29 Июня 2018 11:58

Трудовые книжки переведут в цифру

Автор: Ася Романовская

Новый порядок учета фактов о трудоустройстве начнет действовать с 1 января 2020 года


Правительство последовательно продолжает курс на цифровизацию. Новым этапом должен стать перевод кадрового документооборота в электронный вид и отказ от бумажных трудовых книжек. Пакет соответствующих законопроектов практически готов, дело за депутатами.

Трудовая книжка – это атрибут исключительно советской эпохи, во всем мире люди подписывают контракты и там фиксируют все необходимые условия. Впрочем, этот рудимент на российской почве вполне неплохо себя чувствовал и спустя несколько десятков лет после распада Советского Союза, прекрасно сосуществуя с уже упомянутым трудовым договором. Другое дело, что насущная необходимость в наличии такого документа становится все меньше, ведь трудовая книжка, по сути, дублирует информацию, которая есть в трудовом или служебном контракте и каких-либо иных документах, которые фиксируют факт трудоустройства, что влечет за собой отдельное бумажное делопроизводство. Руководствуясь этими соображениями Минтруд еще в апреле этого года предложил упростить правила, разместив для общественного обсуждения на федеральном портале проектов нормативных правовых актов проект приказа «О порядке ведения и хранения трудовых книжек». За истекшее время идея обросла конкретикой, по свидетельству главы министерства Максима Топилина, подготовка первого пакета законопроектов по упразднению лишнего звена документооборота практически завершена и на очереди уже новые законопроекты по электронному кадровому делопроизводству.

Сейчас тема активно обсуждается в правительстве и уже нашла полную поддержку премьер-министра Дмитрия Медведева. «Введение электронной трудовой книжки – это не только перевод документа из бумажного в электронный формат. Речь идет – что, может быть, гораздо более важно – о создании базы данных, где будет храниться информация обо всей трудовой деятельности человека, – обозначил он свое мнение. – Как известно, бумажная трудовая книжка, к сожалению, может быть утрачена или подделана, или просто может не сохраниться информация о работодателе, и тогда возникает необходимость в восстановлении трудового стажа по довольно сложной процедуре».

По словам главы кабинета министров, согласно предлагаемому новому режиму работы работодатели будут передавать такие сведения в Пенсионный фонд, где уже накоплено достаточно информации о страховом стаже работника и страховых взносах, в режиме онлайн. «Это быстрее и удобнее как для самих работодателей, так и для работников, особенно при трудоустройстве на новое место», – заметил премьер. Дополнительное преимущество электронные книжки дадут тем, кто работает удаленно. Кроме того, при обращении за государственными услугами не надо будет предоставлять сведения о трудовой деятельности, о стаже – все это будет уже зафиксировано в базе данных. Работодателю не придется знакомить работника под роспись в личной карточке с каждой вносимой в трудовую книжку записью.

Уменьшатся и затраты работодателей на кадровое производство. Новые правила предусматривают отмену обязанности скреплять сургучной печатью или опломбировывать приходно-расходную книгу по учету бланков трудовой книжки и вкладыша в нее и книгу учета движения трудовых книжек и вкладышей в них. Разумеется, электронную книжку гораздо труднее подделать, и она сохраняется в базе данных.

Рубить с плеча в правительстве не предлагают, понимая, что внедрение электронных книжек должно быть поэтапным. «Мы уже этим вопросом начинали заниматься. Работодатели продолжат вести традиционный бумажный документ – для ряда людей, кто захочет иметь и бумажную версию, такая опция также сохранится, – заверил Медведев. – Передавать документ в электронном виде в Пенсионный фонд начнут с 1 января 2020 года. В течение следующего года надо будет решить все связанные с этим правовые и организационные вопросы, разумеется, проинформировать и подготовить работников».

Что касается электронного документооборота по кадровым вопросам, электронного надзора, который позволит работодателям отправлять информацию проверяющим органам в электронном виде, то сейчас, по словам премьер-министра, такая система апробируется в порядке эксперимента. Упор делается на то, насколько удобно в электронном виде оформлять отпуска и командировки, заключать и расторгать трудовые договоры, какие здесь есть преимущества и какие риски. По итогам эксперимента Минтруд должен подготовить предложения по распространению такой практики.
Партнёры