вопрос топливного ценообразования стал одним из первых, к решению которого приступил обновлённый кабинет.

Консолидированные предложения по снижению акцизов на топливо, выработанные на совещании у вице-премьера Дмитрия Козака в понедельник, уже вчера были доложены премьер-министру РФ Дмитрию Медведеву и нашли у него полное понимание и одобрение. По словам главы комитета Госдумы по транспорту и строительству Евгения Москвичева и первого заместителя председателя комитета Госдумы по энергетике Сергея Есякова, это предложение не встретит никаких препятствий и в Государственной думе. Президент, очевидно, также подпишет новый закон в оперативном порядке, тем более что он же сам ещё в феврале высказывал подобную идею.

Детальная подготовка самого законопроекта будет поручена Минфину совместно с Минэнерго и ФАС. Они должны представить готовый текст в правительство менее чем через неделю. На плечи финансового ведомства ляжет также и поиск источников компенсации выпадающих доходов бюджета вследствие принятия этого важного решения, которые вице-премьер в своём сегодняшнем заявлении оценил примерно в 100 млрд рублей. «Это та сумма, которую нам по силам компенсировать за счет других источников», — подчеркнул Дмитрий Козак.

Однако оценка вице-премьером позитивных последствий принятого решения оказалась неожиданно скромной. «Это позволит стабилизировать ситуацию на рынке. Отрицательного значения (т. е. снижения цен – «ВВП»), естественно, не будет, так как некоторые факторы продолжат свое действие до конца текущего года», — осторожно заметил вице-премьер. Журналисты, охотно цитирующие это крайне лапидарное заявление, не смогли (или не удосужились) получить более подробное объяснение. Однако банальная экономическая логика подсказывает, что не озвученные Дмитрием Козаком «некоторые факторы» — это прежде всего традиционное циклическое повышение спроса на нефтепродукты в конце лета и начале осени, связанное с наступающей на полях России уборочной страдой, а также рекордный уровень мировых цен на нефть. В то же время, по нашим оценкам, грамотный акцизный маневр может привести если не к снижению розничных цен (которое прогнозируют оптимисты), то, во всяком случае, к их стабилизации на нынешнем уровне на значительный временной промежуток. Издание «ВВП» выражает надежду, что столь важный шаг нового правительства свидетельствует о решимости кабинета максимально быстро и точно исполнить поручения президента, и будет внимательно следить за дальнейшим развитием событий в сфере топливного ценообразования.
Партнёры