26 Января 2018 14:34

Сосуды для экономики

Автор: Алексей Лоссан
Фото: Причал отгрузки СПГ на Сахалине
Ощутимый рост морских перевозок выступает однозначным индикатором улучшения ситуации в народном хозяйстве страны. Среди основных результатов, косвенно указывающих на оживление экономической активности, эксперты часто называют грузооборот портов. В России наблюдается серьезный рост этого показателя уже второй год подряд, что свидетельствует о восстановлении бизнес-процессов. В будущем увеличение перевалки грузов участники рынка связывают с развитием транспортировок по Северному морскому пути.

УСТОЙЧИВЫЙ РОСТ

В 2017 году грузооборот морских портов в России вырос на 9 % до 786,97 млн тонн, сообщило Федеральное агентство морского и речного транспорта (Росморречфлот). Для сравнения, в 2016 году рост был около 7 %, а в целом с 2006 года российские морские порты нарастили грузоперевозки почти на 90 %, благодаря грамотной политике по развитию балтийских портов, а также освоению арктических богатств страны и Северного морского пути. Наилучшую динамику показывают порты Арктического бассейна: в 2017 году их грузооборот снова вырос почти на 59 % – до 74 млн тонн. Такой успех обеспечили в первую очередь наливные грузы, то есть нефть и другое жидкое сырье, объемы которых почти удвоились за год. При этом объем перевалки сухих грузов, то есть руды, угля и металла, увеличился на 10 % до 29,1 млн тонн. Крупнейший в Арктическом бассейне порт Мурманск перевалил больше половины грузооборота (51,7 млн тонн), что на 54,5 % больше, чем годом ранее. К 2020 году, как ожидается, порт Мурманска нарастит грузооборот до 71 млн тонн. Но сейчас портовая инфраструктура Мурманска работает сверх возможностей, поэтому уже сегодня требуется расширение мощностей. Лидером по темпам роста грузооборота стал самый молодой морской порт России – ямальский порт Сабетта, где перевалка грузов увеличилась практически в три раза – с 2,8 млн в 2016-м до 8 млн тонн в прошлом году. В свою очередь, порт продолжит наращивать обороты благодаря росту экспортных поставок СПГ с завода «Ямал-СПГ». Арктический порт Кандалакша нарастил грузооборот в два раза, хотя объемы пока невелики. В пятерку по росту грузооборота также вошли небольшой дальневосточный порт Зарубино (рост на 172 %) и сахалинские порты Невельск и Шахтерск (рост на 164 % и 156 %).

«За последние 10 лет грузооборот в российских портах вырос более чем в три раза, понимание проблемы развития морских портов стратегических российских территорий повлияло на активный процесс инвестирования денежных средств в порты Дальнего Востока, формирование азиатского морского хаба, Санкт-Петербурга как ключевого связующего звена с Европой, а также порты Арктики в связи с потеплением и возможностью использования Северного морского пути вместо южного – более длительного и дорогого для транспортировки товаров», – говорит доцент кафедры экономической теории РЭУ им. Г. В. Плеханова Екатерина Новикова. По ее словам, в ближайшие годы развитие морского транспорта станет еще более привлекательным с точки зрения привлечения инвестиций в связи с описанной выше ситуацией, а грамотное использование имеющихся ресурсов даст возможность многократно повысить доходность в данном секторе экономики.

Как отмечают в Министерстве по развитию Дальнего Востока, по состоянию на 1 ноября 2017 года по Северному морскому пути выполнено 28 транзитных рейсов, а по сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество перевозок увеличилось в 1,5 раза. Объем перевозок грузов через порты в акватории Севморпути составил 8 млн тонн, что на 10 % больше по сравнению с 2016 годом. «Мы считаем возможным превратить Северный морской путь в дополнительный маршрут перевозки контейнерных грузов между Азией и странами северной Европы, а также перевести на него часть российских грузов, которые в настоящее время перевозятся по Транссибу», – отметил статс-секретарь – заместитель министра по развитию Дальнего Востока Павел Волков.
Перевозки по Севморпути могут занять 10 % от рынка импорта контейнерных грузов из Азии в РФ и 5 % от рынка международного транзита из Азии в Европу. Общий объем контейнерных перевозок по Севморпути может составить 455 тыс. контейнеров. «Возможность использования СМП в качестве международного транспортного коридора в долгосрочной перспективе подтверждается по результатам переговоров с иностранными инвесторами и ведущими морскими перевозчиками – COSCO, MAERSK. Иностранными судовладельцами подтверждается перспектива переключения грузопотока на СМП до 12 млн тонн к 2028 году и его увеличению до 25 млн тонн в дальнейшем. Сейчас мы вместе с Агентством Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта активно взаимодействуем с компаниями Hyundai Merchant Marine и Cosco о возможности наращивания грузооборота на данном направлении», – уточнил Павел Волков.

ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ

По словам аналитика «Открытие Брокер» Тимура Нигматуллина, это связано преимущественно с тремя факторами. «В первую очередь сыграло роль развитие Большого порта Санкт-Петербурга, что, среди прочего, стало одной из основных причин повышения РФ в Doing Business 2018 на 35-е с 40-го места из 190», – говорит эксперт. С другой стороны, по его словам, стоит отметить продолжающийся рост оборота внешней торговли на фоне ускорения динамики импорта и неэнергетического экспорта, в том числе зерна, из России. «Наконец, стоит отметить выход экономики из рецессии и восстановление объемов промпроизводства. По всей видимости, тенденция получит продолжение в ближайшие годы», – добавляет он. По словам старшего аналитика ИК «Фридом Финанс» Богдана Зварича, этот результат говорит о том, что экспорт растет сам по себе, плюс к этому растет использование именно морского транспорта для переправки грузов за рубеж. «При этом особое внимание в будущем, на мой взгляд, стоит уделить транспортировке продукции аграрно-промышленного комплекса, а именно перевозке зерна на экспорт», – говорит Зварич. По его словам, этот сектор в последние годы продемонстрировал существенный рост, в результате чего к рекордным урожаям зерна оказалась не готова транспортная, в частности железнодорожная, инфраструктура. При этом урожаи зерновых, скорее всего, продолжат расти в ближайшие годы, а значит АПК потребуются дополнительные транспортные мощности для поставки зерна на экспорт. В этой связи спрос на перевозки зерна морским транспортом вырастет, что будет выгодно как портам и транспортными компаниям, так и самим аграриям.

«Рост грузооборота морских портов самым непосредственным образом связан с ростом объемов внешнеторговых операций, и прежде всего – ростом экспорта сырьевых товаров», – говорит эксперт-аналитик «Финам» Алексей Калачев. По его словам, Центробанк еще не подвел окончательные экспортно-импортные итоги года, но, по данным за 10 месяцев 2017 года, рост внешнеторгового оборота в денежном выражении (к январю – октябрю 2016 года) составил 25,1 %, при этом экспорт вырос на 25,8 %, а импорт – на 24 %. «Дело не только в росте цен на основные топливно-энергетические ресурсы, в прошлом году отмечался активный рост перевалки экспортных товаров и в натуральном выражении», – говорит он. Самые высокие темпы роста объемных показателей демонстрировала перевалка зерна, которая в связи с рекордным урожаем зерновых выросла в 2017 году на 34,7 %. На фоне роста добычи угля в России, значительного роста мировых цен, а также наблюдавшегося в прошлом году дефицита угля на мировых рынках, вызванного погодными катаклизмами в регионах основной добычи (Австралии и Индонезии), значительно вырос экспорт на внешние рынки российского угля и кокса. Рост их перевалки через морские порты РФ минувшем году достиг 13,4 %. «Практически все нефтегазовые компании и нефтехимические предприятия страны отчитывались в течение года о росте объемов экспорта углеводородов и продуктов их переработки. Соответственно, перевалка нефти в 2017 году увеличились на 11,1 %», – объясняет Калачев. Структура российского экспорта, а также направление основных экспортных потоков определили динамику перевалки грузов по основным портам. Наиболее сильно выросла перевалка сухих грузов в портах Балтийского (+ 17,1 %) и Азово-Черноморского (+ 12,4 %) бассейнов.

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

«На сегодняшний день вопрос развития морских портов России является одним из стратегических вопросов развития отечественной экономики с точки зрения международной конкуренции и борьбы за долю рынка в логистическом бизнесе.
Принимая во внимание происходящие изменения в мировой экономике в целом, в том числе новый передел международного рынка, объединение стран в региональные союзы, развитие глобальных цепочек создания стоимости и т. д., для российской экономики важно использовать все имеющиеся выгодные ресурсы территориального расположения страны для участия в международном разделении труда и международной торговле», – говорит доцент кафедры экономической теории РЭУ им. Г. В. Плеханова Екатерина Новикова. По его словам, в 1990-е годы такого рода участие было, по сути, невозможным в связи с развалом страны, банкротством предприятий, в том числе и в области морского транспорта, а также утраченными технологиями в различных секторах экономики. Таким образом, возникали порой парадоксальные ситуации в области морских перевозок, когда товары для России приходили не в порты северной столицы страны, а в Финляндию, после чего на дорожном транспорте перевозились на российскую территорию. В связи с этим потребители нашей страны получали товары по более высокой цене, чем она могла бы быть изначально.
По состоянию на 1 января 2008 года мощности перегрузочных комплексов в морских портах России составили 562,8 млн тонн в год, в том числе для наливных грузов – 312,3 млн тонн и сухогрузов – 250,5 млн тонн, из которых 124,7 млн тонн – генеральные грузы.

По данным Миндальвостокразвития, до 1 марта 2017 года российское правительство рассмотрит целесообразность создания на Дальнем Востоке центров по перевалке и хранению сжиженного природного газа. Соответствующее поручение дал российский президент Владимир Путин для обеспечения интересов страны в Азиатско-Тихоокеанском регионе. «Для увеличения объемов поставок СПГ нужно развивать мощности по сжижению газа, создавать условия для локализации производства оборудования, необходимого для его выпуска, хранения и транспортировки, обеспечивать тем самым загрузку собственных предприятий промышленности», – заявил глава государства. Поручение было дано по итогам совещания по вопросам развития проектов производства природного газа, прошедшего 8 декабря 2017 года.  «У нас есть крупный центр по сжижению газа на Сахалине, но, повторю, этого явно недостаточно. Перед отечественным ТЭКом в числе ключевых стоит задача по наращиванию мощностей и объёмов производства СПГ», – подчеркнул глава государства. Ранее компания «Новатэк» сообщала о привлечении партнеров в строительство перевалочного СПГ-пункта на Камчатке стоимостью 60 млрд рублей. Компания уже подписала трехсторонний меморандум о взаимопонимании с японскими Marubeni Corporation и Mitsui O.S.K. Lines, Ltd, который определяет намерения сторон и конкретный план мероприятий по изучению возможности создания комплекса по перевалке и хранению СПГ в Камчатском крае, включая в том числе инвестиции в развитие проекта. По словам председателя правления, коммерческого директора «Новатэк» Льва Феодосьева, через этот терминал компания планирует доставлять СПГ из Ямало-Ненецкого автономного округа в порты стран Азиатско-Тихоокеанского региона по Северному морскому пути. Планируется, что в дальнейшем работа терминала будет осуществляться независимо от сезона навигации в Арктике, круглогодично.

По словам Алексея Калачева, самым динамично развивающимся сегментом стал грузооборот морских портов Арктического бассейна (+ 49,1 %), причем преимущественно за счет наливных грузов (+ 94,5 %). «Конечно, с одной стороны, здесь сказывается эффект низкой базы: доля Арктического бассейна в перевалке российских портов составляет менее 10 % – весь грузооборот морских портов Арктического бассейна в 2017 году составил 74,20 млн тонн, в том числе наливных грузов – 45,08 млн тонн. Однако очевидно, что это направление будет активно развиваться. Прежде всего это будет связано с освоением ресурсной базы арктического шельфа», – говорит Калачев. В частности, по его словам, в конце 2017 года была запущена первая очередь производства СПГ на международном проекте «Ямал СПГ» и началась отгрузка СПГ с терминалов расположенного поблизости порта Сабетта. «С момента запуска "Ямал СПГ" уже экспортировал около 370 тыс. тонн сжиженного природного газа. Со временем объемы перевалки СПГ будут только расти. Также грузооборот портов Арктического бассейна будет прирастать по мере разработки нефтяных месторождений арктического шельфа», – говорит Калачев.
Партнёры