#
04 Июля 2018 12:33

Кинематограф России бьет все рекорды

Автор: Станислав Борзяков
Отечественное кино поставило сразу несколько рекордов на национальном уровне. И это тот случай, когда роль профильного ведомства – Министерства культуры – необходимо подчеркнуть.

Во-первых, это рекорд по кассовым сборам. Их совокупный показатель в первом полугодии 2018-го составил 10,2 млрд рублей, что на 3,7 миллиарда больше, чем в январе-июне 2017-го и на 4,6 миллиарда больше, чем в тот же период 2016-го.

Во-вторых, это рекордное количество зрителей, которых отечественные картины привлекли за последние полгода, – 42,4 миллиона человек, что на 15,6 миллионов больше, чем годом ранее.
И наконец, в-третьих – доля российского кино в кинотеатрах страны достигла 40%. Это тоже рекорд. Никогда еще со времен распада СССР отечественная кинопродукция не могла составить настолько серьезную конкуренцию голливудской.

Эти цифры были озвучены Фондом кино, а впоследствии подтверждены агентству ТАСС в Министерстве культуры РФ. Заслуги данного министерства, а также его руководства на сей раз просто необходимо выделить.

Владимира Мединского сложно назвать идеальным министром культуры в силу как минимум того, что у него сложились чрезвычайно сложные отношения со многими «мастерами культуры» – признанными лидерами профессии. Конечно, можно заметить, что мастера «сами виноваты» и что многим из них понравиться с позиции министра просто невозможно (в силу, например, их оппозиционной заряженности). Однако, как говорил один из руководителей СССР, «других писателей у меня для вас нет». Да, участок сложный, но работать на нем все равно придется.

К некоторым практическим методам этой работы со стороны министерства тоже были серьезные претензии. Например, к инициативе Минкульта о переносе премьерного показа западных блокбастеров в том случае, если их дата выхода в прокат совпадает с началом проката перспективных российских лент. Российские кинопрокатчики (то есть люди не культуры в чистом виде, а бизнеса) справедливо заявляли и об убытках, и о сорванных контрактах, что особенно неприемлемо в эпоху, когда российский прокат становится одним из приоритетных направлений для мировых лидеров отрасли. Протекционизм – мера сама по себе спорная, но бесспорно вредная тогда, когда она вредит полноправным участникам рынка из числа российских же компаний (в данном случае – прокатных).

Наконец, вызывала вопросы прежняя статистика Минкульта, также призванная демонстрировать немалые успехи в киноотрасли. Например, отчет по итогам 2017 года, где результаты российского кино также сравнивались с результатами прошлых лет. Они были не то чтобы фальшивыми или надуманными, но дьявол крылся в деталях. Так, при разговоре об увеличении сборов не делалась поправка на инфляцию (сейчас же она, как известно, рекордно низкая). Кроме того, эти сборы не всегда бились с такими важными, применительно к кинематографу с госучастием, понятиями, как доходность и даже окупаемость (фильм окупается только в том случае, если собирает в прокате вдвое больше своего бюджета). Имелись и другие признаки приукрашивания действительности, тогда как в реальности коммерческий успех российского кино в 2017 году фактически держался на одной платформе – массовой популярности фильма «Последний богатырь» (производства, между прочим, компании Disney).

Однако в нынешних цифрах не видно ничего, что позволило бы в них усомниться. И можно констатировать – Министерство культуры не только устранило часть проблем, на которые ему указывали, но и достигло хороших результатов, выраженных в четких показателях. Как именно достигло – уже не столь важно, так как положительный баланс налицо. С одной стороны, скандалов на тему протекционизма в прокате давно уже не слышно, с другой, люди действительно идут в кино «на русское», а русские кинофильмы (в том числе ленты, снятые с государственным участием) приносят реальные деньги.

Такой «бухгалтерский подход» в области искусства кому-то может показаться неоднозначным, но итог, выраженный в реальных цифрах, а не в ощущениях, неоспорим. Задача ставится предельно конкретно, результат отображен предельно наглядно. Был один рубль, стало три. Было пять фильмов, стало десять. Здоровый технократический взгляд на отрасль – это то, чего хронически не хватало российскому культурному продукту большую часть истории новой России.

Конечно, для столь существенного рывка вперед можно подобрать удобное объяснение, несколько принижающее заслуги Минкульта. Например, такое: если цифры национального проката в 2017-м тащила на себе всего одна выдающаяся лошадь (уже упомянутый «Последний богатырь»), то в первом полугодии 2018-го – это спортивная «тройка» (фильмы «Движение вверх», «Лед» и «Тренер»), а массовый зритель сейчас болен спортом как никогда. Да, все это спортивные драмы, чей пик популярности в мире пришелся еще на 1980-е, хотя и очень разные по интонации («Тренер» Данилы Козловского – кино практически авторское, «Движение вверх» Антона Мегердичева – грамотно выстроенный блокбастер, «Лед» Олега Трофима – лента в предельно легком жанре). Однако это замечание ничего не меняет по сути: продюсер, предугадавший запрос публики, это настоящий профессионал, а не «просто везунчик». А недооценить деятельность того или иного ведомства подчас бывает столь же деструктивно, как и необоснованно его перехвалить.

Сейчас в России при ведущей роли самих «мастеров культуры» (об этом их попросил лично президент Владимир Путин) создается базовый законопроект «О культуре». Известно, что он, с одной стороны, продолжит смотреть на культуру как на бизнес и сферу услуг (а иначе в режиме стремящейся к успеху рыночной экономики и быть не может), но с другой – отдельно и особо подчеркнет ее образовательную и воспитательную функцию. Такой закон давно назрел – долгие годы культуру как отрасль воспринимали с перекосом в ту или иную сторону, что объясняет многие неудачи. Нельзя отдавать сферу на откуп, условно говоря, сортирным комедиям, даже если они приносят колоссальную прибыль. Но точно так же нельзя доставать из вроде бы бездонного (на самом деле нет) государственного бюджета очередную сумму на очередной «патриотический фильм», который в итоге не окупится, потому что никто не хочет его смотреть. Никогда еще патриотизм не отменял грамотной работы продюсера, но с государственной точки зрения верно и обратное.

Выраженная в цифрах и кадрах консультативная, организаторская и лоббистская деятельность Минкульта в последнее время доказала, что в области решения практических задач она эффективна и что ведомство в равной степени умеет отдать должное обеим составляющим – и кино как бизнесу, инвестиции в который должны приносить прибыль, и его патриотической образовательной компоненте, крайне важной в целях укрепления российской нации и России в целом. В этой связи не вызывает вопросов тот факт, что Владимир Мединский был переназначен на свой пост в правительстве, несмотря на все скандалы. У ведомства есть результаты работы, которые можно предъявить, и оно вполне восприимчиво к критике, если видит свои ошибки и умеет их исправлять.

Главное в таких условиях – не заснуть на заслуженных лаврах. Это может сгубить любое достойное начинание и выдающуюся работу, что в истории страны бывало уже не раз. А сейчас как раз тот ее период, который постоянно требует новых свершений в связи с амбициозностью задач, поставленных главой государства перед управленческим аппаратом.
Партнёры