25 Апреля 2018 14:03

Система ГЛОНАСС переходит на самоокупаемость

Автор: Ася Романовская
В Арктике услуги, основанные на использовании космической навигации, могли бы быть применены весьма широко, но пока что, увы, этого не происходит

В российском правительстве уже не первый год говорят о необходимости коммерциализации всевозможных космических услуг. Это и продажа данных дистанционного зондирования земли (ДЗЗ), и спутниковая связь, и системы безопасного движения, и т.д. То, что это возможно, доказывает пример АО «ГЛОНАСС», госфинансирование которого будет прекращено в этом году. Компания полностью перейдет на самоокупаемость, о чем вице-премьер Дмитрий Рогозин сообщил президенту Владимиру Путину в рамках состоявшейся во вторник рабочей встречи. Но это успех скорее точечный. Что же касается других космических услуг, то перед нами непаханное поле, а учитывая масштабные планы России по освоению арктических широт, скорейшее развитие ДЗЗ и расширение зоны покрытия спутниковой связи переходит из сферы просто бизнеса в категорию защиты национальных интересов.

Возвращение лидирующих позиций в области оказания космических услуг для России вовсе не вопрос престижа или удовлетворения великодержавных амбиций. У властей масштабнейшие планы на так называемую «русскую Арктику», а значит современные технологии геологоразведки, связи и обеспечения безопасности из абстрактных понятий превращаются в технические инструменты первой необходимости. При этом совершенно очевидно, что никакого бюджета не хватит вытягивать все это за госсчет. Учитывая гигантский коммерческий потенциал указанных услуг, это и вовсе было бы странно.

Но несмотря на, казалось бы, очевидные перспективы и рынки, Россия в направлении развития информационно-навигационных технологий шагает далеко не так бодро, как этого бы хотелось. Дальше всего удалось продвинуться глобальной навигационной системе ГЛОНАСС, в создании которой в ее нынешнем виде принял особо заметное участие занимавший в те годы пост первого вице-премьера Сергей Иванов. Времена, когда обладатели GPS отпускали уничижительные шуточки в адрес отечественного навигатора, прошли. Систему удалось внедрить настолько глубоко, что стопроцентно государственное АО «ГЛОНАСС», которое является федеральным оператором системы обеспечения безопасности движения «ЭРА-ГЛОНАСС», больше не нуждается в бюджетной подпитке. «С этого года мы прекращаем государственное финансирование, потому что эта организация перешла на самоокупаемость», – сообщил Рогозин на встрече с Путиным. По его мнению, «это очень важно» и «подчеркивает успех политики коммерциализации возможностей, которые создают российские орбитальные системы».

Ранее гендиректор АО «ГЛОНАСС» Андрей Жерегеля говорил, что выход на самоокупаемость изначально был запланирован на 2020 год и для этого компании необходимо заработать не менее 1 млрд руб. Однако уже в 2017 году предприятие самостоятельно обеспечивало себя финансово более чем наполовину, а потому процесс удалось ускорить.

Вообще же космическая группировка спутников ГЛОНАСС работает в полном составе – 24 космических аппарата, из них 23 – прежнее поколение ГЛОНАСС-М, один аппарат – ГЛОНАСС-К нового поколения (со всеми поправками на имеющиеся проблемы, включая технические проблемы последних дней). Еще один спутник находится в орбитальном резерве, еще шесть – в резерве на земле и могут быть подняты на орбиту в случае необходимости. По плану с 2019 года должно начаться обновление группировки спутниками нового поколения ГЛОНАСС-К2, которые Рогозин на прошедшей встрече с Путиным охарактеризовал как «более высокоточные космические аппараты с улучшенной математикой». У всех этих аппаратов, по его словам, ресурс работы составляет семь лет, но они могут работать и дольше. Именно поэтому скопился такой наземный резерв.

Работы группировке ГЛОНАСС хватает: если три года назад объем рынка аппаратуры спутниковой навигации составлял 2,4 млрд рублей, то в прошлом году сумма выросла уже до 15 миллиардов. Системой дифференциальной коррекции на сегодняшний момент в России оснащены 107 аэродромов из 182; 43 морских порта из 67 и 33 станции на внутренних водных путях. Рогозин доложил президенту, что в этом году планируется завершить полное оснащение этой системой всех морских портов Крыма. А чуть ранее на заседании государственной комиссии по вопросам развития Арктики вице-премьер заверил, что до конца года будет завершена аналогичная работа по оснащению наземной инфраструктурой ГЛОНАСС всех портов на Северном морском пути (СМП).

Согласно озвученной президенту статистике, сейчас ГЛОНАСС оснащено 8791 судно. Это стопроцентное оснащение всех кораблей и судов, которые работают в российской акватории. В авиапарке – это 670 самолетов, из них 113 иностранных. Рогозин отметил, что нужно вводить требования обязательного оснащения воздушного судна модулем российской навигационной системы, если самолет иностранного производства закупается российской авиакомпанией. Иначе какой смысл оборудовать ГЛОНАССом наши аэропорты, если воздушные лайнеры по-прежнему используют GPS? «Правильно абсолютно», – поддержал предложение глава государства.

Тактика добровольно-принудительного оборудования соответствующим модулем транспортных средств уже «обкатана» на автотранспорте. В момент начала внедрения системы «ЭРА-ГЛОНАСС» был принят соответствующий закон, и теперь 1 миллион 800 тысяч автомобилей в Российской Федерации оснащены этой системой. До конца года их количество возрастет до 3,5 миллионов. Итогом стало сокращение смертности на дорогах на 32%, что не укрылось от президентского внимания и было высоко оценено. «Да, это очень серьезный результат, причем положительный, поэтому нужно двигаться дальше», – сказал Путин.

Вопрос, куда? Эту тему как раз обсудили на прошедшем заседании государственной комиссии по вопросам развития Арктики. В этом регионе услуги, основанные на использовании навигационно-коммуникационных технологий могли бы быть применены весьма широко, но пока что, увы, этого не происходит. Рогозин вынужден был констатировать, что «из всех космических технологий, необходимых для освоения Арктики, "слабым звеном" для нас являются технологии дистанционного зондирования земли, особенно радиолокационного». «Россия пока не обладает полноценной спутниковой системой, которая оперативно, независимо от погодной обстановки поставляла бы информацию среднего и высокого разрешения для коммерческих пользователей в арктической зоне, – заметил он. – Для наших космических спутников, которые двигаются по экваториальной орбите, российская часть Арктики является «слепой зоной», в результате большинство отечественных пользователей вынуждены покупать информацию и снимки, которые предоставляются западными спутниковыми операторами».

Есть и проблема обеспечения отечественных пользователей космической связью. В настоящий момент в основном эти услуги оказываются двумя российскими спутниковыми операторами: АО «Газпром космические системы» и ФГУП «Космическая связь». На балансе последней находится спутниковая группировка «Экспресс», состоящая из 12 аппаратов и обеспечивающая покрытие примерно 40% территории всей арктической зоны. По словам вице-премьера, пока возможности их спутниковых группировок позволяют обеспечить Арктику космической связью, но ожидаемый рост грузопотоков по Северному морскому пути, наши планы по его комплексному развитию, а также в целом повышение активности в Арктике ожидаемо повлечет увеличение информационных потоков и спрос на космическую связь, что стоит иметь в виду и, оценив потребности в соответствующих услугах, предпринять меры по увязке перспектив развития добывающей промышленности и транспортной отрасли в Арктике с планами развития связи. Добиться покрытия 100% арктической зоны РФ позволит реализация проекта создания связи на высоких эллиптических орбитах. Как рассказал министр связи и массовых коммуникаций Николай Никифоров, объем финансирования программы покрытия всей Арктики связью оценивается примерно в 62 млрд руб., из которых 58 млрд руб. надо привлечь в качестве субсидий из бюджета. При этом затраты на поддержание и эксплуатацию системы «Экспресс» составляют около 12,7 млрд руб. за 10 лет и их можно компенсировать за счет представления услуг связи. Другое дело, что пока по проекту концепции существуют технические разногласия и Минкомсвязь просит правительство еще раз вернуться к рассмотрению этого вопроса и принять уже волевое решение.
Партнёры