
19 Ноября 2013
12:25
Социальная стабильность под угрозой
Автор: Дарья Митина
Дата: 19.11.2013
Дата: 19.11.2013
Недавно председатель российского правительства Дмитрий Медведев заявил, что России надо «отказаться от политики сохранения занятости любой ценой» главным образом за счет сокращения неэффективных рабочих мест, намекнув, что значительной части населения нужно быть готовой к смене не только места работы, но и профессии, и даже места жительства. Возможный уровень безработицы в следующем году российское правительство оценивает в 6%.
БЕЗРАБОТИЦА НАЧИНАЕТСЯ С РЕГИОНОВ
Судя по тем правительственным решениям и поручениям различным ведомствам, которые сопровождали заявление премьера, первыми безработными в России вполне могут стать чиновники федеральных структур регионального уровня: 13 октября Дмитрий Медведев поручил нескольким ведомствам подготовить предложения о передаче в 2014–2015 годах ряда федеральных полномочий на региональный уровень, отметив при этом, что необходимо сократить федеральных госслужащих в регионах. Заявление Медведева выглядит странным хотя бы потому, что большинство российских федеральных органов исполнительной власти вообще не имеют вертикальной структуры – властная вертикаль у нас и так весьма условная, а предлагается ее сделать еще более аморфной. Передавать, разумеется, предполагается обязательства, но никак не финансовые ресурсы. Следует отметить, что за последнее десятилетие это уже третья масштабная попытка сокращения бюрократического аппарата, начиная еще с приснопамятной комиссии Бориса Алешина, и ни одна из них, в строгом соответствии с основным законом бюрократии, не оправдала себя. Кстати, если кто подзабыл, в ходе правительственной реформы 2004 года не только министрам, но и тогдашнему премьеру Михаилу Фрадкову оставили по одному заместителю, а у сегодняшнего председателя правительства восемь замов.
Заявления о грядущей безработице были сделаны на весьма неблагоприятном экономическом фоне: темпы роста ВВП в третьем квартале 2013 года оказались практически на нуле, а Минэкономразвития России устами замминистра Андрея Клепача прогнозирует общий рост по итогам года всего лишь в 1,5%. По оценкам экономистов, стагнация и падение уровня жизни населения (от которого россияне за последнее десятилетие уже успели отвыкнуть) начинаются с прохождением рубежа в 2–3% роста ВВП. За десять месяцев текущего года почти в полтора раза вырос показатель, казалось бы, оставшийся в давно минувших 90-х – задолженность по зарплате. В целом ряде регионов скрытую безработицу пытаются маскировать, отправляя людей в неоплачиваемые отпуска, снижая уровень зарплат, идя при этом на явные нарушения закона. На недавнем заседании совета по экономической политике при полпреде Уральского федерального округа сам Игорь Холманских нарисовал тревожную картину: «каждую неделю закрывается предприятие и появляется новая горячая точка, растет недовольство рабочих, растут убытки предприятий». Традиционные отрасли пока держатся за счет гособоронзаказа, но и он не может обеспечить занятость и привычный соцпакет – на одном Челябинском тракторном заводе, например, в ближайшее время попросят к выходу 1500 человек.
СОКРАЩЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ РАСХОДОВ КАК ИСТОЧНИК СРЕДСТВ ДЛЯ БЮДЖЕТА
Низкий экономический рост, нехватка инвестиций и медленная, но верная деиндустриализация закономерно ведут к резкому снижению социальных расходов: ресурсы, необходимые для поддержания российской экономики на плаву, будут фактически финансироваться из карманов граждан. Даже предвыборные «социальные» указы президента вполне беззастенчиво игнорируются либеральным руководством министерства финансов, продолжающего кудринский курс «сбережения государственных средств». Постепенный демонтаж социального государства уже сегодня просматривается по всем направлениям социальной сферы, хотя зачастую российские руководители объясняют то или иное «проседание» структурным или управленческим несовершенством. Недавно глава Счетной палаты РФ Татьяна Голикова, прогнозируя резкое ухудшение с начала 2014 года качества и доступности медицинских услуг, связала это с переводом финансирования расходов на здравоохранение из федерального бюджета в бюджет Фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС). Кроме этого собственно дефицит бюджетных средств на организацию бесплатной медпомощи составил более 120 млрд рублей. Крайне благоприятная экономическая конъюнктура, определяемая высокими ценами на энергоносители, почему-то перестала конвертироваться в доходы и социальную защищенность российского налогоплательщика.
Впрочем, магистральное направление российской экономики – эксплуатация трубы – в последнее время тоже не приносит ожидаемых результатов, поскольку объемы российского нефтегазового экспорта снижаются. По признанию министра экономического развития Алексея Улюкаева, столь неблагоприятной экономической ситуации в стране не наблюдалось со времен мирового финансового кризиса 2008 года. При этом, по мнению ответственного за экономический рост первого вице-премьера Игоря Шувалова, высказанного им в ходе встречи с участниками Всемирного экономического форума в Москве, «серьезного инновационного развития в РФ не произойдет до тех пор, пока не снизятся цены на нефть… Главный запрос на инновации будет, когда не будет надежды на высокие цены на нашу традиционную группу экспорта. Если это будет продолжаться долго, у нас будут серьезные проблемы с инновационным развитием». Другими словами, то преимущество, которое позволяет другим странам решать задачи экономического роста и социального развития, у нас непостижимым образом превращается в тормоз. По оценкам ряда иностранных экспертов, потенциал экономического развития России по-прежнему высок, внешние обстоятельства таковому росту благоприятствуют, а причины кризиса носят структурно-управленческий характер.
НОВАЦИИ В УПРАВЛЕНИИ КАДРАМИ И ГОСАКТИВАМИ
Последние новости о перестановках в российском правительстве повергают в глубокие раздумья – складывается ощущение не просто кадровой неразберихи, но именно управленческого хаоса и отсутствия стратегических представлений о том, как должна выглядеть российская система государственной власти. Невольно вспоминаются «тонкие настройки правительства» предшественников Дмитрия Медведева на премьерском посту, когда системные ошибки и организационная импотенция списывались на субъективный фактор, а структура правительства волюнтаристски менялась под конкретных лиц. Вот лишь последние кадровые новости:
– уволен (формально ушел в отставку по собственному желанию, что избавляет от необходимости давать какие-либо публичные объяснения) глава Росграницы Дмитрий Безделов, при этом новый руководитель пока не назначен – возникла «кадровая пауза»;
– досрочно ушедший с поста губернатора Ивановской области Михаил Мень возглавил вновь созданное министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства, возникшее в результате затяжного конфликта между Минрегионразвития России и Госстроем. Смысла в сохранении Минрегионразвития в прежнем виде теперь не видно: резоннее будет на базе того, что осталось, воссоздавать Миннац (тем более что последние невеселые события так или иначе вынудят власть к какому-то организационному решению, связанному с национально-миграционной проблематикой);
– итогом беспрецедентного разгрома Российской академии наук, проведенного в форме блицкрига самым непопулярным за всю историю отрасли министром Дмитрием Ливановым, отставки которого еще летом единогласно требовали все четыре думские фракции, включая проправительственную «Единую Россию», стало образование нового ведомства – Федерального агентства научных организаций. Согласно опубликованному положению об агентстве, его функционал выходит далеко за первоначально очерченные рамки – новое ведомство получает в управление не только имущество академии, но и всех научных организаций страны, включая вузовскую науку. В ситуации, когда вся научная отрасль фактически переподчиняется новому ведомству, логично предположить реорганизацию лишенного значительной части функций Минобрнауки России. Примечательно, что руководителю ФАНО правительство определило в штатном расписании возможность иметь семерых заместителей и 18 структурных подразделений, тогда как профильный министр сегодня руководит шестью заместителями и пятнадцатью департаментами. По сложившейся в последние годы весьма спорной административной традиции, ведомство возглавил кадровый финансист, практически не знакомый со спецификой отрасли;
– после окутанного таинственностью ухода грозного Геннадия Онищенко с поста главы Роспотребнадзора на более спокойную позицию помощника председателя правительства РФ судьба самого ведомства вызывает множество вопросов у компетентных наблюдателей. Недаром поговаривают, что Онищенко был вынужден уйти из-за несогласия с оказываемым на Роспотребнадзор давлением, связанным со слишком самостоятельной позицией ведомства во взаимоотношениях с международными структурами ВТО.
В любом случае, спонтанность принимаемых решений и запоздалые попытки реагирования на ту или иную сиюминутную ситуацию наводят на мысль об отсутствии какой-либо управленческой стратегии и продуманной кадровой политики российского правительства.
Не лучше обстоят дела и с экономическими рецептами: по замыслу правительственных экономистов, заработать государство планирует на второй волне приватизации – в ближайшие три года правительство предполагает получить с нее свыше 1,7 трлн рублей, причем к приватизации предлагаются крупнейшие, стержневые для нашей экономики компании и целые отрасли. Кроме того, устами правительственных либералов – Дворковича, Шувалова, Силуанова, Улюкаева, Дмитриева и других – предлагается «жить по средствам», а поскольку подобная экономия явно не подразумевает ни сокращения «мегапроектов» (мировых форумов, чемпионатов и прочих олимпиад), ни ограничения затрат на вооружения, ни уменьшения финансирования управленческого аппарата (сокращение штатов должно компенсироваться ростом зарплат), становится понятно, что речь идет исключительно о схлопывании социальной сферы – фактическом переходе на платное образование и здравоохранение, секвестре расходов на фундаментальную науку и культуру.
КУДА ИДУТ «ПЕНСИОННЫЕ»
Совершенно очевидно, что затягивать пояса в ближайшее время придется не только россиянам трудоспособного возраста. Наше издание неоднократно уделяло внимание фактическому провалу пенсионной реформы – эксперимента с внедрением накопительной системы, получившего хлесткое прозвище «русской рулетки», результатом которого был вывод пенсионных денег на фондовый рынок, получение на нем капитализации и многомиллиардный навар финансовых спекулянтов. Ровно год назад правительство озаботилось проблемой дефицита Пенсионного фонда России, приняв решение о прекращении государственного софинансирования пенсий. С 2014 года накопительная часть пенсии клиентов НПФ переводится в Пенсионный фонд России. По оценкам экспертов, в 2013 году дефицит ПФР составит около 2 трлн рублей. По информации главы ПФР Антона Дроздова, бюджетный дефицит ПФР в 2014 году должен был составить 580 млрд рублей, а за счет перевода накопительной части пенсии в ПФР в 2014 году бюджетный дефицит должен уменьшиться на 240 млрд рублей. Тем не менее в результате ликвидации НПФ пострадали почти 19 000 застрахованных клиентов, чьи пенсионные накопления просто-напросто превратились в пыль – потери этих клиентов составляют почти полмиллиарда рублей, и это лишь только номинал страховых взносов работодателей на накопительную часть пенсий без учета инвестиционного дохода за несколько лет. Законом предусмотрен возврат только номинала привлеченных фондом накоплений, тогда как обязательства по возврату инвестиционного дохода, полученного за все предыдущие годы, законодательно не установлены.
17 октября Правительством РФ одобрены проекты законов «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием закона «О страховых пенсиях». Согласно новой пенсионной формуле, права на страховую пенсию будут учитываться не в абсолютных цифрах, а в пенсионных коэффициентах – баллах, которые будут выводиться исходя из уровня заработной платы, стажа, возраста выхода на пенсию, а также из «соотношения доходов и обязательств ПФР». В то же время предложенный кабинетом министров вариант решения проблемы раскритикован не только экспертами МВФ, но и отечественными экономистами, опасающимися, что средства, которые правительство выручит сейчас, будут быстро проедены и ситуация вернется к исходной.
Ряд экспертов – разработчиков пенсионной реформы вышел из состава рабочей группы по разработке реформы, обвинив министра труда Топилина и главу ПФР Дроздова в блефе. По их мнению, утверждение Топилина и Дроздова, что размер средней пенсии достигнет 45% от уровня заработной платы – явная дезинформация ими президента. Вызывает сомнение и возможность снизить дефицит Пенсионного фонда при таком порядке начисления пенсий. А в условиях большого дефицита ПФР увеличение пенсий возможно только при перераспределении денег от одних пенсионеров к другим. Господа Топилин и Дроздов заверяют, что пенсионный возраст увеличен не будет, правда, непонятно, как это сочетается с их же тезисом о том, что государство должно стимулировать более поздний выход на пенсию. Другими словами, министр и глава ПФР расписываются в том, что на пенсию, заработанную к 55-ти и 60-ти годам, прожить будет невозможно…
На фоне жарких баталий о дефиците Пенсионного фонда вызывающе выглядят региональные офисы ПФР, олицетворяющие все лицемерие и пенсионной реформы, и управления российской социальной сферой в целом. Недавно Пенсионный фонд глубоко и безнадежно дотационной Хакасии решил отремонтировать (читай: отмыть деньги) свое практически новое здание за 28,5 млн рублей.
В свое время Михаил Делягин писал: «У нас в каждом регионе самый роскошный дом – это здание Пенсионного фонда, вы продайте эти безумные здания, обменяйте их на нормальные человеческие офисы, на эту разницу все пенсионеры Российской Федерации год могут прожить, получать нормальные пенсии. Просто за счет этой одной разовой операции». Положить конец пиру во время чумы, когда у стариков отбирают возможность достойно прожить последние годы жизни, не побираясь и не питаясь с помоек, и в то же время на стариковские накопления выстраивают дворцы, – казалось бы, вот первоочередная задача главы Пенсионного фонда.
В последнее время главным напутствием, адресуемым председателем российского правительства новым назначенцам, является борьба с коррупцией во вверяемых им ведомствах. Помимо очевидного – подобная констатация из уст высшего должностного лица есть явный симптом неблагополучия, – это еще и попытка нагрузить чиновников несвойственными им функциями и обязанностями. Для контроля над коррупцией и другими нарушениями закона существуют контрольные и надзорные органы, правоохранительная система. Министр должен развивать отрасль, обеспечивать выполнение государственных социально-экономических задач, а не ловить жуликов в кабинетах и коридорах.
До недавнего времени экономическая политика правительства складывалась в виде компромисса между либеральными фундаменталистами, во главу угла ставящими спекуляции на финансовом рынке, и прагматиками, делавшими упор на реальный сектор. Сегодня этот баланс представляется ощутимо нарушенным в пользу первых. Полтора года назад правительство, дождавшись угасания столичных уличных протестов, резко взяло правый курс. Результатом уже в ближайшее время может стать серьезный социально-экономический кризис, симптомы которого проявляются уже сегодня, независимо от ситуации на нефтегазовом рынке, который все меньше и меньше может выступать в роли панацеи для российской экономики.
БЕЗРАБОТИЦА НАЧИНАЕТСЯ С РЕГИОНОВ
Судя по тем правительственным решениям и поручениям различным ведомствам, которые сопровождали заявление премьера, первыми безработными в России вполне могут стать чиновники федеральных структур регионального уровня: 13 октября Дмитрий Медведев поручил нескольким ведомствам подготовить предложения о передаче в 2014–2015 годах ряда федеральных полномочий на региональный уровень, отметив при этом, что необходимо сократить федеральных госслужащих в регионах. Заявление Медведева выглядит странным хотя бы потому, что большинство российских федеральных органов исполнительной власти вообще не имеют вертикальной структуры – властная вертикаль у нас и так весьма условная, а предлагается ее сделать еще более аморфной. Передавать, разумеется, предполагается обязательства, но никак не финансовые ресурсы. Следует отметить, что за последнее десятилетие это уже третья масштабная попытка сокращения бюрократического аппарата, начиная еще с приснопамятной комиссии Бориса Алешина, и ни одна из них, в строгом соответствии с основным законом бюрократии, не оправдала себя. Кстати, если кто подзабыл, в ходе правительственной реформы 2004 года не только министрам, но и тогдашнему премьеру Михаилу Фрадкову оставили по одному заместителю, а у сегодняшнего председателя правительства восемь замов.
Заявления о грядущей безработице были сделаны на весьма неблагоприятном экономическом фоне: темпы роста ВВП в третьем квартале 2013 года оказались практически на нуле, а Минэкономразвития России устами замминистра Андрея Клепача прогнозирует общий рост по итогам года всего лишь в 1,5%. По оценкам экономистов, стагнация и падение уровня жизни населения (от которого россияне за последнее десятилетие уже успели отвыкнуть) начинаются с прохождением рубежа в 2–3% роста ВВП. За десять месяцев текущего года почти в полтора раза вырос показатель, казалось бы, оставшийся в давно минувших 90-х – задолженность по зарплате. В целом ряде регионов скрытую безработицу пытаются маскировать, отправляя людей в неоплачиваемые отпуска, снижая уровень зарплат, идя при этом на явные нарушения закона. На недавнем заседании совета по экономической политике при полпреде Уральского федерального округа сам Игорь Холманских нарисовал тревожную картину: «каждую неделю закрывается предприятие и появляется новая горячая точка, растет недовольство рабочих, растут убытки предприятий». Традиционные отрасли пока держатся за счет гособоронзаказа, но и он не может обеспечить занятость и привычный соцпакет – на одном Челябинском тракторном заводе, например, в ближайшее время попросят к выходу 1500 человек.
СОКРАЩЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ РАСХОДОВ КАК ИСТОЧНИК СРЕДСТВ ДЛЯ БЮДЖЕТА
Низкий экономический рост, нехватка инвестиций и медленная, но верная деиндустриализация закономерно ведут к резкому снижению социальных расходов: ресурсы, необходимые для поддержания российской экономики на плаву, будут фактически финансироваться из карманов граждан. Даже предвыборные «социальные» указы президента вполне беззастенчиво игнорируются либеральным руководством министерства финансов, продолжающего кудринский курс «сбережения государственных средств». Постепенный демонтаж социального государства уже сегодня просматривается по всем направлениям социальной сферы, хотя зачастую российские руководители объясняют то или иное «проседание» структурным или управленческим несовершенством. Недавно глава Счетной палаты РФ Татьяна Голикова, прогнозируя резкое ухудшение с начала 2014 года качества и доступности медицинских услуг, связала это с переводом финансирования расходов на здравоохранение из федерального бюджета в бюджет Фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС). Кроме этого собственно дефицит бюджетных средств на организацию бесплатной медпомощи составил более 120 млрд рублей. Крайне благоприятная экономическая конъюнктура, определяемая высокими ценами на энергоносители, почему-то перестала конвертироваться в доходы и социальную защищенность российского налогоплательщика.
Впрочем, магистральное направление российской экономики – эксплуатация трубы – в последнее время тоже не приносит ожидаемых результатов, поскольку объемы российского нефтегазового экспорта снижаются. По признанию министра экономического развития Алексея Улюкаева, столь неблагоприятной экономической ситуации в стране не наблюдалось со времен мирового финансового кризиса 2008 года. При этом, по мнению ответственного за экономический рост первого вице-премьера Игоря Шувалова, высказанного им в ходе встречи с участниками Всемирного экономического форума в Москве, «серьезного инновационного развития в РФ не произойдет до тех пор, пока не снизятся цены на нефть… Главный запрос на инновации будет, когда не будет надежды на высокие цены на нашу традиционную группу экспорта. Если это будет продолжаться долго, у нас будут серьезные проблемы с инновационным развитием». Другими словами, то преимущество, которое позволяет другим странам решать задачи экономического роста и социального развития, у нас непостижимым образом превращается в тормоз. По оценкам ряда иностранных экспертов, потенциал экономического развития России по-прежнему высок, внешние обстоятельства таковому росту благоприятствуют, а причины кризиса носят структурно-управленческий характер.
НОВАЦИИ В УПРАВЛЕНИИ КАДРАМИ И ГОСАКТИВАМИ
Последние новости о перестановках в российском правительстве повергают в глубокие раздумья – складывается ощущение не просто кадровой неразберихи, но именно управленческого хаоса и отсутствия стратегических представлений о том, как должна выглядеть российская система государственной власти. Невольно вспоминаются «тонкие настройки правительства» предшественников Дмитрия Медведева на премьерском посту, когда системные ошибки и организационная импотенция списывались на субъективный фактор, а структура правительства волюнтаристски менялась под конкретных лиц. Вот лишь последние кадровые новости:
– уволен (формально ушел в отставку по собственному желанию, что избавляет от необходимости давать какие-либо публичные объяснения) глава Росграницы Дмитрий Безделов, при этом новый руководитель пока не назначен – возникла «кадровая пауза»;
– досрочно ушедший с поста губернатора Ивановской области Михаил Мень возглавил вновь созданное министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства, возникшее в результате затяжного конфликта между Минрегионразвития России и Госстроем. Смысла в сохранении Минрегионразвития в прежнем виде теперь не видно: резоннее будет на базе того, что осталось, воссоздавать Миннац (тем более что последние невеселые события так или иначе вынудят власть к какому-то организационному решению, связанному с национально-миграционной проблематикой);
– итогом беспрецедентного разгрома Российской академии наук, проведенного в форме блицкрига самым непопулярным за всю историю отрасли министром Дмитрием Ливановым, отставки которого еще летом единогласно требовали все четыре думские фракции, включая проправительственную «Единую Россию», стало образование нового ведомства – Федерального агентства научных организаций. Согласно опубликованному положению об агентстве, его функционал выходит далеко за первоначально очерченные рамки – новое ведомство получает в управление не только имущество академии, но и всех научных организаций страны, включая вузовскую науку. В ситуации, когда вся научная отрасль фактически переподчиняется новому ведомству, логично предположить реорганизацию лишенного значительной части функций Минобрнауки России. Примечательно, что руководителю ФАНО правительство определило в штатном расписании возможность иметь семерых заместителей и 18 структурных подразделений, тогда как профильный министр сегодня руководит шестью заместителями и пятнадцатью департаментами. По сложившейся в последние годы весьма спорной административной традиции, ведомство возглавил кадровый финансист, практически не знакомый со спецификой отрасли;
– после окутанного таинственностью ухода грозного Геннадия Онищенко с поста главы Роспотребнадзора на более спокойную позицию помощника председателя правительства РФ судьба самого ведомства вызывает множество вопросов у компетентных наблюдателей. Недаром поговаривают, что Онищенко был вынужден уйти из-за несогласия с оказываемым на Роспотребнадзор давлением, связанным со слишком самостоятельной позицией ведомства во взаимоотношениях с международными структурами ВТО.
В любом случае, спонтанность принимаемых решений и запоздалые попытки реагирования на ту или иную сиюминутную ситуацию наводят на мысль об отсутствии какой-либо управленческой стратегии и продуманной кадровой политики российского правительства.
Не лучше обстоят дела и с экономическими рецептами: по замыслу правительственных экономистов, заработать государство планирует на второй волне приватизации – в ближайшие три года правительство предполагает получить с нее свыше 1,7 трлн рублей, причем к приватизации предлагаются крупнейшие, стержневые для нашей экономики компании и целые отрасли. Кроме того, устами правительственных либералов – Дворковича, Шувалова, Силуанова, Улюкаева, Дмитриева и других – предлагается «жить по средствам», а поскольку подобная экономия явно не подразумевает ни сокращения «мегапроектов» (мировых форумов, чемпионатов и прочих олимпиад), ни ограничения затрат на вооружения, ни уменьшения финансирования управленческого аппарата (сокращение штатов должно компенсироваться ростом зарплат), становится понятно, что речь идет исключительно о схлопывании социальной сферы – фактическом переходе на платное образование и здравоохранение, секвестре расходов на фундаментальную науку и культуру.
КУДА ИДУТ «ПЕНСИОННЫЕ»
Совершенно очевидно, что затягивать пояса в ближайшее время придется не только россиянам трудоспособного возраста. Наше издание неоднократно уделяло внимание фактическому провалу пенсионной реформы – эксперимента с внедрением накопительной системы, получившего хлесткое прозвище «русской рулетки», результатом которого был вывод пенсионных денег на фондовый рынок, получение на нем капитализации и многомиллиардный навар финансовых спекулянтов. Ровно год назад правительство озаботилось проблемой дефицита Пенсионного фонда России, приняв решение о прекращении государственного софинансирования пенсий. С 2014 года накопительная часть пенсии клиентов НПФ переводится в Пенсионный фонд России. По оценкам экспертов, в 2013 году дефицит ПФР составит около 2 трлн рублей. По информации главы ПФР Антона Дроздова, бюджетный дефицит ПФР в 2014 году должен был составить 580 млрд рублей, а за счет перевода накопительной части пенсии в ПФР в 2014 году бюджетный дефицит должен уменьшиться на 240 млрд рублей. Тем не менее в результате ликвидации НПФ пострадали почти 19 000 застрахованных клиентов, чьи пенсионные накопления просто-напросто превратились в пыль – потери этих клиентов составляют почти полмиллиарда рублей, и это лишь только номинал страховых взносов работодателей на накопительную часть пенсий без учета инвестиционного дохода за несколько лет. Законом предусмотрен возврат только номинала привлеченных фондом накоплений, тогда как обязательства по возврату инвестиционного дохода, полученного за все предыдущие годы, законодательно не установлены.
17 октября Правительством РФ одобрены проекты законов «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием закона «О страховых пенсиях». Согласно новой пенсионной формуле, права на страховую пенсию будут учитываться не в абсолютных цифрах, а в пенсионных коэффициентах – баллах, которые будут выводиться исходя из уровня заработной платы, стажа, возраста выхода на пенсию, а также из «соотношения доходов и обязательств ПФР». В то же время предложенный кабинетом министров вариант решения проблемы раскритикован не только экспертами МВФ, но и отечественными экономистами, опасающимися, что средства, которые правительство выручит сейчас, будут быстро проедены и ситуация вернется к исходной.
Ряд экспертов – разработчиков пенсионной реформы вышел из состава рабочей группы по разработке реформы, обвинив министра труда Топилина и главу ПФР Дроздова в блефе. По их мнению, утверждение Топилина и Дроздова, что размер средней пенсии достигнет 45% от уровня заработной платы – явная дезинформация ими президента. Вызывает сомнение и возможность снизить дефицит Пенсионного фонда при таком порядке начисления пенсий. А в условиях большого дефицита ПФР увеличение пенсий возможно только при перераспределении денег от одних пенсионеров к другим. Господа Топилин и Дроздов заверяют, что пенсионный возраст увеличен не будет, правда, непонятно, как это сочетается с их же тезисом о том, что государство должно стимулировать более поздний выход на пенсию. Другими словами, министр и глава ПФР расписываются в том, что на пенсию, заработанную к 55-ти и 60-ти годам, прожить будет невозможно…
На фоне жарких баталий о дефиците Пенсионного фонда вызывающе выглядят региональные офисы ПФР, олицетворяющие все лицемерие и пенсионной реформы, и управления российской социальной сферой в целом. Недавно Пенсионный фонд глубоко и безнадежно дотационной Хакасии решил отремонтировать (читай: отмыть деньги) свое практически новое здание за 28,5 млн рублей.
В свое время Михаил Делягин писал: «У нас в каждом регионе самый роскошный дом – это здание Пенсионного фонда, вы продайте эти безумные здания, обменяйте их на нормальные человеческие офисы, на эту разницу все пенсионеры Российской Федерации год могут прожить, получать нормальные пенсии. Просто за счет этой одной разовой операции». Положить конец пиру во время чумы, когда у стариков отбирают возможность достойно прожить последние годы жизни, не побираясь и не питаясь с помоек, и в то же время на стариковские накопления выстраивают дворцы, – казалось бы, вот первоочередная задача главы Пенсионного фонда.
В последнее время главным напутствием, адресуемым председателем российского правительства новым назначенцам, является борьба с коррупцией во вверяемых им ведомствах. Помимо очевидного – подобная констатация из уст высшего должностного лица есть явный симптом неблагополучия, – это еще и попытка нагрузить чиновников несвойственными им функциями и обязанностями. Для контроля над коррупцией и другими нарушениями закона существуют контрольные и надзорные органы, правоохранительная система. Министр должен развивать отрасль, обеспечивать выполнение государственных социально-экономических задач, а не ловить жуликов в кабинетах и коридорах.
До недавнего времени экономическая политика правительства складывалась в виде компромисса между либеральными фундаменталистами, во главу угла ставящими спекуляции на финансовом рынке, и прагматиками, делавшими упор на реальный сектор. Сегодня этот баланс представляется ощутимо нарушенным в пользу первых. Полтора года назад правительство, дождавшись угасания столичных уличных протестов, резко взяло правый курс. Результатом уже в ближайшее время может стать серьезный социально-экономический кризис, симптомы которого проявляются уже сегодня, независимо от ситуации на нефтегазовом рынке, который все меньше и меньше может выступать в роли панацеи для российской экономики.