
04 Июня 2018
20:10
Мы наш, мы новый мост построим!
Автор: Андрей Клочков
Потренировавшись на Русском мосту и усовершенствовав технологии на Крымском, Россия готова к планам соединения всех своих островных анклавов с материком мостовыми переходами. Будет ли следующим на очереди Сахалин?
Остров Сахалин – самый крупный из регионов России, связанных с «большой землёй» только паромной переправой. Учитывая экономическую и стратегическую важность для России «дальневосточного осетра» (как называли когда-то остров за его форму), а также принятые в последние десятилетия программы экономического и промышленного развития Дальнего Востока, логистическая оторванность Сахалина порождает массу неприятных проблем. Жизнь на Сахалине дороже, чем даже в других регионах Дальнего Востока. Не всегда, даже при максимуме пропускной способности паромной переправы, мы можем перевезти на остров грузы с материка – мешают неблагоприятные погодные условия. Порой в порту Ванино скапливается в ожидании перевозки 300-400 вагонов, из-за этого отстают сроки сдачи объектов, сбиваются графики.
Губернатор Сахалина Олег Кожемяко уверен, что мост позволит снизить на острове цены на товары, предметы первой необходимости, строительные материалы и т. д. примерно на 30 %. Снизятся цены на товары – уменьшится и стоимость квадратного метра жилья, улучшится качество жизни островитян. Соединение острова с материком с помощью мостового перехода позволит не только увеличить туристическую привлекательность Сахалинской области, но и даст жителям острова возможность путешествовать на материк. Ратуют за строительство моста и власти Хабаровского края. Переход даст толчок развитию и северных территорий края, и оживит весь Дальний Восток в целом. «Сегодня, когда государство набрало опыт строительства таких переходов на примере Крымского моста, есть строительные организации, способные это делать в короткий срок, возникла необходимость строительства моста и с Сахалина», – резюмировал губернатор.
Полностью разделил мнение главы региона и спикер областной думы Андрей Хапочкин: «Паромная переправа ненадежна из-за капризной островной погоды. А поставки с большой земли пока существенно влияют на работу некоторых отраслей в регионе, в частности сельского хозяйства», – добавил он.
Исходя из этих соображений, сегодня областная дума Сахалина единогласно приняла Обращение к президенту Российской Федерации Владимиру Путину по вопросу строительства мостового перехода между островом Сахалин и материковой частью РФ. Областные депутаты при этом прекрасно отдают себе отчёт в том, сколь дорогим будет этот проект, поэтому обращение содержит также и предложения по источникам финансирования, одним из которых может стать возврат в региональный бюджет ранее переведённых федеральному центру нефтяных миллиардов от проекта «Сахалин-2». Об этом (о возврате средств острову) говорили правительство России, Минвостокразвития и губернатор острова на совещании Совета по инвестиционной деятельности в марте 2018 года. Общая сумма этих возвратных отчислений – 26 млрд руб. По первоначальному плану их планировалось распределить между сотней объектов инфраструктуры острова. Теперь же депутаты предлагают консолидированно вложить их в один, главный – Сахалинский мост.
Президент России Владимир Путин ещё год назад, в июне 2017 года, высказал своё одобрение плану строительства Сахалинского моста, причём, по оценкам главы государства, его оценочная стоимость должна быть ниже, чем у Крымского моста, – примерно 286 млрд руб. (к слову, «найденные» островными депутатами возвратные нефтяные средства составят лишь менее 10 % от этой суммы – прим. издания «ВВП»). При этом эксперты ОАО «РЖД» оспаривают эти оценки: по их мнению, строительство мостового перехода обойдётся в 540,3 млрд руб., что примерно вдвое превышает окончательную стоимость Крымского моста. Однако генеральный директор ОАО «РЖД» Олег Белозеров пояснил, что стоимость самого моста в этой сумме – лишь половина, а вторая половина – строительство подъездных железнодорожных путей и сопутствующей инфраструктуры.
По мнению издания «ВВП», эта оценка близка к истине. Длина Крымского моста превысила 19 км, в то время как Сахалинский мост, если строить его между Лазаревым и Погиби – почти вдвое короче, т. е. менее 10 км. Логично, что с учётом особенностей рельефа дна, климата (Охотское море, однако, это не Азовское, а пролив Невельского изрядно суровее Керченского) и других трудностей каждый километр нового моста обойдётся примерно вдвое дороже. Но ничего невозможного в этом проекте нет: опыт строительства протяжённых мостовых переходов в суровом Дальневосточном регионе у России тоже есть – например, знаменитый мост из Владивостока на остров Русский.
Депутат ГД РФ Дмитрий Белик сообщил СМИ, что Госдума склонна в целом поддержать обращение сахалинских депутатов: «Крымский мост стал своеобразным тест-драйвом для прорывных проектов России. Наша страна успешно сдала экзамен на умение возводить переправы в экстремальных условиях. Думаю, что мы с уверенностью можем говорить о том, что опыт моста через Керченский пролив можно и нужно тиражировать на всю страну», – подчеркнул депутат.
Горячо поддержал идею строительства моста на остров вице-премьер РФ, полпред президента на Дальнем Востоке Юрий Трутнев. По его словам, строительство моста на Сахалин с материковой части России, которое сейчас активно обсуждается, создаст новую географию мира, изменит мировую логистику в целом. Гораздо осторожнее высказался по этому вопросу пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков: «Я не думаю, что кто-то сейчас может дать однозначный ответ на этот вопрос, потому что это вопрос экономической целесообразности. И, конечно, этот вопрос должен предварительно прорабатываться экспертами в рамках правительства, кабинета министров с учетом всех многочисленных аспектов».
Остров Сахалин – самый крупный из регионов России, связанных с «большой землёй» только паромной переправой. Учитывая экономическую и стратегическую важность для России «дальневосточного осетра» (как называли когда-то остров за его форму), а также принятые в последние десятилетия программы экономического и промышленного развития Дальнего Востока, логистическая оторванность Сахалина порождает массу неприятных проблем. Жизнь на Сахалине дороже, чем даже в других регионах Дальнего Востока. Не всегда, даже при максимуме пропускной способности паромной переправы, мы можем перевезти на остров грузы с материка – мешают неблагоприятные погодные условия. Порой в порту Ванино скапливается в ожидании перевозки 300-400 вагонов, из-за этого отстают сроки сдачи объектов, сбиваются графики.
Губернатор Сахалина Олег Кожемяко уверен, что мост позволит снизить на острове цены на товары, предметы первой необходимости, строительные материалы и т. д. примерно на 30 %. Снизятся цены на товары – уменьшится и стоимость квадратного метра жилья, улучшится качество жизни островитян. Соединение острова с материком с помощью мостового перехода позволит не только увеличить туристическую привлекательность Сахалинской области, но и даст жителям острова возможность путешествовать на материк. Ратуют за строительство моста и власти Хабаровского края. Переход даст толчок развитию и северных территорий края, и оживит весь Дальний Восток в целом. «Сегодня, когда государство набрало опыт строительства таких переходов на примере Крымского моста, есть строительные организации, способные это делать в короткий срок, возникла необходимость строительства моста и с Сахалина», – резюмировал губернатор.
Полностью разделил мнение главы региона и спикер областной думы Андрей Хапочкин: «Паромная переправа ненадежна из-за капризной островной погоды. А поставки с большой земли пока существенно влияют на работу некоторых отраслей в регионе, в частности сельского хозяйства», – добавил он.
Исходя из этих соображений, сегодня областная дума Сахалина единогласно приняла Обращение к президенту Российской Федерации Владимиру Путину по вопросу строительства мостового перехода между островом Сахалин и материковой частью РФ. Областные депутаты при этом прекрасно отдают себе отчёт в том, сколь дорогим будет этот проект, поэтому обращение содержит также и предложения по источникам финансирования, одним из которых может стать возврат в региональный бюджет ранее переведённых федеральному центру нефтяных миллиардов от проекта «Сахалин-2». Об этом (о возврате средств острову) говорили правительство России, Минвостокразвития и губернатор острова на совещании Совета по инвестиционной деятельности в марте 2018 года. Общая сумма этих возвратных отчислений – 26 млрд руб. По первоначальному плану их планировалось распределить между сотней объектов инфраструктуры острова. Теперь же депутаты предлагают консолидированно вложить их в один, главный – Сахалинский мост.
Президент России Владимир Путин ещё год назад, в июне 2017 года, высказал своё одобрение плану строительства Сахалинского моста, причём, по оценкам главы государства, его оценочная стоимость должна быть ниже, чем у Крымского моста, – примерно 286 млрд руб. (к слову, «найденные» островными депутатами возвратные нефтяные средства составят лишь менее 10 % от этой суммы – прим. издания «ВВП»). При этом эксперты ОАО «РЖД» оспаривают эти оценки: по их мнению, строительство мостового перехода обойдётся в 540,3 млрд руб., что примерно вдвое превышает окончательную стоимость Крымского моста. Однако генеральный директор ОАО «РЖД» Олег Белозеров пояснил, что стоимость самого моста в этой сумме – лишь половина, а вторая половина – строительство подъездных железнодорожных путей и сопутствующей инфраструктуры.
По мнению издания «ВВП», эта оценка близка к истине. Длина Крымского моста превысила 19 км, в то время как Сахалинский мост, если строить его между Лазаревым и Погиби – почти вдвое короче, т. е. менее 10 км. Логично, что с учётом особенностей рельефа дна, климата (Охотское море, однако, это не Азовское, а пролив Невельского изрядно суровее Керченского) и других трудностей каждый километр нового моста обойдётся примерно вдвое дороже. Но ничего невозможного в этом проекте нет: опыт строительства протяжённых мостовых переходов в суровом Дальневосточном регионе у России тоже есть – например, знаменитый мост из Владивостока на остров Русский.
Депутат ГД РФ Дмитрий Белик сообщил СМИ, что Госдума склонна в целом поддержать обращение сахалинских депутатов: «Крымский мост стал своеобразным тест-драйвом для прорывных проектов России. Наша страна успешно сдала экзамен на умение возводить переправы в экстремальных условиях. Думаю, что мы с уверенностью можем говорить о том, что опыт моста через Керченский пролив можно и нужно тиражировать на всю страну», – подчеркнул депутат.
Горячо поддержал идею строительства моста на остров вице-премьер РФ, полпред президента на Дальнем Востоке Юрий Трутнев. По его словам, строительство моста на Сахалин с материковой части России, которое сейчас активно обсуждается, создаст новую географию мира, изменит мировую логистику в целом. Гораздо осторожнее высказался по этому вопросу пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков: «Я не думаю, что кто-то сейчас может дать однозначный ответ на этот вопрос, потому что это вопрос экономической целесообразности. И, конечно, этот вопрос должен предварительно прорабатываться экспертами в рамках правительства, кабинета министров с учетом всех многочисленных аспектов».