
08 Марта 2018
16:12
Что мешает российской оборонке «захватить» гражданские цели?
Автор: Ася Романовская
Презентация достижений военной науки и промышленности, которую президент РФ Владимир Путин провел в ходе своего Послания Федеральному собранию, заставила замолчать всех скептиков, которые привыкли считать, что российские технологии напрочь застряли в 60–80-х годах прошлого века. Оказалось, что российские промышленники давно уже живут в будущем и воплощают самые фантастические идеи, что называется, «в железе». Речь, правда, идет в основном об оборонных технологиях. А что же гражданская промышленность?
Президент уже давно поставил задачу предприятиям ОПК: к 2030 году объем выпуска высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения в общем объеме их выпуска должен составлять не менее 50%. Все логично, ведь ни для кого не секрет, что после завершения масштабной программы модернизации армии и флота объем гособоронзаказа будет планомерно снижаться.
Но это в теории. На практике же, как отметил курирующий «оборонку» вице-премьер Дмитрий Рогозин, открывая прошедшую в Перми военно-промышленную конференцию «Диверсификация производства высокотехнологичной продукции гражданского назначения организациями ОПК», «мы находимся в самом начале пути и делаем только первые шаги».
В качестве приоритетных рынков для «конверсии 2.0» сегодня рассматриваются гражданские авиация и судостроение, медицина, телекоммуникации, космос, робототехника, топливно-энергетический комплекс. Определенные успехи уже есть. Например, как сообщил глава Ростеха Сергей Чемезов, выступая в конце прошлого года в Совете Федерации, выручка предприятий, входящих в корпорацию, от производства гражданской продукции в 2017 году увеличилась почти на треть – до 470 млрд рублей. Сейчас акцент делается, с одной стороны, на увеличение спроса на уже выпускаемую продукцию гражданского назначения, с другой стороны, на создание условий для разработки и вывода на рынок новых образцов. В прошлом году на поддержку такого рода экспорта предприятия ОПК получили 27 млрд рублей, сообщил Рогозин на конференции.
Постепенно формируется каталог гражданской продукции предприятий ОПК, в котором на данный момент сформировано уже более 2,5 тысяч позиций. Одним из самых ярких примеров диверсификации оборонного производства новой формации стало завершение строительства опытного летного образца нового магистрального самолета МС-21-300 и начало его летных сертификационных испытаний. Пока что машина тестируется с двигателем PW-1400G, но в 2017 году в полном объеме были выполнены испытания российского двигателя ПД-14, который придет на замену Pratt & Whitney. Также развернута постройка опытных летных образцов регионального самолета Ил-114-300 и дальнемагистрального самолета Ил-96-400М.
Для связки ОПК-ТЭК прошлый год также стал знаковым. В Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК) в рамках программы импортозамещения прошла успешные испытания первая российская газотурбинная энергетическая установка мощностью свыше 110 МВт – ГТД-110М. В 2018 году намечена организация серийного выпуска турбины на базе НПО «Сатурн» в Рыбинске. Производственные возможности позволяют изготавливать 3 турбины за 2 года.
Вообще продукция ОПК для ТЭК занимает второе место в структуре выпуска гражданской номенклатуры, в целом на нее приходится не менее 8,2 % гражданского выпуска ОПК. Доля не так уж высока (основной объем производства приходится на 20 предприятий, выпускающих около 40 номенклатурных позиций), но Коллегия ВПК РФ продолжает работу по налаживанию тесного взаимодействия оборонщиков с ключевыми компаниями ТЭК.
Еще одно перспективное направление – оборудование для нефтяников. Верфями, входящими в "ОСК", освоено производство судов и морской техники для освоения шельфа. Уже сданы в эксплуатацию или находятся в высокой степени заводской готовности плавучие ледостойкие стационарные платформы «Приразломная», ЛСП-1 для месторождения им. Ю. Корчагина и ЛСП № 1 для месторождения имени В. Филановского, плавучие полупогружные установки MOSS CS-50 Mk П "Полярная звезда", "Северное сияние", "Меркурий", ZHD-A, "Арктическая", различные суда снабжения морских буровых платформ и установок. Идет активное строительство танкерного флота в интересах нефтяных компаний: крупнотоннажных судов различных классов, танкеров усиленного ледового класса (дедвейтом 100 тыс. тонн и более), газовозов (вместимостью до 120 тыс. куб. м).
Судостроительный завод «Северная верфь», «Ленинградский судостроительный завод «Пелла», «Адмиралтейские верфи», «Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь», ССЗ «Вымпел», ранее специализировавшиеся на выпуске продукции в рамках ГОЗ, теперь осуществляют еще и строительство рыбопромысловых судов. Кстати, в 2018 году планируется запустить ряд новых механизмов, направленных на защиту отечественных производителей и представляющих определенные преференции для пользователей российских судов и морской техники. К примеру, прорабатывается вопрос о предоставлении судам, ходящим под российским флагом, исключительного права на перевозку и хранение углеводородов в акватории Северного морского пути.
И все же наряду с первыми достигнутыми практическими результатами предприятия ОПК продолжают сталкиваться с определенными проблемами при выполнении поставленных задач в области диверсификации. Двигаться к цели мешает масса рудиментов от «оборонки». Например, использование практики ценообразования на оборонную продукцию для «гражданки», а также большие накладные расходы, что делает ее неконкурентоспособной по цене. Другой момент – существенные временные и финансовые затраты на сертификацию продукции гражданского и двойного назначения.
Серьезную проблему представляет и отсутствие у оборонщиков необходимого опыта в области маркетинга и продвижения на рынки. Сказывается привычка к гарантированному гособоронзаказу. Диверсификацию предприятий ОПК сдерживает и банальный недостаток собственных средств на проведение инициативных разработок «непрофильной» гражданской продукции, а также жесткая кредитная политика банков.
Все это вызывает серьезную озабоченность президента и правительства. 17 февраля глава государства дал ряд поручений правительству, Ростеху и ряду заинтересованных ведомств, которые должны переломить ход событий. Например, для оборонщиков могут быть отменены ограничения количества гражданской продукции, которая может поставляться единственным поставщиком при реализации специнвестконтракта, и другие послабления в рамках СПиК. Правительство в настоящий момент разбирается с упрощением комплекса процедур проведения закупок для предприятий ОПК, увеличением объемов бюджетных средств на софинансирование проведения НИОКР, связанных с производством гражданской продукции, механизмом получения оборонщиками части прибыли, получаемой от реализации гражданской продукции и т.д. Как сказали бы спортивные комментаторы, мяч на стороне оружейников. Дальше все будет зависеть от их мотивации и энергии.
Президент уже давно поставил задачу предприятиям ОПК: к 2030 году объем выпуска высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения в общем объеме их выпуска должен составлять не менее 50%. Все логично, ведь ни для кого не секрет, что после завершения масштабной программы модернизации армии и флота объем гособоронзаказа будет планомерно снижаться.
Но это в теории. На практике же, как отметил курирующий «оборонку» вице-премьер Дмитрий Рогозин, открывая прошедшую в Перми военно-промышленную конференцию «Диверсификация производства высокотехнологичной продукции гражданского назначения организациями ОПК», «мы находимся в самом начале пути и делаем только первые шаги».
В качестве приоритетных рынков для «конверсии 2.0» сегодня рассматриваются гражданские авиация и судостроение, медицина, телекоммуникации, космос, робототехника, топливно-энергетический комплекс. Определенные успехи уже есть. Например, как сообщил глава Ростеха Сергей Чемезов, выступая в конце прошлого года в Совете Федерации, выручка предприятий, входящих в корпорацию, от производства гражданской продукции в 2017 году увеличилась почти на треть – до 470 млрд рублей. Сейчас акцент делается, с одной стороны, на увеличение спроса на уже выпускаемую продукцию гражданского назначения, с другой стороны, на создание условий для разработки и вывода на рынок новых образцов. В прошлом году на поддержку такого рода экспорта предприятия ОПК получили 27 млрд рублей, сообщил Рогозин на конференции.
Постепенно формируется каталог гражданской продукции предприятий ОПК, в котором на данный момент сформировано уже более 2,5 тысяч позиций. Одним из самых ярких примеров диверсификации оборонного производства новой формации стало завершение строительства опытного летного образца нового магистрального самолета МС-21-300 и начало его летных сертификационных испытаний. Пока что машина тестируется с двигателем PW-1400G, но в 2017 году в полном объеме были выполнены испытания российского двигателя ПД-14, который придет на замену Pratt & Whitney. Также развернута постройка опытных летных образцов регионального самолета Ил-114-300 и дальнемагистрального самолета Ил-96-400М.
Для связки ОПК-ТЭК прошлый год также стал знаковым. В Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК) в рамках программы импортозамещения прошла успешные испытания первая российская газотурбинная энергетическая установка мощностью свыше 110 МВт – ГТД-110М. В 2018 году намечена организация серийного выпуска турбины на базе НПО «Сатурн» в Рыбинске. Производственные возможности позволяют изготавливать 3 турбины за 2 года.
Вообще продукция ОПК для ТЭК занимает второе место в структуре выпуска гражданской номенклатуры, в целом на нее приходится не менее 8,2 % гражданского выпуска ОПК. Доля не так уж высока (основной объем производства приходится на 20 предприятий, выпускающих около 40 номенклатурных позиций), но Коллегия ВПК РФ продолжает работу по налаживанию тесного взаимодействия оборонщиков с ключевыми компаниями ТЭК.
Еще одно перспективное направление – оборудование для нефтяников. Верфями, входящими в "ОСК", освоено производство судов и морской техники для освоения шельфа. Уже сданы в эксплуатацию или находятся в высокой степени заводской готовности плавучие ледостойкие стационарные платформы «Приразломная», ЛСП-1 для месторождения им. Ю. Корчагина и ЛСП № 1 для месторождения имени В. Филановского, плавучие полупогружные установки MOSS CS-50 Mk П "Полярная звезда", "Северное сияние", "Меркурий", ZHD-A, "Арктическая", различные суда снабжения морских буровых платформ и установок. Идет активное строительство танкерного флота в интересах нефтяных компаний: крупнотоннажных судов различных классов, танкеров усиленного ледового класса (дедвейтом 100 тыс. тонн и более), газовозов (вместимостью до 120 тыс. куб. м).
Судостроительный завод «Северная верфь», «Ленинградский судостроительный завод «Пелла», «Адмиралтейские верфи», «Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь», ССЗ «Вымпел», ранее специализировавшиеся на выпуске продукции в рамках ГОЗ, теперь осуществляют еще и строительство рыбопромысловых судов. Кстати, в 2018 году планируется запустить ряд новых механизмов, направленных на защиту отечественных производителей и представляющих определенные преференции для пользователей российских судов и морской техники. К примеру, прорабатывается вопрос о предоставлении судам, ходящим под российским флагом, исключительного права на перевозку и хранение углеводородов в акватории Северного морского пути.
И все же наряду с первыми достигнутыми практическими результатами предприятия ОПК продолжают сталкиваться с определенными проблемами при выполнении поставленных задач в области диверсификации. Двигаться к цели мешает масса рудиментов от «оборонки». Например, использование практики ценообразования на оборонную продукцию для «гражданки», а также большие накладные расходы, что делает ее неконкурентоспособной по цене. Другой момент – существенные временные и финансовые затраты на сертификацию продукции гражданского и двойного назначения.
Серьезную проблему представляет и отсутствие у оборонщиков необходимого опыта в области маркетинга и продвижения на рынки. Сказывается привычка к гарантированному гособоронзаказу. Диверсификацию предприятий ОПК сдерживает и банальный недостаток собственных средств на проведение инициативных разработок «непрофильной» гражданской продукции, а также жесткая кредитная политика банков.
Все это вызывает серьезную озабоченность президента и правительства. 17 февраля глава государства дал ряд поручений правительству, Ростеху и ряду заинтересованных ведомств, которые должны переломить ход событий. Например, для оборонщиков могут быть отменены ограничения количества гражданской продукции, которая может поставляться единственным поставщиком при реализации специнвестконтракта, и другие послабления в рамках СПиК. Правительство в настоящий момент разбирается с упрощением комплекса процедур проведения закупок для предприятий ОПК, увеличением объемов бюджетных средств на софинансирование проведения НИОКР, связанных с производством гражданской продукции, механизмом получения оборонщиками части прибыли, получаемой от реализации гражданской продукции и т.д. Как сказали бы спортивные комментаторы, мяч на стороне оружейников. Дальше все будет зависеть от их мотивации и энергии.