
Следующий мегамост страны должен связать материк с Сахалином
После досрочного открытия автомобильной части Крымского моста (и истерики как Украины, так и стран Запада по этому поводу), который стал одним из наиболее амбициозных проектов страны и настоящим шедевром инженерной мысли, следующей «стройкой века» должен стать мост на остров Сахалин.
Разговоры о том, что Сахалин необходимо связать с материком железнодорожным сообщением (и решить тем самым значительное количество экономических и инфраструктурных проблем региона), шли на протяжении десятилетий. Но первый шаг в этом направлении был сделан только после того, как в рамках своей традиционной «прямой линии» 2017 года об идее упомянул президент Владимир Путин.
Вскоре после этого на пленарной сессии Восточного экономического форума глава государства заявил, что данный проект вкупе с развитием Севморпути, модернизацией БАМа и Транссиба «позволит превратить Дальний Восток в один из важнейших логистических узлов в мире».
«Чтобы у бизнеса была возможность быстро и дешево доставлять свою продукцию из стран АТР в Европу и назад, в другие регионы, на Дальнем Востоке прокладываются новые транспортные коридоры и наращиваются портовые мощности», – добавил президент. И напомнил, что российский Дальний Восток представляет собой «уникальное сочетание возможностей и конкурентных преимуществ», среди которых – природные ресурсы, доступные энерготарифы, а главное – льготные налоговые режимы и административные процедуры.
Тут нужно подчеркнуть, что Россия в вопросе строительства мегамостов основательно «набила руку». Сейчас в стране 33 моста длиной более полутора километров, при этом 25 из них были построены уже после прихода Владимира Путина к власти. Крымский мост однозначный рекордсмен – его длина составляет около 19 км. До его создания у всех на слуху был возведенный к саммиту АТЭС во Владивостоке Русский мост, соединивший полуостров Назимова с мысом Новосильского на острове Русском. Но если брать протяженность, приморское вантовое чудо не войдет даже в первую двадцатку, а второе и третье место принадлежат эстакадам Западного скоростного диаметра в Санкт-Петербурге, которые сдали в эксплуатацию два года назад.
Но вернемся к мосту на Сахалин, который пока что не имеет названия. Этот проект обсуждается в связке с другим – по строительству глубоководного угольного терминала в Ильинском. При этом многие эксперты настаивают на том, что впоследствии мост должен дотянуться аж до японского острова Хоккайдо, что сделает его беспрецедентно длинным. О своем интересе к японской части проекта уже заявила компания Mitsui. Со своей стороны, российские власти активно обсуждают эту перспективу с правительством Японии.
Сахалинская часть проекта тоже обойдется недешево – в 252 млрд рублей (подсчеты РЖД), а с учетом железнодорожных подходов – более чем в 540 млрд. Таким образом, в пересчете на километры он будет более чем в три раза дороже, чем Крымский мост, но по длине в рекордсмены не выбьется – это «всего» шесть километров. Другое дело, что общая протяженность нового железнодорожного пути, частью которого станет мост, – 585 километров. Он пройдет от станции Селихин на линии Комсомольск-на-Амуре – Ванино к наиболее узкому месту Татарского пролива, а затем – к станции Ныш уже на Сахалине.
Столь высокая стоимость проекта объясняется высокой сейсмической активностью в регионе, особо сложными геологическими и гидрологическими условиями, труднодоступностью района и его принадлежностью к Крайнему Северу. «С учетом строительства подходов, а это в общей сложности более 580 километров, и представлений о том, насколько масштабная инфраструктура должна быть сделана, то, конечно, стоимость этого проекта в целом в любом случае будет составлять несколько сотен миллиардов рублей», – заявил в минувший понедельник и.о. министра транспорта Максим Соколов.
Предполагается, что проектные работы начнутся уже в текущем году, а закончатся в 2020-м. Сам мост планируется сдать в эксплуатацию к 2023 году, но пока это только предварительные подсчеты. При этом новый мегамост уже попал в инвестиционную программу РЖД этого года – на проектные работы был выделен один миллиард рублей. В дальнейшем на проект должны совместно скинуться федеральный бюджет (его доля наибольшая – до 100 млрд рублей), Фонд развития Дальнего Востока и Корпорация развития Сахалинской области.