
20 Февраля 2018
20:58
Россия возвращает себе статус великой авиационной державы
Автор: Михаил Кувырко
Подписание контракта на 50 новых пассажирских лайнеров МС-21 между госкорпорацией «Ростех» и «Аэрофлотом» открывает новую страницу в истории отечественного авиапрома. Национальный российский перевозчик станет первым проводником на мировой рынок для самолета, претендующего на то, чтобы составить конкуренцию двум его главным игрокам – Boeing и Airbus.
Благодаря соглашению с «Ростехом» «Аэрофлот» автоматически становится крупнейшим эксплуатантом МС-21 еще до начала серийного производства лайнера, который совершил свой первый полет в прошлом мае. Согласно условиям контракта, первый МС-21 будет предоставлен «Аэрофлоту» в операционный лизинг компанией «Авиакапитал-Сервис» (дочернее предприятие «Ростеха») в первом квартале 2020 года, а завершение поставок ожидается в 2026-м. Срок аренды каждого воздушного судна составит 12 лет с возможностью пролонгации на два года не более трех раз. Сумма лизинговых платежей и резервов на техническое обслуживание лайнеров составит более 5 млрд долларов.
«Сделка подтверждает, что российский гражданский авиапром возвращает утраченные в прошлом позиции и встает в один ряд с ведущими мировыми производителями. Самолет МС-21 – это по-настоящему прорывной результат для авиационной отрасли. В нем применяются передовые материалы и системы последнего поколения, созданные ведущими отечественными компаниями», – прокомментировал соглашение с «Аэрофлотом» генеральный директор ГК «Ростех» Сергей Чемезов.
Со своей стороны, генеральный директор «Аэрофлота» Виталий Савельев оценил подписание твердого контракта на 50 МС-21 как исторический рубеж для всей страны. «Россия создала первый магистральный самолет нового поколения. Это свидетельство возвращения России статуса великой авиационной державы. Сегодня, в том числе учитывая геополитическую обстановку, мы видим, что для развития успеха нам крайне необходима конкурентоспособная отечественная техника - качественная и экономичная», – отметил он.
Заключение контракта совпало с еще одним важным событием в российской гражданской авиации: обслужив, по итогам 2017 года, 50 млн пассажиров, группа «Аэрофлот» вошла в Топ-20 мировых авиакомпаний, хотя еще в конце прошлого десятилетия российский национальный перевозчик занимал в нем только 68-е место. «Авиакомпания „Аэрофлот“ спустя тридцать лет вновь вернулась в глобальную мировую гражданскую авиацию», – констатировал Виталий Савельев в ходе декабрьской встречи с президентом Владимиром Путиным.
Понятно, что появление у одной из ведущих глобальных авиакомпаний новой модели самолета сразу же привлечет к ней интерес других перевозчиков. Как уточнил вице-премьер правительства Дмитрий Рогозин, серийное производство МС-21-300 начнется в 2019 году. «Это – самолёт, который, как это ни удивительно звучит, по своим техническим характеристикам лучше, чем самые последние самолеты производства Boeing и Airbus», – подчеркнул Рогозин.
Аббревиатура МС расшифровывается просто: магистральный самолет. Этот проект стал логичным продолжением первого в современном российском авиапроме серийного гражданского лайнера Sukhoi Superjet 100 (SSJ-100), рассчитанного на 98 пассажиров и дальность полета до 3 тыс. км. Но если «Суперджет» – это типичный лайнер для региональной авиации (ближайший отечественный аналог – Ту-134), то МС21, имеющий вместимость от 150 до 211 пассажиров и дальность полета до 6,4 тыс. км, выйдет в сегмент среднемагистральных перевозок, где конкуренция между мировыми производителями гораздо жестче. Противостоять придется главным мировым лидерам авиастроения – уже упомянутым Boeing и Airbus, поэтому задача по продвижению МС-21 выглядит гораздо более сложной.
В то же время SSJ-100 можно считать давно состоявшимся проектом, так что новый российский самолет не будет выглядеть некой «экзотикой». Более того, МС-21 дает ответ тем скептикам, которые делали чрезмерный акцент на том факте, что «Суперджет» создавался в рамках международной кооперации, стало быть, по «гамбургскому счету» его нельзя считать стопроцентно российским самолетом.
В производстве МС-21 активно задействованы ключевые структуры ГК «Ростех» – ВСМПО-АВИСМА, Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК), «Технодинамика», концерн «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ), «РТ-Химкомпозит». Важнейшим элементом конструкции МС-21, локализованным в России, станет турбореактивный двигатель будущего самолета модели ПД-14, который создается в кооперации предприятий ОДК с применением новейших технологий и материалов, в том числе композитных. Это первая полностью отечественная силовая установка для пассажирских авиалайнеров, созданная в России за последние десятилетия.
В начале февраля глава ОДК Александр Артюхов сообщил, что российский сертификат на двигатель ПД-14 должен быть получен во втором квартале 2018 года. Для проведения стендовых и летных испытаний МС-21 требуется изготовить одиннадцать таких двигателей, из которых десять уже в наличии, еще один будет произведен в сентябре.
Один из первых летных экземпляров нового самолета МС-21 будет оснащен двигателем ПД-14 в 2019 году. В контракте между «Аэрофлотом» и «Ростехом» предусмотрено, что на первом этапе будут поставляться воздушные суда с импортным двигателем Pratt & Whitney (США), но начиная с 26-го самолета авиакомпания имеет опцию получать лайнеры с российскими ПД-14. «Мы уверены, что именно этот двигатель будет выбран „Аэрофлотом“ в качестве основной силовой установки для МС-21», ‒ заявил Чемезов при подписании соглашения.
Похожие условия прописаны и в контракте на поставку МС-21-300 российской авиакомпании Red Wings, подписанном в июле прошлого года на авиасалоне МАКС: четыре из шестнадцати заказанных этим перевозчиков лайнеров будут оснащены российскими двигателями. Поставка МС-21 для Red Wings запланирована на 2019 – 2022 годы, на сегодняшний день это второй по значимости после «Аэрофлота» эксплуатант нового самолета.
Предполагается, что в дальнейшем на базе ПД-14 появится целое семейство отечественных авиадвигателей. В частности, «Ростех» уже предложил использовать ПД-14 в качестве базы для совершенно нового двигателя ПД-35, которым будет оснащен разрабатываемый сейчас российско-китайский широкофюзеляжный дальнемагистральный самолет CR929, рассчитанный в базовой комплектации на 280 мест с дальностью полета 12 тыс. км. В прошлом ноябре Сергей Чемезов в ходе авиасалона Dubai Air Show в Объединенных Арабских Эмиратах сообщил, что на проектируемом самолете будет устанавливаться двигатель, разработанный в партнерстве с КНР. Основную часть разработки ПД-35 с тягой 35 тонн возьмут на себя российские инженеры, а собираться он будет в Китае. Техническое задание на создание двигателя планируется подготовить в 2019 году.
Решение оснастить российско-китайский самолет оригинальным двигателем существенно снижает риски проекта. Китайская сторона изначально предлагала использовать для лайнера двигатели Rolls-Royce, которыми сейчас оснащаются самолеты семейства Airbus. Однако глава российского Минпромторга Денис Мантуров в ходе переговоров резонно напомнил, что новый самолет будет прямым конкурентом тому же Airbus, поэтому нельзя исключать, что «неродные» двигатели по той или иной причине не будут поставлены.
Значительный шаг вперед в рамках работы над МС-21 был сделан и в отечественном производстве композитных материалов, без которых современное авиастроение немыслимо. Доля композитов в конструкции МС-21 превышает 30 %, что позволяет существенно увеличить полезную нагрузку самолета.
«Наша авиационная наука и наша промышленность создали инновационный задел, который на два-три года опережает существующие мировые технологии в области композитных авиаконструкций. Наработанный в проекте МС-21 опыт, я уверен, будет востребован в мире», — заявил Денис Мантуров, комментируя завершение этапа статических испытаний кессона (силовой части) композитного крыла для самолета МС-21−300 производства АО «Аэрокомпозит». В ходе экспериментов в лаборатории Испытательного центра «Прочность» ФГУП «ЦАГИ» в подмосковном Жуковском нагрузки на кессон консоли крыла доводились до предельных — с «изгибом вверх», вплоть до разрушения конструкции. В итоге было экспериментально подтверждено, что конструкция имеет дополнительный запас прочности по отношению к проектным нагрузкам.
(полную версию материала вы сможете прочесть в №104 издания «ВВП»)
Благодаря соглашению с «Ростехом» «Аэрофлот» автоматически становится крупнейшим эксплуатантом МС-21 еще до начала серийного производства лайнера, который совершил свой первый полет в прошлом мае. Согласно условиям контракта, первый МС-21 будет предоставлен «Аэрофлоту» в операционный лизинг компанией «Авиакапитал-Сервис» (дочернее предприятие «Ростеха») в первом квартале 2020 года, а завершение поставок ожидается в 2026-м. Срок аренды каждого воздушного судна составит 12 лет с возможностью пролонгации на два года не более трех раз. Сумма лизинговых платежей и резервов на техническое обслуживание лайнеров составит более 5 млрд долларов.
«Сделка подтверждает, что российский гражданский авиапром возвращает утраченные в прошлом позиции и встает в один ряд с ведущими мировыми производителями. Самолет МС-21 – это по-настоящему прорывной результат для авиационной отрасли. В нем применяются передовые материалы и системы последнего поколения, созданные ведущими отечественными компаниями», – прокомментировал соглашение с «Аэрофлотом» генеральный директор ГК «Ростех» Сергей Чемезов.
Со своей стороны, генеральный директор «Аэрофлота» Виталий Савельев оценил подписание твердого контракта на 50 МС-21 как исторический рубеж для всей страны. «Россия создала первый магистральный самолет нового поколения. Это свидетельство возвращения России статуса великой авиационной державы. Сегодня, в том числе учитывая геополитическую обстановку, мы видим, что для развития успеха нам крайне необходима конкурентоспособная отечественная техника - качественная и экономичная», – отметил он.
Заключение контракта совпало с еще одним важным событием в российской гражданской авиации: обслужив, по итогам 2017 года, 50 млн пассажиров, группа «Аэрофлот» вошла в Топ-20 мировых авиакомпаний, хотя еще в конце прошлого десятилетия российский национальный перевозчик занимал в нем только 68-е место. «Авиакомпания „Аэрофлот“ спустя тридцать лет вновь вернулась в глобальную мировую гражданскую авиацию», – констатировал Виталий Савельев в ходе декабрьской встречи с президентом Владимиром Путиным.
Понятно, что появление у одной из ведущих глобальных авиакомпаний новой модели самолета сразу же привлечет к ней интерес других перевозчиков. Как уточнил вице-премьер правительства Дмитрий Рогозин, серийное производство МС-21-300 начнется в 2019 году. «Это – самолёт, который, как это ни удивительно звучит, по своим техническим характеристикам лучше, чем самые последние самолеты производства Boeing и Airbus», – подчеркнул Рогозин.
Аббревиатура МС расшифровывается просто: магистральный самолет. Этот проект стал логичным продолжением первого в современном российском авиапроме серийного гражданского лайнера Sukhoi Superjet 100 (SSJ-100), рассчитанного на 98 пассажиров и дальность полета до 3 тыс. км. Но если «Суперджет» – это типичный лайнер для региональной авиации (ближайший отечественный аналог – Ту-134), то МС21, имеющий вместимость от 150 до 211 пассажиров и дальность полета до 6,4 тыс. км, выйдет в сегмент среднемагистральных перевозок, где конкуренция между мировыми производителями гораздо жестче. Противостоять придется главным мировым лидерам авиастроения – уже упомянутым Boeing и Airbus, поэтому задача по продвижению МС-21 выглядит гораздо более сложной.
В то же время SSJ-100 можно считать давно состоявшимся проектом, так что новый российский самолет не будет выглядеть некой «экзотикой». Более того, МС-21 дает ответ тем скептикам, которые делали чрезмерный акцент на том факте, что «Суперджет» создавался в рамках международной кооперации, стало быть, по «гамбургскому счету» его нельзя считать стопроцентно российским самолетом.
В производстве МС-21 активно задействованы ключевые структуры ГК «Ростех» – ВСМПО-АВИСМА, Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК), «Технодинамика», концерн «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ), «РТ-Химкомпозит». Важнейшим элементом конструкции МС-21, локализованным в России, станет турбореактивный двигатель будущего самолета модели ПД-14, который создается в кооперации предприятий ОДК с применением новейших технологий и материалов, в том числе композитных. Это первая полностью отечественная силовая установка для пассажирских авиалайнеров, созданная в России за последние десятилетия.
В начале февраля глава ОДК Александр Артюхов сообщил, что российский сертификат на двигатель ПД-14 должен быть получен во втором квартале 2018 года. Для проведения стендовых и летных испытаний МС-21 требуется изготовить одиннадцать таких двигателей, из которых десять уже в наличии, еще один будет произведен в сентябре.
Один из первых летных экземпляров нового самолета МС-21 будет оснащен двигателем ПД-14 в 2019 году. В контракте между «Аэрофлотом» и «Ростехом» предусмотрено, что на первом этапе будут поставляться воздушные суда с импортным двигателем Pratt & Whitney (США), но начиная с 26-го самолета авиакомпания имеет опцию получать лайнеры с российскими ПД-14. «Мы уверены, что именно этот двигатель будет выбран „Аэрофлотом“ в качестве основной силовой установки для МС-21», ‒ заявил Чемезов при подписании соглашения.
Похожие условия прописаны и в контракте на поставку МС-21-300 российской авиакомпании Red Wings, подписанном в июле прошлого года на авиасалоне МАКС: четыре из шестнадцати заказанных этим перевозчиков лайнеров будут оснащены российскими двигателями. Поставка МС-21 для Red Wings запланирована на 2019 – 2022 годы, на сегодняшний день это второй по значимости после «Аэрофлота» эксплуатант нового самолета.
Предполагается, что в дальнейшем на базе ПД-14 появится целое семейство отечественных авиадвигателей. В частности, «Ростех» уже предложил использовать ПД-14 в качестве базы для совершенно нового двигателя ПД-35, которым будет оснащен разрабатываемый сейчас российско-китайский широкофюзеляжный дальнемагистральный самолет CR929, рассчитанный в базовой комплектации на 280 мест с дальностью полета 12 тыс. км. В прошлом ноябре Сергей Чемезов в ходе авиасалона Dubai Air Show в Объединенных Арабских Эмиратах сообщил, что на проектируемом самолете будет устанавливаться двигатель, разработанный в партнерстве с КНР. Основную часть разработки ПД-35 с тягой 35 тонн возьмут на себя российские инженеры, а собираться он будет в Китае. Техническое задание на создание двигателя планируется подготовить в 2019 году.
Решение оснастить российско-китайский самолет оригинальным двигателем существенно снижает риски проекта. Китайская сторона изначально предлагала использовать для лайнера двигатели Rolls-Royce, которыми сейчас оснащаются самолеты семейства Airbus. Однако глава российского Минпромторга Денис Мантуров в ходе переговоров резонно напомнил, что новый самолет будет прямым конкурентом тому же Airbus, поэтому нельзя исключать, что «неродные» двигатели по той или иной причине не будут поставлены.
Значительный шаг вперед в рамках работы над МС-21 был сделан и в отечественном производстве композитных материалов, без которых современное авиастроение немыслимо. Доля композитов в конструкции МС-21 превышает 30 %, что позволяет существенно увеличить полезную нагрузку самолета.
«Наша авиационная наука и наша промышленность создали инновационный задел, который на два-три года опережает существующие мировые технологии в области композитных авиаконструкций. Наработанный в проекте МС-21 опыт, я уверен, будет востребован в мире», — заявил Денис Мантуров, комментируя завершение этапа статических испытаний кессона (силовой части) композитного крыла для самолета МС-21−300 производства АО «Аэрокомпозит». В ходе экспериментов в лаборатории Испытательного центра «Прочность» ФГУП «ЦАГИ» в подмосковном Жуковском нагрузки на кессон консоли крыла доводились до предельных — с «изгибом вверх», вплоть до разрушения конструкции. В итоге было экспериментально подтверждено, что конструкция имеет дополнительный запас прочности по отношению к проектным нагрузкам.
(полную версию материала вы сможете прочесть в №104 издания «ВВП»)