
21 Июня 2018
17:29
Начало 2018 года в России: рост производства и инновационные разработки
Автор: Андрей Клочков
Первые пять месяцев текущего года в России ознаменовались не только резким увеличением темпов роста промышленного производства (в том числе и в высокотехнологичных отраслях, от которых трудно было этого ожидать), но и внедрением в производство передовых инновационных научно-технических разработок, заставляющих содрогнуться тех горе-аналитиков, которые ещё год назад предрекали нам кризис и чуть ли не голод.
Общие темпы роста промышленного производства иначе как радостными трудно назвать: только за пять месяцев текущего года этот показатель составил на 3,2 % больше, чем в том же периоде прошлого года. Только за один май месяц объём промышленного производства в стране вырос на 1,5 % по сравнению с апрелем.
Наиболее мощно рвануло вверх производство природного газа (на 7,5 %), угля (на 7 %) и, что особенно важно, – обрабатывающая промышленность, которая выросла по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 4,5 %. Это – показатель эффективности программ импортозамещения и глубокой переработки сырья на отечественных производственных мощностях. То есть развитие производства в стране – не экстенсивный процесс, не «план по валу», а именно интенсификация, переход к современным инновационным технологиям.
Если ещё совсем недавно ленты информационных агентств заставляли патриотически мыслящих читателей скорее огорчаться и сочувствовать проблемам любимой Родины, то сегодня их заголовки всё чаще и чаще вызывают гордость за свою страну. В самом деле, вслушайтесь в музыку этих слов:
• «В Нижнекамске состоялся ввод в эксплуатацию производства изобутилена мощностью 160 тыс. тонн в год на заводе изопрена-мономера ПАО "Нижнекамск-нефтехим". Это второй из трех инвестпроектов завода в рамках программы по наращиванию производства изопренового каучука СКИ-3 до 330 тыс. тонн в год. Новое производство позволило создать предприятию 68 новых рабочих мест».
• «В России создан новый компьютерный процессор Multiclet S1. Согласно первым опубликованным данным, он состоит из 16 ядер, каждое из которых включает 4 процессорных устройства ("клетки") с системой команд, ориентированных на выполнение вычислительных задач. Это оригинальная архитектура, созданная компанией "Мультиклет" из Екатеринбурга».
• «Инженеры Ракетно-космической корпорации (РКК) "Энергия" разработали "противометеоритную ткань" – материал для микрометеороидной защиты трансформируемых надувных модулей, который без вреда выдерживает попадание метеоритов диаметром до 11,5 мм на скорости порядка 6,5 км в секунду».
• «В России резко возросло производство морских деликатесов: мидий — более чем в 12 раз, устриц — в 265. Больше всего нарастил производство Крым. Производство мидий и устриц в России увеличилось с момента введения продовольственных контрсанкций более чем в 17 раз, до 1,7 тыс. тонн».
• «Новая, третья по счёту, линия по производству творога запущена в Удмуртии, на предприятии "Глазов-молоко". Производственная мощность линии составит до 15,3 тонн творожного зерна за смену. Общий объем инвестиций в проект составляет 381 млн рублей».
• «На Прибалтийском судостроительном заводе "Янтарь", входящем в Объединённую судостроительную корпорацию, состоялся спуск на воду третьего по счёту траулера-сейнера проекта SK-3101R "Ударник"».
Шесть цитат, только за одни сутки. На самом деле их намного больше, взгляните хотя бы на новости на нашем же сайте: ускоряется рост производства отечественных автомобилей, в Америке выстраиваются очереди за российскими промо-роботами Пермского производства, и т. д. И это не единичные прорывы. Это – тенденция. Россия уже давно не «встаёт с колен» – она не только встала, а побежала вперёд, набирая темп. И это касается не только промышленного и сельскохозяйственного производств, но и наукоёмких разработок.
Корпорация «Тактическое ракетное вооружение» (КТРВ) испытала управляемый комплекс ракетно-бомбового вооружения модульного принципа построения 9-А-7759, который представляет собой авиационную бомбу с модулем планирования и управления. Комплекс, находящийся на этапе летных испытаний, предлагается в трех вариантах, включая модификацию с твердотопливной двигательной установкой. В зависимости от модификации стартовая масса комплекса оценивается в 500-600 кг. Максимальная дальность пуска ракеты варьируется в пределах 65-120 км, скорость — 500-1200 км/ч. В длину ракета превышает 4,1 м, в диаметре — более 0,3 м. Ракета размещается на истребителях Су-34 и МиГ-35.
В подмосковных Луховицах собирают первый экземпляр супернового российского гражданского авиалайнера Ил-114-300 – небольшого, компактного турбовинтового самолёта, разработанного с учётом требований региональных и местных воздушных перевозчиков. Самолёт предназначен для той ниши, которая наиболее остро требует сейчас заполнения: между «малой авиацией» и огромными дальними лайнерами. Раньше она была занята морально и физически устаревшими самолётами типа Як-40, Як-42, Ан-24. Новый «Илюшин» призван заполнить эту лакуну. Максимальная дальность его при полной загрузке составит 1900 км.
Совсем другой новейший самолёт разрабатывают совместно российские и китайские авиаконструкторы. Инновационный суперлайнер CR-929 и его модификация CR-929-600 заставят потесниться лидеров-монополистов крупнотоннажной авиации – Airbus и Boeing. Российско-китайский авиалайнер, первый коммерческий полёт которого намечен уже на 2021 год, получится немного длиннее, чем его главный конкурент Airbus A330-900, но при этом дальность полета нового самолета с полной загрузкой составит не менее 12000 км. Его разработкой занимается российско-китайская совместная конструкторско-производственная корпорация «COMAC». Разработчики утверждают, что новый авиалайнер станет воплощением самых современных технологий. Инновации коснутся не только электрического и электронного оборудования самолёта, но и его конструкций, которые на 50 % будут сделаны из композитных материалов (крылья будут сформованы из сверхпрочного углепластика!), особенностей аэродинамики и многого другого. Особое внимание разработчики уделили надёжности и безопасности управления самолётом.
Интересно, что инновационные разработки в области современных технологий – это не всегда и не обязательно что-то абсолютно новое. Зачастую речь идёт о технологиях советских времён, которые в своё время были либо не доведены до конца из-за политических и экономических катаклизмов в стране, либо попросту были недооценены тогдашними технологами. Так, по утверждению российской корпорации «S7 Space» (которую журналисты нередко называют «русской SpaceX», сравнивая с компанией Алана Маска), для создания возвращаемой ракеты «Союз-5SL», о которой издание «ВВП» уже недавно писало, лучше всего подходят двигатели, созданные на основе модернизированных советских силовых агрегатов НК-33 и НК-43, разработанных ещё в 1970 – 1980-е годы, но не нашедших своего применения в прошлом веке. По словам экспертов, эти двигатели, значительно «обогнавшие своё время», предназначались для использования на советской сверхтяжелой ракете Н-1, но так и не были внедрены в полной мере. Одна из модификаций НК-33 устанавливается на российском легком носителе «Союз-2.1в», другая монтировалась на американскую ракету Antares. Сегодня пришло время к ним вернуться.
Общие темпы роста промышленного производства иначе как радостными трудно назвать: только за пять месяцев текущего года этот показатель составил на 3,2 % больше, чем в том же периоде прошлого года. Только за один май месяц объём промышленного производства в стране вырос на 1,5 % по сравнению с апрелем.
Наиболее мощно рвануло вверх производство природного газа (на 7,5 %), угля (на 7 %) и, что особенно важно, – обрабатывающая промышленность, которая выросла по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 4,5 %. Это – показатель эффективности программ импортозамещения и глубокой переработки сырья на отечественных производственных мощностях. То есть развитие производства в стране – не экстенсивный процесс, не «план по валу», а именно интенсификация, переход к современным инновационным технологиям.
Если ещё совсем недавно ленты информационных агентств заставляли патриотически мыслящих читателей скорее огорчаться и сочувствовать проблемам любимой Родины, то сегодня их заголовки всё чаще и чаще вызывают гордость за свою страну. В самом деле, вслушайтесь в музыку этих слов:
• «В Нижнекамске состоялся ввод в эксплуатацию производства изобутилена мощностью 160 тыс. тонн в год на заводе изопрена-мономера ПАО "Нижнекамск-нефтехим". Это второй из трех инвестпроектов завода в рамках программы по наращиванию производства изопренового каучука СКИ-3 до 330 тыс. тонн в год. Новое производство позволило создать предприятию 68 новых рабочих мест».
• «В России создан новый компьютерный процессор Multiclet S1. Согласно первым опубликованным данным, он состоит из 16 ядер, каждое из которых включает 4 процессорных устройства ("клетки") с системой команд, ориентированных на выполнение вычислительных задач. Это оригинальная архитектура, созданная компанией "Мультиклет" из Екатеринбурга».
• «Инженеры Ракетно-космической корпорации (РКК) "Энергия" разработали "противометеоритную ткань" – материал для микрометеороидной защиты трансформируемых надувных модулей, который без вреда выдерживает попадание метеоритов диаметром до 11,5 мм на скорости порядка 6,5 км в секунду».
• «В России резко возросло производство морских деликатесов: мидий — более чем в 12 раз, устриц — в 265. Больше всего нарастил производство Крым. Производство мидий и устриц в России увеличилось с момента введения продовольственных контрсанкций более чем в 17 раз, до 1,7 тыс. тонн».
• «Новая, третья по счёту, линия по производству творога запущена в Удмуртии, на предприятии "Глазов-молоко". Производственная мощность линии составит до 15,3 тонн творожного зерна за смену. Общий объем инвестиций в проект составляет 381 млн рублей».
• «На Прибалтийском судостроительном заводе "Янтарь", входящем в Объединённую судостроительную корпорацию, состоялся спуск на воду третьего по счёту траулера-сейнера проекта SK-3101R "Ударник"».
Шесть цитат, только за одни сутки. На самом деле их намного больше, взгляните хотя бы на новости на нашем же сайте: ускоряется рост производства отечественных автомобилей, в Америке выстраиваются очереди за российскими промо-роботами Пермского производства, и т. д. И это не единичные прорывы. Это – тенденция. Россия уже давно не «встаёт с колен» – она не только встала, а побежала вперёд, набирая темп. И это касается не только промышленного и сельскохозяйственного производств, но и наукоёмких разработок.
Корпорация «Тактическое ракетное вооружение» (КТРВ) испытала управляемый комплекс ракетно-бомбового вооружения модульного принципа построения 9-А-7759, который представляет собой авиационную бомбу с модулем планирования и управления. Комплекс, находящийся на этапе летных испытаний, предлагается в трех вариантах, включая модификацию с твердотопливной двигательной установкой. В зависимости от модификации стартовая масса комплекса оценивается в 500-600 кг. Максимальная дальность пуска ракеты варьируется в пределах 65-120 км, скорость — 500-1200 км/ч. В длину ракета превышает 4,1 м, в диаметре — более 0,3 м. Ракета размещается на истребителях Су-34 и МиГ-35.
В подмосковных Луховицах собирают первый экземпляр супернового российского гражданского авиалайнера Ил-114-300 – небольшого, компактного турбовинтового самолёта, разработанного с учётом требований региональных и местных воздушных перевозчиков. Самолёт предназначен для той ниши, которая наиболее остро требует сейчас заполнения: между «малой авиацией» и огромными дальними лайнерами. Раньше она была занята морально и физически устаревшими самолётами типа Як-40, Як-42, Ан-24. Новый «Илюшин» призван заполнить эту лакуну. Максимальная дальность его при полной загрузке составит 1900 км.
Совсем другой новейший самолёт разрабатывают совместно российские и китайские авиаконструкторы. Инновационный суперлайнер CR-929 и его модификация CR-929-600 заставят потесниться лидеров-монополистов крупнотоннажной авиации – Airbus и Boeing. Российско-китайский авиалайнер, первый коммерческий полёт которого намечен уже на 2021 год, получится немного длиннее, чем его главный конкурент Airbus A330-900, но при этом дальность полета нового самолета с полной загрузкой составит не менее 12000 км. Его разработкой занимается российско-китайская совместная конструкторско-производственная корпорация «COMAC». Разработчики утверждают, что новый авиалайнер станет воплощением самых современных технологий. Инновации коснутся не только электрического и электронного оборудования самолёта, но и его конструкций, которые на 50 % будут сделаны из композитных материалов (крылья будут сформованы из сверхпрочного углепластика!), особенностей аэродинамики и многого другого. Особое внимание разработчики уделили надёжности и безопасности управления самолётом.
Интересно, что инновационные разработки в области современных технологий – это не всегда и не обязательно что-то абсолютно новое. Зачастую речь идёт о технологиях советских времён, которые в своё время были либо не доведены до конца из-за политических и экономических катаклизмов в стране, либо попросту были недооценены тогдашними технологами. Так, по утверждению российской корпорации «S7 Space» (которую журналисты нередко называют «русской SpaceX», сравнивая с компанией Алана Маска), для создания возвращаемой ракеты «Союз-5SL», о которой издание «ВВП» уже недавно писало, лучше всего подходят двигатели, созданные на основе модернизированных советских силовых агрегатов НК-33 и НК-43, разработанных ещё в 1970 – 1980-е годы, но не нашедших своего применения в прошлом веке. По словам экспертов, эти двигатели, значительно «обогнавшие своё время», предназначались для использования на советской сверхтяжелой ракете Н-1, но так и не были внедрены в полной мере. Одна из модификаций НК-33 устанавливается на российском легком носителе «Союз-2.1в», другая монтировалась на американскую ракету Antares. Сегодня пришло время к ним вернуться.
Таким образом, Россия вновь выходит на лидирующие позиции в области науки и техники, и на этом фоне продолжающиеся русофобские заклинания некоторых западных СМИ, пытающихся представить нашу Родину отсталой, дремучей страной, «мировой бензоколонкой», годной только на то, чтобы поставлять по всему миру нефть и газ, выглядят просто смешно и жалко.