
21 Марта 2018
19:06
Налоговый стимул: смогут ли налоговые преобразования разогреть экономику?
Автор: Ася Романовская
Фото: © ТАСС
Фото: © ТАСС
Экономические итоги 2017 года разочаровали: однопроцентный рост – это совсем не то, к чему мы стремились. Однако это вполне закономерный результат затяжного кризиса и откровенно недружественной внешней конъюнктуры. Сейчас ожидаемо усиливается дискуссия о том, как обеспечить максимально комфортные условия для экономического оживления и как сохранить позитивную динамику в будущем, ведь ожидания очень серьезно влияют и на экономическую активность, и на состояние финансовых рынков. У бизнеса на этот счет сформирована совершенно четкая позиция: необходимо снижение налоговой нагрузки. У правительства своя правда – надо наполнять бюджет.
В 2017 году российская экономика пусть и со скрипом, но все же преодолела отрицательную динамику, показав рост ВВП на 1,5 % после сокращения на 0,2 % в 2016 году. В начале марта президент Владимир Путин заявил, что к середине следующего десятилетия ВВП на душу населения должен увеличиться в 1,5 раза, а темпы роста самой экономики должны постепенно превзойти мировые. Оглашая свое послание Федеральному собранию, российский лидер подчеркивал, что формирование стабильных налоговых условий необходимо для обеспечения прорывного развития страны, достижения более качественного уровня образования и здравоохранения, повышения качества городской среды и инфраструктуры в ближайшие шесть лет.
Понятно, что значительная доля работы по достижению поставленных целей ляжет именно на плечи предпринимательского сообщества. И именно поэтому в правительстве признают, что налоговая система не должна быть обременительной для бизнеса, Напротив, она должна позволять ему развиваться. «Нужна определенная настройка. И вот баланс этих двух подходов (необходимость наполнения бюджета и развития бизнеса, обеспечивающего структурные сдвиги в экономике, – прим. издания) – самая сложная задача, с которой, наверное, приходится в этой сфере работать правительству РФ. Ну и как вообще любому правительству», – заметил премьер министр Дмитрий Медведев, открывая 21 марта очередное совещание по налоговой политике.
Премьер заметил, что вопрос о завершении налогового маневра в нефтяной отрасли все еще остается открытым и правительству только предстоит закрыть его, однако кабмин уже предусмотрел механизмы поддержки других отраслей. Речь идет об инвестиционном и налоговом вычете на ближайшие 10 лет по налогу на прибыль организаций. Медведев отметил, что к вычету могут предъявляться до 90 % расходов на приобретение и реконструкцию объектов основных фондов. По идее разработчиков инициативы, такое решение позволит дополнительно простимулировать инвестиционную активность предприятий.
«Еще одно важное направление – это навести порядок в системе различных льгот и изъятий, которые вводились федеральными решениями, но в отношении региональных и местных налогов. Мы договаривались в целом использовать механизма "двух ключей" с тем, чтобы регионы могли в большей степени влиять на собственную налоговую базу», – добавил Медведев. В правительстве придерживаются мнения, что губернаторам стоит «ставить во главу угла интересы развития всего региона, а не фискальные задачи».
У самого бизнеса тоже есть довольно четкое представление о том, какие налоговые преобразования необходимы. Одно из них касается налогового федерализма. В России сложилась система своего рода обмена доли налоговых доходов на новые полномочия. Но проблема в том, что до бизнеса эта помощь в виде налоговых льгот нередко просто не доходит. В этом смысле крупные компании, несмотря на то, что и так пользуются всеми механизмами поддержки, недоступными «малышам», за счет собственного влияния всегда успевают «выбрать льготную квоту», оставляя всех остальных у разбитого корыта.
Когда федеральный центр забирает в общий котел у регионов их налоговые поступления, да еще и не компенсирует выпадающие доходы, региональным властям остается только одно – добавлять региональных поборов, что явно не способствует потеплению делового климата. Новые полномочия, может, и хороши для губернаторских команд, но бизнесу от этого явно дышится не легче.
Другая сторона проблемы – это неналоговые платежи. В прошлом году экономический блок правительства уже сделал кодификацию неналоговых платежей и ведет сейчас большую реформу по контролю и надзору. Но бизнес требует принятия отдельного законопроекта по неналоговым платежам, чтобы избежать «неограниченного и неконтролируемого роста неналоговой фискальной нагрузки». Минфин же, напротив, выступает за то, чтобы прописать все изменения в этой части в Налоговом кодексе.
Опасения бизнеса предсказуемы и понятны: для деловых кругов критично, чтобы исчерпывающий перечень всех неналоговых платежей был закреплен законодательно, а неналоговые платежи, оставшиеся вне этих рамок, с определенного момента не уплачивались. В противном случае, по мнению бизнеса, растут риски применения всего спектра предусмотренных Налоговым кодексом санкций, вплоть до уголовной ответственности. Окончательного решения пока что не принято, правительство обещает дать ответ в течение ближайших месяцев. «Мы договорились, что постараемся с законодателями, с Государственной думой в ближайшие месяцы урегулировать вопрос, касающийся этих самых важных платежей, по совокупности – более 80 % платежей, который заботят представителей бизнеса», – сообщил вице-премьер Игорь Шувалов. По его словам, рассматривается предложение сформировать соответствующий реестр платежей.
Что касается задачи возвращения на траекторию экономического роста, представители делового сообщества всегда указывают на то, что для этого нужны инвестиции. Но задушенные со всех сторон налогами и всевозможными платежами предприятия попросту не имеют ресурсов для развития. Конечно, государственные инвестиции – это один из основных драйверов роста. Но в идеале мотор экономики должен работать на частном капитале. И вот здесь идея снижения налогов с благой целью возвращения денег в экономику в виде частных инвестиций уже не кажется нерабочей. Сэкономленные на более низких налоговых ставках ресурсы ни один предприниматель не будет откладывать на черный день и «зашивать в матрас». Так или иначе эти средства все равно будут работать. Мировой опыт показывает, что даже намерений правительства снизить налоги бывает достаточно для того, чтобы подстегнуть бизнес к открытию новых производств.
В 2017 году российская экономика пусть и со скрипом, но все же преодолела отрицательную динамику, показав рост ВВП на 1,5 % после сокращения на 0,2 % в 2016 году. В начале марта президент Владимир Путин заявил, что к середине следующего десятилетия ВВП на душу населения должен увеличиться в 1,5 раза, а темпы роста самой экономики должны постепенно превзойти мировые. Оглашая свое послание Федеральному собранию, российский лидер подчеркивал, что формирование стабильных налоговых условий необходимо для обеспечения прорывного развития страны, достижения более качественного уровня образования и здравоохранения, повышения качества городской среды и инфраструктуры в ближайшие шесть лет.
Понятно, что значительная доля работы по достижению поставленных целей ляжет именно на плечи предпринимательского сообщества. И именно поэтому в правительстве признают, что налоговая система не должна быть обременительной для бизнеса, Напротив, она должна позволять ему развиваться. «Нужна определенная настройка. И вот баланс этих двух подходов (необходимость наполнения бюджета и развития бизнеса, обеспечивающего структурные сдвиги в экономике, – прим. издания) – самая сложная задача, с которой, наверное, приходится в этой сфере работать правительству РФ. Ну и как вообще любому правительству», – заметил премьер министр Дмитрий Медведев, открывая 21 марта очередное совещание по налоговой политике.
Премьер заметил, что вопрос о завершении налогового маневра в нефтяной отрасли все еще остается открытым и правительству только предстоит закрыть его, однако кабмин уже предусмотрел механизмы поддержки других отраслей. Речь идет об инвестиционном и налоговом вычете на ближайшие 10 лет по налогу на прибыль организаций. Медведев отметил, что к вычету могут предъявляться до 90 % расходов на приобретение и реконструкцию объектов основных фондов. По идее разработчиков инициативы, такое решение позволит дополнительно простимулировать инвестиционную активность предприятий.
«Еще одно важное направление – это навести порядок в системе различных льгот и изъятий, которые вводились федеральными решениями, но в отношении региональных и местных налогов. Мы договаривались в целом использовать механизма "двух ключей" с тем, чтобы регионы могли в большей степени влиять на собственную налоговую базу», – добавил Медведев. В правительстве придерживаются мнения, что губернаторам стоит «ставить во главу угла интересы развития всего региона, а не фискальные задачи».
У самого бизнеса тоже есть довольно четкое представление о том, какие налоговые преобразования необходимы. Одно из них касается налогового федерализма. В России сложилась система своего рода обмена доли налоговых доходов на новые полномочия. Но проблема в том, что до бизнеса эта помощь в виде налоговых льгот нередко просто не доходит. В этом смысле крупные компании, несмотря на то, что и так пользуются всеми механизмами поддержки, недоступными «малышам», за счет собственного влияния всегда успевают «выбрать льготную квоту», оставляя всех остальных у разбитого корыта.
Когда федеральный центр забирает в общий котел у регионов их налоговые поступления, да еще и не компенсирует выпадающие доходы, региональным властям остается только одно – добавлять региональных поборов, что явно не способствует потеплению делового климата. Новые полномочия, может, и хороши для губернаторских команд, но бизнесу от этого явно дышится не легче.
Другая сторона проблемы – это неналоговые платежи. В прошлом году экономический блок правительства уже сделал кодификацию неналоговых платежей и ведет сейчас большую реформу по контролю и надзору. Но бизнес требует принятия отдельного законопроекта по неналоговым платежам, чтобы избежать «неограниченного и неконтролируемого роста неналоговой фискальной нагрузки». Минфин же, напротив, выступает за то, чтобы прописать все изменения в этой части в Налоговом кодексе.
Опасения бизнеса предсказуемы и понятны: для деловых кругов критично, чтобы исчерпывающий перечень всех неналоговых платежей был закреплен законодательно, а неналоговые платежи, оставшиеся вне этих рамок, с определенного момента не уплачивались. В противном случае, по мнению бизнеса, растут риски применения всего спектра предусмотренных Налоговым кодексом санкций, вплоть до уголовной ответственности. Окончательного решения пока что не принято, правительство обещает дать ответ в течение ближайших месяцев. «Мы договорились, что постараемся с законодателями, с Государственной думой в ближайшие месяцы урегулировать вопрос, касающийся этих самых важных платежей, по совокупности – более 80 % платежей, который заботят представителей бизнеса», – сообщил вице-премьер Игорь Шувалов. По его словам, рассматривается предложение сформировать соответствующий реестр платежей.
Что касается задачи возвращения на траекторию экономического роста, представители делового сообщества всегда указывают на то, что для этого нужны инвестиции. Но задушенные со всех сторон налогами и всевозможными платежами предприятия попросту не имеют ресурсов для развития. Конечно, государственные инвестиции – это один из основных драйверов роста. Но в идеале мотор экономики должен работать на частном капитале. И вот здесь идея снижения налогов с благой целью возвращения денег в экономику в виде частных инвестиций уже не кажется нерабочей. Сэкономленные на более низких налоговых ставках ресурсы ни один предприниматель не будет откладывать на черный день и «зашивать в матрас». Так или иначе эти средства все равно будут работать. Мировой опыт показывает, что даже намерений правительства снизить налоги бывает достаточно для того, чтобы подстегнуть бизнес к открытию новых производств.