
21 Апреля 2018
00:59
Главному кинофестивалю России нужны новые горизонты
Автор: Станислав Борзяков
Фото: Актеры Игорь Верник и Аглая Тарасова на церемонии открытия 40-го Московского международного кинофестиваля (ММКФ) © РИА-Новости
Фото: Актеры Игорь Верник и Аглая Тарасова на церемонии открытия 40-го Московского международного кинофестиваля (ММКФ) © РИА-Новости
В российской столице открылся Московский международный кинофестиваль, причем открылся он на два месяца раньше обычного. Организаторы пошли на такой шаг, чтобы не пересекаться с другим важнейшим для страны событием – Чемпионатом мира по футболу.
Считается, что искусство выше политики и ее сиюминутных интересов, поскольку по определению вечно. Напомнив об этом в ходе торжественной церемонии открытия, председатель ММКФ Никита Михалков в шутку поблагодарил кинематографистов из Великобритании, которые приехали в Россию и «не побоялись тут быть отравленными» (в числе гостей из Британии – режиссёр и руководитель фестиваля документального кино в Шеффилде Лиз Макинтайр, вошедшая в состав жюри документальной программы ММКФ).
Шутки шутками, но, пытаясь подогреть антироссийскую истерию, заявления об опасности путешествий в Россию публикуют не только британские СМИ, но и официальные лица – с прицелом на всё тот же мундиаль.
К сожалению, к подобному бреду прислушиваются. По крайней мере, статусных гостей из-за рубежа на ММКФ приехало меньше обычного, а состав международного жюри чем-то напоминает семейный подряд. Так, актеры Джон Сэвидж (США) и Настасья Кински (Германия, США) снимались в главных ролях в фильме Андрея Кончаловского (брата Никиты Михалкова) «Возлюбленные Марии» – вольной американской экранизации повести Андрея Платонова «Река Потудань». Работал с Кончаловским и председатель жюри 40-го ММКФ – итальянский продюсер Паоло Дель Брокко.
Также в состав коллегии вошли два режиссера – Лян Цяо (Китай) и Анна Меликян (Россия). Цяо в прошлом году сам завоевал главный приз московского фестиваля – «Золотого Святого Георгия» – со своей лентой «Хохлатый ибис». Что же касается Меликян, статусный американский журнал об искусстве «Variety» включил ее в десятку наиболее перспективных режиссёров мира. Более всего известна ее картина «Русалка», завоевавшая призы на Берлинале и кинофестивале «Сандэнс». В 2008-м году «Русалка» претендовала на «Оскар» от России.
Говоря о «семейном подряде», мы не пытаемся озвучить в адрес Никиты Михалкова некий личный упрек. Дело в другом.
Сейчас российское кино находится на подъеме. В прошлом году общие кассовые сборы отечественных фильмов превысили 12 млрд рублей, тогда как еще в 2011-м этот показатель был вдвое меньше. Выросла и доля российских фильмов в национальном прокате – до 25% (пять лет назад было 17%). Параллельно страна переживает настоящий бум регионального кино, что еще недавно невозможно было даже представить. Малоизвестные широкой публике комедии из Иркутска, криминальные драмы из Бурятии и эпосы из Якутии собирают в прокате десятки миллионов рублей. В Минкультуры видят и поддерживают эту тенденцию, реализуя программы по развитию соответствующей инфраструктуры в регионах, дабы кинематографическая отрасль не ограничивалась двумя столицами.
Однако складывается впечатление, что ММКФ – главный международный кинофестиваль страны, впервые проведенный еще в 1935-м (тогда председателем жюри был Сергей Эйзенштейн, а конкурсную программу открывал фильм «Чапаев») – существует только благодаря Михалкову и висит на его статусе, как на одном гвозде. Безусловно, Никита Сергеевич – международная величина, пожалуй, наиболее известный и статусный российский режиссер планеты. Но что будет дальше, когда организаторские «дыры» больше не получится «затыкать» личными связями Михалкова?
ММКФ необходимо обновление. Возможно, новый концепт. Возможно, новая стратегия развития. Ведь говорим мы, повторимся, о главном международном кинофестивале страны, визитной карточке национального кинобизнеса, бренде, которому необходимы новые горизонты.
С другой стороны, можно порадоваться тому, что программа ММКФ по-прежнему разнообразна и истинно интернациональна – 212 фильмов из 67 стран. При этом в основном конкурсе участвуют 18 картин. Фильмом открытия стала итальянская лента «Неаполь под пеленой» (режиссер Ферзан Озпетек), фильмом закрытия станет канадская криминальная драма «Идентификация» (режиссер Самюэль Тивьерж). Главную роль в последней сыграл Сами Насери – звезда фильмов серии «Такси», он также входит в число иностранных гостей фестиваля.
Считается, что искусство выше политики и ее сиюминутных интересов, поскольку по определению вечно. Напомнив об этом в ходе торжественной церемонии открытия, председатель ММКФ Никита Михалков в шутку поблагодарил кинематографистов из Великобритании, которые приехали в Россию и «не побоялись тут быть отравленными» (в числе гостей из Британии – режиссёр и руководитель фестиваля документального кино в Шеффилде Лиз Макинтайр, вошедшая в состав жюри документальной программы ММКФ).
Шутки шутками, но, пытаясь подогреть антироссийскую истерию, заявления об опасности путешествий в Россию публикуют не только британские СМИ, но и официальные лица – с прицелом на всё тот же мундиаль.
К сожалению, к подобному бреду прислушиваются. По крайней мере, статусных гостей из-за рубежа на ММКФ приехало меньше обычного, а состав международного жюри чем-то напоминает семейный подряд. Так, актеры Джон Сэвидж (США) и Настасья Кински (Германия, США) снимались в главных ролях в фильме Андрея Кончаловского (брата Никиты Михалкова) «Возлюбленные Марии» – вольной американской экранизации повести Андрея Платонова «Река Потудань». Работал с Кончаловским и председатель жюри 40-го ММКФ – итальянский продюсер Паоло Дель Брокко.
Также в состав коллегии вошли два режиссера – Лян Цяо (Китай) и Анна Меликян (Россия). Цяо в прошлом году сам завоевал главный приз московского фестиваля – «Золотого Святого Георгия» – со своей лентой «Хохлатый ибис». Что же касается Меликян, статусный американский журнал об искусстве «Variety» включил ее в десятку наиболее перспективных режиссёров мира. Более всего известна ее картина «Русалка», завоевавшая призы на Берлинале и кинофестивале «Сандэнс». В 2008-м году «Русалка» претендовала на «Оскар» от России.
Говоря о «семейном подряде», мы не пытаемся озвучить в адрес Никиты Михалкова некий личный упрек. Дело в другом.
Сейчас российское кино находится на подъеме. В прошлом году общие кассовые сборы отечественных фильмов превысили 12 млрд рублей, тогда как еще в 2011-м этот показатель был вдвое меньше. Выросла и доля российских фильмов в национальном прокате – до 25% (пять лет назад было 17%). Параллельно страна переживает настоящий бум регионального кино, что еще недавно невозможно было даже представить. Малоизвестные широкой публике комедии из Иркутска, криминальные драмы из Бурятии и эпосы из Якутии собирают в прокате десятки миллионов рублей. В Минкультуры видят и поддерживают эту тенденцию, реализуя программы по развитию соответствующей инфраструктуры в регионах, дабы кинематографическая отрасль не ограничивалась двумя столицами.
Однако складывается впечатление, что ММКФ – главный международный кинофестиваль страны, впервые проведенный еще в 1935-м (тогда председателем жюри был Сергей Эйзенштейн, а конкурсную программу открывал фильм «Чапаев») – существует только благодаря Михалкову и висит на его статусе, как на одном гвозде. Безусловно, Никита Сергеевич – международная величина, пожалуй, наиболее известный и статусный российский режиссер планеты. Но что будет дальше, когда организаторские «дыры» больше не получится «затыкать» личными связями Михалкова?
ММКФ необходимо обновление. Возможно, новый концепт. Возможно, новая стратегия развития. Ведь говорим мы, повторимся, о главном международном кинофестивале страны, визитной карточке национального кинобизнеса, бренде, которому необходимы новые горизонты.
С другой стороны, можно порадоваться тому, что программа ММКФ по-прежнему разнообразна и истинно интернациональна – 212 фильмов из 67 стран. При этом в основном конкурсе участвуют 18 картин. Фильмом открытия стала итальянская лента «Неаполь под пеленой» (режиссер Ферзан Озпетек), фильмом закрытия станет канадская криминальная драма «Идентификация» (режиссер Самюэль Тивьерж). Главную роль в последней сыграл Сами Насери – звезда фильмов серии «Такси», он также входит в число иностранных гостей фестиваля.