
14 Марта 2018
15:30
Уральская высокоскоростная железнодорожная магистраль
Два крупнейших индустриальных центра Урала свяжет скоростная ж/д магистраль
Огромная территория России (1/8 мировой суши) является одним из ее конкурентных преимуществ как страны-транзитера. Здесь и нефтегазовый транзит (как в Западную Европу, так и на Дальний Восток), и Северный морской путь, и амбизициознейший проект «Шелковый путь». При этом достаточно очевидно, что с учетом расстояний на первом месте по объему как грузо-, так и пассажироперевозок был, остается и будет железнодорожный транспорт. Опять-таки с учетом расстояний важнейшим фактором становится скорость движения. Современное мировое хозяйство накладывает особенные требования на логистику, которые можно кратко сформулировать как «чем быстрее, тем лучше».
Тем более что масштаб территории, огромные расстояния — это не только плюс, но и минус: различного рода дорог приходится строить все больше. При этом качество транспортной сети страны должно постоянно улучшаться — и не только в европейской части страны, в центральном регионе, но и по всей территории России. Эту проблематику неоднократно поднимал в своих выступлениях Владимир Путин, уделив ей внимание и в недавнем Послании Федеральному Собранию.
Есть здесь и еще один важный аспект, который отмечает политическое руководство страны. Дело в том, что именно крупные инфраструктурные проекты выступают одним из крупнейших локомотивов развития отечественной экономики. Того самого прорывного роста, о котором так часто и настойчиво говорит глава государства. И масштабное строительство железнодорожных магистралей является примером именно таких проектов.
Проект строительства «Уральской высокоскоростной железнодорожной магистрали Челябинск — Екатеринбург» распоряжением федерального правительства включен в схему территориального планирования РФ (документ подписан Дмитрием Медведевым в начале марта), и это вполне логично. Да, формально речь идет о стройке сугубо региональной: соседние субъекты Федерации, длина трассы — немногим более двухсот километров. Но важно понимать, что речь идет об упрочении связей между двумя крупнейшими промышленными узлами Урала, станового хребта российской экономики. В самом деле, скоростная трасса, по которой будет курсировать полсотни составов, поспособствует скачкообразному развитию взаимоотношений двух соседних регионов. При этом необходимо смотреть вперед: в перспективе Уральская ВСМ станет составной частью международного высокоскоростного грузопассажирского коридора «Евразия», а этот проект уже никак нельзя назвать региональным.
Проект важен еще и тем, что в нем удачно взаимодействуют государственные структуры и частный капитал, являя собой пример масштабного частно-государственного партнерства. Для создания Уральской ВСМ в рамках частной концессионной инициативы зарегистрирована специальная проектная компания — хозяйственное партнерство «Уральская скоростная магистраль». В состав его учредителей, по данным «СПАРК-Интерфакс», входят министерство имущества Челябинской области, Корпорация развития среднего Урала, а также ООО «РВМ ВСМ» («дочка» «РВМ Капитал»), АО «Русская медная компания» и ПАО «Челябинский трубопрокатный завод».
Отметим, что частный капитал пришел в проект сравнительно недавно. Так, в феврале 20 % капитала УСМ получила АО «Русская медная компания» Игоря Алтушкина (ранее такую же долю в капитале получило ПАО «Челябинский трубопрокатный завод»): остальные участники концессионного соглашения имеют государственную субординацию. Есть все основания полагать, что приход крупных частных инвесторов (с одной стороны, доказавших свою надежность и солидность, с другой — имеющих прямую заинтересованность в успешной и скорейшей реализации проекта) наилучшим образом скажется на судьбе магистрали.
«Куратором» проекта по линии правительства выступает Минтранс. А главным оператором трассы, ее «мотором» станет, разумеется, ОАО «РЖД». Магистраль была включена в ведомственную программу организации скоростного и высокоскоростного железнодорожного сообщения в Российской Федерации еще в ноябре 2015 года. Отметим, что в «РЖД» сейчас уделяют особое внимание именно развитию высокоскоростного транспорта. А как показывает практика, новое руководство «Российских железных дорог» с неизменной ответственностью подходит к реализации своих ключевых проектов.
Огромная территория России (1/8 мировой суши) является одним из ее конкурентных преимуществ как страны-транзитера. Здесь и нефтегазовый транзит (как в Западную Европу, так и на Дальний Восток), и Северный морской путь, и амбизициознейший проект «Шелковый путь». При этом достаточно очевидно, что с учетом расстояний на первом месте по объему как грузо-, так и пассажироперевозок был, остается и будет железнодорожный транспорт. Опять-таки с учетом расстояний важнейшим фактором становится скорость движения. Современное мировое хозяйство накладывает особенные требования на логистику, которые можно кратко сформулировать как «чем быстрее, тем лучше».
Тем более что масштаб территории, огромные расстояния — это не только плюс, но и минус: различного рода дорог приходится строить все больше. При этом качество транспортной сети страны должно постоянно улучшаться — и не только в европейской части страны, в центральном регионе, но и по всей территории России. Эту проблематику неоднократно поднимал в своих выступлениях Владимир Путин, уделив ей внимание и в недавнем Послании Федеральному Собранию.
Есть здесь и еще один важный аспект, который отмечает политическое руководство страны. Дело в том, что именно крупные инфраструктурные проекты выступают одним из крупнейших локомотивов развития отечественной экономики. Того самого прорывного роста, о котором так часто и настойчиво говорит глава государства. И масштабное строительство железнодорожных магистралей является примером именно таких проектов.
Проект строительства «Уральской высокоскоростной железнодорожной магистрали Челябинск — Екатеринбург» распоряжением федерального правительства включен в схему территориального планирования РФ (документ подписан Дмитрием Медведевым в начале марта), и это вполне логично. Да, формально речь идет о стройке сугубо региональной: соседние субъекты Федерации, длина трассы — немногим более двухсот километров. Но важно понимать, что речь идет об упрочении связей между двумя крупнейшими промышленными узлами Урала, станового хребта российской экономики. В самом деле, скоростная трасса, по которой будет курсировать полсотни составов, поспособствует скачкообразному развитию взаимоотношений двух соседних регионов. При этом необходимо смотреть вперед: в перспективе Уральская ВСМ станет составной частью международного высокоскоростного грузопассажирского коридора «Евразия», а этот проект уже никак нельзя назвать региональным.
Проект важен еще и тем, что в нем удачно взаимодействуют государственные структуры и частный капитал, являя собой пример масштабного частно-государственного партнерства. Для создания Уральской ВСМ в рамках частной концессионной инициативы зарегистрирована специальная проектная компания — хозяйственное партнерство «Уральская скоростная магистраль». В состав его учредителей, по данным «СПАРК-Интерфакс», входят министерство имущества Челябинской области, Корпорация развития среднего Урала, а также ООО «РВМ ВСМ» («дочка» «РВМ Капитал»), АО «Русская медная компания» и ПАО «Челябинский трубопрокатный завод».
Отметим, что частный капитал пришел в проект сравнительно недавно. Так, в феврале 20 % капитала УСМ получила АО «Русская медная компания» Игоря Алтушкина (ранее такую же долю в капитале получило ПАО «Челябинский трубопрокатный завод»): остальные участники концессионного соглашения имеют государственную субординацию. Есть все основания полагать, что приход крупных частных инвесторов (с одной стороны, доказавших свою надежность и солидность, с другой — имеющих прямую заинтересованность в успешной и скорейшей реализации проекта) наилучшим образом скажется на судьбе магистрали.
«Куратором» проекта по линии правительства выступает Минтранс. А главным оператором трассы, ее «мотором» станет, разумеется, ОАО «РЖД». Магистраль была включена в ведомственную программу организации скоростного и высокоскоростного железнодорожного сообщения в Российской Федерации еще в ноябре 2015 года. Отметим, что в «РЖД» сейчас уделяют особое внимание именно развитию высокоскоростного транспорта. А как показывает практика, новое руководство «Российских железных дорог» с неизменной ответственностью подходит к реализации своих ключевых проектов.