28 Марта 2018 10:29

Налоговая перестройка: прицел на стимуляцию инвестиций

Автор: Ася Романовская
Фото: © РИА-Новости
Готова ли российская экономика к трансформации сбережений в эффективные инвестиции? Премьер-министр Дмитрий Медведев уверен, что да. Но для укрепления потенциального роста должны быть предприняты новые усилия, о чем он сообщил на заседании расширенной коллегии Министерства финансов.

Период адаптации к санкциям и массированному внешнему давлению прошел. Темпы роста ВВП, конечно, далеки от мирового уровня, но в сложившихся обстоятельствах и имеющиеся полтора процента уже не самый плохой результат. Тем не менее всем очевидно, что на этом далеко не уедешь и реализация поставленных президентом стратегических задач потребует и усилий, и ресурсов. По оценкам Счетной палаты, в предстоящие шесть лет нового президентского цикла из бюджета потребуется дополнительно потратить минимум 8 трлн рублей, чтобы выполнить план, который Владимир Путин схематично очертил в своем послании. И это с условием, что будут продуманы новые механизмы достижения приоритетных целей, так как существующие на сегодняшний день госпрограммы всего не охватывают. Более того, ряд экспертов, в том числе и глава уже упомянутой Счетной палаты Татьяна Голикова, полагает, что производительность труда в целом по экономике должна расти темпами 5-6% в год. А это невозможно без повышения инвестиционной активности.
"Фундамент для таких изменений во многом сформировали стабильные и предсказуемые экономические условия и, конечно, осторожная и, прямо скажем, в меру консервативная бюджетная политика", – заявил премьер-министр на заседании расширенной коллегии Минфина. В этом смысле ведомство Антона Силуанова, который всегда уверенно "держал удар" и никогда не сдавал позиций, выступая против раздувания расходов, смогло обеспечить стабильное финансирование самых разных областей от социальной сферы до оборонки, сохранив при этом контролируемый уровень бюджетного дефицита – с понятной траекторией выхода на сбалансированность доходов и расходов на первичном уровне.

"У российской экономики практически исчезли признаки "голландской болезни", появилась защита экономики и рубля от внешних шоков в долгосрочной перспективе, – подвел итог проделанной работе глава кабинета. – Взвешенная бюджетная политика наряду с умеренной денежно-кредитной политикой ЦБ РФ, меры по повышению инвестиционной привлекательности России позволили укрепить доверие бизнеса к России как к достаточно привлекательной юрисдикции, что привело к пересмотру мировыми рейтинговыми агентствами прогнозов по нашей стране и появлению более позитивных оценок, несмотря на сохранение целого ряда внешних шоков". И все же, чтобы закрепиться на взятой высоте "должны быть предприняты новые усилия".

Медведев, к примеру, призвал продолжить обсуждение вопроса о настройке налоговой системы, с тем чтобы она "лучше соответствовала текущим планам, потребностям экономики". Как уже сообщало издание "ВВП", правительству за последние годы удалось добиться роста налоговых доходов, в том числе и за счет улучшения администрирования. Теперь же, по словам главы правительства, необходимо обеспечить равные возможности для ведения бизнеса и принять решения, направленные на улучшение инвестиционной привлекательности России, включая снижение налогов по новым проектам. Минфин уже готовит предложения по налоговым реформам, которые по оценке Силуанова, озвученной на заседании коллегии, позволят увеличить инвестиционные возможности предприятий на 1% ВВП. Министр заверил, что изменения будут направлены "в пользу" добросовестных корпоративных налогоплательщиков, то есть все будет организовано так, что в "серой" зоне находиться станет невыгодно.

О возможном повышении налоговой нагрузки в экономическом блоке правительства отзываются крайне негативно. Силуанов считает невозможным увеличивать налоги для нефтегазового сектора и направлять допдоходы от роста цены на нефть на дополнительные расходы на инфраструктуру и социальную сферу. Он убежден, что это "в конечном счете приведет только к замедлению экономического развития и создаст макроэкономические риски". А этим путем мы уже проходили. Указанные сферы вполне можно поддержать финансово за счет доходов от "более справедливого расширения налоговой базы, повышения эффективности бюджетных расходов и от дополнительного роста экономики". Глава Минэкономразвития Максим Орешкин коллегу из Минфина полностью поддерживает. По его мнению, рост налогов негативно скажется на экономике и доходах бюджета, а потому необходим структурный подход.
А вот внедрение Единой системы прослеживаемости товаров принесет бюджету 200-300 млрд рублей, рассчитывает Силуанов. Национальный сегмент этой системы должен быть сформирован к концу текущего года. Для этого планируется задействовать данные из таможенных деклараций, систем маркировки, автоматической системы контроля за возмещением НДС и системы контроля за применением контрольно-кассовой техники. Медведев уже поручил ФНС и ФТС создать непрерывную цепочку отслеживания движения товара внутри страны и активно продвигает идею о маркировке отдельных видов товаров. Первая "проба пера" с меховыми изделиями себя оправдала, на очереди эксперимент по маркировке драгметаллов и камней.
Партнёры