
05 Июля 2018
18:41
Двухпроцентный шторм
Автор: Ася Романовская
Фото: Заседание Государственной думы РФ. © Вячеслав Прокофьев/ТАСС
Фото: Заседание Государственной думы РФ. © Вячеслав Прокофьев/ТАСС
Госдума приняла в I чтении законопроект о повышении НДС до 20% и новых тарифах соцвзносов
Парламентарии в первом чтении дали «зеленый свет» законопроекту о повышении налога на добавленную стоимость (НДС) до 20%. Экономический блок правительства сразу предупредил, что без глобальных последствий это не останется. В Минэкономразвития ждут, что повышение налога приведет к замедлению роста инфляции как минимум в текущем году. Минфин надеется удержать рост цен в диапазоне 4-4,5%. Не в последнюю очередь министерские чаяния нивелировать негативные эффекты от налоговых изменений возлагаются на стимулирование инвестиций.
Разговоры об изменении ставки налога на добавленную стоимость возникали в правительственных кругах не раз и не два. Желание поднять эту таксу легко объяснимо: налог хоть и косвенный, но именно на сборы НДС приходится основная часть доходов бюджета большинства стран мира. И Россия здесь не исключение.
Действующая ставка в 18% была закреплена поправками во вторую часть Налогового кодекса 7 июля 2003 года. Тогда президент РФ Владимир Путин подписал закон, уменьшающий размер сбора на 2%. С тех пор экономический блок правительства не раз обращался к теме изменения схемы взимания НДС. С течением времени обсуждались идеи от полного отказа от него с последующей заменой на налог с продаж - до повышения ставки.
Очередной виток этой дискуссии вошел в активную фазу в марте прошлого года, когда глава Минфина Антон Силуанов предложил поднять НДС до 22% с 2019 года, снизив при этом прямые налоги (в том числе страховые сборы). Ряд СМИ сообщал, что в Минэкономразвития была идея поднять сбор до 21%. Но в результате премьер-министр Дмитрий Медведев 14 июня 2018 года озвучил планы по повышению ставки НДС в России с 18 до 20%. Одновременно с этим была анонсирована и пенсионная реформа, предполагающая повышение пенсионного возраста.
На сей раз Государственная Дума не стала откладывать принятие решения в долгий ящик, и уже 3 июля законопроект был принят в первом чтении. Согласно финансово-экономическому обоснованию авторы полагают, что его принятие позволит увеличить доходы федерального бюджета на 620 млрд руб., уже начиная с 2019 года. В действующем законе о трехлетнем бюджете доходы в 2019 году прогнозируются в размере 15 трлн 555 млрд руб., таким образом увеличение НДС должно их повысить на 4%.
При этом льготы предлагается сохранить. Речь идет о пониженных ставках НДС в размере 10%, применяемых в отношении товаров социального назначения. Это в первую очередь продовольственные товары (за исключением деликатесов), детские товары, образовательные и научные книги, художественная литература и периодика, а также лекарства и другие изделия медицинского назначения. Нулевые ставки НДС должны продолжить действовать для внутренних межрегиональных воздушных перевозок.
Одобряя в первом приближении законопроект, парламентарии сделали упор на то, что восстановление 20% ставки НДС позволит направить дополнительные средства на здравоохранение, образование, инфраструктурные проекты. Как заявил глава комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров, «ставка 18% - это не единственная ставка, которую знала история нашей страны, НДС у нас начинался с 28%, просто сегодня об этом почему-то все забыли». Он напомнил, что в 2003 году, когда ставка составляла 20% и уже начинались так называемые «тучные годы», было принято решение о том, что на период экономического роста государство может себе позволить снизить налог.
Одобренный в первом чтении документ предлагает снизить с 26% до 22% страховые взносы на обязательное пенсионное страхование для большинства работодателей-налогоплательщиков. Аналитики подсчитали, что это обернется уменьшением объема поступлений в размере 948,22 млрд рублей, в 2022 году в размере 1 трлн 16,27 млрд рублей, в 2023 году - 1 трлн 86,52 млрд рублей, в 2024 году - 1 трлн 171,41 млрд рублей. И покрывать этот недостаток придется из бюджета. То есть государству придется увеличить трансферт из федеральной казны в ПФР на 502,6 млрд рублей уже в следующем году.
Экономический блок правительства заявил и о других последствиях такого шага. По расчетам Минэкономразвития, налоговые и бюджетные новации вновь замедлят российскую экономику, с таким трудом вернувшуюся к небольшому росту в 2017 году после спада в 2015 и 2016-м. В новом прогнозе аналитики министерства на фоне повышения налоговой нагрузки понизили ожидания по росту ВВП. На текущий год планка снижена с 2,1% до 1,9%. Следующий 2019 год тоже не станет легкой прогулкой для экономики страны. Эксперты назвали его «сложным» из-за необходимости адаптации к новым ставкам НДС. Прогноз МЭР предвещает замедление роста до 1,4%. Ко второму кварталу будущего года показатель в годовом выражении может и вовсе опуститься ниже 1%. Так что в лучшем случае возобновление движения по нарастающей в министерстве Максима Орешкина ждут не раньше, чем в 2020 году.
Нет никаких иллюзий в Минэкономразвития и в отношении инфляции. Согласно новому макропрогнозу, ожидаемое повышение НДС подстегнет рост цен уже до конца этого года. Виной тому рост инфляционных ожиданий у населения, которое по традиции неминуемо начнет скупать товары впрок, как бывало уже не раз. Таким образом, в МЭР рассчитали, что к концу года процесс обесценивания денег разогреется до 3,1% (сейчас показатель находится на исторически низких уровнях - на 25 июня он составил 2,3% в годовом выражении). По итогам 2019 года рост инфляции ожидается уже до 4,3%. «Доля товаров и услуг, облагаемая базовой ставкой НДС, в потребительской корзине оставляет 76%. Соответственно, "счетный" вклад в инфляцию от увеличения базовой ставки НДС с 18% до 20% оценивается в 1,3 п.п.», - прогнозирует Минэкономразвития. Радует, что эффект ускорения не должен быть долгосрочным: в 2020 году ведомство ожидает замедления показателя до уровня ниже целевого ориентира Центрального Банка в 4%.
Ложку меда заготовили в Минфине. Там рассчитывают удержать цены в 2019 году в пределах 4-4,5%-го коридора, правда, с оговоркой замминистра Ильи Трунина «если ничего больше не произойдет, что повлияет на инфляцию». В целом же Минфин настроен довольно оптимистично и рассчитывает, что стимулирование инвестиций нивелирует эффект от роста НДС. «С одной стороны, да, повышение налога приводит к изъятию определенного ресурса из экономики, в том числе и инвестиционных ресурсов, но правительство же не направит эти деньги на покрытие внешнего долга, деньги все будут потрачены внутри страны, в том числе на инвестиции в инфраструктуру, в том числе на социальные цели, следовательно - приведут к увеличению инвестиций и росту реальных располагаемых доходов населения с другой стороны», - заявил Трунин, хотя и признал, что нельзя однозначно говорить об отсутствии отрицательного влияния, заложенного в прогнозе коллег из Минэкономразвития.
Парламентарии в первом чтении дали «зеленый свет» законопроекту о повышении налога на добавленную стоимость (НДС) до 20%. Экономический блок правительства сразу предупредил, что без глобальных последствий это не останется. В Минэкономразвития ждут, что повышение налога приведет к замедлению роста инфляции как минимум в текущем году. Минфин надеется удержать рост цен в диапазоне 4-4,5%. Не в последнюю очередь министерские чаяния нивелировать негативные эффекты от налоговых изменений возлагаются на стимулирование инвестиций.
Разговоры об изменении ставки налога на добавленную стоимость возникали в правительственных кругах не раз и не два. Желание поднять эту таксу легко объяснимо: налог хоть и косвенный, но именно на сборы НДС приходится основная часть доходов бюджета большинства стран мира. И Россия здесь не исключение.
Действующая ставка в 18% была закреплена поправками во вторую часть Налогового кодекса 7 июля 2003 года. Тогда президент РФ Владимир Путин подписал закон, уменьшающий размер сбора на 2%. С тех пор экономический блок правительства не раз обращался к теме изменения схемы взимания НДС. С течением времени обсуждались идеи от полного отказа от него с последующей заменой на налог с продаж - до повышения ставки.
Очередной виток этой дискуссии вошел в активную фазу в марте прошлого года, когда глава Минфина Антон Силуанов предложил поднять НДС до 22% с 2019 года, снизив при этом прямые налоги (в том числе страховые сборы). Ряд СМИ сообщал, что в Минэкономразвития была идея поднять сбор до 21%. Но в результате премьер-министр Дмитрий Медведев 14 июня 2018 года озвучил планы по повышению ставки НДС в России с 18 до 20%. Одновременно с этим была анонсирована и пенсионная реформа, предполагающая повышение пенсионного возраста.
На сей раз Государственная Дума не стала откладывать принятие решения в долгий ящик, и уже 3 июля законопроект был принят в первом чтении. Согласно финансово-экономическому обоснованию авторы полагают, что его принятие позволит увеличить доходы федерального бюджета на 620 млрд руб., уже начиная с 2019 года. В действующем законе о трехлетнем бюджете доходы в 2019 году прогнозируются в размере 15 трлн 555 млрд руб., таким образом увеличение НДС должно их повысить на 4%.
При этом льготы предлагается сохранить. Речь идет о пониженных ставках НДС в размере 10%, применяемых в отношении товаров социального назначения. Это в первую очередь продовольственные товары (за исключением деликатесов), детские товары, образовательные и научные книги, художественная литература и периодика, а также лекарства и другие изделия медицинского назначения. Нулевые ставки НДС должны продолжить действовать для внутренних межрегиональных воздушных перевозок.
Одобряя в первом приближении законопроект, парламентарии сделали упор на то, что восстановление 20% ставки НДС позволит направить дополнительные средства на здравоохранение, образование, инфраструктурные проекты. Как заявил глава комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров, «ставка 18% - это не единственная ставка, которую знала история нашей страны, НДС у нас начинался с 28%, просто сегодня об этом почему-то все забыли». Он напомнил, что в 2003 году, когда ставка составляла 20% и уже начинались так называемые «тучные годы», было принято решение о том, что на период экономического роста государство может себе позволить снизить налог.
Одобренный в первом чтении документ предлагает снизить с 26% до 22% страховые взносы на обязательное пенсионное страхование для большинства работодателей-налогоплательщиков. Аналитики подсчитали, что это обернется уменьшением объема поступлений в размере 948,22 млрд рублей, в 2022 году в размере 1 трлн 16,27 млрд рублей, в 2023 году - 1 трлн 86,52 млрд рублей, в 2024 году - 1 трлн 171,41 млрд рублей. И покрывать этот недостаток придется из бюджета. То есть государству придется увеличить трансферт из федеральной казны в ПФР на 502,6 млрд рублей уже в следующем году.
Экономический блок правительства заявил и о других последствиях такого шага. По расчетам Минэкономразвития, налоговые и бюджетные новации вновь замедлят российскую экономику, с таким трудом вернувшуюся к небольшому росту в 2017 году после спада в 2015 и 2016-м. В новом прогнозе аналитики министерства на фоне повышения налоговой нагрузки понизили ожидания по росту ВВП. На текущий год планка снижена с 2,1% до 1,9%. Следующий 2019 год тоже не станет легкой прогулкой для экономики страны. Эксперты назвали его «сложным» из-за необходимости адаптации к новым ставкам НДС. Прогноз МЭР предвещает замедление роста до 1,4%. Ко второму кварталу будущего года показатель в годовом выражении может и вовсе опуститься ниже 1%. Так что в лучшем случае возобновление движения по нарастающей в министерстве Максима Орешкина ждут не раньше, чем в 2020 году.
Нет никаких иллюзий в Минэкономразвития и в отношении инфляции. Согласно новому макропрогнозу, ожидаемое повышение НДС подстегнет рост цен уже до конца этого года. Виной тому рост инфляционных ожиданий у населения, которое по традиции неминуемо начнет скупать товары впрок, как бывало уже не раз. Таким образом, в МЭР рассчитали, что к концу года процесс обесценивания денег разогреется до 3,1% (сейчас показатель находится на исторически низких уровнях - на 25 июня он составил 2,3% в годовом выражении). По итогам 2019 года рост инфляции ожидается уже до 4,3%. «Доля товаров и услуг, облагаемая базовой ставкой НДС, в потребительской корзине оставляет 76%. Соответственно, "счетный" вклад в инфляцию от увеличения базовой ставки НДС с 18% до 20% оценивается в 1,3 п.п.», - прогнозирует Минэкономразвития. Радует, что эффект ускорения не должен быть долгосрочным: в 2020 году ведомство ожидает замедления показателя до уровня ниже целевого ориентира Центрального Банка в 4%.
Ложку меда заготовили в Минфине. Там рассчитывают удержать цены в 2019 году в пределах 4-4,5%-го коридора, правда, с оговоркой замминистра Ильи Трунина «если ничего больше не произойдет, что повлияет на инфляцию». В целом же Минфин настроен довольно оптимистично и рассчитывает, что стимулирование инвестиций нивелирует эффект от роста НДС. «С одной стороны, да, повышение налога приводит к изъятию определенного ресурса из экономики, в том числе и инвестиционных ресурсов, но правительство же не направит эти деньги на покрытие внешнего долга, деньги все будут потрачены внутри страны, в том числе на инвестиции в инфраструктуру, в том числе на социальные цели, следовательно - приведут к увеличению инвестиций и росту реальных располагаемых доходов населения с другой стороны», - заявил Трунин, хотя и признал, что нельзя однозначно говорить об отсутствии отрицательного влияния, заложенного в прогнозе коллег из Минэкономразвития.