09 Февраля 2018 17:56

Управленческая команда РЖД последовательно реализует программу повышения конкурентоспособности и эффективности

Автор: Ася Романовская
От работы железных дорог в любой стране, особенно в такой огромной, как Россия, зависит динамика развития государства, качество его национальной экономики и  глобальная конкурентоспособность. Поэтому задачи, которые стоят перед отраслью, требуют постоянного внимания, согласованных действий государства и бизнеса. Руководство РЖД, кажется, нащупало этот хрупкий баланс. Во всяком случае, экономические показатели последних лет говорят о том, что компания прилагает максимальные усилия, чтобы выполнить президентский наказ и внести свой вклад в общее дело разгона темпов роста ВВП до среднемировых показателей.

Первый министр путей сообщения Российской империи Павел Петрович Мельников был уверен, что «железные дороги удовлетворяют одной из главных потребностей века – быстроте, точности и удобству». Хотя наверняка даже в своих самых смелых мечтах он не мог предположить, каким станет этот вид транспорта полтора века спустя. Парадокс в том, что и современные клиенты российского транспортного гиганта не могли помыслить ровно о том же самом каких-то пять лет назад. До прихода новой управленческой команды во главе с Олегом Белозеровым Российские железные дороги находились в кризисе и несли очень болезненные имиджевые потери.

Свою славу классического антикризисного топ-менеджера Белозеров полностью оправдал. В компанию он вошел без громких политических лозунгов, стремительно и по-деловому. Расхожий слоган о том, что РЖД нуждается в реформах, он оставил за дверью. Вместо этого Белозеров развернул масштабную программу повышения конкурентоспособности и эффективности. Его команда в условиях падения объемов перевозок занялась рутинной и кропотливой работой, направленной на  повышение доверия клиентов и улучшение качества обслуживания, а также на то, чтобы сделать из железнодорожного монополиста предсказуемую и открытую компанию.

Получилось? Итоги работы РЖД в 2017 году говорят о том, что руководство транспортного гиганта выбрало верный путь. По предварительным данным, озвученным самим Белозеровым, погрузка на сети ОАО «РЖД» увеличилась почти на 3 % к уровню 2016 года – до 1,258 млрд тонн грузов. Грузооборот побил все рекорды за всю историю новой России, увеличившись с 1992 года на 30 %. Перевозки пассажиров в 2017 году составили почти 1,115 млрд человек (+ 7,5 % к 2016 году), что тоже является самым высоким показателем за последние 8 лет.

Отдельно стоит сказать несколько слов о международном железнодорожном сообщении со странами дальнего зарубежья. По официальной статистике РЖД, за 9 месяцев 2017 года такие перевозки выросли на 11,6 % по сравнению с аналогичным периодом 2016 года и составили почти 554 тыс. человек. Наибольший рост наблюдается в сообщении Россия – Финляндия (+ 24,3 %), Россия – Китай (+ 21,9 %) и Россия – Германия (+ 16,2 %). Отмечается рост и со странами СНГ и Балтии. В частности, на 8 % увеличилось количество пассажиров, перевезенных между Россией и Латвией, почти на 2 % – в сообщении Россия – Эстония. Азиатские направления также демонстрируют рост: Таджикистан (+ 80,4 %), Узбекистан (+ 11,7 %), Казахстан (+ 1,2 %). 
Компания на четверть увеличила программу капитального ремонта инфраструктуры. Участковая скорость в грузовом движении возросла на 2,5 % и составила 40,7 км/ч, средний вес грузового поезда – более 4 тыс. тонн.

Производительность труда работников ОАО «РЖД» увеличилась более чем на 9 %. Этот факт даже отметил президент РФ Владимир Путин, выступая на пленарном заседании III Железнодорожного съезда в конце 2017 года. «Важно, что РЖД планомерно повышает эффективность своей работы, увеличивает производительность труда: за последние пять лет она выросла на треть, в текущем году она вырастет на 9 %, а по плану на 2018 год – еще на пять [процентов], – сказал глава государства. – Таким образом, по итогам 2018 года производительность труда вырастет в 1,5 раза по сравнению с уровнем 2011 года. Вы знаете, это очень хороший показатель в сравнении со многими другими отраслями экономики страны, а это на самом деле один из ключевых показателей».

В компании также были приняты серьезные меры по оптимизации затрат. Только в 2017 году эта сумма составила 65 млрд рублей, а за последние 2,5 года объем оптимизации достиг почти 170 млрд рублей. Инвестиционная программа «РЖД» в прошлом году тоже показала абсолютный рекорд и составила около 500 млрд рублей.  

(полную версию материала вы сможете прочесть в №104 издания «ВВП»)
Партнёры