
05 Июня 2018
22:42
Цены на бензин взывают к системным решениям
Автор: Николай Проценко
Фото: © Артем Геодакян/ТАСС
Фото: © Артем Геодакян/ТАСС
Очередной скачок цен на бензин во многом связан с объективным фактором: на фоне повышения цен на нефть растет и привлекательность экспорта нефтепродуктов. Снижение акцизов (возможно, не последнее) в ближайшие месяцы поможет сдержать цены на внутреннем рынке, но необходимы и более долгосрочные системные меры по повышению уровня конкуренции.
Заложники экспортного паритета
Без преувеличения историческое заявление правительства о готовности впервые за долгое время снизить акцизы на топливо не сдержало рост цен на бензин, который явно опережает инфляцию и с незначительными перерывами продолжается с прошлого года. По данным Московской топливной ассоциации, всего за одну неделю цены на бензин на АЗС Москвы выросли еще на 88–90 копеек. В регионах рост был еще более заметным. Например, в Новосибирске с 14 по 28 мая стоимость АИ-92 подскочила на 5,6 %. По данным Росстата, 5,6% – это усредненные для страны показатели роста цен в мае в сравнении с апрелем.
Первая реакция властей на ситуацию последовала со стороны антимонопольщиков, которые заявили, что компании снизили объемы продаж нефтепродуктов и это могло послужить причиной роста цен на бензин и дизельное топливо. ФАС уже вынесла предупреждение НК «Роснефть», на которую, как утверждает ведомство, приходится основная доля снижения объемов реализации нефтепродуктов, а также запросила информацию у «Газпрома» и уведомила еще пять компаний о необходимости исполнения обязательств по поставкам нефтепродуктов на внутренний рынок. В их числе были названы «ТАИФ-НК», «ФортеИнвест», «Сургутнефтегаз», «Татнефть» и Антипинский НПЗ.
Вечером 30 мая у курирующего ТЭК вице-премьера Дмитрия Козака состоялось экстренное совещание с крупнейшими нефтяными компаниями, на котором было принято решение не повышать розничные цены на горючее. Как сообщили некоторые СМИ со ссылкой на участников этой встречи, также было решено снизить акцизы на 3 тыс. рублей за тонну для бензина и на 2 тыс. для дизельного топлива уже с 1 июня, а не с 1 июля, как планировалось раньше.
Как отмечают эксперты независимого агентства «Аналитика товарных рынков» (АТР), снижение акцизов и мораторий на их повышения со второго полугодия – мера, судя по всему, временная, которая вводится до конца 2018 года, что потребует поиска системных решений. Прежде всего предстоит найти выход из давно сложившегося разрыва между ценой топлива на внутреннем рынке и так называемым экспортным паритетом – уровнем экспортных цен, к которому стремится внутренний рынок. В первые месяцы текущего года мировые цены на нефть продолжили рост, приблизившись к 80 долларам за баррель, а это означает, что растет и привлекательность экспорта нефтепродуктов в Европу, где цена горючего значительно выше, чем в России, и гораздо более чувствительна к колебаниям цен на нефть. В Великобритании цены на бензин выросли за последние два года на 30%, а в США сейчас находятся на самом высоком уровне с 2014 года.
Нефтепродукты дорожают на российском рынке именно из-за резкого роста экспортного паритета, констатируют аналитики АТР. В частности, по их оценке, в последнее время экспортный паритет для горючего производства Московского НПЗ достиг рекордных значений – 53,5 тыс. рублей за тонну дизтоплива и 61 тыс. рублей за тонну автобензина.
«У роста цен на бензин есть вполне объективная рыночная причина – увеличение экспортного паритета в рублевом эквиваленте, – соглашается с позицией коллег заместитель директора группы корпоративных рейтингов Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА) Василий Танурков. – Действия отдельных нефтяных компаний, о которых заявляет ФАС, могли внести лишь небольшой дополнительный эффект, но первичны все же рыночные факторы, выражающиеся в высоком экспортном паритете».
Есть, впрочем, и другие причины. Несколько месяцев назад, напоминают аналитики АТР, участники рынка сформировали относительно дешевые запасы нефтепродуктов, которые теперь уже израсходованы. Поскольку закупаемый сейчас товар имеет гораздо более высокую себестоимость, операторы розничного рынка вынуждены быстрее повышать цены на заправках. Определенную роль сыграли весенние ремонты на НПЗ и сезонный рост спроса на топливо, а также очередная девальвация рубля под давлением американских санкций.
Наконец, в дело вмешалось очередное падение курса рубля в начале апреля. «На фоне сочетания растущей долларовой цены на нефть и нефтепродукты и резкого обесценения рубля повышение рублёвых цен было лишь делом времени. Когда сделанные ранее запасы нефтепродуктов (сформированные при иной цене на нефть и ином обменном курсе) закончились – а произошло это как раз в мае, – рублевые цены на бензин тут же и выросли. Голая арифметика, и ничего больше», – констатирует независимый аналитик Александр Полыгалов. Но при этом, по его словам, постоянный рост цен на топливо связан еще с одним системным фактором, который можно назвать высокой рыночной властью НПЗ – она и позволяет переработчикам закладывать экспортный паритет как основной ориентир ценообразования на внутреннем рынке.
«В России, – поясняет эксперт, – существует не так много регионов, где бензин, произведённый на одном НПЗ, может конкурировать с бензином, произведённым на другом НПЗ. Причина этого – логика строительства НПЗ в рамках плановой советской экономики, где решалась типичная транспортная задача: какое наименьшее количество НПЗ надо построить, чтобы обеспечить нефтепродуктами максимально возможную территорию и снизить издержки на перемещение нефтепродуктов. Но в рамках рыночной экономики это и обеспечило высокой рыночной властью каждый отдельный НПЗ: грубо говоря, в России слишком много мест, где нефтепродукты так или иначе поставляются лишь с одного завода, поскольку поставка с альтернативного НПЗ будет просто невыгодна из-за транспортных расходов. А те регионы, где поставки с различных НПЗ могут конкурировать между собой, – например, Москва – испытывают другую проблему: в столице концентрация автомобилей гораздо выше, чем в среднем по России, и рынок московского бензина всё равно представляет собой рынок продавца, а не рынок покупателя».
Поэтому, резюмирует аналитик, при имеющейся структуре нефтеперерабатывающей отрасли России, при высокой зависимости курса рубля от любых резких событий в экономике и при во многом вынужденной текущей курсовой политике цены на бензин галопировать не перестанут никогда.
Акцизы в противофазе
Сейчас основным рыночным механизмом влияния на розничные цены топлива остается снижение акцизов, полагает Василий Танурков. По его словам, в соответствии с новым бюджетным правилом Минфин в больших масштабах покупает валюту на рынке и это привело к тому, что курс рубля практически перестал реагировать на рост стоимости нефти. Но при нынешних достаточно высоких ценах на нефть бюджет и так получает дополнительные доходы, за счет которых можно компенсировать снижение акцизов.
«Нынешнее их снижение позволит частично сгладить повышающее давление на цены. В принципе, акцизы можно снизить и более существенно, потенциал для этого есть. Можно также пересмотреть формулу расчета акциза и привязать его к текущим ценам на нефть – отказ от фиксированной ставки акциза, думаю, был бы самым эффективным способом сдерживания цен на горючее. Это была бы разумная долгосрочная мера. Возможны, конечно, и меры чисто ручного управления – обязать компании какой-то объем горючего поставлять на внутренний рынок, но это не лучшая практика, это было бы некое пожарное реагирование», – считает эксперт АКРА.
Идея сделать ставку акциза плавающей находит понимание в российском Минэнерго. Во время недавнего экономического форума в Санкт-Петербурге глава министерства Александр Новак отметил, что такой инструмент, в принципе, был бы хорош для сглаживания колебаний цен на внешних рынках, сглаживания курса рубля, налоговой составляющей, поэтому его было бы целесообразно рассмотреть. Ранее ввести систему гибкого топливного акциза, который изменялся бы ежемесячно в зависимости от мировых цен на нефть, предлагала ФАС. Но инициатива не нашла поддержки у Минфина, поскольку топливные акцизы идут на формирование дорожных фондов, прежде всего в регионах, и при плавающей ставке акциза эти поступления оказалось бы сложно прогнозировать.
Могут быть задействованы и другие, более радикальные механизмы сдерживания цен на горючее. Как отмечают аналитики АТР, в сложившейся ситуации ФАС может быстрее повысить нормативы продаж бензина и дизтоплива на бирже (до 15 % и 7,5 % соответственно), хотя это и не приведет к существенному росту предложения. В совокупности нефтяные компании уже несколько лет продают не менее 15 % производимого автобензина, и, как видно из практики, присутствие на рынке таких объемов не мешает ценам обновлять исторические максимумы. Поэтому, считают в АТР, необходимо развитие конкуренции на рынке нефтепродуктов за счет выделения сбытовых подразделений из вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНК) и полностью обособленного функционирования оптовой, мелкооптовой и розничной реализации нефтепродуктов. Если сбытовые предприятия будут покупать нефтепродукты для мелкооптовых и розничных продаж на бирже по рыночным ценам, у нефтяных компаний не будет соблазна манипулировать объемом предложения товара в разных сегментах рынка и разгонять за счет этого цены. Однако для этого требуются серьезные политические решения.
В более долгосрочной перспективе значимым фактором для цен на бензин может стать предстоящее завершение налогового маневра в нефтяной сфере – обнуление экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты, ожидаемое к 2024 году. Предшествующее понижение вывозных пошлин уже обострило проблему экспортного паритета, сделав внешние поставки нефтепродуктов более выгодными для переработчиков, чем работу на внутреннем рынке. По оценке Василия Тануркова, если налоговый маневр будет завершен и экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты будут отменены, вероятен дополнительный рост цен на горючее. При полной отмене экспортной пошлины при текущих ценах на нефть и курсе рубля можно ожидать роста цены бензина еще примерно на 2,3 рубля за литр.
Но какими на тот момент будут нефтяные цены, предугадать невозможно. Нынешний их уровень, похоже, является тем найденным методом проб и ошибок потолком, выше которого экономика получит серьезные негативные эффекты: новый рост цен на нефть разгоняет инфляцию во всем мире. Многое будет зависеть от предстоящей в июне встречи в формате ОПЕК+, на которой будут обсуждаться перспективы заключенного в конце 2016 года соглашения о снижении добычи нефти, которое и подтолкнуло цены вверх. В конце мая министры энергетики России и Саудовской Аравии заявили, что на июньском заседании может быть принято решение о плавном увеличении добычи, а президент России Владимир Путин на питерском экономическом форуме обозначил уровень цен, который нас вполне устраивает, – 60 долларов за баррель.
Заложники экспортного паритета
Первая реакция властей на ситуацию последовала со стороны антимонопольщиков, которые заявили, что компании снизили объемы продаж нефтепродуктов и это могло послужить причиной роста цен на бензин и дизельное топливо. ФАС уже вынесла предупреждение НК «Роснефть», на которую, как утверждает ведомство, приходится основная доля снижения объемов реализации нефтепродуктов, а также запросила информацию у «Газпрома» и уведомила еще пять компаний о необходимости исполнения обязательств по поставкам нефтепродуктов на внутренний рынок. В их числе были названы «ТАИФ-НК», «ФортеИнвест», «Сургутнефтегаз», «Татнефть» и Антипинский НПЗ.
Вечером 30 мая у курирующего ТЭК вице-премьера Дмитрия Козака состоялось экстренное совещание с крупнейшими нефтяными компаниями, на котором было принято решение не повышать розничные цены на горючее. Как сообщили некоторые СМИ со ссылкой на участников этой встречи, также было решено снизить акцизы на 3 тыс. рублей за тонну для бензина и на 2 тыс. для дизельного топлива уже с 1 июня, а не с 1 июля, как планировалось раньше.
Как отмечают эксперты независимого агентства «Аналитика товарных рынков» (АТР), снижение акцизов и мораторий на их повышения со второго полугодия – мера, судя по всему, временная, которая вводится до конца 2018 года, что потребует поиска системных решений. Прежде всего предстоит найти выход из давно сложившегося разрыва между ценой топлива на внутреннем рынке и так называемым экспортным паритетом – уровнем экспортных цен, к которому стремится внутренний рынок. В первые месяцы текущего года мировые цены на нефть продолжили рост, приблизившись к 80 долларам за баррель, а это означает, что растет и привлекательность экспорта нефтепродуктов в Европу, где цена горючего значительно выше, чем в России, и гораздо более чувствительна к колебаниям цен на нефть. В Великобритании цены на бензин выросли за последние два года на 30%, а в США сейчас находятся на самом высоком уровне с 2014 года.
Нефтепродукты дорожают на российском рынке именно из-за резкого роста экспортного паритета, констатируют аналитики АТР. В частности, по их оценке, в последнее время экспортный паритет для горючего производства Московского НПЗ достиг рекордных значений – 53,5 тыс. рублей за тонну дизтоплива и 61 тыс. рублей за тонну автобензина.
«У роста цен на бензин есть вполне объективная рыночная причина – увеличение экспортного паритета в рублевом эквиваленте, – соглашается с позицией коллег заместитель директора группы корпоративных рейтингов Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА) Василий Танурков. – Действия отдельных нефтяных компаний, о которых заявляет ФАС, могли внести лишь небольшой дополнительный эффект, но первичны все же рыночные факторы, выражающиеся в высоком экспортном паритете».
Есть, впрочем, и другие причины. Несколько месяцев назад, напоминают аналитики АТР, участники рынка сформировали относительно дешевые запасы нефтепродуктов, которые теперь уже израсходованы. Поскольку закупаемый сейчас товар имеет гораздо более высокую себестоимость, операторы розничного рынка вынуждены быстрее повышать цены на заправках. Определенную роль сыграли весенние ремонты на НПЗ и сезонный рост спроса на топливо, а также очередная девальвация рубля под давлением американских санкций.
Наконец, в дело вмешалось очередное падение курса рубля в начале апреля. «На фоне сочетания растущей долларовой цены на нефть и нефтепродукты и резкого обесценения рубля повышение рублёвых цен было лишь делом времени. Когда сделанные ранее запасы нефтепродуктов (сформированные при иной цене на нефть и ином обменном курсе) закончились – а произошло это как раз в мае, – рублевые цены на бензин тут же и выросли. Голая арифметика, и ничего больше», – констатирует независимый аналитик Александр Полыгалов. Но при этом, по его словам, постоянный рост цен на топливо связан еще с одним системным фактором, который можно назвать высокой рыночной властью НПЗ – она и позволяет переработчикам закладывать экспортный паритет как основной ориентир ценообразования на внутреннем рынке.
«В России, – поясняет эксперт, – существует не так много регионов, где бензин, произведённый на одном НПЗ, может конкурировать с бензином, произведённым на другом НПЗ. Причина этого – логика строительства НПЗ в рамках плановой советской экономики, где решалась типичная транспортная задача: какое наименьшее количество НПЗ надо построить, чтобы обеспечить нефтепродуктами максимально возможную территорию и снизить издержки на перемещение нефтепродуктов. Но в рамках рыночной экономики это и обеспечило высокой рыночной властью каждый отдельный НПЗ: грубо говоря, в России слишком много мест, где нефтепродукты так или иначе поставляются лишь с одного завода, поскольку поставка с альтернативного НПЗ будет просто невыгодна из-за транспортных расходов. А те регионы, где поставки с различных НПЗ могут конкурировать между собой, – например, Москва – испытывают другую проблему: в столице концентрация автомобилей гораздо выше, чем в среднем по России, и рынок московского бензина всё равно представляет собой рынок продавца, а не рынок покупателя».
Поэтому, резюмирует аналитик, при имеющейся структуре нефтеперерабатывающей отрасли России, при высокой зависимости курса рубля от любых резких событий в экономике и при во многом вынужденной текущей курсовой политике цены на бензин галопировать не перестанут никогда.
Акцизы в противофазе
Сейчас основным рыночным механизмом влияния на розничные цены топлива остается снижение акцизов, полагает Василий Танурков. По его словам, в соответствии с новым бюджетным правилом Минфин в больших масштабах покупает валюту на рынке и это привело к тому, что курс рубля практически перестал реагировать на рост стоимости нефти. Но при нынешних достаточно высоких ценах на нефть бюджет и так получает дополнительные доходы, за счет которых можно компенсировать снижение акцизов.
«Нынешнее их снижение позволит частично сгладить повышающее давление на цены. В принципе, акцизы можно снизить и более существенно, потенциал для этого есть. Можно также пересмотреть формулу расчета акциза и привязать его к текущим ценам на нефть – отказ от фиксированной ставки акциза, думаю, был бы самым эффективным способом сдерживания цен на горючее. Это была бы разумная долгосрочная мера. Возможны, конечно, и меры чисто ручного управления – обязать компании какой-то объем горючего поставлять на внутренний рынок, но это не лучшая практика, это было бы некое пожарное реагирование», – считает эксперт АКРА.
Идея сделать ставку акциза плавающей находит понимание в российском Минэнерго. Во время недавнего экономического форума в Санкт-Петербурге глава министерства Александр Новак отметил, что такой инструмент, в принципе, был бы хорош для сглаживания колебаний цен на внешних рынках, сглаживания курса рубля, налоговой составляющей, поэтому его было бы целесообразно рассмотреть. Ранее ввести систему гибкого топливного акциза, который изменялся бы ежемесячно в зависимости от мировых цен на нефть, предлагала ФАС. Но инициатива не нашла поддержки у Минфина, поскольку топливные акцизы идут на формирование дорожных фондов, прежде всего в регионах, и при плавающей ставке акциза эти поступления оказалось бы сложно прогнозировать.
Могут быть задействованы и другие, более радикальные механизмы сдерживания цен на горючее. Как отмечают аналитики АТР, в сложившейся ситуации ФАС может быстрее повысить нормативы продаж бензина и дизтоплива на бирже (до 15 % и 7,5 % соответственно), хотя это и не приведет к существенному росту предложения. В совокупности нефтяные компании уже несколько лет продают не менее 15 % производимого автобензина, и, как видно из практики, присутствие на рынке таких объемов не мешает ценам обновлять исторические максимумы. Поэтому, считают в АТР, необходимо развитие конкуренции на рынке нефтепродуктов за счет выделения сбытовых подразделений из вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНК) и полностью обособленного функционирования оптовой, мелкооптовой и розничной реализации нефтепродуктов. Если сбытовые предприятия будут покупать нефтепродукты для мелкооптовых и розничных продаж на бирже по рыночным ценам, у нефтяных компаний не будет соблазна манипулировать объемом предложения товара в разных сегментах рынка и разгонять за счет этого цены. Однако для этого требуются серьезные политические решения.
В более долгосрочной перспективе значимым фактором для цен на бензин может стать предстоящее завершение налогового маневра в нефтяной сфере – обнуление экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты, ожидаемое к 2024 году. Предшествующее понижение вывозных пошлин уже обострило проблему экспортного паритета, сделав внешние поставки нефтепродуктов более выгодными для переработчиков, чем работу на внутреннем рынке. По оценке Василия Тануркова, если налоговый маневр будет завершен и экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты будут отменены, вероятен дополнительный рост цен на горючее. При полной отмене экспортной пошлины при текущих ценах на нефть и курсе рубля можно ожидать роста цены бензина еще примерно на 2,3 рубля за литр.
Но какими на тот момент будут нефтяные цены, предугадать невозможно. Нынешний их уровень, похоже, является тем найденным методом проб и ошибок потолком, выше которого экономика получит серьезные негативные эффекты: новый рост цен на нефть разгоняет инфляцию во всем мире. Многое будет зависеть от предстоящей в июне встречи в формате ОПЕК+, на которой будут обсуждаться перспективы заключенного в конце 2016 года соглашения о снижении добычи нефти, которое и подтолкнуло цены вверх. В конце мая министры энергетики России и Саудовской Аравии заявили, что на июньском заседании может быть принято решение о плавном увеличении добычи, а президент России Владимир Путин на питерском экономическом форуме обозначил уровень цен, который нас вполне устраивает, – 60 долларов за баррель.