29 Мая 2018 21:00

Правительство ищет деньги под фонарём: не там, где потеряли, а там, где светлее

Автор: Андрей Клочков
Дата: 29.05.2018
На прошлой неделе президент Владимир Путин и премьер-министр Дмитрий Медведев поставили перед новым составом правительства задачу: за полтора месяца найти деньги на реализацию майского указа. Однако то, где и как новоназначенные министры кабинета принялись их искать, – вызывает резонные вопросы.

Одно из первых заявлений, сделанных новым первым вице-премьером Антоном Силуановым, – о том, что он не будет повышать налоги в течение шести лет. Однако «вице-премьер по деньгам», оставляя себе «лазейку» для маневра, тут же поправился, добавив туманную фразу о «необходимости настройки налоговой системы», ставшую на следующие два дня одной из главных тем для домыслов и пересудов собравшихся на ПМЭФ экономических аналитиков. Форум ещё не успел закончиться, как сенсационное заявление о шестилетнем замораживании налоговых ставок было дезавуировано: на деловом завтраке Сбербанка Антон Силуанов заявил: налоги в России повышаться будут. Просто вчера его неправильно поняли… «Мы сейчас готовим настройки налоговой системы. Потом они войдут в нее и не будут меняться 6 лет», – пояснил первый вице-премьер.

После этого, судя по всему, министры нового кабинета вздохнули с облегчением и принялись выполнять поручение президента и премьера привычным способом: искать деньги там, где привыкли, т. е. в карманах граждан. Вместо предложений по оживлению предпринимательской деятельности, созданию новых рабочих мест и стимулированию потребительского спроса из обновлённых ведомств посыпались, как из рога изобилия, предложения по «настройкам».

Первым высказался Минздрав, предложив в рамках заботы о здоровье нации резко повысить акцизы на табак и алкоголь: известно, что «казёнка» выручала государственную казну во все века и является для России традиционным инструментом латания бюджетных дыр, и не вспомнить про этот классический источник денег было бы нелогично (впрочем, Минфин против этого возражает, о чём издание «ВВП» уже писало).

Вторая идея правительства также не поразила свежестью и новизной: повысить НДС с нынешних 18 % до 20 %. По оценкам правительственных экспертов, эта нехитрая операция может принести бюджету около двух трлн за шесть лет, т. е. столько же, сколько позволит сэкономить предстоящее повышение пенсионного возраста. Власти уже обсуждали этот вариант, и он является одним из наиболее вероятных. Как и в предыдущем случае, платить за всё это должен, как нетрудно догадаться, конечный потребитель. То есть, если речь идет о товарах народного потребления, гражданин России.

Однако, пожалуй, наиболее творчески подошел к проблеме поиска денег на майские указы Минпромторг. В ведомстве Дениса Мантурова планируют полностью монополизировать перепродажу подержанных автомобилей, запретив гражданам покупать и продавать их «из рук в руки». Для этого планируется создать структуру государственных автомобильных аукционов, через которую должны будут производиться сделки купли-продажи подержанного автотранспорта как частными лицами, так и дилерами (по логике — включая автосалоны, использующие трейд-ин).

Впрочем, мотивируют представители ведомства свою инициативу тем, что подобным образом они якобы хотят навести порядок на вторичном авторынке и исключить случаи мошенничества и обмана, столь часто практикующиеся «серыми» продавцами. По факту же речь идет прежде всего о том, чтобы подвергнуть каждую куплю продажу налогообложению (от которого-де отечественные автолюбители сейчас постоянно ускользают). При этом все частные сделки (включая заключаемые на популярных интернет-порталах), на которые сейчас приходится порядка 80 % объема вторичного автомобильного рынка, окажутся вне закона.

Минпромторг столь воодушевился своей прорывной идеей, что уже сейчас, не дожидаясь утверждения её правительством, заказал в НТИ «Автонет» (правительственная рабочая группа) проект непосредственной реализации этой реформы, которую сложно назвать рыночной. Министерство и его подрядчики, в полном соответствии с генеральной линией на «цифровизацию экономики», разрабатывают для новых аукционов единую электронную платформу, на базе которой и будут проводиться все сделки.

Благодаря нововведению государство (по мнению Минпромторга) сможет получать ежегодно порядка 20 млрд рублей налогов. Как исчислена эта сумма – изданию «ВВП» не ясно: ведь если по оценке того же министерства в 2017 году объем рынка подержанных автомобилей составил около 3 трлн рублей, в т. ч. 2,4 трлн приходится на частные сделки, с которых 80 % граждан не платят положенный 13-процентный налог, то несложные расчёты дают на порядок большую сумму – 250 млрд рублей недособранных налогов. Можно предположить, конечно, что разницу в 230 млрд (или ее значительную часть) «потребит» сама создаваемая всероссийская инфраструктура электронных госаукционов: ее создание и поддержка однозначно потребуют немалых денежных вложений.

В Минпромторге уверяют, что сами потребители, которые теперь никак не избегут уплаты 13-процентного налога на каждую сделку (ради чего, собственно, всё и затевается), тоже получат от аукционирования торговли б/у автомобилями свою пользу: госрегулирование позволит тщательно контролировать техническое состояние вращающихся на вторичном рынке машин и избавит покупателей от риска покупки «кота в мешке». Авторы идеи (даже если не упоминать о том, что «коты в мешке» попадаются все реже, а профессиональные оценщики работают все лучше) как-то забыли учесть, что для реализации проекта придется переписать Гражданский, Налоговый и другие кодексы, а также подзаконные акты, с тем чтобы запретить сделки с машинами вне предполагаемой системы аукционов.

Издание «ВВП» задаётся в этой связи резонным вопросом: если внести во все эти кодексы и законы соответствующие изменения, легализующие монополию госаукционеров, – то что помешает Минпромторгу в дальнейшем «расширить и углубить» полученный на авторынке опыт, применив его и к остальным частным сделкам с дорогостоящим имуществом: дорогой компьютерной и электронной техникой, произведениями искусства и иными предметами коллекционирования, подержанной эксклюзивной мебелью и многим другим, что сегодня по большей части находится в сфере частных сделок и слабо охвачено налогообложением? Нет, понятно, что очень хочется денег...
Партнёры