
31 Мая 2018
16:20
Депутаты и сенаторы вручили президенту рычаги ручного управления экономикой
Автор: Андрей Брянский
Фото: © Валерий Шарифулин/ТАСС
Фото: © Валерий Шарифулин/ТАСС
Совет Федерации подавляющим большинством голосов (141 из 142 сенаторов) утвердил принятый Госдумой и как-то оставшийся почти незамеченным Федеральный закон с ничем не примечательным названием «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации…» А между тем к этому закону стоит присмотреться попристальнее, потому как он вручает в руки переизбранного на новый шестилетний срок президента России Владимира Путина уникальные, беспрецедентные полномочия.
В условиях международных санкций наделение Путина такими полномочиями для оперативного ручного управления российской экономикой – шаг может быть и не вполне рыночный, но совершенно необходимый. Согласно новому закону (точнее, согласно важным поправкам, внесённым депутатами Анатолием Аксаковым и Игорем Дивинским при его принятии Госдумой во втором чтении) президент временно наделяется полномочиями приостанавливать действие отдельных статей Гражданского кодекса, изменять законы о рынке ценных бумаг, закон «О военно-техническом сотрудничестве РФ с иностранными государствами» и даже (в исключительных случаях) прописывать особые правила для отдельных компаний (по мнению экспертов, речь идёт прежде всего о крупных госкорпорациях, таких как «Ростех» и «Газпром»).
Своими указами глава государства сможет устанавливать особенности создания, реорганизации, ликвидации и правового положения некоторых компаний в отдельных сферах деятельности. Речь может идти, в частности, о порядке хранения, раскрытия или предоставления информации о деятельности, об особом порядке совершения сделок, включая их нотариальное удостоверение и учет, особом порядке учета информации о ценных бумагах и т. д.
По словам ряда депутатов Госдумы (которая в целом не сомневается в необходимости в нынешних условиях вручить президенту дополнительные рычаги прямого управления), под «исключительными случаями» законодатели имеют в виду международные санкции против России и иные недружественные действия иностранных государств. Логика тут вполне очевидна: если постоянно вводимые, изменяемые и расширяемые санкции и дискриминационные меры против России не имеют никакого отношения к свободной конкуренции и свободному рынку, то и меры противодействия им, направленные на минимизацию вреда нашей стране, вынужденно должны носить нерыночный характер.
По мнению издания «ВВП», журналистам некоторых «свободных» СМИ, пытающихся (впрочем, без особого успеха) раздуть вокруг одобренного вчера Совфедом законопроекта скандал, не следует забывать, что это не Путин просит себе неких авторитарных полномочий, а сами законодатели, основываясь в том числе на заключениях независимых экономических экспертов, вынуждены вручить их главе государства и просить его их принять. Причина очевидна: если пытаться реагировать на постоянно добавляющиеся (и зачастую не поддающиеся логике) западные санкции методами, прописанными для «мирного времени» (т. е. проводя каждую мелочь через правительство и Госдуму в порядке очереди), то Россия каждый раз будет, как те генералы из крылатой фразы Уинстона Черчилля, «всегда готовиться к прошлой войне».
Надо сказать, что предусматриваемое в новом законе лишь для исключительных случаев оперативное управление экономикой с помощью указов президента – для России не новинка. Вспомним, что в 1990-е годы, когда экономическая и политическая ситуация в стране и вокруг неё менялась буквально каждый день, очень многие вопросы (в том числе – конституционные!) решались именно с помощью указов. То же самое происходило в нашей (и не только в нашей) стране в периоды обострений конфликтов, войн, крупных экономических и политических кризисов. Но проходила тяжёлая година, наступала стабилизация, жизнь возвращалась на спокойные рельсы – и снова восстанавливались все эти неспешные конституционные процедуры законотворчества. По мере того как правовое поле заполнялось новыми законами и кодексами, многие из президентских указов отменялись.
Зампред комитета СФ по бюджету и финансовым рынкам Николай Журавлев так объяснил необходимость введения оперативного правового регулирования: «Предусмотреть все нерядовые ситуации, выходящие за рамки обычных процедур, невозможно. (…) Поправки, расширяющие полномочия Владимира Путина, нацелены на повышение оперативности вступления в силу решений президента за счет упрощения формальных процедур».
По мнению ряда экспертов, которое разделяет и издание «ВВП», наделение президента дополнительными полномочиями и фактическое выведение в особых ситуациях указов президента на надзаконный уровень не вызовет протестов и недовольства населения: патриотическое большинство страны доверяет своему президенту, что оно доказало не только голосованием на недавних выборах, но и в ходе социологических опросов. По данным ВЦИОМ показатель рейтинга доверия Путину в конце мая 2019 года составил 46,9%, а индекс доверия составил 44%, и эти показатели имеют тенденцию к росту. Здесь важно не перепутать разные формулировки рейтингов: так, деятельность президента положительно оценивают 80% граждан РФ.
В условиях международных санкций наделение Путина такими полномочиями для оперативного ручного управления российской экономикой – шаг может быть и не вполне рыночный, но совершенно необходимый. Согласно новому закону (точнее, согласно важным поправкам, внесённым депутатами Анатолием Аксаковым и Игорем Дивинским при его принятии Госдумой во втором чтении) президент временно наделяется полномочиями приостанавливать действие отдельных статей Гражданского кодекса, изменять законы о рынке ценных бумаг, закон «О военно-техническом сотрудничестве РФ с иностранными государствами» и даже (в исключительных случаях) прописывать особые правила для отдельных компаний (по мнению экспертов, речь идёт прежде всего о крупных госкорпорациях, таких как «Ростех» и «Газпром»).
Своими указами глава государства сможет устанавливать особенности создания, реорганизации, ликвидации и правового положения некоторых компаний в отдельных сферах деятельности. Речь может идти, в частности, о порядке хранения, раскрытия или предоставления информации о деятельности, об особом порядке совершения сделок, включая их нотариальное удостоверение и учет, особом порядке учета информации о ценных бумагах и т. д.
По словам ряда депутатов Госдумы (которая в целом не сомневается в необходимости в нынешних условиях вручить президенту дополнительные рычаги прямого управления), под «исключительными случаями» законодатели имеют в виду международные санкции против России и иные недружественные действия иностранных государств. Логика тут вполне очевидна: если постоянно вводимые, изменяемые и расширяемые санкции и дискриминационные меры против России не имеют никакого отношения к свободной конкуренции и свободному рынку, то и меры противодействия им, направленные на минимизацию вреда нашей стране, вынужденно должны носить нерыночный характер.
По мнению издания «ВВП», журналистам некоторых «свободных» СМИ, пытающихся (впрочем, без особого успеха) раздуть вокруг одобренного вчера Совфедом законопроекта скандал, не следует забывать, что это не Путин просит себе неких авторитарных полномочий, а сами законодатели, основываясь в том числе на заключениях независимых экономических экспертов, вынуждены вручить их главе государства и просить его их принять. Причина очевидна: если пытаться реагировать на постоянно добавляющиеся (и зачастую не поддающиеся логике) западные санкции методами, прописанными для «мирного времени» (т. е. проводя каждую мелочь через правительство и Госдуму в порядке очереди), то Россия каждый раз будет, как те генералы из крылатой фразы Уинстона Черчилля, «всегда готовиться к прошлой войне».
Надо сказать, что предусматриваемое в новом законе лишь для исключительных случаев оперативное управление экономикой с помощью указов президента – для России не новинка. Вспомним, что в 1990-е годы, когда экономическая и политическая ситуация в стране и вокруг неё менялась буквально каждый день, очень многие вопросы (в том числе – конституционные!) решались именно с помощью указов. То же самое происходило в нашей (и не только в нашей) стране в периоды обострений конфликтов, войн, крупных экономических и политических кризисов. Но проходила тяжёлая година, наступала стабилизация, жизнь возвращалась на спокойные рельсы – и снова восстанавливались все эти неспешные конституционные процедуры законотворчества. По мере того как правовое поле заполнялось новыми законами и кодексами, многие из президентских указов отменялись.
Зампред комитета СФ по бюджету и финансовым рынкам Николай Журавлев так объяснил необходимость введения оперативного правового регулирования: «Предусмотреть все нерядовые ситуации, выходящие за рамки обычных процедур, невозможно. (…) Поправки, расширяющие полномочия Владимира Путина, нацелены на повышение оперативности вступления в силу решений президента за счет упрощения формальных процедур».
По мнению ряда экспертов, которое разделяет и издание «ВВП», наделение президента дополнительными полномочиями и фактическое выведение в особых ситуациях указов президента на надзаконный уровень не вызовет протестов и недовольства населения: патриотическое большинство страны доверяет своему президенту, что оно доказало не только голосованием на недавних выборах, но и в ходе социологических опросов. По данным ВЦИОМ показатель рейтинга доверия Путину в конце мая 2019 года составил 46,9%, а индекс доверия составил 44%, и эти показатели имеют тенденцию к росту. Здесь важно не перепутать разные формулировки рейтингов: так, деятельность президента положительно оценивают 80% граждан РФ.