
29 Марта 2018
12:54
Экономика забуксовала на дорогах
Автор: Ася Романовская
Фото: Министр экономического развития РФ Максим Орешкин на расширенном заседании коллегии Министерства экономического развития РФ. Александр Астафьев/пресс-служба правительства РФ/ТАСС
Фото: Министр экономического развития РФ Максим Орешкин на расширенном заседании коллегии Министерства экономического развития РФ. Александр Астафьев/пресс-служба правительства РФ/ТАСС
Орешкин назвал сдерживающие факторы экономического роста
Чиновники экономического блока правительства как мантру повторяют слова президента Владимира Путина о том, что российская экономика должна расти темпами выше мировых. Цель в нынешних условиях кажется труднодостижимой и каждый день на пути к запланированному процветанию появляются новые препятствия. Если на расширенной коллегии Минфина глава Счетной палаты Татьяна Голикова заявила, что для реализации амбициозных планов не хватает 8 трлн рублей, то на состоявшейся вслед за этим итоговой коллегии Минэкономразвития профильный министр Максим Орешкин усмотрел корень зла в отсутствии инфраструктуры.
Задача «догнать и перегнать» мировую экономику появилась вовсе не 1 марта, когда Путин огласил очередное послание Федеральному собранию. Об этом глава государства говорит уже много лет подряд. Но статистические данные упорно свидетельствуют о том, что экономика забуксовала и яростно вертит колесами вхолостую. Глава Минэкономразвития считает, что пробуксовка эта произошла в прямом, «дорожном» смысле и виной всему – наши знаменитые, воспетые и оплаканные в стихах поэтов дороги.
«Вопрос нехватки инфраструктуры, недостаточного качества является сейчас сдерживающим для экономического роста», – заявил Орешкин, выступая на коллегии своего министерства. По его данным, Россия отстает от других стран по ряду показателей. Например, по длине высокоскоростных магистралей на человека мы уступаем не только Германии, Китаю, Японии и Корее, но и безнадежно отстали даже от Турции (5 км на человека против 9 км). Подвижки есть, разумеется. Например, улучшается ситуация с федеральными автомобильными дорогами. Но при этом региональные дороги остаются в неудовлетворительном состоянии. Достаточно сравнить цифры: 78% федеральных дорог приведены в порядок и лишь 39% региональных дорог соответствуют нормативам. Для прорыва мало.
Орешкин обратил внимание и на средний возраст энергомощностей. В России он составляет 34 года, превышая возраст мощностей в США (30 лет), Германии (23 года), Турции (14 лет) и Китая (11 лет). Но хуже всего, что в последние годы отчетливо прослеживается тренд на снижение инвестиций в инфраструктуру. Сейчас объем таких инвестиций составляет около 3% ВВП.
Такой уровень не способствует экономическому росту и в результате мы видим то, что фиксирует Росстат, считает глава МЭР. «Задача не так проста, как кажется многим. С учетом поправки на демографическую динамику рост российской экономики на уровне мировой означает, что увеличение ВВП на занятого будет не только в два раза выше, чем в развитых странах, но и на 40% выше, чем в развивающихся, – заметил министр. – Эти страны беднее нас, они имеют больше возможностей по так называемому догоняющему развитию. Поэтому эта задача носит очень амбициозный характер». Так что выше головы Минэкономразвития прыгнуть не обещает. По прогнозу министерства в этом году ВВП увеличится на 2%. Примечательно, что того же ждали и в прошлом году, но как известно 2017 год удалось закончить в плюсе лишь на 1,5%. Учитывая, что по оценке МВФ, мир вырос на 3,7%, а в этом году прогнозный показатель равен 4%, наше суммарное отставание даже больше, чем в два раза.
Выход в Минэкономразвития нашли. «Единственный способ демонстрировать темпы подушевого роста выше, чем в развивающихся странах, – это значительный рост инвестиционной активности. По нашим оценкам, увеличение доли инвестиционных расходов в структуре ВВП должно произойти до уровня 25–30%», – сообщил Орешкин на коллегии. Чиновники понимают, что прирост инвестиционных расходов должен опережать рост конечного спроса. А это возможно только при одновременном опережающем росте объемов ненефтегазового экспорта, росте нормы сбережений домохозяйств, снижении оттока капитала и увеличении объема прямых иностранных инвестиций. И возвращаясь к инфраструктуре: она должна охватывать все ключевые элементы начиная от крупных городов и заканчивая небольшими населенными пунктами и региональной системой коммуникаций. Чем лучше инфраструктура, тем дешевле бизнесу работать.
В этом контексте премьер-министр Дмитрий Медведев, посетивший коллегию Минэкономразвития, тоже вспомнил про механизм инфраструктурной ипотеки, когда через долговой механизм объекты инфраструктуры оплачиваются в рассрочку. Но пока что механизм существует лишь на бумаге: все нормативные документы по нему должны быть приняты в марте – апреле.
Понимая, что любая благая инициатива может быть утоплена в бюрократическом болоте, Владимир Путин постоянно лично следит за тем, как экономический блок осуществляет тот самый «прорыв». А потому сразу же после прошедших коллегий Минфина и Минэкономразвития глава государства провел совещание по экономическим вопросам, как раз чтобы поговорить о среднесрочной перспективе и обсудить в практическом плане вопросы, связанные с реализацией отдельных положений послания Федеральному собранию. «Нужно подготовиться к тому, чтобы формализовать те задачи, которые поставлены в послании», – сказал Путин и попросил глав правительства, администрации, Минфина, Минэка и Центробанка высказаться по поводу предлагаемых конкретных мер. Учитывая, что до инаугурации остается 39 дней, ключевые инициативы должны быть обнародованы в ближайшее время.
Чиновники экономического блока правительства как мантру повторяют слова президента Владимира Путина о том, что российская экономика должна расти темпами выше мировых. Цель в нынешних условиях кажется труднодостижимой и каждый день на пути к запланированному процветанию появляются новые препятствия. Если на расширенной коллегии Минфина глава Счетной палаты Татьяна Голикова заявила, что для реализации амбициозных планов не хватает 8 трлн рублей, то на состоявшейся вслед за этим итоговой коллегии Минэкономразвития профильный министр Максим Орешкин усмотрел корень зла в отсутствии инфраструктуры.
Задача «догнать и перегнать» мировую экономику появилась вовсе не 1 марта, когда Путин огласил очередное послание Федеральному собранию. Об этом глава государства говорит уже много лет подряд. Но статистические данные упорно свидетельствуют о том, что экономика забуксовала и яростно вертит колесами вхолостую. Глава Минэкономразвития считает, что пробуксовка эта произошла в прямом, «дорожном» смысле и виной всему – наши знаменитые, воспетые и оплаканные в стихах поэтов дороги.
«Вопрос нехватки инфраструктуры, недостаточного качества является сейчас сдерживающим для экономического роста», – заявил Орешкин, выступая на коллегии своего министерства. По его данным, Россия отстает от других стран по ряду показателей. Например, по длине высокоскоростных магистралей на человека мы уступаем не только Германии, Китаю, Японии и Корее, но и безнадежно отстали даже от Турции (5 км на человека против 9 км). Подвижки есть, разумеется. Например, улучшается ситуация с федеральными автомобильными дорогами. Но при этом региональные дороги остаются в неудовлетворительном состоянии. Достаточно сравнить цифры: 78% федеральных дорог приведены в порядок и лишь 39% региональных дорог соответствуют нормативам. Для прорыва мало.
Орешкин обратил внимание и на средний возраст энергомощностей. В России он составляет 34 года, превышая возраст мощностей в США (30 лет), Германии (23 года), Турции (14 лет) и Китая (11 лет). Но хуже всего, что в последние годы отчетливо прослеживается тренд на снижение инвестиций в инфраструктуру. Сейчас объем таких инвестиций составляет около 3% ВВП.
Такой уровень не способствует экономическому росту и в результате мы видим то, что фиксирует Росстат, считает глава МЭР. «Задача не так проста, как кажется многим. С учетом поправки на демографическую динамику рост российской экономики на уровне мировой означает, что увеличение ВВП на занятого будет не только в два раза выше, чем в развитых странах, но и на 40% выше, чем в развивающихся, – заметил министр. – Эти страны беднее нас, они имеют больше возможностей по так называемому догоняющему развитию. Поэтому эта задача носит очень амбициозный характер». Так что выше головы Минэкономразвития прыгнуть не обещает. По прогнозу министерства в этом году ВВП увеличится на 2%. Примечательно, что того же ждали и в прошлом году, но как известно 2017 год удалось закончить в плюсе лишь на 1,5%. Учитывая, что по оценке МВФ, мир вырос на 3,7%, а в этом году прогнозный показатель равен 4%, наше суммарное отставание даже больше, чем в два раза.
Выход в Минэкономразвития нашли. «Единственный способ демонстрировать темпы подушевого роста выше, чем в развивающихся странах, – это значительный рост инвестиционной активности. По нашим оценкам, увеличение доли инвестиционных расходов в структуре ВВП должно произойти до уровня 25–30%», – сообщил Орешкин на коллегии. Чиновники понимают, что прирост инвестиционных расходов должен опережать рост конечного спроса. А это возможно только при одновременном опережающем росте объемов ненефтегазового экспорта, росте нормы сбережений домохозяйств, снижении оттока капитала и увеличении объема прямых иностранных инвестиций. И возвращаясь к инфраструктуре: она должна охватывать все ключевые элементы начиная от крупных городов и заканчивая небольшими населенными пунктами и региональной системой коммуникаций. Чем лучше инфраструктура, тем дешевле бизнесу работать.
В этом контексте премьер-министр Дмитрий Медведев, посетивший коллегию Минэкономразвития, тоже вспомнил про механизм инфраструктурной ипотеки, когда через долговой механизм объекты инфраструктуры оплачиваются в рассрочку. Но пока что механизм существует лишь на бумаге: все нормативные документы по нему должны быть приняты в марте – апреле.
Понимая, что любая благая инициатива может быть утоплена в бюрократическом болоте, Владимир Путин постоянно лично следит за тем, как экономический блок осуществляет тот самый «прорыв». А потому сразу же после прошедших коллегий Минфина и Минэкономразвития глава государства провел совещание по экономическим вопросам, как раз чтобы поговорить о среднесрочной перспективе и обсудить в практическом плане вопросы, связанные с реализацией отдельных положений послания Федеральному собранию. «Нужно подготовиться к тому, чтобы формализовать те задачи, которые поставлены в послании», – сказал Путин и попросил глав правительства, администрации, Минфина, Минэка и Центробанка высказаться по поводу предлагаемых конкретных мер. Учитывая, что до инаугурации остается 39 дней, ключевые инициативы должны быть обнародованы в ближайшее время.